УРОК ПО ХИМИИ 9 КЛАСС. "ЖЕЛЕЗО И ЕГО СВОЙСТВА"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тишкова Светлана Юрьевна

 

  Данный урок- презентация по теме « железо и его свойства» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эффективность урока. Сформировать понятие о строении и свойствах железа, его значении в природе и жизни человека. Способствует развить познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать, делать выводы, оформлять молекулярные и ионные уравнения реакций.  

В ходе урока были использованы: Методы:- частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный; - самостоятельная  работа; - словесно-наглядно-практический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelezo_i_ego_svoystva.docx191.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЖЕЛЕЗО


Задачи:

Образовательныя: 

  1. Охарактеризовать железо по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Познакомить с физическими и химическими свойствами железа как простого вещества.
  3. Показать области распространения и применения железа.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умений  устанавливать  взаимосвязь между  составом,   строением  и свойствами веществ.
  2. Через лабораторнае опыты  способствовать развитию исследовательских навыков.
  3. Утвердить учащихся в познаваемости и единстве органического мира путем предоставления информации о разных формах существонания железа и его нахождении в природе.
  4. Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока.
  5. Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений, навыков в составлении формул, характеристике веществ, определении степени окисления;
  6. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; сформировать умение экспериментировать,  наблюдать, анализировать опыты, делать выводы с соблюдением правил ТБ.

Воспитательные

  1. Способствовать    формированию    интернациональных    чувств, представив учащимся сведения об истории использования железа разными народами мира.
  2. Утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну.

Тип урока: изучения нового материала. Сообщение новых знаний и их совершенствование.

Вид урока: лабораторный.

Форма урока: индивидуальная, парная,  

Методы: репродуктивный, экспериментальный, словесный, проблемный, логический  (сравнение, классификация, выделение главного), поисковый, наглядный.

Педагогические приемы: постановка проблемных вопросов, приемы формулирования новых учебных выводов, передача информации ( запоминание по ассоциации, заучивание, повторение, воспроизведение), постановка вопросов, прием формулирования  выводов, оценка деятельности учащихся, выделения главного, классификации, обобщение, систематизация, демонстрация иллюстраций, опытов,

Средства обучения: справочный материал, лабораторное оборудование, раздаточный материал (таблицы), учебники

Оборудование: металлическая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь, колбы, магнит, штатив с пробирками.

Реактивы: железные гвозди, разбавленные и концентрированные: серная, соляная и азотная кислоты, раствор гидроксида натрия, железные опилки, сера, вода, хлор, кислород, роданид аммония, хлорид железа (II), хлорид железа (III), красная кровяная соль, желтая кровяная соль.

на столах учащихся: растворы соляной кислоты , серной кислоты

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Работа учащихся

I

Организационный момент

  1. Заранее на доске записывается и домашнее задание.
  2. Ребята, сейчас вы услышите загадку и должны будете ответить, о каком металле в ней идет речь.

«Среди металлов самый славный,

Важнейший, древний элемент.

В тяжелой индустрии — главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной».

  1. Тема урока
  2. Цели урока (выведены на экран телевизора

План урока: 

  1. Железо как химический элемент.
  2. Физические свойства железа.
  3. Значение железа. Задача.
  4. Химические свойства железа.
  5. Лабораторная работа «химические свойства железа».
  6. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
  7. Подведение итогов урока.
  8.  Домашнее задание.

  1. Вводное слово
  2. Тема урока

Цели урока (выведены на экран телевизора)

Ответ: железо

Записывают в тетради

Карточки на столах учащихся

II

Актуализация знаний

? 1) Какие химические элементы изученные нами  

         относят к металлам?

     2) По какому признаку химические элементы

         относят к металлам?

   3) А железо можно отнести к металлам?

Железо действительно находится в восьмой группе, но и побочной подгруппе.

                           

Ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий

Ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне: от одного до трех.

Ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахождение железа в восьмой группе ставит это под сомнение.

S

Изучение нового материала

  1. Формирование знаний о железе - химическом элементе. Слайд 5

Давайте определим положение железа в ПСХЭ и составим его электронную формулу.

