Конспект урока по теме "Кислоты, классификация и свойства"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Конспект урока для класса профильного изучения химии. Рассматриваются вопросы:  понятия кислоты, классификация по различным признакам, химические свойства. Урок занимает 2 часа. Много времени уделяется практической работе. Работа выполняется в группах. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Тема:  Кислоты, их классификация и свойства. (2 часа)

Цели урока: сформировать  знания о кислотах с позиций теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

- познакомиться с классификацией кислот по различным признакам,

- изучить свойства кислот,

- продолжить формировать умения проводить эксперимент по инструктивной карте,

- совершенствовать навыки написания уравнений реакций на примере реакций с участием кислот,

- продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, магнитная доска, магниты, разрезные таблицы со свойствами кислот, указатели с цифрами 1-7.

На демонстрационном столе: склянки с растворами веществ: НС1, H2SO4, HNO3, CH3COOH, NaOH, ZnCl2, CuSO4, KOH.

Ход и содержание урока

  1. Оргмомент. Цели и задачи урока.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

С темой «Кислоты»  мы немного знакомы. Изучая соединения химических элементов, мы  знакомились с веществами данного класса. Что за вещества относятся к данному классу, мы вспомним, выполнив следующее задание.

Задание. Среди склянок с веществами, находящихся на демонстрационном столе, выберите те, в которых, по вашему мнению, находятся кислоты. На демонстрационный стол выставить склянки с растворами веществ: НС1, NaOH, ZnCl2, HNO3, CuSO4, H2SO4, KOH. Каким признаком вы руководствовались, выбирая кислоты? Дайте все известные вам определения данного класса веществ.

1. Согласно структурной теории:

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Задание. Выпишите на доску формулы выбранных вами кислот, выделите в них кислотный остаток, укажите его заряд.

Ответ:  НС1-, HNO3-,  H2SO42-,

2. Согласно ионной теории:

Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Задание. Запишите уравнения диссоциации выбранных кислот.

Ответ:

HCl ↔ H+ + Cl -,  

HNO3 ↔ H+ + NO3-

H2SO4 ↔ 2H+ + SO42-

  1. Рассмотрение материала урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим  знакомиться с классом химических соединений, называемых кислотами. Но, слово «знакомиться» будет не совсем верным. С отдельными кислотами мы знакомы с детства: уксусная, лимонная кислоты. Кто из нас не просил маму в детстве купить «аскорбинку» или аскорбиновую кислоту?  Демонстрация кислоты.

С каким словом у вас ассоциируется слово «кислота»? Правильно, кислый.

Каждый пробовал эти кислоты, т. к. это пищевые кислоты и они имеются в каждом доме на кухне, или содержатся в отдельных продуктах питания.

Сегодня же мы будем рассматривать кислоты неорганические, которые пищевыми не являются. При работе с ними необходимо соблюдать особые меры предосторожности, о которых мы поговорим позже.

Классификация кислот.

Кислот неорганических много. Чтобы не заблудиться в этом «кислотном море»,  данные вещества классифицируют по различным признакам.

С некоторыми признаками классификации кислот мы уже знакомились. Напомните, пожалуйста, эти признаки классификации. (По наличию кислорода, по основности или количеству атомов водорода)

Давайте проверим, насколько прочны наши ранее полученные знания? Для этого поиграем в игру «Третий лишний»

Задание. Удалите «лишнего», укажите признак, которым воспользовались:

А) HCl, HNO2, HBr

Б) H2CO3, HNO3, H2SO3

В) H2SO4,  H2SiO3, H2CO3

Ответ:

А) HCl, HBr – наличие кислорода,

Б) H2CO3, H2SO3 – двухосновные кислоты,

В) H2SO4,  H2CO3 – растворимость кислот.

Ответ В) может вызвать затруднения. Учитель говорит о том, что существуют еще признаки, по которым можно классифицировать кислоты.

К этим признакам относят: растворимость,  степень диссоциации, происхождение кислот.

Обобщим признаки классификации кислот. (Выслушиваем ответы всех желающих).

