Интегрированный урок по теме: "Вода - начало всех начал"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Матвеева Анна Валерьевна

Урок биологии и физики в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_teme.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме: "Вода - начало всех начал»

Цель: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук.

Задачи:

Образовательные:

  1. интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках физики, химии, биологии;
  2. систематизировать знания о физических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи, роли воды в жизни человека.

Развивающие:

  1. продолжать формирование навыков прослеживания причинно-следственных связей между строением молекулы, структурой кристаллической решетки и свойствами воды.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру сохранения собственного здоровья через бережное отношение к воде;
  2. формировать навыки экологической культуры. 

Оборудование:

  1. компьютер,
  2. мультимедийная презентация по теме «Вода»,
  3. видеофильм «Великая тайна воды»,
  4. пробы воды для практической работы (речная, водопроводная, фильтрованная),
  5. индикаторы,
  6. тексты для определения прозрачности воды.

Структура урока

1 .Орг.момент 1-2 мин.

2.Изучение нового материала 38 мин.

 3.Закрепление материала 3 мин.

4.Домашнее задание 2 мин.

Ход урока

   1 .Орг. момент

2.Изучение нового материала

Биолог. Вода - самое распространенное на Земле вещество. Земля обладает огромными запасами воды, она занимает 3/4 поверхности земного шара, это все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера.

В воздухе содержится много воды в виде пара, облаков, туч. Много воды заключено в ледниках у Северного и Южного плюсов и высоко в горах.

Вода есть и под землёй. Она выходит на поверхность в виде ключей, родников.

Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови. При потере 6-8% воды человек впадает в полуобморок, более 15-20% приводит к смерти. Вода необходима человеку для удаления различных вредных веществ из организма. Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру тела. Без воды человек может прожить 3 дня.

Такое же значение вода имеет и для животных. Некоторые животные обитают в воде.

 Ребята, назовите этих животных!

Растения состоят на 4/5 из воды. Вода необходима им и для добывания питательных веществ почвы. Семена прорастают в воде, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды. Для некоторых растений вода необходима для размножения.

Ребята, назовите эти растения! (мох, водоросли, папоротники, хвощи, плауны)     Вода необходима человеку для питья и приготовления пищи, содержания в чистоте своего, тела, белья  и уборки  помещений. Она необходима всем промышленным предприятиям.    Вода в паровом отоплении обогревает помещения, с ее помощью вырабатывается электроэнергия, она необходима для поливки растений.

Однако и человеку, и животным, и растениям необходима частая вода. Большой вред приносит загрязнение воды нефтяными продуктами, стоками от фабрик и заводов. Гибнут рыбы и другие животные.

 Формула воды Н2О.

Физик 

Вода́ (оксид водорода) — прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Химическая формула: Н2O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром. Около 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озёра, реки, лёд на полюсах).

Агрегатные состояния

По состоянию различают:

  1. Твёрдое — лёд
  2. Жидкое — вода
  3. Газообразное — водяной пар

При атмосферном давлении вода замерзает (превращается в лёд) при температуре в 0 °C и кипит (превращается в водяной пар) при температуре 100 °C. При снижении давления температура плавления воды медленно растёт, а температура кипения — падает.

Любое вещество состоит из молекул, а его физические свойства зависят от того, каким образом упорядочены молекулы и как они взаимодействуют между собой. В обычной жизни мы наблюдаем три агрегатных состояния вещества — твердое, жидкое и газообразное.

Газ расширяется, пока не заполнит весь отведенный ему объем. Если рассмотреть газ на молекулярном уровне, мы увидим беспорядочно мечущиеся и сталкивающиеся между собой и со стенками сосуда молекулы, которые, однако, практически не вступают во взаимодействие друг с другом. Если увеличить или уменьшить объем сосуда, молекулы равномерно перераспределятся в новом объеме.

В отличие от газа жидкость при заданной температуре занимает фиксированный объем, однако и она принимает форму заполняемого сосуда — но только ниже уровня ее поверхности.

Твердое тело имеет собственную форму, не растекается по объему контейнера и не принимает его форму.

При переходе воды из твердого состояния в жидкое ее плотность не уменьшается, а возрастает, также плотность воды увеличивается при ее нагреве от 0 до +4°С, максимальную плотность вода имеет при +4°С, и только при последующем ее нагревании плотность уменьшается.