Fe +26  )    )    )    )

           2    8     18   2

1s2    2s2      2p6          3s2   3p6               3d6                             4s2

Согласно этой формуле в атоме железа из восьми валентных электронов четыре находятся в спаренном состоянии. Два спаренных 3d электрона разъединять нельзя, т.к. на 3 ЭУ нет свободных орбиталей. Но на 4 ЭУ  имеются 3 свободные орбитали, поэтому спаренные 4s электроны можно разъединить.

1s2      2s2      2p6         3s2   3p6                   3d6                        4s1

4p1      

Вывод:  Для железа наиболее характерные ст. ок. +2 и +3.

На доске: Слайд 6

Радиус атома, нм

              Fe                 Na            Mg             Al

        0.126               0,186          0,160         0,140

? . Какое влияние на свойства железа оказывают такие размеры атома и возможность отдавать электроны с внешнего и предвнешнего слоя?

  1. Формирование знаний о железе - простом веществе.

? Действительно ли такими важными свойствами

обладает железо?

Убедиться в этом и познакомиться с железом, и будет целью нашего урока сегодня.

Демонстрация физических свойств железа

•  теплопроводности (один конец стальной проволоки с кнопками на пластилине нагревается, кнопки по порядку падают на подставку демонстрационного стола)

•  электропроводности  (замыкается  простейшая  электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается

•  наличие металлического блеска (металлическая пластина поворачивается при дневном свете),

•  пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки),  слайд 7

•  магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются), учащиеся делают вывод: железо магнитно.

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии Слайд 8

 Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Слайд 9

 Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование.

Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой. Слайд 10

В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит.  Слайд 11

Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Слайд 12

 Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Американец Генри усовершенствовал электромагнит, навив на железный сердечник провод в несколько слоев. Генри изолировал сами провода вместо того, чтобы лакировать сердечник. Навивая на каркас все больше слоев проволоки, Генри делал более мощные электромагниты. В 1831 году он изготовил электромагнит, который мог поднимать 300 килограммов. Слайд 13

Как известно, у металлов довольно высокий коэффициент теплового расширения. По этой причине стальные сооружения в зависимости \ от времени года, а следовательно, от температуры окружающего воздуха, становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая Эйфелева башня - «железная мадам», как часто называют ее парижане, летом на 15 см выше, чем зимой. 

Слайд  14

Плотность железа в кг/м3 - 7900, температура кипения - 2770° С, температура плавления - 1536° С. Слайд 15

?  Как вы думаете, ребята, почему Ферсман дал такую высокую оценку железу? Вспомните, где этот металл находит применение.

А что мы знаем о железе? Где встречается  

 железо в природе?

В земной коре железо распространено достаточно широко. Слайд 16-19

На его долю приходится:

 Около 4,1% массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире.

 В морской воде 1·10–5 — 1·10–8% железа.

  • бурый железняк слайд17

(руда гидрогетит НFeO2·nH2O)

  • красный железняк

(руда гематит Fe2O3)

  • шпатовый железняк

(руда сидерит FeСO3)

  • магнитный железняк

(руда магнетит Fe2O4)

  • пирит
  • FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа

    Слайд 20-24    Действительно, применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX в.

Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливается плуг земледельца, станок рабочего, оружие воина, стоящего на страже мирного труда, игла, которой вы шьете. Без железа немыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение строительство железных дорог, машиностроение, строительное дело, военное дело. Но не только техника нуждается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты. Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащееся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений. В организме человека железо встречается в виде ионов железа. Оно входит в состав гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно — углекислый газ. Обычно содержание железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико.

При недостатке железа в организме человек быстро начинает утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение.        

3.Формирование знаний о химических свойствах железа.

Задача. Не так давно в Моравском музее города Брно появился новый экспонат - небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящего к раннему средневековью. Масса топора 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопках, топор изготовлен из природнолегированного железа, содержащего 2,8 % никеля и 0,6 % кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, который воспользовался средневековый мастер из Мстенице. Сколько кг железа в этом топоре?

А теперь рассмотрим химические свойства железа.

Железо —металл средней активности

Слайд 25

Демонстрация химических свойств.

Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором.

Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в пробирке с пробкой и газоотводной трубкой путем взаимодействия КМпО4 и НС1 (тяга!):

2КМпО4 + 16НС1 = 2КС1 + 2МпС12 +5С12 +8Н2О

Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой.

