РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ " ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА", 9 КЛАСС
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

ИРИНА МИХАЙЛОВНА НОВИКЕВИЧ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  "ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_himich_v_organizme_cheloveka.doc87 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                          

Заместитель директора по УВР                                                                                                                                                

_____________ С.С. Ляхова

31 августа 2016год

Город Белореченск муниципальное образование  Белореченский район

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 2 имени А.С.Пушкина города Белореченска

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс по выбору  «Химия в организме человека»

Класс   9 «А»,   9 «Б» , 9 «В»

Учитель       Новикевич Ирина  Михайловна

Количество часов : всего  34  часа,  в неделю  1 час

 

 

Планирование составлено на основе рабочей программы  Новикевич И. М. по химии 8-9 классы, утвержденной решением педсовета, протокол от 31.08. 2016 г. № 8

В соответствии с ФКГОС – 2004

 


Раздел

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

9а, 9б, 9в

Оборудование

план

факт

   

Введение. Понятия данного курса.

4 ч.  

1.

Введение понятия данного курса

1

2.09

Таблица «Правила ТБ»

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

(на каждом уроке)

2.

Валеология.

1

10.09

 

3.

Химические элементы и организм человека.

1

17.09

Коллекция неорганических веществ

4.

Минеральные вещества и кислотно-щелочной обмен.

1

24.09

Диск «Химия 8-9 класс»

Раздел 1     Металлы, их биологическаяроль.

17 ч.  

 

 

Тема1. Металлы 1 и 2 группы. 10ч.

5

Щелочные металлы.

1

1.10

 Взаимодействие натрия с водой

6

Натрий и здоровье человека.

1

8.10

7

Калий и здоровье человека.

1

15.10

 

8

Элементы побочной подгруппы I группы. Медь и здоровье человека.

1

22.10

 Демонстрация меди и её соединений

9

Серебро и здоровье.

1

29.10

 

10

Щелочно-земельные металлы. Магний и здоровье человека.

1

12.11

 Демонстрация магния и его соединений

11

Кальций и здоровье.

19.11

Демонстрация кальция  и его соединений

12

Химические элементы побочной подгруппы II группы. Цинк и здоровье.

26.11

13

Влияние кадмия на здоровье.

3.12

14

Влияние ртути на здоровье человека.

1

10.12

Тема 2. Металлы 3   группы 3ч.

15

Элементы подгруппы бора. Бор и здоровье.

1

17.12

Диск «Химия 8-9 класс»

16

Алюминий и здоровье.

1

24. 12

Коллекция «Алюминий»

17

Влияние свинца на здоровье человека.

1

14.01

Тема 3. Металлы побочных подгрупп.  4ч.

18

Элементы побочной подгруппы VI группы. Хром, молибден.

 1.01

19

Элементы побочной подгруппы VII группы.

28.01

20

Железо и здоровье человека.

4.02

21

Радиоактивные элементы.

11.02

Раздел 2. Неметаллы, их биологическая роль. 11ч.

 

Тема 1. Неметаллы IV, V групп.  6ч.

22

Водород, его соединения. Их роль в организме.

1

18.02

Диск «Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 класс»

23

Минеральные воды.

1

25.02

Набор минеральной воды

24

Элементы подгруппы углерода. Углерод, его соединения и здоровье.

1

4.03

Диск «Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 класс»

25

Кремний и здоровье.

11.03

Диск «Химия 8-9 класс»

26

Элементы подгруппы азота. Азот и здоровье.

1

18.03

Диск «Химия 8-9 класс»

27

Фосфор, мышьяк.

1

8.04

Диск «Химия 8-9 класс»

Тема 2. НеметаллыVI,  VII групп.  5ч.

28

Элементы подгруппы кислорода. Кислород и здоровье.

1

15.04

29

Сера и селен.

1

22.04

Реактивы: соли, кислоты, щелочи.

30

Галогены. Фтор и бром в организме.

1

29.04

Химические реактивы.

31

Хлор и здоровье.

1

6.05

32

Йод и здоровье человека.

1

13.05

Обобщение.  2ч.