При +4°С градусах плотность воды превышает плотность льда, благодаря чему охлаждаясь сверху вода опускается на дно лишь до тех пор, пока ее температура не достигнет +4°С, вследствие чего лед остается на поверхности водоемов, что делает возможным жизнь под слоем льда водной флоры и фауны.

Физические свойства воды аномальны, вода является единственным веществом на Земле, существующим в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Вода за пределами Земли

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с освоением космоса человеком и возможности возникновения жизни на других планетах, является вопрос о наличии воды за пределами Земли в достаточно большой концентрации. Известно, что некоторые кометы более, чем на 50 % состоят из водяного льда. Не стоит, впрочем, забывать, что не любая водная среда пригодна для жизни — в частности, аккумуляторная серная кислота содержит ≈75% воды (но жизнь в ней, очевидно, маловероятна, тем более, её возникновение).

В результате бомбардировки лунного кратера, проведённого 9 октября 2009 года НАСА с использованием космического аппарата LCROSS, впервые были получены достоверные свидетельства наличия на спутнике Земли водяного льда в больших объемах.

Жидкая вода, предположительно, имеется под поверхностью некоторых спутников планет, наиболее вероятно, на Европе, спутнике Юпитера.

Биолог

А сейчас мы переходим к следующему этапу урока - лабораторная работа «Анализ воды».  Перед вами находится инструкция по выполнению работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема: «Определение качества воды».

Цель: научиться характеризовать качество воды, взятой из различных источников. Оборудование: пробы воды, стеклянные сосуды, дистиллированная вода.

ХОД РАБОТЫ

1) Возьмите пробу воды из какого-либо городского водоема (реки, озера, пруда, родника и пр.).

2) Налейте в химический стакан эту воду и рассмотрите ее на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная; слабо мутная; сильно мутная.

3) Определите цвет воды. Для этого опустите в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый; светло-коричневый; желтый; светло-желтый; зеленоватый; бесцветный.

4) Определите запах воды и его интенсивность. Естественный запах может быть: болотным; глинистым; древесным; плесневым; травянистым; сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т. д.

По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметный (легко обнаруживается); отчетливый (обращает на себя внимание); сильный (делает воду негодной для питья)

5) Определите вкус воды. Пробовать загрязненную природную воду (если она не родниковая) не рекомендуется.

Вода может быть: соленая; горькая; кислая; с хлорным, металлическим или иным привкусом; безвкусная или с приятным для питья вкусом. Питьевая вода должна быть безвкусной или приятной на вкус.

6) Определите пригодность воды, используемой вами для питья, по кислотности (рН).. Капните исследуемой водой на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравните полученный

цвет воды со шкалой рН. Запишите рН исследуемой воды и по значению рН определите реакцию воды.

Сильнокислая вода имеет рН ниже 5.

 Сильнощелочная вода имеет рН больше 10.

 Питьевая вода должна иметь рН 6,5-8,5.

7) Полученные данные занесите в таблицу.

Данные по исследованию пробы воды, взятой из городского водоёма.

 Характеристика воды      

Результаты исследования проб

Прозрачность

Цвет  

Запах и его интенсивность

Вкус

Реакция среды

Сделайте вывод о качестве исследуемой воды.

Природная вода никогда не бывает чистой, она всегда содержит во взвешенном  состоянии твердые частицы песка, глины, остатки растений и животных, а также     всевозможные микроорганизмы. Среди последних могут быть и болезнетворные,

которые, попадая в организм человека и животных, вызывают различные заболевания. Чтобы освободить воду от взвешенных в ней частиц, ее подвергают фильтрованию сквозь слой какого-нибудь пористого вещества, например угля, обожженной глины и т.п. Фильтры задерживают также большую часть бактерий. Для обеззараживания питьевой воды ее хлорируют. Совершенно чистую воду, не содержащую также и растворенных веществ, получают путем перегонки (дистилляции).

 Водопроводная вода содержит большое количество примесей. Такую воду пить нельзя.    

 Какие способы очистки воды в домашних условиях вы знаете? (отстаивание, кипячение, фильтрование, вымораживание)

Ребята! Дома вы отвечали на вопросы анкеты. Давайте обсудим результаты.

Анкета опроса населения по качеству питьевой воды.

1. Воду,  из  каких  источников  вы  предпочитаете  использовать для  питья  и приготовления пищи?

❖ Водопроводную;

❖ Родниковую;

❖ Покупаем в магазине.

2. Очищаете ли вы водопроводную воду и как?