Берут тонкую стальную проволоку (12-15 см). Конец ее обматывают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда проволока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа (III).

2Fе + ЗС12 = 2FеС13 (F, Cl, Br)слайд 27

Fе + S = 2FеS (S, I)

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом.

Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой.

 2КМпО4 = К2МпО4 + МпО2 + О2|

Нагрейте до воспламенения железные опилки и опустите в колбу с кислородом.

ЗFе + 2О2 = FeО • Fе2О3 слайд 27

?Чем является железо в данных уравнениях реакций?

?Действует ли вода и кислород на железо?

При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция: (запись в тетради)

               4Fe   +   6Н2О  + 3О2  =  4Fe(ОН)3

  Fe0  - 3ē  =  Fe+3    4      восс-ль, окисления

  О20  + 4ē  = 2О-2     3      окислитель, вос- ния

Слайд 28-30Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая  Почему? 

?Может вытеснять железо водород из воды

Опыт 5. Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура, поэтому учитель предлагает учащимся только записать уравнение реакции.

ЗFе + 4Н2O = Fе3O4 + 4Н2 слайд 31

Лабораторная работа

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Взаимодействие железа растворами кислот, солей»

Опыт 3. Взаимодействие железа с медным купоросом.

В   пробирки налейте по 4—5 мл сульфата меди и хлорида алюминия (II). Насыпьте немного

железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивайте содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится  окраска растворов.

Fе + СuSО4 = Сu +FеSО4

Fе + AlCl3  =

Опыт 4. Взаимодействие железа с кислотами.

В  пробирки положите по 1  канцелярской кнопке и налейте по 4-5 мл раствора соляной кислоты, серной кислоты,   Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа (II).

Fе + 2НС1разб. = FеС12 + Н2

Fе + Н24 = FеSО42

Fе + Н24(к) =

Fе + 6НNO3 =  Fе(NО3)3+ 3Н2O + 3NO2 

слайд 32-33

Эти кислоты создают на поверхности металла такую прочную и плотную пленку оксида, что металл становится совершенно пассивным и уже не вступает в другие реакции.

Закрепление

Вернутся к плану урока, обсудить достигли ли мы цели урока

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал.

Вот длинный ряд тысячелетий

Проходит в поисках, в борьбе,

И наступает век железный

Кровавый беспокойный век.

Он начинался резким звоном

Жестоко скрещенных мечей

Потоком многомиллионным

Обрушил бомбы на людей.

Железо в космосе, на звездах,

Железа много на Земле

Железо образует горы

Гора Магнитка, например.

Железо - труженик, строитель,

 Станки, заводы, корабли

Ведь от иголки до машины

Все из железа состоит.

Железо в почве, в селезенке,

Записывают на доске схему электронного строения атома железа.

Один ученик работает у доски

Ответ: Железо, имеющее атомы небольших размеров и большое число электронов, участвующих в металлической связи, должно обладать высокой температурой плавления и значительной твердостью, но вместе с тем небольшой электропроводностью.

Все выводы записываются в тетради.

учащиеся делают вывод: железо теплопроводно;

учащиеся делают вывод: железо электропроводно;

учащиеся делают вывод: металлический блеск есть;

учащиеся делают вывод: железо пластично и ковко; слайд 7

учащиеся делают вывод: железо магнитно.

Выступления учащихся с докладами

Демонстрация

На столах листы с задачей.

Один человек решает у доски остальные в тетради

Решение:

1)m(Ni) = 0,028-6 = 0,168 кг

2) m (Со) = 0,006 - 6 = 0,036 кг

3) m (Fе) = 6 - (0,168 + 0,036) =*$- 0,204 = 5,796 кг

Ответ: Железа в топоре 5,796 кг.

По ряду напряжения металлов определяют активность железа и прогнозируют химические свойства.

Видео

Записывают уравнения реакции 

один человек у доски

Записывают уравнения реакции 

один человек у доски

Ответ : восстановителем

Ответ: да

Ответ: Там сухой воздух

Ответ: да

на столах учащихся микролаборатории и инструктивные карты

проводят опыты работу оформляют в тетради, делают выводы

Обсуждение результатов

вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами.

