Реакции ионного обмена и условия их протекания
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Открытый урок реакции ионнго обмена и условия их протекания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_ionnogo_obmena_i_usloviya_ikh_protekaniya.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
Класс: 9
Цель урока: Углубить изучение реакции обмена, заложенные в курсе 8 класса; сформировать понятие необратимых реакций ионного обмена. Выяснить условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить типы химических реакций, признаки их протекания;
формировать знания о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;
формировать умения составления полного и сокращенного ионного уравнений на основе молекулярного;
Воспитательные:
воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным;
активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;
способствование формирования коммуникативных способностей учащихся;
создание ситуации успеха.
воспитывать толерантные отношения в группе, классе.
Развивающие:
развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;
развитие навыков работы с химическими реактивами; соблюдая правила безопасной работы с ними;
развитие умения выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, делать выводы.
развивать умение логично излагать свою точку зрения;
учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку;
развивать умение получать информацию, в том числе и с помощью информационных технологий.
Учащиеся знают:
· Обратимые и необратимые реакции обмена
· Правила составления ионных уравнений реакций
· Правила Бертолле
· Признаки химических реакций обмена
Учащиеся умеют:
Составлять ионные уравнения реакции на основе молекулярных
Пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований
Проводить лабораторный опыт.
Основные понятия и термины урока:
Ионы, катионы, анионы, электролит, ионное уравнение реакции, правило Бертолле.
Подробное описание урока
Классу предлагается побывать на уроке алхимии.
- Вспоминайка.
Типы химических реакций. Вспомнить типы химических реакций по числу и составу исходных веществ.
Признаки химических реакций. а). дописать правые части уравнений; б) определить признаки реакций; в)расставьте коэффициенты. (Демонстрация лабораторных опытов).
Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2
CuSO4 + NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4
NaOH + HCI = NaCI + H2O (добавить фенолфталеин)
Лабораторный опыт. Демонстрация учителем опытов.
а) определить признаки реакций;
б) составить уравнения реакции и расставить коэффициенты
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl
Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2
NaOH + HCl= NaCl + H2O
MgCl2 + Na2SO4 ⬄2NaCl + MgSO4
По таблице растворимости кислот, солей, оснований определить какие соли растворимы, какие нет.
- Классификация реакций ионного обмена.
- Необратимые (идущие до конца)
а) с выпадением осадка; BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (молекулярное уравнение)
Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+2Н ++2Cl- (полное ионное уравнение)
Ba2+ + SO42- = BaSO4 (сокращенное ионное уравнение)
б) с выделением газа; Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 (молекулярное уравнение)
2Na++CO32- +2H++SO42-=2Na++SO42-+H2O+CO2 (полное ионное уравнение)
2H+ + CO32- = H2O+CO2(сокращенное ионное уравнение)
в) с образованием малодиссоциируемого вещества (к примеру, молекулы воды).
2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O (молекулярное уравнение)
2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O (полное ионное уравнение)
2H+ +2ОH- = 2H2O(сокращенное ионное уравнение)
- Обратимые. В результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты.
MgCl2 + Na2SO4 ⬄2NaCl + MgSO4 (молекулярное уравнение)
Mg 2+ +2Cl- + 2Na + + SO42- ⬄ 2Na + + 2Cl- + Mg 2+ +SO42-
(полное ионное уравнение). Обмен не окончательный, получаются смеси солей. Сокращенное ионное уравнение не составляется!
- Физминутка
- Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО) в молекулярном, полном и кратком ионном виде
Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:
1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:
2) Записывают уравнение в ионном виде.
Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо — его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо — записывают в молекулярном виде:
Хлорид бария — растворим, значит записываем его в виде ионов бария и хлора. При этом необходимо помнить о коэффициентах и индексах (BaCl2 состоит из бария и 2-х хлоров, поэтому индекс «2» мы будем ставить перед анионами хлора):
Смотрим на растворимость серной кислоты — растворима, записываем в виде протонов водорода и сульфат-анионов (т.к. в серной кислоте 2 атома водорода — значит, при её диссоциации образуется 2 протона):
Далее переходим к продуктам реакции и снова смотрим, растворимы ли они. Сульфат бария — не растворим, значит, его мы записываем в молекулярном виде:
Соляная кислота: растворима, записываем в виде ионов. Т.к. перед формулой стоит коэффициент «2» — мы ставим его и перед ионами:
уравнение в ионном виде.
3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):
Оставшиеся частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением:
В результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение — сульфат бария (осадок белого цвета)
Правило Бертолле.
Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.
- Выбрать правильный ответ из тренажера
- в каком случае образуется не растворимая соль.
- в каком из вариантов образуется соль и щелочь.
- при взаимодействии каких веществ между собой образуется осадок.
Подчеркнуть одной чертой катионы, двумя чертами – анионы, входящие в состав реагентов. Зачеркнуть крестиком формулы нерастворимых веществ. Дописать уравнения реакции.
NaOH + K2SO4=
NaOH + NH4NO3 =
NaOH + ZnS =
ZnS + HCl =
- Домашнее задание. Повторить тему урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл
Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....
организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"
РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."
Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...
Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"
Данная разработка содержит в себе:- Технологическую карту-конспект урока,- Дидактические материалы....
Реакции ионного обмена и условия их протекания. 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
Проверочная работы по теме "Реакции ионного обмена"...
Реакции ионного обмена и условия их протекания
Конспект урока по теме "Реакции ионного обмена и условия их протекания"....