❖ Hе очищаем;

❖ Отстаиваем;

❖ Фильтруем.

3. Какую воду вы покупаете в магазине?

❖ Иван-Купала.

❖ Святой Источник;

❖ Другие.

4. Охарактеризуйте качество водопроводной воды в г.Павловский Посад.

❖ Имеет неприятный гнилостный запах;

❖ Мутная;    

❖Содержит много железа.

Физик. Первые стандарты питьевой воды были утверждены а США и России в 1937 году. В этих стандартах содержится нормы качества питьевой воды. А с 1994 года по инициативе Международный ассоциации водопользователей 22 марта был утверждён Всемирный  день воды.

Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» 

Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» является одним из самых юных музеев расположенных в Санкт-Петербурге. Музейный комплекс расположился в отреставрированном здании Главной водонапорной станции построенной в 1861 году. Здесь посетители смогут узнать множество интересной и полезной информации обо всем, что связано с водой. Экскурсантам будет рассказано об истории водоснабжения Санкт-Петербурга с момента основания города и до наших дней. Также посетители узнают о роли воды в древних цивилизациях.
Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» представляет собой удачное сочетание традиционного и совершенно нового музея, сочетая в себе привычные экспонаты и макеты с мультимедийными экспозициями и инсталляциями.

В музее представлены 3 экспозиции. Первая из них – мультимедийный комплекс «Подземный мир Санкт-Петербурга», расположенный в левом крыле первого этажа. Здесь в огромном холле расположен большой макет центра города, сделанный Институтом архитектуры по заказу «Водоканала». В то время когда посетители смотрят фильм, повествующий о том, как функционирует и какое значение в жизни города имеет «Водоканал Санкт-Петербурга» макет подсвечивается и переливается огнями. Посетители видят, как по полу течет река Нева с впадающими в нее реками и заграждающей залив дамбой, а также город, расположенный на ее берегах. В то время когда в фильме рассказывается о водозаборе и водоотведении, на карту проецируется сетка труб водопровода и канализации. После просмотра фильма экскурсанты отправляются на водонапорную станцию, затем в подвал жилого дома, следом в канализационный коллектор, оттуда к очистительным сооружениям и в конечную точку путешествия – пещеру.

Второй экспозицией является мультимедийный комплекс «Вселенная воды». Комплекс расположен в бывшем подземном резервуаре чистой воды. Здесь рассказывается обо всем, что связано с великой стихией воды, о ее грандиозном значении для всего мира. Все пространство огромного зала наполнено сменяющимися звуковыми эффектами, видеоматериалами и световыми композициями.
В экспозиции представлены многочисленные экспонаты так или иначе связанные с водой, при этом многие из них можно не только рассмотреть, но и потрогать. Посетителям будет рассказано о значении воды в природе, о ее физических свойствах и химическом составе. Также здесь можно будет ознакомиться с научными гипотезами и статистическими данными, касающимися воды, увидеть разнообразные изображения воды и насладиться звуками воды в природе, например, послушать, как шумит водопад, капает дождь или течет река.
Кроме того, в комплексе существует отдельный раздел под названием «Вода в городе» посвященный роли воды в истории Санкт-Петербурга.

Третьей по счету является «Историческая экспозиция», которая занимает несколько этажей музея.
На третьем этаже расположена экспозиция, состоящая из двух частей. Первая рассказывает об истории воды и водоснабжения в древней Греции, Риме, Египте, Китае, средневековой Европе и в древней Руси. Вторая часть экспозиции повествует о водоснабжении и водоотведении в Санкт-Петербурге с момента основания города до 1858 года.

Экспозиция на четвертом этаже охватывает период с 1858 года по 1917 год. Здесь можно узнать о водоснабжении, возникновении централизованного водопровода и создании водонапорной станции, в которой располагается музей.
Среди исторических дат особенно стоит отметить 1858 год, ведь именно в этом году 10 октября Александром II был утвержден устав «Общества Санкт-Петербургских водопроводов», тогда-то и был создан городской «Водоканал».
Также посетителей познакомят с проектами водопроводных систем и водоочистных сооружений, покажут различные исторические экспонаты и проведут экскурсию по кабинету управляющего городскими водопроводами.
Экспозиция шестого этажа разделена на две части и представляет период с 1917 года до наших дней. Первая часть повествует о деятельности «Водоканала» в годы Великой Отечественной войны, а также о послевоенном времени.
Во второй части рассказывается о деятельности Санкт-Петербургского «Водоканала» в наши дни.

