Урок познавательной деятельности на тему "Соединения железа, 9 класс"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Дзукаева Светлана Леонидовна

10 декабря 2015 г. в 9 Д классе гимназии №5 г.Владикавказа был дан открытый урок на тему "Соединения железа" (теоретический материал был взят у учителя химии Сикорской О.Э.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: изучить состав, получение и свойства гидроксидов железа, научиться распознавать ионы железа с зарядом 3+; определить содержание железа в некоторых продуктах питания.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию представления о многообразии соединений железа, продолжить изучение  понятия амфотерности на примере  гидроксида железа(III), научить определять с помощью качественных реакций вещества, содержащие железо +2 и +3.

Развивающие: раскрывать причинно-следственные связи,  развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитательные: продолжить формирование навыка самонаблюдения, взаимопомощи, стимулировать развитие познавательного интереса к предмету.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная работа.

Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование:мультимедийный проектор,ПК ,раздаточный материал

Реактивы:растворы сульфата железа (II)(FeSO4), хлорида железа(III)(FeCl3), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), роданида аммония (NH4CNS), пробирки.

Ход урока.

Постановка цели урока.

Вот уже почти полтора года вы изучаете химию. А что изучает химия? – Вещества. А как вы думаете вещество достойно того, чтобы ему был воздвигнут памятник? А  много ли памятников  воздвиг человек во славу того или иного вещества? Как выясняется не очень. Представляю небольшую экскурсию. Итак,

  1. Сахар-рафинад в форме кубиков был изобретен в 1843 году в Чехии. Изобретатель -швейцарец Яков Кристоф Рад был управляющим сахарного завода в Дачице. На месте, где находился сахарный завод, сейчас также установлен памятник -куб, символизирующий сахар-рафинад
  2. В городе Соликамске (Пермский край) открыт памятник соли. Старинный город на реке Каме - без малого шесть веков центр промышленного российского солеварения. Бронзовое изваяние воплощает символ русского гостеприимства: каравай хлеба на рушнике и с солонкой сверху.
  3. "Капля нефти". г. Когалым
  4. В 1749 г. на этом месте сибирский казак - кузнец Медведев нашёл и вывез из тайги загадочный камень - глыбу весом 42 пуда. А академик П. С. Паллас в 1775 г. передал находку в кунсткамеру. В августе 1981 г. группа учёных Москвы, Новосибирска и других городов участвовала в открытии памятника этой находке.
  5. А как вы думаете памятник какому веществу перед вами?

Один из символов Брюсселя - атомиум. Спроектировал его архитектор Ватеркеин. Металлическая конструкция представляет собой молекулу железа, увеличенную в 165 миллионов раз. Весит «молекула» 2400 тонн! Внутри девяти шаров, диаметр каждого из которых 18 м, посетители могут осмотреть экспозицию выставки. Атомиум был спроектирован к началу всемирной выставки 1958 года.  А что символизирует этот памятник? Атомиум символ величия железа- металла – труженика, главного металла промышленности.

А сможете ли вы прожить без железа, а без его соединений? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Соединения железа».

– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?

(ответы учащихся)

– Напишите два ряда соединений, образуемых железом со степенью окисления +2 и +3.

Степень окисления железа

Соединения железа

Оксид

Основание

Соль (хлорид)

Fe2+

Fe(OH)2

FeCl2

Fe3+

Fe2O3

Fe(OH)3

FeCl3

 А как можно получить гидроксиды железа? Можно ли получить гидроксиды железа непосредственно из их оксидов? Почему?

Сегодня вы побываете в роли исследователей. Задача, стоящая перед вами: получить гидроксиды железа, исследовать их свойства.

Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.

Инструкция

Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа (II) и (III) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха.

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Результаты исследований занесите в таблицу.

 Сформулируйте вывод о свойствах гидроксидов железа (II) и (III).

Свойства гидроксида железа (II) гидроксида железа (III)

Признаки для сравнения

Гидроксида железа (II)

Гидроксид железа (III)

1. Получение

FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2   + Na2SO4

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3   +3NaCl

2. Цвет

Белый

Бурый

 -Взаимодействие с кислотами

Fe(OH)2   + 2HCl =     FeCl2 + 2H2O

Fe(OH)3   + 3HCl =    FeCl3 + 3H2O

 - взаимодействие с концентрированными растворами щелочей

Не взаимодействует

Fe(OH)3     + 3NaOH =   Na3[Fe(OH)6]

Вывод:  Кислотно-основный характер гидроксидов:

Основные свойства

Амфотерные свойства

4. Устойчивость на воздухе

Окисляется (не устойчив)

4Fe(OH)2  + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3

Не окисляется

(устойчив)

Давайте подведем итог исследования и сделаем выводы:

  1. Как и все нерастворимые основания гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III) получают в лаборатории взаимодействием раствора соответствующей соли железа с раствором щелочи.
  2. Гидроксид железа (II) неустойчив на воздухе, легко окисляется, гидроксид железа (III) устойчив.
  3. Гидроксид железа (II) проявляет основные свойства, гидроксид железа (III) – слабо выраженные амфотерные свойства.

Казалось бы, как далеки наши сегодняшние исследования от жизни. Но соединения железа как никакие другие важны для жизнедеятельности живого организма. Двухвалентное железо входит в состав гемоглобина. Именно железу кровь обязана своим красным цветом. При недостатке железа человек начинает быстро утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение.  В организм железо поступает вместе с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи.  Присутствии витамина С и фруктозы способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие.

