Урок-семинар 9 класс - А.С.Пушкин – "Начало всех начал".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроках. Я в своей работе использую урок-семинар. Такая форма работы дает возможность повысить активность учащихся при изучении литературы, приучает к самостоятельной и творческой работе с разными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar_9_klass_-_a.s.pushkin_-_nachalo_vseh_nachal.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Колледж Олимпийского Резерва №1
Урок-семинар по литературе
9 класс
Конспект урока-семинара.
Учитель: Власова Лидия Александровна
Санкт-Петербург
2012-2014
Урок-семинар
Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроках. Я в своей работе использую урок-семинар. Такая форма работы дает возможность повысить активность учащихся при изучении литературы, приучает к самостоятельной и творческой работе с разными источниками информации.
В ходе подготовки семинара решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.
Семинар по литературе формирует у учащихся аналитические умения, приучает к нестандартности в оценке художественных произведений, служит воспитанию у них культуры речи.
Представляю семинар повторительно-обобщающего типа, который проводится в конце изучения темы.
Итоговый урок-семинар по литературе в 9 классе.
Тема урока: А.С.Пушкин – «Начало всех начал».
Цели урока:
- Образовательная: показать многогранность личности и творчества Пушкина, формировать умение работать с разными источниками информации. Формировать умение работать в группе.
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления , творческих способностей , познавательных интересов, чувств и эмоций при восприятии живописи и музыки.
- Воспитательная : способствовать воспитанию интереса к литературе, музыке, живописи. Воспитание творческой личности , умеющей ценить и понимать значение личности и творчества Пушкина.
Подготовка к уроку
- Этап. Знакомство с литературой по теме урока.
- Этап. Распределение тем по группам для подготовки к уроку.
- Язык произведений Пушкина.
- Пушкин и изобразительное искусство.
- Пушкин и музыка.
- Создание презентаций (портреты, рисунки, аудиозапись музыкальных произведений на стихи Пушкина)
Ход урока
Вступление.
Учитель: всей жизнью мы приходим к Пушкину. В нашу жизнь
входит Пушкин и вместе с ним ощущение родной
природы, родины.
Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф к уроку: «И счастлива та литература, в которой был и есть
Пушкин». ( В. Цыбин)
План урока
- Итоговое стихотворение Пушкина.
- Роль Пушкина в развитии литературного языка.
- Пушкин и изобразительное искусство.
- Произведения Пушкина в музыке.
5)Подведение итогов семинара.
Ход урока
1 группа
Вопрос : как оценивает свое творчество Пушкин?
Выступление ученика. Тезисы выступления « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- Поэтому не надо вещественных знаков признания. Он сам творец искусства. которое не забудется.
- «Народная тропа»- не зарастет к памятнику поэта. Тропа-это не дорога, она возникает стихийно и естественно, люди идут по тропе по доброй воле.
- Стихотворения Пушкина – вечное торжество поэзии.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Памятник» в исполнении В. Яхонтова.
3) Роль Пушкина в развитии русского литературного языка.
Группа учащихся представляет тезисы по теме:
- Гениальность Пушкина в том, что он сумел овладеть стихией действующего языка, выбрать из него все живое и соединить в органическое целое.
- Сохраняя литературные традиции, Пушкин видел перспективу развития языка.
- По словам Пушкина, язык-это стихия, данная нам для сообщения мыслей.
- Богатство языка Пушкина на примере романа «Евгений Онегин»
Обобщение: Пушкин решил грандиозную задачу И. Тургенев писал: «Ему одному пришлось исполнить две работы: установить язык и создать литературу»
2 группа.
IV) Пушкин и изобразительно искусство.
Выступление ученика.
- Пушкин – поэт, художник.
Презентация: «Рисунки Пушкина»
Рисунки Пушкина удивительно живы и выразительны. Это автопортреты, рисунки к роману «Евгений Онегин»
Что вы можете сказать об этих рисунках?
- Рисунки Пушкина - это отражение процесса создания произведения, они волнуют нас загадочными ассоциациями.
- Иконографический материал (портреты писателя)
Слайды: Какого Пушкина выбираю я? Почему?
- Викторина (проводит подготовленный ученик)
А) Кем был создан знаменитый памятник Пушкину в Москве? (скульптором А.Опекушиным)
Б) Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина? (В.Тропининым и О.Кипренским)
В) О каком из портретов Пушкин сказал:
«Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит» (О портрете О.Кипренского)
Г) В содружестве каких художников была написана картина на сюжет стихотворения Пушкина «К морю». (И.Репина и И.Айвазовского)
Д) Кто написал картину «Пущин в Михайловском» (Н.Н. Ге)
5) Иллюстрации к Пушкинским произведениям. (Брюллов, Репин, Врубель, Васнецов). Особо отмечаем рисунки Н.В. Кузьмина, которые восходят к рисункам самого Пушкина. (Слайды)
3 группа
Пушкин и музыка.
Главное для меня в Пушкине – это глубина его чувств, высота душевных помыслов, «порывов» (Г.В. Свиридов, композитор.)
а) Романсы на пушкинские тексты. (Алябьев,Глинка, Даргомыжский, Балакирев,Рахманинов ).
Б) Прослушивание аудиозаписи романса Г. Свиридова «Зимняя дорога».
Вопрос: что вы представляете, слушая романс?
Запишите в тетрадь (тема движения, пути, звон колокольчиков ).
В) Опера Чайковского «Евгений Онегин»
Характеры героев, переживания героев.
Прослушивание ориозо Онегина «Ужель та самая Татьяна…»
Записать в тетрадь ответ на вопрос: как музыка передает чувства Онегина?
ИТОГ УРОКА. Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин»
Литература.
В.Цыбин. Черновики Пушкина. М.Просвещение. 1985
М.Дроздова. Музыка на уроках по лирике Пушкина. Литература в школе, 1981, № 5
Энциклопедический словарь юного филолога. М., Педагогика, 2001.
Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме: "Вода - начало всех начал"
Урок биологии и физики в 7 классе....
Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Пушкин - начало всех начал"
Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка)...
урок-семинар 9 класс
решение сложных заданий по квадратичной функции...
Занимательный урок "Вода – начало всех начал"
Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец пересыхает.Benjamin Frankli...
Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"
сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...
Разработка классного часа: "Любовь - начало всех начал..."
Разработка классного часа...