Признаки классификации кислот:

]) по числу атомов Н (т. е. по основности),

2) по наличию кислорода в кислотном остатке,

3) по растворимости,

4) по степени диссоциации,

5) по происхождению.

Признаки классификации кислот представлены в таблице 10, стр. 235 учебника.

Воспользуемся данной таблицей для характеристики конкретной кислоты. Выполним задание «Расскажите обо мне».

Задание. Пользуясь таблицей, дайте классификационную характеристику следующих кислот:

1 ряд -  серная кислота

2 ряд - фосфорная кислота

3 ряд - кремниевая кислота.

Проводим самоконтроль. Слайд 

H2SO4

H3РO4

H2SiO3

Кислородсодержащая

Двухосновная

Растворимая

Нелетучая

Сильный электролит

Стабильная

Кислородсодержащая

Трехосновная

Растворимая

Нелетучая

Слабый электролит

Стабильная

Кислородсодержащая

Двухосновная

Нерастворимая

Нелетучая

Слабый электролит

Нестабильная

Физические свойства кислот.

Все вещества характеризуются определенными свойствами. Напомните, пожалуйста, какими видами свойств можно описать вещество?

Ответ: свойства бывают физические и химические.

Какие характеристики относят к физическим свойствам?

(слайд 6) Ответ:

- агрегатное состояние вещества,

- цвет,

- запах,

- вкус,

- растворимость в воде,

- t0 плавления и кипения…

Какие же физические свойства характерны для кислот?

Ответ на наш вопрос даст лабораторная работа.

Вспомним общие правила проведения эксперимента: (слайд 7-12)

- проводите опыты согласно инструктивной карте,

- реактивы берите строго указанному количеству,

- не отвлекайтесь на сторонние разговоры,

- внимательно отмечайте все изменения.

Лабораторная работа. (4 мин на выполнение)  (слайд 13)

Цель работы: исследовать физические свойства предложенных кислот.

Оборудование на каждую парту: серная кислота, борная кислота, соляная кислота (по рядам), стаканчики с водой (заполнены на 1/5 объема), стеклянные палочки.

Задание. Охарактеризуйте физические свойства кислот:  

1 ряд -  серная кислота (H2SO4)

2 ряд -  борная кислота  (H3ВO3)

3 ряд -  соляная кислота (HCl)

На демонстрационном столе лежат разрезные таблицы с указанием формулы кислоты, одного свойства кислоты.  По окончании работы учащиеся по желанию (один от каждого ряда) прикрепляют таблички (на магнитную доску), отражающие свойства исследуемой кислоты.

Ответы:  

H2SO4

H3ВO3

HCl

жидкость

твердое вещество

жидкость

без цвета

без цвета

без цвета

без запаха

без запаха

без запаха

растворима в воде

растворима в воде

растворима в воде

Обобщаем: кислоты имеют сходные свойства - без запаха, без цвета, растворимы в воде; имеют и  различия, например, по агрегатному состоянию.

Кроме того, есть кислоты имеющие запах – сероводородная кислота, есть кислоты нерастворимые в воде – кремниевая кислота.

Таким образом, каждая кислота, это индивидуальное вещество, с определенными физическими свойствами.

Химические свойства кислот.

А что подразумевается под химическими свойствами вещества?

Ответ: Это возможность взаимодействовать с другими веществами.

(слайд 14)   Из центра теоретических  исследований химических свойств кислот нам сообщили, что для кислот характерны следующие химические свойства: Диссоциация кислот.

  • Действие на индикаторы.
  • Кислота + металл = соль + водород.
  • Кислота + основание = соль + вода
  • Кислота + соль = новая кислота + новая соль.
  • Кислота + оксид металла  = соль + вода.

Но вы уже знаете,  что для нашей науки одних теоретических исследований недостаточно. Их необходимо подтвердить на практике. Поэтому, на короткое время, превратим наш класс в исследовательский институт, в котором работают семь лабораторий. Номер вашей лаборатории расположен на столе. Каждая лаборатория проводит свое исследование, и полученный результат доводит до сведения всех. Результат исследования вносим  в таблицу на доске, а все присутствующие заносят результаты в тетрадь.

