Занимательный урок "Вода – начало всех начал"
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец пересыхает.
Benjamin Franklin
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_urok_voda-nachalo_vseh_nachal_koval_o.v._gimnaziya_no_9_g._sochi.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваль Ольга Викторовна ,
учитель химии
МОБУ Гимназии № 9
имени Н. Островского
г. Сочи
Занимательный урок
Вода – начало всех начал
Мы познаём ценность воды лишь,
когда колодец пересыхает.
Benjamin Franklin
Цель:
- расширение сведений о значении воды для жизни человека; повышение интереса к химии и окружающему миру,
- создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, имеющей универсальное значение,
- развитие самостоятельности учащихся, их творческих способностей,
- формирование профессионального интереса, способствующего осознанному выбору будущей профессии,
- развивитие логического мышления,
- объединение учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами.
В ходе данного мероприятия формируются следующие компетенции:
- социальные, предполагающие умения брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, сотрудничать и работать в группе.
- коммуникативные, формирующие культуру речи (грамотность, эмоциональность, умение подбирать темп и громкость сообразно речевой ситуации), умений слушать и слышать своих товарищей.
- компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран (в зависимости от возможностей учителя). Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Мультимедийные презентации: «Вода поглощает землю…», «Вода и спорт», «Водовоз», « Песнь о воде».
Ход мероприятия
- Вступительное слово (Мультимедийная презентация: «Вода поглощает землю…»).
- Выступление членов ассоциации «Веселый химик». Презентация «Вода и спорт».
- Вопросы для любознательных.
- Мультимедийная презентация: «Водовоз».
- Стихотворение «Песнь о воде». Мультимедийная презентация.
- Викторина.
- Игра «Разгадай формулу».
- Игра «Найди меня».
- Занимательные опыты.
- Заключение.
Вступительное слово
«Вода поглощает землю, тушит огонь, поднимается в высоту, завладевает небом как местом своего жительства, образует облака,… что может быть удивительнее воды парящей в небе». – писал знаменитый римский историк Плиний, живший с 23 по 79г. до н.э. в своей книге «История природы».
Слово «вода» входит в обиход человека с раннего детства, когда начинают произносить первые слова «мама», «папа»…
Вода – строит, лечит, кормит, приводит в движение мертвую природу, турбины, дает электричество, тушит пожары, участвует в спортивных состязаниях…
А знаете ли Вы что…
…« Вода – начало всех начал»,- утверждал Гиппократ, живший в V веке до нашей эры.
…без воды нет жизни, ни одна спора, ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться.
…без воды нет гниения и разложения растительных и животных организмов.
…без воды не может в зеленом листе образоваться сахар, крахмал, жиры и кислоты.
… почти три четверти земного шара занято водой морей и океанов. Льдом покрыто 20% суши.
… если всю воду собрать в одну «каплю», то диаметр этой капли составит 1500 км …
Вода – сок жизни. Так сказал Леонардо да Винчи. Действительно, вода является непременной составной частью всего живого. В растениях содержится до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 65%. Даже кости содержат 22% воды. В мускулах её уже 70%, в мозгу и жировых тканях – 75%. В крови – аж 92%. Основная часть воды, около 70%, сосредоточена внутри клеток, а 30% – это внеклеточная вода, которая разделяется на две части: меньшая часть, около 7%, - это кровь и лимфа, а большая часть – межтканевая, омывающая клетки.
А знаете ли Вы, что в древности существовала смертная казнь «каплями воды». 60 капель холодной воды, опущенные на голову человека с высоты 50 см, убивают его.
Вода в твердом состоянии – главный участник зимних олимпийских игр.
Вопрос: назовите зимние виды спорта.
Зимние виды спорта: фигурное катание, хоккей, бобслей, горные лыжи, фристайл, санный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина, скоростной бег на коньках.
Вода в жидком состоянии – главный участник летних олимпийских игр.
Вопрос: назовите летние виды спорта, в которых вода – главный участник.
Летние виды спорта: плаванье, прыжки в воду, синхронное плаванье, водное поло, гребля на байдарках .
