Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Данная разработка содержит в себе:

- Технологическую карту-конспект урока,

- Дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по разработке урока по химии

в 8 классе «Условия протекания реакций обмена в растворах до конца»   в формате ФГОС

Выполнил работу: Учитель химии

       МОУ «Тверской лицей» г.Твери

                                     Ганзенко М.А.

2016

Урок химии в 8 классе

Учебник: Габриелян О.С.

Условия протекания реакций обмена в растворах до конца

Цели:

Образовательные:

- выяснить условия необратимости реакций в растворах;

- организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления  ионных уравнений;

-уметь определять сущность химической реакции по краткому ионному уравнению.

Развивающие:

- выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

- анализировать   полученную из проводимого эксперимента информацию;

-  развитие логического мышления учащихся путем выявления причинно-следственной связи между строением и  свойствами веществ.

Воспитательная:

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

- воспитывать культуру интеллектуального труда, навыки работы в парах.

Тип урока: 

Комбинированный

Формы работы учащихся:

 фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

-технология проблемного обучения;

-технология разноуровневого обучения;

- технология алгоритмического обучения.

Необходимое техническое оборудование:

 компьютер, проектор, презентация, наборы лабораторного оборудования.

Учебно-методические материалы:

Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена, карта домашнего задания.

Планируемые результаты  обучения, планируемый уровень достижений.

Виды  УУД

Учебные действия

Планируемый  результат

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты», «неэлектролиты»,  Дают определение «Электролитической диссоциации»;
  • Определяют  ионные реакции, как реакции, протекающие между растворами электролитов;
  • Наблюдают демонстративные опыты, описывают наблюдения.

  • Усвоение понятий;
  • освоение алгоритма написания реакций ионного обмена;  
  • умение определять сущность химической реакции по краткому ионному уравнению;
  • умение определять реакции ионного обмена, протекающие до конца;
  • умение описывать демонстрационные химические эксперименты, используя язык химии.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную;
  • Планируют собственную деятельность;
  • Осуществляют контроль и самооценку своих действий.
  • Управление своей деятельностью на уроке;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать результаты решения поставленных задач.

Познавательные УУД

  • Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения;
  • наблюдают экспериментальную проверку своих гипотез и анализируют результаты.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение,  выявление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений;
  • слушают и понимают речь других.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в  парах.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы;
  • Проявляют мотивацию на решение проблемы.
  • устойчивый познавательный интерес;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование готовности и  обучающихся к  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Время

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

1мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. Проверка отсутствующих.

-

Приветствуют учителя, готовы к уроку.

2

Проверка домашнего задания

7-9мин

1.Самооценка выполнения домашнего задания.

2.Самостоятельная работа в карточках( технология разноуровневого обучения)

3. Взаимоконтроль

4. Выполнение заданий у доски.

Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена

1. Самооценка.

2.Работа  в картах.

3.Взаимоконтроль в  парах.

4.Выполнение заданий домашней работы у доски.

3

Подготовка к  активному и сознательному усвоению нового материала

2мин

Фронтальный опрос (беседа):

-  Какие реакции называются реакциями обмена?

 -  Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

  -  Откуда в растворе берутся ионы? (диссоциация)

- Что такое электролитическая диссоциация?

-   Как мы узнаем,  диссоциирует вещество или нет?

- Что такое индикатор?

-

Отвечают на вопросы.

4

Усвоение новых знаний

18мин

Составляется уравнение на доске

2NaCl+H2SO4<->Na2SO4+2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов.

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их. Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Постановка проблемы: 

Как вы думаете, при каких условиях реакции ионного обмена будут протекать до конца?

Правильно, необходимо, чтобы ионы связывались, образуя малодиссоциирующее или недиссоциирующее вещество.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему  нашего урока»

Запись темы урока на доске

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Проведем демонстрационный опыт №1(проводит учитель)

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Проведем демонстрационный опыт №2(проводит учитель)

Гидроксид натрия  смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Почему ничего не наблюдаем, что нужно добавить?

Проводим опять эту реакцию с фенолфталеином.

Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Проведем демонстрационный опыт №3 (проводит учитель)

Карбонат натрия смешиваем с соляной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

- Штатив с пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты, карбоната натрия, фенолфталеин.

- алгоритм составления реакций ионного обмена.

1. Записывают уравнение

2. Отвечают на вопросы (решая проблему)

3.Формулируют тему и цель урока.

4. Записывают в тетрадь тему урока.

5. Составляют уравнения химических реакций, соответствующих демонстрационных опытов в тетради и на доске.

6. Делают выводы по каждому демонстрационному опыту.

5

Подведение итогов урока

3мин

Учитель предлагает  перейти к обсуждению формулировки определения условий протекания реакций ионного обмена до конца.

 

Физкультминутка

презентация

Формулируют  вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате реакции образуется осадок(↓), газ(↑) или малодиссоциирующее вещество – вода.

6

Закрепление

9мин

«Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например,   1.образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли).