Музей воды в Москве  

Музей воды в Москве расположен в старинной местности под названием Крутицы. Музей находится в здании, где с 18 июля 1898 года располагалась Главная канализационная насосная станция Москвы. Данное здание было спроектировано русским архитектором М.К. Геппенером и сегодня является памятником промышленной архитектуры. Музей был открыт в 1993 году под руководством «Мосводоканала».

В музее воды собрано множество материалов, так или иначе касающихся воды в жизни города. Здесь можно узнать об истории городского водопровода и канализации, начиная с момента создания и заканчивая их нынешним состоянием, а также возможностями дальнейшего развития.

Посетителям будет рассказано о первых кремлевских водопроводах, о строительстве Мытищинского водопровода, о первой системе канализации, а также о первой водопроводной станции и станции водоочистки.

В экспозиции музея представлено множество интересных экспонатов, среди которых копии указов Екатерины II о строительстве московского водопровода, фотопортреты инженеров и ученых занимавшихся проектированием, строительством и эксплуатацией очистных сооружений, чертежи, атласы сооружений, подлинные документы. Кроме того, некоторые экспонаты представлены вне стен музея. Так у входа в музей можно увидеть различное оборудование, среди которого очистные и подъемные устройства, насосы, задвижки.

Вся экспозиция музея представлена двумя частями. В первой из них рассказывается о появлении московского водопровода и канализации. О том, как данные сооружения менялись с течением времени, какие технологии применялись для их развития, а также об инженерах, которые с успехом разрабатывали и притворяли эти технологии в жизнь.

Вторая часть экспозиции повествует о современных системах водопровода и канализации. Здесь представлены схемы демонстрирующие очистку вод и обработку осадка, а также макеты некоторых сооружений и образцы оборудования.

Посетителям будет продемонстрирован весь «круговорот» воды в жизни города, начиная с того, каким путем природная вода попадает в наши дома и, заканчивая тем, какие этапы она должна пройти, прежде чем вернуться обратно в природу. Также экскурсанты смогут просмотреть альбомы с многочисленной информацией о «Мосводоканале» и его работниках.

Музей воды располагается в Саринском проезде в доме №13 (м. «Пролетарская»). Телефоны музея: (495) 676-92-13, (495) 676-26-89. Время работы музея: с 10.00 до 17.00. Выходные дни: суббота, воскресенье. Вход: бесплатный.

Музей воды в Киеве  

Киевский музей воды располагается в одной из старинных водонапорных башен, которые были построены в конце XIX века. Музей названный Водно-информационным центром был открыт в 2003 году после реставрации водонапорной башни.
Основной целью музея является донести до людей мысль о том, как важно бережно относиться к воде. Здесь рассказывается о гидросфере нашей планеты, о том, как важна вода для каждого из нас и о печальных последствиях бездумного потребления воды.
Одним из наглядных экспонатов музея повествующим о пренебрежительном отношении к воде является ванная комната, где из раковины, ванны и сливного бачка все время течет вода, демонстрируя тем самым, сколько этой бесценной жидкости утекает из-за неисправной сантехники или просто не до конца закрытого крана.

Также посетителям музея будет рассказано об истории и значении воды в жизни Киева. О том, какими запасами воды располагает Украина, каким образом город снабжался питьевой водой многие годы назад, как появился первый городской водопровод, и какова была цена на воду.
Экскурсанты узнают о том, какой путь проходит вода, прежде чем попасть в дома горожан, каким очистным процессам она подвергается, какие факторы влияют на конечный результат, каким образом вода возвращается обратно в природу и каким воздействиям при этом подвергается. Им будет подробно рассказано о работе водозаборных станций, водоочистительных сооружений и канализационных систем.

Здесь экскурсанты смогут увидеть действующую модель артезианской скважины, узнают о том, как дождевая вода, попав в почву, проходит через различные слои грунта, подвергается естественной фильтрации и становится подземными водами.
В Водно-информационном центре посетители смогут насладиться водой во всем ее природном многообразии, увидеть, как идет дождь, тают ледники и извергается гейзер, услышать раскаты грома и шум водопада. Побывать в пещере со сталактитами.

