Рабочая программа и КТП элективный курс "Решение задач по органической химии"
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему

Артюхова Алёна Валерьевна

Рабочая программа и КТП элективный курс  "Решение задач по органической химии" для 10-11 класса по 0,5 часа в году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_po_himii_10-11_klass_po_05_ch_rpktp.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, с учетом рабочей программы по химии, учебного плана МКОУ «СОШ №21» ИМРСК 2018-2019уч.г.. За основу взята рабочая программа И.И. Новошинской, Н.С. Новошинского (Просвещение: 2008 год) «Решение задач по органической химии», предназначен для учащихся 10-11 класса, рассчитан на 34 часа (17 часов в 10м классе и 17 часов в 11м классе).

Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических веществ.

В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся осуществить интегративный синтез знаний в целостную картину мира.

Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии, подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.

1.1.Цель и задачи курса

Цель курса: формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.

Задачи курса:

  • развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении качественных и количественных задач;
  • обеспечить освоение обучающимися алгоритмов решения типовых качественных и количественных задач;
  • сформировать умения самостоятельно подбирать способы решения комбинированных задач в соответствии с имеющимися данными;
  • научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
  • научить использовать химические знания для решения математических задач на растворы, смеси;
  • развить у обучающихся умения проводить синтез, анализ, формулировать выводы, заключения;
  • создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.

1.2. Отличительные особенности программы

Теоретической базой элективного курса служит курс органической и неорганической химии основной школы. Углубляя и совершенствуя знания, полученные обучающимися на уроках, происходит развитие умений и навыки по решению качественных и количественных задач, упражнений (разного уровня сложности). Основной формой организации образовательного процесса в рамках элективного курса является семинар, в рамках которого учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, решают задачи, выполняют упражнения различного уровня сложности.

Для повышения мотивации учащихся к углубленному, детальному рассмотрению теоретического материала, предусмотрены лабораторные и практические работы по составлению и практическому осуществлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению качественных и количественных задач, с указанием способов их решения.

В программе элективного курса особое внимание обращается на вопросы, которые недостаточно полно рассматриваются в рамках курсе химии основной и средней школы, но входят в тесты ЕГЭ и в программы вступительных экзаменов в вузы естественного профиля. Большинство задач и упражнений берется из КИМов ЕГЭ по химии предыдущих лет, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по химии. Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.

Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные.

Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

  1. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д: «Феникс». 2003 г.
  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна». 2005 г.
  3. Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006.
  4. Лебедева М . И ., Анкудимова И . А . Сборник задач и упражнений по химии с решением типовых и усложненных задач: Практикум. – М.: "Изд-во Машиностроение-1", 2002.
  5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. М: Блик и К, - 2001.
  6. Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл. /Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
  7. Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения. /Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, - 2005.  

Согласно приказу МКОУ «СОШ №21» ИГОСК рабочая программа содержит 3 раздела

Раздел 1. Планируемые результаты.

В результате изучения элективного курса ученик должен

Знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, атомная, молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
  • Классификацию и номенклатуру органических веществ (систематическая, тривеальная).

Уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

1.4. Формы и методы, технологии обучения.

  • методы групповой и индивидуальной работы;
  • проблемно-диалогическое обучение;
  • технологии проблемного обучения, модерации, витагенные, коучинговые технологии, развития критического мышления.

1.5. Способы и формы оценки знаний учащихся.

Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.

Раздел 2.Содержание учебного материала

Содержание учебного материала в 10 классе.

Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ

Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры. Виды изомерии: структурная и пространственная. Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура. Качественные реакции на углеводороды. Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. Решение задач на определение веществ по качественным реакциям.

Тема 2. Задачи на вывод химических формул

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ. Решение задач на вывод химических формул органических веществ. Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания. Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе. Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе.

Содержание учебного материала в 11 классе.

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач; Решение задач на смеси органических веществ.

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ

Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции если исходное вещество дано с примесями. Задачи на «избыток-недостаток» с участием углеводородов. Задачи на «избыток-недостаток» с использованием кислородосодержащих органических соединений. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Урок-практикум по решению качественных задач.

Тема 5. Определение количественных отношений газов

Газовые законы. Расчеты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов.