 А как обнаружить соединения железа? Существует ряд качественных реакций на ионы железа +2,+3. Я хочу познакомить вас, на мой взгляд, с самой яркой. В присутствии иона железа (III) при добавлении роданида калия образуется вещество красного цвета. Это - роданид железа (III). Роданид от греческого "родеос" - красный.

FeCl3 + 3 КCNS  = Fe(CNS)3  + 3 KCl

Предлагаю вам  с помощью этой реакция доказать наличие ионов железа +3 в различных продуктах питания.

Лабораторный опыт.

Цель: определить содержание железа в некоторых продуктах питания.

Руководство по выполнению эксперимента

Материал: яблоко, говядине, курага, зеленый лук,

Оборудование и реактивы: ступка с пестиком, мерная пробирка, пипетка; перекись водорода, р-р азотной кислоты, раствор роданида калия KСSN, азотная кислота

Предварительная подготовка: в ступке измельчить образцы анализируемых продуктов одинаковой массы, добавить 10 мл азотной кислоты, 1–2 мл пероксида водорода. Полученную смесь перетереть и перенести в стакан.

Отобрать по 2 мл экстракта добавить 1 каплю 20%–ного раствор роданида калия KSCN.

Сравнить окраску полученных растворов с колориметрической шкалой. Сделать вывод об относительном содержании железа в исследуемых продуктах питания.

Таб. № 3 Колориметрическая шкала

Концентрация Fe3+, мг/л

Окраска раствора

100

Буро-красная

10

Темно-красная

1

Розовая

0,5

Светло-красная

0,1

Отсутствует

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

 Итак, наш урок подходит к концу.

Крупинка железа! Насколько она дороже для нас всего золота и всех бриллиантов мира! Сколько жизней погублено, сколько людей принесено им в жертву!

Всего каких нибудь 3 грамма, нужных для одной вязальной спицы, и все-таки это дороже и ценнее для нас, чем все золото мира, чем алмазные копи Сибири и Африки, потому что эти 3 грамма дарят нам кровь, дают дыхание, тепло и радость жизни! 

 Я благодарю вас за прекрасное общение, вы мне очень понравились, вы очень работоспособны.

Я желаю вам успехов в изучении химии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сахар-рафинад в форме кубиков был изобретен в 1843 году в Чехии. Изобретатель -швейцарец Яков Кристоф Рад был управляющим сахарного завода в Дачице . На месте, где находился сахарный завод, сейчас установлен памятник

Слайд 2

В городе Соликамске (Пермский край) открыт памятник соли . Бронзовое изваяние воплощает символ русского гостеприимства: каравай хлеба на рушнике и с солонкой сверху.

Слайд 3

"Капля нефти" . г. Когалым

Слайд 4

В 1749 г. на этом месте сибирский казак - кузнец Медведев нашёл и вывез из тайги загадочный камень - глыбу весом 42 пуда. А академик П. С. Паллас в 1775 г. передал находку в кунсткамеру. В августе 1981 г. был открыт памятник. Чему?

Слайд 5

Символ Брюсселя - Атомиум . Спроектировал его архитектор Ватеркеин .

Слайд 6

Соединения железа. Прежде старайся исследовать вещи, которые находятся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения. Пифагор

Слайд 7

Степень окисления железа Соединения железа оксид основание Соль (хлорид) Fe 2+ FeO Fe(OH) 2 FeCl 2 Fe 3+ Fe 2 O 3 Fe(OH) 3 FeCl 3

Слайд 8

Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Опыт 1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.

Слайд 9

Признаки сравнения Гидроксид железа (II) Гидроксид железа (III) 1. Получение FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + Na 2 SO 4 FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 +3NaCl 2. Цвет Белый Бурый

Слайд 10

Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа ( II ) и ( III ) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислородом воздуха. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций

Слайд 11

-Взаимодействие с кислотами Fe(OH) 2 + 2HCl = FeCl 2 + 2H 2 O Fe(OH) 3 + 3HCl = FeCl 3 + 3H 2 O - взаимодействие с концентрированными растворами щелочей Не взаимодействует Fe(OH) 3 + 3NaOH = Na 3  Fe(OH) 6  Вывод: Кислотно-основный характер гидроксидов: Основные свойства Амфотерные свойства

Слайд 12

4. Устойчивость на воздухе Окисляется ( не устойчив) 4Fe(OH) 2 + 2H 2 O + O 2 = 4Fe(OH) 3 Не окисляется (устойчив)

Слайд 13

Как и все нерастворимые основания гидроксид железа (…) и гидроксид железа (…) получают в лаборатории взаимодействием раствора соответствующей … с раствором щелочи. Гидроксид железа (…) неустойчив на воздухе, легко окисляется, гидроксид железа (…) устойчив. Гидроксид железа (…) проявляет основные свойства, гидроксид железа (…) – слабо выраженные амфотерные свойства. Выводы:

Слайд 14

Железо входит в состав гемоглобина, различных ферментов . В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65% в крови. Ежедневно с пищей должно поступать 5-15 мг железа

Слайд 15

FeCl 3 + 3 К CNS = Fe ( CNS ) 3 + 3 KCl В основе этого опыта лежит взаимодействие ионов Fe3+ с ионами SCN-, при этом образуется кроваво-красное комплексное соединение – роданид железа (|||):

Слайд 17

Лабораторный опыт. Цель: определить содержание железа в некоторых продуктах питания. Концентрация Fe 3+ , мг/л Окраска раствора 100 Буро-красная 10 Темно-красная 1 Розовая 0,5 Светло-красная 0,1 Отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.

Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель  расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен ...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории.

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания по теме: "Содействие процессу познанию на уроках истории, через активные формы деятельности"....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....

Обобщение опыта « Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии»

Обобщение опыта "Активизация познавательной детельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии"...