В музее имеется большой водный резервуар с плавающими в нем японскими рыбками, которые периодически выпрыгивают из воды и касаются рук посетителей занесенных над водной гладью. Особенно это нравится самым маленьким посетителям. Впрочем, для них в музее существуют и другие развлечения, например, при помощи лопатки они могут проложить в песке, какое им захочется, русло для реки.
Во время экскурсии посетителям будет предложено такое забавное занятие как надувание огромных мыльных пузырей. Причем пузыри можно будет не только надуть, но и на короткое мгновенье очутиться внутри одного из таких красочных гигантов.
В экспозиции музея представлено много интересных экспонатов, в числе которых образцы старинных труб, насосы, стенды, плакаты, различные макеты и огромный унитаз.

 Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни.

Японский ученый Эмото Масару исследовал воду, которая подвергалась различным впечатлениям, впоследствии чего вода стремительно замораживалась в креагенной камере. Если посмотреть под микроскопом, то вы увидите, как выглядит вода, которой сказали: «Спасибо», этой сказали: «Извини», а этой: «Ты мне противна».

 Я думаю, что вы уже сделали свои выводы, и поняли, что если человек обращается к воде с хорошими мыслями, говорит ей спасибо, то качество этой воды будет расти. В 1995 году впервые удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды, ей дали послушать музыку, после чего стремительно заморозили и под микроскопом увидели кристаллы, которые в результате образовала вода. Посмотрите, как выглядит музыка Баха, Бетховена, Моцарта, а так - тяжелый рок. Сравните воду из-под крана и воду, освященную в храме. Разница понятна без слов.

Учитель:

Вода - это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! З.Закрепление материала. Ребята, о каких свойствах воды говорится в этом

стихотворении.

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

 Без нее вам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

 Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

Н. Рыжова

4.Домашнее задание Составить кроссворд о воде.

Загадки о воде


Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)

Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)

В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)

Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)

Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)

Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)

Дни и ночи бежит,
И конца этому бегу не бывает.
(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
(Река)

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)

Один говорит - побежим,
Другой говорит - полежим.
(Река и берега}

Бежала-шумела,
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)

Текло, текло -
И легло под стекло.
(Река подо льдом)

Ею питаются,
На ней же и катаются.
(Река подо льдом)

Идет Егор с высоких гор -
Ковром покрыт, скобой прибит.
(Река подо льдом)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)

Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)

Летом в зной
Угостит водой ледяной.
(Родник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)

Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото)

Где нельзя ни ходить, ни ездить?
(Болото)

Не море, не земля -
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(Болото)

Идет, идет,
У берега песню споет
И пропадет.
(Волна)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
(Волна)

Белые барашки
По синему лугу гуляют.
(Море и волны)

Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Шел долговяз-в землю увяз.
(Дождь)

Меня ждут, зовут,
А приду o-прочь бегут.
(Дождь)

Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)

Живет в небе,
Гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.
(Дождь)

В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь)

Посмотрю я в окошко -
Идет длинный Антошка.
(Дождь)

Один льёт, другой пьет,
Третий растет.
(Дождь, земля,трава)

Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)

Седой дед у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)

Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег.
(Туман)

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)

С неба крупа падает.
(Град)

Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло -
Одеяло утекло.
(Снег)

Живет - лежит,
Умрет - побежит
(Снег)

Пришла девушка Беляна,
Побелила все поляны.
(Снег)

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)

На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью летает.
(Снег)

Скатерть бела
Весь мир одела.
(Снег)

Бел, а не заяц,
Летит, а не птица
(Снег)

Приходит тихо,
Ложится мягко.
(Снег)

У матери белый платок -
Землю покрывает,
А морю не хватает.
(Снег)

Бел, как сахар,
Мягок, как шерсть,
Легок, как перо.
(Снег)

На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)

Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает - ковром устилает.
(Снег)

По колено воды,
А не напьешься
(Снег)

Лежал, лежал
Да в реку весной побежал.
(Снег)

Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи)

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(Снег),

Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
В. Фетисов

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет.
(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?
(Сосулька)

Вода по воде плавает.
(Лед)

Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
(Лед)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)

На дворе- камень,
В доме-вода.
(Лед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Вода – уникальное вещество природы»

Цель урока: интегрировать знания учащихся  о распространении воды в природе, свойствах и значении воды  для живых организмов из курсов физики, химии, биологии, выявить экологические пр...

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Пушкин - начало всех начал"

Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка)...

Урок-семинар 9 класс - А.С.Пушкин – "Начало всех начал".

   Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использова...

Занимательный урок "Вода – начало всех начал"

Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец пересыхает.Benjamin Frankli...

Интегрированный урок по теме «Вода в природе»

Интегрированный урок по теме «Вода в природе»...

Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"

сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...