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ  

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. Составление и решение цепочек превращений органических веществ

Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни)

Задачи на составление растворов с различными концентрациями. Обобщающее повторение.

Раздел 3. Тематическое планирование курса.

                Тематическое планирование в 10 классе

Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (7ч)

Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры. Виды изомерии: структурная и пространственная. Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура. Качественные реакции на углеводороды. Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. Решение задач на определение веществ по качественным реакциям.

Тема 2. Задачи на вывод химических формул (10 ч)

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ. Решение задач на вывод химических формул органических веществ. Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания. Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе. Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе.

Тематическое планирование в 11 классе

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (4ч)

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач; Решение задач на смеси органических веществ.

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (8 ч)

Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции если исходное вещество дано с примесями. Задачи на «избыток-недостаток» с участием углеводородов. Задачи на «избыток-недостаток» с использованием кислородосодержащих органических соединений. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Урок-практикум по решению качественных задач. Тема 5. Определение количественных отношений газов (1 ч)

Газовые законы. Расчеты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов.

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ (2 ч)

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. Составление и решение цепочек превращений органических веществ

Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (2 ч)

Задачи на составление растворов с различными концентрациями. Обобщающее повторение.

Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (7 ч.)

1.

Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

2.

Виды изомерии: структурная и пространственная.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

3.

Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура.

1 ч.

Самостоятельная работа

4.

Качественные реакции на углеводороды.

1 ч.

Индивидуальный и фронтальный опрос

5.

Качественные реакции на функциональные производные углеводородов.

1 ч.

Индивидуальный и фронтальный опрос

6.

Решение задач на определение веществ по качественным реакциям

1 ч.

Решение задач

7.

Решение задач на определение веществ по качественным реакциям

Решение задач

Тема 2.  Задачи на вывод химических формул (10 ч.)

8.

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ

1 ч.

Решение задач

9.

Решение задач на вывод химических формул органических веществ

1 ч.

Решение задач

10.

Решение задач на вывод химических формул органических веществ

1 ч.

Решение задач

11.

Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания.

1ч.

Решение задач

13.

Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания.

1 ч.

Решение задач

14.

Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе

1 ч.

Решение задач

15

Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе

1 ч.

Решение задач

16.

Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе

1 ч.

Решение задач

17.

Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе

1 ч.

Решение задач

                                                         Литература

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян,  И.Г. Остроумов. М: Блик и К, -  2001.
  2. Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл./ Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
  3. Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения / Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, -  2005.

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (4 ч)

1.

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

2.

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

3.

Решение задач на смеси органических веществ.

1 ч.

Решение задач

4.

Решение задач на смеси органических веществ.

1 ч.

Решение задач

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (8 ч)

5.

Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями.

1 ч

Решение задач

6.

Задачи на «избыток – недостаток» с участием  углеводородов

1 ч

Решение задач

7

Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений.

1 ч

Решение задач

8.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных  углеводородов.

1 ч

Решение задач

9.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов.

1 ч

Решение задач

10.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений.

1 ч

Решение задач

11.

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1 ч

Решение задач

12.

Урок-практикум по решению качественных задач

1 ч

Решение и составление задач

Тема 5. Определение количественных отношений газов (1 ч)

13

Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов.

1 ч

Решение задач

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ  (2 ч.)

14

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ.

1 ч

Решение задач

15

Составление и решение цепочек превращений органических  веществ.

1 ч.

Решение задач

Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (2 ч)

16

Задачи на составление растворов с различными концентрациями

Решение задач

17

Обобщающее повторение

1 ч

Литература

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян,  И.Г. Остроумов. М: Блик и К, -  2001.
  2. Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл./ Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
  3. Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения / Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, -  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Авторская программа по дисциплине элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Данная программа разработана для проведения элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности», содержание программы рассчитано  на 35 часов. Элективный курс проводится 1 час в неделю...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии"

Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по физике элективного курса "Решение нестандартных задач" для 9 класса

Рабочая программа по физике элективного курса "Решение нестандартных задач" для 9 класса  расширяет рамки школьной программы и позволяет углубить знания учащихся....

Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по общей химии"

Рабочая программа элективного курса для 11 класса. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа....

Рабочая программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике"

Рабочая  программа и КТП. Элективный курс "Решение задач по физике". 10-11 классы...