2.появление камней в почках животных и человека, и т.д.

Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов

Обучающимся даются задания на слайде и в карте заданий: 

Презентация, Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена.

Решают задание в карте заданий и на доске.

7

Рефлексия и самооценка 

1мин

Учитель просит оценить свои знания по теме урока и выполнение заданий.

Стихотворение, для запоминания темы урока.(на слайде)

Карта заданий, презенация

1. Самооценка

2. Оценка усвоение материала в карте заданий.

8

Домашнее задание  с комментированием

2мин

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §38, задание в карточках.(разноуровневый подход)

Карта домашнего задания, презенация

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

ФИО ученика______________________________________________________________

Оценка домашней работы:

Задание выполнить не удалось

Работа вызвала затруднение

Сделал без особых усилий

Проверочная работа:

Уровень

Задание

Уровень А

  Расставьте коэффициенты.  Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение.

CuCl2   +   KOH   →   KCl +   Cu(OH)2

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Уровень В

Расставьте коэффициенты.  Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение.

CaO   +   HNO3   →   Ca(NO3)2   +  H2O

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

   

Уровень С

Составьте полное ионное и молекулярное уравнение.

H+ + OH →   H2O

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Проверяющий_____________________________________________________

Оценка______________________________________

Задание №1

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ ,  оказывающих токсическое действие на живые организмы. Запишите краткие ионные уравнения необходимых реакций.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание №2

Поваренная соль часто содержит примеси сульфатов. Как можно проверить наличие их в предложенном образце?  Запишите краткие ионные уравнения необходимых реакций..

_________________________________________________________________________________

Задание №3

Укажите практически осуществимые  реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца (↑газ, ↓осадок, вода)

а) СaCl2 + Na3PO4 → NaCl + Ca3(PO4)2

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

б) Na2SO4 + HCl → NaCL + H2SO4

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

в) Аl(OH)3 + HCL →AlCl3 + H2O

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дополнительные  задания:

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение.    Укажите признак протекания реакции до конца (↑газ, ↓осадок, вода)

а) К2СO3 + HCl → _________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

б) АlCl3 + AgNO3 →________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

в) ВаСl2 + NaNO3 →_______________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

г) КОН + H2SO4 →___________________________________

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Оценка учащегося_________________________

Рефлексия

Я усвоил весь материал.

Я усвоил материал, но есть затруднения.

Я мало, что понял. Необходимо еще поработать. ☹



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

Уровень А.

  Расставьте коэффициенты.  Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение тех реакций, которые практически осуществимы.

а) H3PO4  +  KOH →  K3PO4  +  H2O;              

           б) AlCI3  +  NaOH   →   Al(OH)3+NаCI;

в) MgCl2 + NaNO3  → Mg(NO3)2 + NaCl

Уровень В.

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение.    Укажите признак протекания реакции до конца.

а) FeI2 + К3PO4  → …   ;                            б) HNO3  +  ZnSO4  →  …  ;

в) Na2SiO3  + HCL  →  …   ;                       г) Pb(NO3)2  +  K2S  →  …  .

Уровень С.

Составьте практически осуществимые реакции между веществами:

 а) Оксид железа (III) и соляная кислота;    

 б) Сульфит натрия и серная кислота;

      в) Нитрат кальция и хлорид алюминия;    

г) оксид алюминия и азотная кислота.

Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение.    Укажите признак протекания реакции до конца.

Доп. Задание

В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+,  Fe2+,  Ni2+ и анионы Cl-,  SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки? Запишите краткие ионные уравнения.

Домашнее задание

Уровень А.

  Расставьте коэффициенты.  Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение тех реакций, которые практически осуществимы.

а) H3PO4  +  KOH →  K3PO4  +  H2O;              

           б) AlCI3  +  NaOH   →   Al(OH)3+NаCI;

в) MgCl2 + NaNO3  → Mg(NO3)2 + NaCl

Уровень В.

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение.    Укажите признак протекания реакции до конца.

а) FeI2 + К3PO4  → …   ;                            б) HNO3  +  ZnSO4  →  …  ;

в) Na2SiO3  + HCL  →  …   ;                       г) Pb(NO3)2  +  K2S  →  …  .

Уровень С.

Составьте практически осуществимые реакции между веществами:

 а) Оксид железа (III) и соляная кислота;    

 б) Сульфит натрия и серная кислота;

      в) Нитрат кальция и хлорид алюминия;    

г) оксид алюминия и азотная кислота.

Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение.    Укажите признак протекания реакции до конца.

Доп. Задание

В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+,  Fe2+,  Ni2+ и анионы Cl-,  SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки? Запишите краткие ионные уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Открытый урок реакции ионнго обмена и условия их протекания...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Урок хими 9 класс "Реакции ионного обмена"

Презентация к уроку "Реакции ионного обмена и условия их протекания"...

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Конспект урока по теме "Реакции ионного обмена и условия их протекания"....