Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010; по программе под редакцией Н.Г.Гольцовой (Москва «Русское слово» - 2008),
а также Основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10-11slozhnye_voprosy_russkogo_yazyka.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы « 25» августа 2015 г. Рук. РМО____Т.В. Сафонова | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «27 » августа 2015 г. | Утверждаю Приказ №67 от « 28 » августа 2015 г. Директор МБОУ «Хиславичская СШ» ___________ Е.И.Адашан |
Рабочая программа
по предмету (элективный курс)
«Сложные вопросы русского языка»
10-11 класс
1 час в неделю
Учитель: Дорошева Вера Петровна
Квалификационная категория: первая
2015- 2016 учебный год
Рабочая программа
по предмету (элективный курс)
«Сложные вопросы русского языка»
10-11 класс
1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010; по программе под редакцией Н.Г.Гольцовой (Москва «Русское слово» - 2008),
а также Основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ»
Программа рассчитана на 2 года (10-11 кл.). Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Сложные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
На изучение предмета «Сложные вопросы русского языка» в 10 классе отводится 34 часа, в 11 классе-34 часа.
Литература
Для учащихся
1) «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010.
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3) Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;
4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
5) Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
Для учителя
1) Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
2) Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.
3) Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
4) Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
5) Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн. Пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. Профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: просвещение, 2006.
10-11 класс (70 часов)
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Календарно-тематическое планирование
10 класс.
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
1-2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение. | |
3-4 | Лексическое значение слова. | 2 | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). | |
5 | Употребление фразеологизмов, их роль в речи. | 1 | Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. | |
6-7 | Стили и функциональные типы речи. | 2 | Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи. | |
8 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста. | |
9 | Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий. | |
10-11-12 | Переносное значение слова, тропы. | 3 | Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте. | |
13 | Практическая работа. Выразительность русской речи. | 1 | Анализ средств выразительности в тексте. | |
14. | Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология». | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов. | |
15-16. | Образование слов, способы словообразования. | 2 | Образование слов в русском языке, основные способы образования слов. | |
17-18. | Словообразование и орфография. | 2 | Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. | |
19. | Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов» | 1 | Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16. | |
20-21 | Разноаспектный анализ текста | 2 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология». | |
22-23. | Практическая работа. Информационная обработка текста. | 2 | Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте. | |
24-25. | Морфологический анализ слова. | 2 | Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую. | |
26. | Морфологические нормы. | 1 | Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений 3 лица после предлога. | |
27. | Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология». | 1 | Тест, включающий задания типа А 3,6-10. | |
28. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию. | |
29. | Морфология и орфография. | 1 | Морфологический принцип русской орфографии. | |
30-31 | Разноаспектный анализ текста. | 2 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология». | |
32 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | |
33. | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися. | |
34 | Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи» | 1 | Выполнение заданий типа А12. | |
35. | Практическая работа. Средства выразительности русской речи. | 1 | Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему. | |
11 класс ( 35 час) | ||||
36 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | |
37. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий. | |
38. | Тест «Правописание НЕ с разными частями речи» | 1 | Выполнение тестовых заданий по типу А 17 | |
39. | Частицы НЕ и НИ. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | |
40. | Практическая работа « Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения». | 1 | Анализ текстов различных стилей и жанров. | |
41. | Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ». | 1 | Выполнение тестовых заданий. | |
42. | Правописание служебных частей речи. | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме. | |
43. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме. | |
44. | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст». | |
45. | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 1 | Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11, | |
46-47 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении или сложном предложении | 2 | Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания. | |
48 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Выполнение тестовых заданий | |
49 | Вводные слова и вставные конструкции | 1 | Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания | |
50-51 | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 2 | Тестовые задания. Комплексный анализ текста | |
52 | Способы образования слов | 1 | Практическая работа. | |
53-54 | Словосочетание. Типы подчинительной связи. | 2 | Разбор словосочетаний | |
55 | Грамматическая основа | 1 | Синтаксический разбор предложений | |
56-57 | Виды предложений по наличию главных членов | 2 | Синтаксический разбор предложений. Комплексный анализ текста. | |
58 | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 1 | Тестовые задания. Анализ текста. | |
59-60 | Простое осложнённое предложение | 2 | Синтаксический разбор предложений. Пунктуационный анализ предложений. Тест. | |
61-62-63 | Сложное предложение | 3 | Комплексный анализ текста. | |
64-65 | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 2 | Тестовые задания. Анализ текста. | |
66 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | Выполнение упражнений. | |
67 | Анализ текста. | 1 | Комплексный анализ текста | |
68 | Практическая работа. Грамматические ошибки. | 1 | Выполнение упражнений. Тест. | |
69 | Практическая работа. Нарушение синтаксической нормы | 1 | Выполнение упражнений. Тест. | |
70 | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 1 | Выполнение упражнений. Тест. | |
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс
Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....
Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»
Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...
Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)
Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...