33

Алкоголь и курение, их отравляющее действие на организм. Наркотики.

20.05

34

Окружающая среда и здоровье человека в Краснодарском крае.

22.05

 



Предварительный просмотр:

Город Белореченск муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №2 имени А.С.Пушкина

                                                       

                                                             УТВЕРЖДЕНО

 решением педагогического совета

от 31.08.2016 года протокол № 8

Председатель _____ Т.В.Ломовцева

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Курс по выбору  «Химия в организме человека»

Уровень образования (класс) основное общее образование  9 класс

Количество часов 34            

Учитель  Новикевич  Ирина Михайловна  

 

Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. А.Ивченко, учителя средней школы  № 9  г. Ноябрьска,  для 9-х  классов,  Тюмень, «ТОГИРРО»,  2008 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы. Данный курс "Химия в организме человека" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.

Основная цель курса заключается в создании предпосылок для осознанного выбора химико-биологического профиля обучения и может быть конкретизирована в следующих задачах:

- развивать и обогащать собственный опыт учащихся и их представления об окружающем мире, влиянии химических веществ на здоровье человека и методах научного познания природы;

-расширить познавательные интересы и опыт поиска информации по заданной теме;

-развивать различные формы коммуникативной деятельности.

                    Содержание курса реализуется в учебных исследовательских задачах, что обеспечит участие учащихся в продуктивной деятельности, поможет оценить свои возможности и проявить способности. Все задачи имеют валеологический аспект и отобраны в соответствии с принципами:

- доступность и нетоксичность реагентов;

-практическая значимость работы;

-индивидуально-групповая форма работы.

                Теоретические вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, базируются на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении химии и биологии в основной школе. Исследовательский характер работ позволяет развивать умения: самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученные результаты, математически обрабатывать данные, выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Выполнению исследовательских задач предшествует краткая информационная часть о методах химического анализа, в которой источником знаний могут быть и сами учащиеся, заранее подготовив сообщение по соответствующей теме.

Цель курса: основной целью является изучение разнообразия и свойств химических веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать. Формирование культуры здоровья и научного миропонимания, расширение кругозора учащихся в области естественных наук, понимание и объяснение многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрытие материальные основы окружающего мира, что формирует химическую картину природы, помогает осознанно относиться к проблеме сохранения своего здоровья. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии.

Основные задачи элективного курса:

  • Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии и биологии.
  • Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, умений решать задачи с медико-биологической направленностью, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем и формирование здорового образа жизни.
  • Создать условия для приобретения опыта обращения с веществами через практические работы и участие в учебном исследовании.
  • Познакомить учащихся с некоторыми методиками химического анализа, которые позволяют контролировать качество и состав некоторых веществ.
  • Сформировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию.
  • Осуществить становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.

 2.Общая характеристика учебного предмета.

                   Целью преподавания курса в основной школе является воспитание у детей ответственного отношения к собственному здоровью.

                 Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к и изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса. В содержание включён проблемный материал, стимулирующий творческую и проектную деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.

                  Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса даёт учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений в 9 классе, позволяет реализовать принципы развивающего обучения, системно-деятельного подход к обучению и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.

                В целом курс позволяет развивать представления учащихся о познаваемости мира и ценности научного знания, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно- научной картины мира.

                 Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причём используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Запланированы практические занятия с элементами исследования и выполнение практических исследовательских заданий. Опыты, включённые в практические работы, выполняются с учётом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

               В 9 классе продолжается развитие системы знаний, полученных на уроках химии в 8 классе, что придаёт курсу логическую завершенность.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ 2 им. А.С.Пушкина.

             Рабочая программа к учебнику Л.А.Ивченко «Химия в организме человека»,  учителя средней школы №9  г. Ноябрьска ,  для 9-х  классов,  Тюмень, «ТОГИРРО»,  2008 г.разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Материал  изучается учащимися  9-х  классов  в виде элективного курса.  Общее число учебных часов за 1 год  обучения — 34  (1 ч в неделю)   в 9 классе.

5.Содержание учебного предмета.

Тематическое распределение часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

программа

1.

Введение

4

4

2.