Презентация « Вода и спорт»
Выступление членов ассоциации «Веселый химик».
Вопросы для любознательных
Вопрос 1.
Меня впервые заметил Парацельс еще в XVI в., когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту.
В конце XVII в. мной заинтересовался Роберт Бойль.
Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Роберт Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал, что это я, он меня принял за воздух.
Современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд и поднес свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я разорвал сосуд и осколками чуть не убил ученого.
Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 г. Тогда меня назвали «горючим воздухом».
В 1783 г. Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права.
Правда, на Земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на Солнце, около 84%. Я самый распространенный в мировом, межзвездном пространстве элемент.
Мои молекулы собираются в верхних слоях атмосферы. Так, например, на высоте 50 км находится 3%, а на высоте 100 км – 95%.
В человеческом организме меня содержится 10%, или около 7 кг.
Кто я? (Водород)
Вопрос 2.
На меня очень давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым.
Более внимательно меня стали изучать шведский ученый Карл Шееле и английский химик Джозеф Пристлей. В 1772 г. и тот и другой получили меня. Правда, Шелее обо мне написал на пять лет позже, чем Пристлей, поэтому первенство открытия меня часто приписывают Пристлею.
Известно ли вам, что меня в атмосфере содержится 21%, в литосфере – 28%, в гидросфере – 89%, причем на высоте 50 км меня находится 10%, а на высоте 100 км – только 0,1%.
В человеческом организме меня содержится 65%, что составляет 45 кг чистого веса.
В сутки меня человек употребляет 750 л в чистом виде, без всяких примесей.
Кто же я? (Кислород)
Вопрос 3.
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Я начало всех начал», - говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. До н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник «из меня- первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси, у меня жили русалки и водяные.
Я у народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.
Кто я? (Вода)
Звучит песня « Водовоз».
Мультимедийная презентация: «Водовоз» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского из кинофильма Волга-Волга). Текст песни на слайдах. Участники мероприятия поют.
Стихотворение
Песнь о воде
(автор учитель химии МОБУ Гимназии № 9 г. Сочи Коваль О.В.)
«Вода – начало всех начал» -
Великий химик так сказал.
Прекрасно знаем, вез нее
Ни ты, ни я- ни то, ни се.
Вода и сахар растворит,
И вылечит наш целлюлит.
Жир в организме расщепит
И от недугов исцелит.
Таблетку мы запьем водой,
Примочку сделаем, настой
Травы душистой и хмельной
И будет на душе покой.
Вода турбину повернет,
И в доме лампочку зажжет,
И все пожары остановит
Ей ничего это не стоит.
Успеет огород полить
И всех животных напоить.
А сталактиты, сталагмиты –
Они ведь все водой намыты.
Вода – и снег, и пар, и лед,
И очень скользкий гололед,
И смерчи, паводки и сели,
И весенние капели.
Половодья, и метели
Всю планету облетели!
Вода – и море, и река,
Родник, колодец, облака,
И айсберг в море ледяном,
И озеро в краю родном…
Корабль по морю идет,
А пароход к реке плывет.
Вода в профессиях живет
Об этом знает весь народ.
Матрос, сантехник, водовоз
Следят, чтобы не лопнул трос.
Моряк, подводник, водолаз –
Работы важные у нас!
Лодочники, хоккеисты,
Серфенгисты, фигуристы,
Конькобежцы, прыгуны
Никуда им без воды!
Тебе мы гимн поем, ВОДА!
Ты будь живее всех всегда!
Активных участников объединяют в две команды.
Вопросы викторины
1.Формула воды…
2. Кристаллическая решетка воды…
3. К какому классу соединений можно отнести воду?
4. Физические состояния воды…
5. Вода в предметах, которая обнаруживается на ощупь…
6. Почему мерзлое белье сушат на морозе?
7. Замкнутый естественный водоем…
8. Видимая вода в воздухе…
9. Вода в воздухе в виде игольчатых кристаллов…
10. Самыый большой водоем на поверхности Земли…
11.Вода в твердом состоянии - …
12.Вода в газообразном состоянии - …
13. Назовите 8 наименований воды, принятые в метеорологии.