Слайд 34

1. Железо имеет, большое значение для биологии животных организмов, так как является основным катализатором дыхательных процессов. Организм взрослого человека содержит около 3 г железа, из которых приблизительно 75 % входит в состав гемоглобина. Основной функцией этой части железа является связывание молекулярного кислорода и перенос его в ткани. Последние, в свою очередь, содержат органические соединения железа, катализирующие процессы дыхания в клетках. Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.

2.  Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особого вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние поглощают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно выражающаяся уравнением:

4Ре(НСО3)2 + 2Н2О + О2 = 4Ге(ОН)2 + 8СО2

Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержания их жизнедеятельности. Окисление железа является, следовательно, актом дыхания железобактерий и заменяет для них имеющее место и организмах высших растений окисление углерода.

Железобактерии размножаются главным образом в водах железистых источников, болотах, прудах и т. п. Нередко наблюдается также тесовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа оседает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течением времени приводит к образованию отложений так называемых «болотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения железных руд.

1. Восточная легенда повествует о том, как египетский султан и полководец XII века Саладин (Салах-ад-дин) состязался в ловкости и воинском искусстве с английским королем Ричардом I по прозвищу Львиное Сердце. Могучим ударом меча Ричард разрубил пополам копье одного из рыцарей, продемонстрировав тем самым высокую прочность клинка и собственную силу. В ответ Саладин подбросил в воздух тонкий шелковый платок и рассек его на лету своей саблей, что говорило не только о ловкости султана, но и об удивительной остроте его оружия.

По преданию, одни из лучших на Востоке клинков изготовляли

(мастера из Аджлуна (на севере Иордании). В Средние века здесь было широко развито оружейное дело, и на протяжении нескольких столетий Аджлун снабжал саблями, мечами, кинжалами армии арабских халифатов, воевавших с крестоносцами и другими завоевателями.

Недавно археологи обнаружили в окрестностях Аджлуна остатки кузнечных мастерских и заброшенные копи, где горняки средневековья добывали железную руду. Находка археологов еще раз подтвердила высокий уровень развития металлургии и оружейного дела, достигтый древними аджлунскими мастерами.

2. Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия тому назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла тогда крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда, в конце концов, им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся в крепости запасы гвоздей (семь тонн!) не имело смысла, но оставлять их англичанам тоже не хотелось. Вот и решили римляне зарыть ящики с гвоздями поглубже в землю до лучших времен. Однако лучшие времена так и не наступили: вернуться сюда римским завоевателям уже не довелось, и железные гвозди благополучно пролежали в земле два тысячелетия.

Предприимчивые строители, упаковав древнеримские гвозди в полиэтиленовые мешочки и пустив их в продажу в качестве исторических сувениров, с удовлетворением наблюдали за тем, как поржавевшие железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего когда-то походы на Британские острова.

3. Проблемой защиты от коррозии люди заинтересовались еще в Древние века. В трудах греческого историка Геродота (V век до н. э.) мы находим упоминание об оловянных покрытиях, предохраняющих железо от ржавчины. В Индии уже полтора тысячелетия существует общество по борьбе с коррозией. В XIII веке оно принимало участие в постройке на побережье Бенгальского залива Храма Солнца. ('ооружение, веками подвергавшееся действию соленых ветров и морской влаги, уже превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, уже в те далекие времена индийские мастера знали, как противостоять коррозии.

Об этом же свидетельствует и знаменитая железная колонна — одна из многочисленных достопримечательностей индийской столицы. Вот что писал в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмосферных явлений».

Весит колонна около 6,5 тонны. Ее высота 7,2 метра, диаметр - от 42 сантиметров у основания до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72 %).

Колонна была воздвигнута в 415 году в честь скончавшегося незадолго до этого царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в 1050 году перевезли в Дели. По народному поверью, у того, кто прислониться к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С давних времен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудо-колонну, перед которой бессильно время? Некоторые писатели-фантасты не исключают, что она создана на другой планете, а завез ее к нам экипаж космического звездолета, который захватил ее с собой на Землю либо в качестве вымпела, либо как дар жителям нашей планеты. По другим версиям, колонна выкована из крупного железного метеорита.