Состав лаборатории – 3 - 4 человека. Руководителя выберите сами. Руководитель определит того, кто будет представлять результаты исследования.

Общие правила проведения эксперимента мы уже повторили, строго придерживаемся их при проведении исследований.

        Прошу каждую лабораторию определиться с руководителем, а руководителю получить задание.

        Время проведения эксперимента и оформления отчета – 10-12 мин. Затем, представители каждой лаборатории поочередно выносят полученные результаты на доску. Проверяем правильность написания уравнений и вносим результаты в тетрадь.

Лаборатория 1.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, штатив, растворы соляной и серной кислот, индикатор метиловый – оранжевый.

Задание. Возьмите 2 пробирки. Поместите в одну 1 мл раствора соляной кислоты, а в другую – 1 мл раствора серной кислоты. Добавьте в каждую пробирку по 1-2 капли раствора метилового-оранжевого. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  м-о

2

H2SO4, м-о

Вывод:

Лаборатория 2.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, штатив, раствор соляной кислоты, гранулы цинка, меди.

Задание. Возьмите 2 пробирки. Поместите в одну 2-3 гранулы цинка, а в другую – 2-3 гранулы меди. Прилейте  по 1 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о возможности взаимодействия кислоты с металлами.

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  Zn

2

HCl,  Cu

Вывод:

Лаборатория 3.

Оборудование и реактивы: пробирка, штатив, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида калия, раствор фенол-фталеина

Задание. Возьмите пробирку. Налейте в нее 1 мл гидроксида калия. Добавьте 1-2 капли фенол-фталеина, а затем прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  

KOH,  ф-ф

Вывод:

Лаборатория 4.

Оборудование и реактивы: пробирка, штатив, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида меди (II).

Задание. Возьмите пробирку. Налейте в нее 1 мл гидроксида меди (II). Прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  

Cu(OH)2

Вывод:

Лаборатория 5.

Оборудование и реактивы: пробирка, штатив, раствор соляной кислоты, раствор нитрата серебра.

Задание.  Возьмите пробирку. Налейте в нее 1 мл раствора нитрата серебра. Прилейте в пробирку 1 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  

AgNO3

Вывод:

Лаборатория 6.

Оборудование и реактивы: пробирка, штатив, раствор соляной кислоты, раствор карбоната натрия.

Задание.  Возьмите пробирку. Налейте в нее 1 мл раствора карбоната натрия. Прилейте в пробирку 1 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

п/п

Исходные

  вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  

Na2CO3

Вывод:

Лаборатория 7.

Оборудование и реактивы: пробирка, штатив, спиртовка, спички, держатель, раствор соляной кислоты, оксид меди (II).

Задание.  Возьмите пробирку. Поместите в нее 0, 2 г оксида меди (II). Прилейте  1 мл раствора соляной кислоты. Подогрейте содержимое пробирки. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Сделайте вывод о свойствах кислот по результатам исследования

№ п/п

Исходные вещества

Результат

Уравнения реакций

1

HCl,  

CuO

Вывод:

По окончании работы делаем общий вывод о свойствах кислот:

- свойства кислот обусловлены наличием катиона водорода,

- кислоты изменяют окраску индикаторов,

- взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода,

- взаимодействуют с основными оксидами, основаниями, солями.

Подводим итог урока.

Что нового мы узнали на уроке?

Чем урок был интересен?