14. Назовите 8 технических устройств по использованию воды
15. Назовите не менее шести специальностей, связанных с водой.
16. Огромная льдина, плавающая в океане…
17. Туман – это…
18. Что такое сухой лед?
19. Какие сухие соли содержат воду?
20. Назовите химические способы очистки воды.
21. Какое «масло» при вливании в воду нагревает ее до кипения?
22. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит?
23. Какие вещества участвуют в реакции фотосинтеза?
24. Кому принадлежат слова «Вода – начало всех начал»?
25. Что означает слово «гидрогениум»?
26. Какой элемент носит название гидрогениум?
27. Какой неметалл не растворяется в воде, не тонет в воде, не смачивается водой?
28. Какой неметалл хранят под слоем воды?
Играем
1. «Разгадай формулу»
Под каждой буквой записывается название металла и неметалла (если неметалл, начинающийся с этой буквы, отсутствует, то заменить его названием тела).
В | О | Д | А | |
Металл | Вольфрам | Олово | Диспрозий | Актиний |
Неметалл | Водород | Обруч | Дверь | Азот |
2.«Найди меня»
Предлагается найти не менее 7 слов, зашифрованных в таблице:
Зашифрованы в таблице: профессии, технические устройства, напитки, газ для обеззараживания воды.
К | В | А | С | О |
Р | О | В | О | З |
А | Д | О | Н | О |
Н | А | С | О | Н |
Ответ: водонос, водовоз, кран, насос, вода, квас, озон.
Занимательные опыты
Опыт 1. Вода – растворитель
На столе, покрытом белой бумагой, выставляют стаканы. Сзади ставят белый экран.
1 стакан → порошок нитрата никеля (II) → вода → зеленый цвет;
2 стакан → порошок сульфата меди (II) → вода → синий цвет;
3 стакан → порошок нитрата кобальта (II) → вода → розовый цвет;
4 стакан → кристаллик перманганата калия → вода → малиновый цвет.
Опыт 2. Вода – катализатор
Взвесьте цинк или алюминий соответственно уравнению реакции:
Zn + I2 = Zn I2 или 2AI +3 I2 = 2AI I3
В ступке измельчите йод. Смешайте с цинковой или алюминиевой пылью.
Пипеткой налейте 5 - 6 капель воды. Накройте колоколом. Смесь загорается. Выделяется много паров йода.
Опыт 3. Вода – реагент
В1-ый стакан с водой прилейте раствор фенолфталеина – цвет не изменится (среда – нейтральная).
Во 2-ой стакан с водой положите соду и перемешайте, а затем добавьте раствор фенолфталеина. Раствор станет малиновым, т.к. среда раствора - щелочная.
Na2CO3 + H2O = NaHCO3 + NaOH
Опыт 4. Вода - продукт
Налейте в пробирку перекись водорода. Добавьте оксид марганца (IV) – катализатор. Начнется бурная реакция согласно уравнению:
2H2O2 = 2H2O + O2
Выделяющийся кислород можно обнаружить тлеющей лучинкой.
Заключение
- Подведение итогов.
- Вывод:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»
Сент-Экзюпери
Список литературы:
- Зайковский И.И. Занимательная химия. - М., 1958.
- Калетина Н.И. и др. Игровой метод в обучении химии. – М.: Высшая школа, 1990.
- Левашов В.И. Занимательная химия. - М., 1962.
- Самоухина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.
Используемые интернет- источники:
http://www.epwr.ru- «Крылатые и краткие фразы»;
http://him.1september.ru- «Химия». Издательский дом «Первое сентября»;
http://ximeeya.ru- Интересные факты. Химия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме: "Вода - начало всех начал"
Урок биологии и физики в 7 классе....
Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Пушкин - начало всех начал"
Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка)...
Урок-семинар 9 класс - А.С.Пушкин – "Начало всех начал".
Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использова...
Рабочая программа "Алгебра и начала математического начала" 10 класс
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа , 10 класс к учебнику Алгебра и начала математического анализа, 10-11 класс, Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый...
Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"
сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...
Разработка классного часа: "Любовь - начало всех начал..."
Разработка классного часа...