4.  Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки человека, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, упавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». В то же время многие крупные ученые еще в конце XVIII века не допускали и мысли о том, что Вселенная может «снабжать» Землю железом. В 1751 году вблизи немецкого города Ваграма упал метеорит. Спустя сорок лет венский профессор Штюц писал об этом событии: «Можно себе представить, что в 1751 году даже самые просвещенные люди в Германии могли поверить в падение куска железа с неба, - насколько слабы были тогда их познания в естественных науках... Но в наше время непростительно считать возможными подобные сказки».

На поверхность земного шара ежегодно выпадают тысячи тонн метеоритного вещества, содержащего до 90 % железа. Самый крупный метеорит найден в 1920 году в юго-западной части Африки. Это метеорит Гоба, весящий около 60 тонн. В 1891 году В Аризонской пустыне была обнаружена громадная воронка диаметром более 1200 и глубиной 175 метров. Ее образовал гигантский железный метеорит, упавший в доисторические времена.

3. Австралийский исследователь в области физики твердой Земли Стейси считает, что средняя плотность Земли и внутреннее ее строение, по данным сейсмологии, хорошо согласуются с допущением, что Земля обладает жидким железным ядром с плотностью при нулевом давлении 7 г/см3, окруженным твердой мантией из силикатов с плотностью 3,3 г/см3.

4-й ученик: По современным представлениям, в 16-километровой толще земной коры содержится 4,5 % железа. В следующем слое, лежащим под земной корой, железа находится втрое больше; центр земного шара состоит из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же земной шар состоит на 34,6 % из железа. В составе Земли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно является важнейшей составляющей частью в строении нашей планеты.

Учитель: Это современные представления о распространении железа, но человек знаком с железом очень давно. Действительно ли это так?

5-й ученик: Когда с помощью советских специалистов в Египте сооружалась Асуанская плотина, археологи вели многочисленные раскопки в Нубийской пустыне, которая после ввода плотины в строй должна была стать районом затопления. Однажды здесь был найден стальной нож, пролежавший в земле несколько тысяч лет. Вряд ли эта находка всерьез заинтересовала бы ученых, если бы не одно обстоятельство: лезвие ножа оказалось настолько острым, что им можно было легко резать даже мягкий хлеб. Столь высокое качество изделий свидетельствует о большом мастерстве древних металлургов и оружейников.

9-й ученик: История цивилизации неразрывно связана с железом. В древности у некоторых народов этот металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготовляли даже обручальные кольца. Постепенно, по мере развития металлургии, этот металл становился доступнее и дешевле. И все же еще сравнительно недавно многие отсталые народы, испытывая острую нужду в железе, готовы были платить за него огромную цену. Известный английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезийских островов: «... Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо всегда было для них самым желанным, самым драгоценным товаром». Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь по-

пучить целую свинью. В другой раз за несколько старых ненужных яожей островитяне дали матросам столько рыбы, что ее хватило на лного дней для всей судовой команды.

Во время визита на один из островов Кук преподнес местным жителям в качестве подарка горсть железных гвоздей. Видимо, прежде туземцам не приходилось пользоваться этими странными металлическими предметами, и поэтому они с явным недоумением вертели их в руках. Попытки объяснить островитянам назначение гвоздей ни к чему не привели.

Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам. С важным видом он изрек несколько мудрых мыслей, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Теперь пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили пришельцам, что из посаженных в землю железных палочек вскоре вырастут деревья, которые, подобно банану, будут увешаны связками гвоздей. Собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Взаимодействие железа растворами кислот, солей»

Опыт1. Взаимодействие железа с медным купоросом.

В   2 пробирки налейте по 4—5 мл сульфата меди и хлорида алюминия . Насыпьте немного

железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивайте содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится  окраска растворов.

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислотами.

В  2 пробирки положите по 1  канцелярской кнопке и налейте по 4-5 мл раствора соляной кислоты, серной кислоты,   Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа (II).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по химии на тему "Нефть её свойства"

Усвоение учащимися свойства нефти и нефтепродуктов. Усвоение взаимосвязи состава, строения, свойства применение нефтепродуктов. Изучение сущности прямой перегонки нефти, термического и каталит...

Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До э...

Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"

Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с  использованием современных образовательных технологий....

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...

Урок по химии: Соли, их классификация и свойства

Разработка составлена в виде технологической карты...

Конспект урока по химии, "Кислоты, их классификация и свойства", 8 класс.

Конспект урока по химии "Кислоты, их классификация и своства", 8 класс....