Металлы, их биологическая роль

17

17

2.1. Металлы 1и 2 группы.

10

10

2.2. Металлы 3 группы.

3

3

2.3. Металлы побочных подгруппы.

4

4

3.

Неметаллы, их биологическая роль

6

6

3.1. Неметаллы 4 и 5 групп .

6

               6

3.2. Неметаллы 6 и 7  групп .

5

5

4.

Обобщение

2

2

Итого:

34

34

       Введение (4ч)

Введение понятия данного курса. Валеология. Химические элементы и организм человека. Классификация элементов. Поступление атомов в организм человека. Минеральные вещества и кислотно-щелочной обмен. рН-среды. Ацидоз. Алколоз.

      1.  Металлы, их биологическая роль(17ч)

Щелочные металлы, их поступление в организм человека. Натрий и здоровье человека. Поваренная соль. Пищевые приправы, заменяющие соль. Гипертония. Калий и здоровье человека.

Элементы побочной подгруппы I группы. Медь и серебро, их влияние на здоровье человека. Недостаток и избыток меди. Бактерицидное действие серебра.

Щелочно-земельные металлы. Магний и кальций, их содержание в организме. Приготовление пищи и кальций.

Химические элементы побочной подгруппы II группы. Цинк, кадмий, ртуть. Ртуть – кумулятивный яд.

Алюминий и свинец, их влияние на здоровье человека. Правила пользования алюминиевой посудой.

Элементы побочной подгруппы IV группы и VII группы. Содержание железа в продуктах питания. Малокровие. Радиоактивные элементы. Растения – индикаторы чистоты окружающей среды.

  1. Неметаллы, их биологическая роль(11ч)

Водород, его соединения. Их роль в организме. Вода в туристическом походе. Минеральные воды. Хранение и применение минеральной воды.

Элементы подгруппы углерода. Углерод и кремний, их влияние на здоровье. Токсичность соединений углерода.

Элементы подгруппы азота. Азот, фосфор, мышьяк. Нитраты, их роль. Пути снижения нитратов в продуктах при приготовлении пищи.

Элементы подгруппы кислорода. Кислород, сера, селен.

Галогены. Фтор, бром, йод, хлор и здоровье человека. Поваренная соль и соляная кислота. Превращение пищи в желудке. Первая помощь при отравлении кислотами. Профилактика заболеваний. Вред наркотических веществ в организме.

  1. Подведение итогов (2ч)

Алкоголь и курение, их отравляющее действие на организм. Наркотики. Зависимость человека. Окружающая среда и здоровье человека в Краснодарском крае.

6. Тематическое планирование.

Раздел

№ п/п

Тема урока

Введение 4 ч

1

Введение понятия данного курса

2

Валеология.

3

Химические элементы и организм человека.

4

Минеральные вещества и кислотно-щелочной обмен.

 Раздел 1  

Металлы, их биологическая роль.

17 ч.  

 

 

5

Щелочные металлы.

6

Натрий и здоровье человека.

7

Калий и здоровье человека.

8

Элементы побочной подгруппы I группы. Медь и здоровье человека.

9

Серебро и здоровье.

10

Щелочно-земельные металлы. Магний и здоровье человека.

11

Кальций и здоровье.

12

Химические элементы побочной подгруппы II группы. Цинк и здоровье.

13

Влияние кадмия на здоровье.

14

Влияние ртути на здоровье человека.

15

Элементы подгруппы бора. Бор и здоровье.

16

Алюминий и здоровье.

17

Влияние свинца на здоровье человека.

18

Элементы побочной подгруппы VI группы. Хром, молибден.

19

Элементы побочной подгруппы VII группы.

20

Железо и здоровье человека.

21

Радиоактивные элементы.

Раздел 2. Неметаллы, их биологическая роль. 11ч.

22

Водород, его соединения. Их роль в организме.

23

Минеральные воды.

24

Элементы подгруппы углерода. Углерод, его соединения и здоровье.

25

Кремний и здоровье.

26

Элементы подгруппы азота. Азот и здоровье.

27

Фосфор, мышьяк.

28

Элементы подгруппы кислорода. Кислород и здоровье.