Домашнее задание (слайд 15)

  • § 39.
  • упр. 2, 4, стр. 242

А теперь проверим, насколько успешно мы провели сегодняшний урок. Тест «Проверь себя». Ответом будет набор из пяти букв. (слайды 16 – 18)
1.Формула кислоты это: 
а) KOH    б) НNO2    в) ZnCl2     г) SO2 
2. Метиловый оранжевый в растворе серной кислоты: 
а) желтый                          в) фиолетовый 
б) бесцветный                г) красный 
3. С раствором серной кислоты взаимодействует: 
а) оксид магния                         в) оксид фосфора 
б) соляная кислота                г) сера 
4. Раствор серной кислоты не взаимодействует: 
а) магнием             в) ртутью 
б) железом            г) цинком 
5. Пара веществ взаимодействующих друг с другом: 
а) H2SO4 u SiO2                 в) Ag u H3PO4 
б) FeO u  Li2O                 г) НNO3 u  KOH 

 Ответ: б, г, а, в, г.  

Используемая литература:

Габриелян О.С. Химия.  8 класс учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2014

слайды для презентации: https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2 Fpodelka-rukodelie.mybabbie.ru%2Fpictures%2F57408-kak-svyazat-kryuchkom-yubka-nakidk


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кислоты, их классификация и свойства» Подготовила: Матвеева Людмила Владимировна МОУ Лицей № 9 г. Волгоград

Слайд 2

«Третий лишний» Удалите «лишнего» в каждом ряду: HCl, HNO 2 , HBr H 2 CO 3 , HNO 3 , H 2 SO 3 H 2 SO 4 , H 2 SiO 3 , H 2 CO 3

Слайд 3

Признаки классификации кислот по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке, по растворимости, по силе электролита, по происхождению.

Слайд 4

«Расскажите обо мне» Дайте классификационную характеристику следующим кислотам: 1 ряд - серная кислота 2 ряд - фосфорная кислота 3 ряд - кремниевая кислота

Слайд 5

Проверьте себя H 2 SO 4 H 3 Р O 4 H 2 SiO 3 Кислород- содержащая Двухосновная Растворимая Нелетучая Сильный электролит Стабильная Кислород- содержащая Трехосновная Растворимая Нелетучая Слабый электролит Стабильная Кислород содержащая Двухосновная Нерастворимая Нелетучая Слабый электролит Нестабильная

Слайд 6

Физические свойства кислот агрегатное состояние вещества, цвет, запах, вкус, растворимость в воде, t 0 плавления и кипения…

Слайд 7

Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Слайд 13

Физические свойства кислот Лабораторная работа План исследования. Определите: агрегатное состояние вещества, цвет, запах, растворимость в воде.

Слайд 14

Химические свойства кислот Диссоциация кислот. Действие на индикаторы. Кислота + металл = соль + водород↑. Кислота + основание = соль + вода Кислота + соль = новая кислота + новая соль. Кислота + оксид металла = соль + вода.

Слайд 15

Домашнее задание § 39 упр. 2, 4, стр. 242

Слайд 16

Проверь себя 1.Формула кислоты это: а) KOH б) Н NO 2 в) Zn Cl 2 г) SO 2 2. Метиловый оранжевый в растворе серной кислоты: а) желтый в) фиолетовый б) бесцветный г) красный 3. С раствором серной кислоты взаимодействует: а) оксид магния в) оксид фосфора б) соляная кислота г) сера

Слайд 17

Проверь себя 4. Раствор серной кислоты не взаимодействует с: а) магнием в) ртутью б) железом г) цинком 5. Пара веществ взаимодействующих друг с другом: а) H 2 SO 4 u SiO 2 в) Ag u H 3 PO 4 б) Fe O u Li 2 O г) Н NO 3 u KO H

Слайд 18

Проверь себя Ответ: б, г, а, в, г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кислоты, их классификация и свойства"

Урок изучения  и усвоения новых знаний. На этом уроке у учащихся формируются представления о свойствах кислот с помощью исследовательского эксперимента. ...

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Технологическая карта урока "Основания, их классификация и свойства"

Этапы урока по химии на тему "Основания, их классификация и свойства"...

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства"

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства", для 8 класса . Учебник О.С.Габриелян...

Урок "Кислоты, их классификация и свойства".

Сценарий учебного занятия по предмету....

Технологическая карта урока " Соли , их классификация и свойства"

Технологическая карта к уроку химии  " Соли , их классификация и свойства" 8 класс....