Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010; по программе под редакцией Н.Г.Гольцовой (Москва «Русское слово» - 2008),

 а также  Основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10-11slozhnye_voprosy_russkogo_yazyka.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей русского языка и литературы

« 25» августа 2015 г.

Рук. РМО____Т.В. Сафонова

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от    «27 » августа 2015 г.

Утверждаю

Приказ №67

от « 28 »    августа 2015 г. Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Рабочая программа

по предмету (элективный курс)

«Сложные вопросы русского языка»

10-11 класс

1 час в неделю

Учитель:  Дорошева Вера Петровна

Квалификационная категория:  первая

2015- 2016 учебный год


Рабочая программа

по предмету (элективный курс)

«Сложные вопросы русского языка»

10-11 класс

1 час в неделю

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010; по программе под редакцией Н.Г.Гольцовой (Москва «Русское слово» - 2008),

 а также  Основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ»

          Программа рассчитана на 2 года (10-11 кл.). Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

              Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

             Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Сложные  вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

    На изучение предмета «Сложные вопросы русского языка» в 10    классе отводится 34 часа, в 11 классе-34 часа.

                                                                                                                                                     

 Литература

Для учащихся

     1) «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010.

 2)  Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;

3) Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;

4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9  классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;

5) Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;

Для учителя

1)  Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

2) Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.

3)  Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

4) Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.

5) Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн. Пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. Профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: просвещение, 2006.

10-11 класс (70 часов)

                                                   Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Календарно-тематическое планирование

10 класс.

Тема урока

К-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

1-2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.

3-4

Лексическое значение слова.

2

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).

5

Употребление фразеологизмов, их роль в речи.

1

Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

6-7

Стили и функциональные типы речи.

2

Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.

8

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.

9

Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.

10-11-12

Переносное значение слова, тропы.

3

Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.

13

Практическая работа. Выразительность русской речи.

1

Анализ средств выразительности в тексте.

14.

Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

15-16.

Образование слов, способы словообразования.

2

Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.

17-18.

Словообразование и орфография.

2

Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

19.

Тест  «Правописание корней, приставок, суффиксов»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16.

20-21

Разноаспектный анализ текста

2

Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология».

22-23.

Практическая работа. Информационная обработка текста.

2

Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.

24-25.

Морфологический анализ слова.

2

Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.

26.

Морфологические нормы.

1

Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений

3 лица после предлога.

27.

Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».

1

Тест, включающий задания типа А 3,6-10.

28.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.

29.

Морфология и орфография.

1

Морфологический принцип русской орфографии.

30-31

Разноаспектный анализ текста.

2

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».

32

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

33.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.

34

Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

1

Выполнение заданий типа А12.

35.

Практическая работа. Средства выразительности русской речи.

1

Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.

11 класс ( 35 час)

36

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

37.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.

38.

Тест  «Правописание НЕ с разными частями речи»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А 17

39.

Частицы НЕ и НИ.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

40.

Практическая работа 

« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».

1

Анализ текстов различных стилей и жанров.

41.

Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».

1

Выполнение тестовых заданий.

42.

Правописание служебных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

43.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

44.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».

45.

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11,

46-47

Знаки препинания в простом осложнённом предложении или сложном предложении

2

Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания.

48

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Выполнение тестовых заданий

49

Вводные слова и вставные конструкции

1

Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания

50-51

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

2

Тестовые задания. Комплексный анализ текста

52

Способы образования слов

1

Практическая работа.

53-54

Словосочетание. Типы подчинительной связи.

2

Разбор словосочетаний

55

Грамматическая основа

1

Синтаксический разбор предложений

56-57

Виды предложений по наличию главных членов

2

Синтаксический разбор предложений. Комплексный анализ текста.

58

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

Тестовые задания. Анализ текста.

59-60

Простое осложнённое предложение

2

Синтаксический разбор предложений. Пунктуационный анализ предложений. Тест.

61-62-63

Сложное предложение

3

Комплексный анализ текста.

64-65

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

2

Тестовые задания. Анализ текста.

66

Средства связи предложений в тексте.

1

Выполнение упражнений.

67

Анализ текста.

1

Комплексный анализ текста

68

Практическая работа. Грамматические ошибки.

1

Выполнение упражнений. Тест.

69

Практическая работа. Нарушение синтаксической нормы

1

Выполнение упражнений. Тест.

70

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

Выполнение упражнений. Тест.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...

Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)

Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...