29

Сера и селен.

30

Галогены. Фтор и бром в организме.

31

Хлор и здоровье.

32

Йод и здоровье человека.

Обобщение.  2ч.

33

Алкоголь и курение, их отравляющее действие на организм. Наркотики.

34

Окружающая среда и здоровье человека в Краснодарском крае.

 

 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

1) Стенды (постоянные)

1. Периодическая таблица Д.И. Менделеева

2. Молекулярные массы неорганических соединений

3. Растворимость оснований, кислот и солей в воде

4. Значение параметров

2) Портреты ученых

1.Портрет Менделеева

2.Портрет Ломоносова

3.Портрет Анри Луи Ле Шателье

4.ПортретН.Д.Зелинского

5.Портрет Бекетова

3) Диски

1.Химия 8 -1 Электронная библиотека Просвещение

2. Химия 8 -2 Электронная библиотека Просвещение

3. Химия 8 -3 Электронная библиотека Просвещение

4.Органическая химия 10-11 класс

5.Химия общая и неорганическая 10-11 класс

6.Химический эксперимент

7.Химия (8-9класс) Виртуальная лаборатория

4) Таблицы  по неорганической и органической  химии.

  5) Химическая посуда и оборудование

6) список лабораторных приборов

1. Прибор для окисления спирта над медным катализатором

2. Набор атомов для составления моделей молекул со стержнями лабораторный

3. Прибор для опытов по химии с электрическим током

7. Микролаборатория для химического эксперимента.

8.Реактивы для кабинета химии

8.Планируемые результаты изучения курса  по выбору  «Химия в организме человека»

  • самоопределение учащихся относительно естественнонаучного профиля.
  • расширение знаний, повышение положительной мотивации на изучение предметов химии и биологии.
  • умение наблюдать, самостоятельное получение и применение знаний, описывание результатов наблюдений и экспериментов.
  • оформление данных в виде таблицы или схем, т.е. обобщение, анализ информации, умение самостоятельно делать выводы.
  • применять приобретённые умения вести дискуссии, отстаивая свою точку зрения, уважая мнение других, нахождение истины и осознание своей значимости в коллективе
  • развитие познавательной активности, приобретение опыта поиска новой информации;
  • расширение опыта исследовательской деятельности: наблюдение, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, обработка полученных данных;
  • воспитание навыков сотрудничества при работе в группе и культуры ведения дискуссии, презентация результатов;
  • сознательное самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственности за свое здоровье.

Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения,

Ученик должен уметь:

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических  и органических веществ;
  • учащиеся,несдающие ЕГЭ по химиидолжны уметь решать основные типы задач, предусмотренных базовам уровнем.
  • учащиеся, сдающие ЕГЭ по химии должны уметь решать задачи предусмотренные профильным уровнем.

 9. Список рекомендуемой литературы

1. Л. А.Ивченко, учителя средней школы №9  г.Ноябрьска ,  для 9-х  классов,  Тюмень, «ТОГИРРО»,  2008 г.

2. Д.Н. Трифонов, «Как были открыты химические элементы»,  пособие  для  учащихся. – М.: Просвящение, 2000 г.

3. Химия: большой справочник для школьников и поступающих в вузы, Л.Л. Андреева, О.С.Габриеляна и др. – М.: Дрофа, 2008г.

Формы и методы контроля: 

           Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения учащимися заданий в представленных работах на защите проекта или на научно-практической конференции. Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении эксперимента, не менее одного представления результатов исследования, не менее одного выступления при обсуждении полученных данных.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии: 

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

  Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-  в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естествознания

от 31августа 2015г № 1

__________________ Н.Н.Середа

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель  директора по УВР

     _____________ С.С.Ляхова

      31августа 2015года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа и КТП элективного курса "Общество и мы" 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Общество и мы", уровень предпрофильный.Курс предполагает изучение начал экономики...

Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"

Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Рабочая программа и КТП элективный курс "Решение задач по органической химии"

Рабочая программа и КТП элективный курс  "Решение задач по органической химии" для 10-11 класса по 0,5 часа в году...

Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...