Развитие внимания учащихся на уроках химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_razvitie_myshleniya.docx | 265.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на развитие внимания учащихся на уроках химии
«Школьники привыкли глотать разжеванное, они лишены навыков сознательного усвоения — например, не задают вопросов преподавателю, не умеют эффективно конспектировать. Добиться активной работы в аудитории трудно. Внимание школьников висит на тонком волоске — почти как жизнь в реанимации. Поддержать внимание можно общением, т.е. часто обращаться с вопросами и добывать на них ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным. Вот полезный прием - в каждой формуле пропускать один значок и спрашивать, что здесь должно быть?» (Л. Ашкинази). Итак, для развития внимания учащихся на уроках химии необходимо использовать задания:
1. На пропуски элементов.
А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.
- 2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O
- 4HNO3(p-p) + 3Ag → 3AgNO3 + ... + 2H2O
- 2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O
Б. «Химический лабиринт» — определить отсутствующие формулы и
коэффициенты.
2. На лишние данные.
А. Задание «Исключите лишнее».
а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;
б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;
в) известняк, мел, мрамор, малахит;
г) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик;
д) известковое молочко, пушонка, гашеная известь, известняк, известковая вода;
е) Li2C03, CaC03, K2CO3, (NH4)2CO3;
ж) О, S, Se, Po, Те, I;
з) S03,H2S04 , Na2S04, MgSO4,H2S03;
и) S° →S+6, S° → S +4, S -2 → S°, S° → S -2;
к) CaO, Al, ZnCl2, NaOH, H2S04, CO2;
л) NaHSO4, KHSO3, Na2HPO4, KHSO4.
Б. Задание «Третий — лишний».
Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.
HCI | CuO | H2SO4 |
NaOH | Fe(OH)3 | KCI |
SO2 | Ba(NO3)2 | N2O5 |
AI2O3 | ZnBr2 | CaCO3 |
3. На исправление ошибок.
В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.
Экспериментально соберите прибор для получения водорода и докажите его наличие.
Ошибки:
- При взаимодействии серебра и азотной кислоты водород не образуется.
Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов. - Кислоту лучше взять соляную.
- Вторую пробирку не закрывать, так как система должна быть открытой, и перевернуть ее вверх дном, так как водород легче воздуха.
С целью формирования воображения можно использовать химические сочинения и сказки, конструирование и моделирование некоторых химических объектов:
Страшная история о том, как химическая реакция не захотела идти, и как был нарушен один из законов математики
Два ученика - Коля и Толя - получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).
Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (III).
Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.
Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял к ней по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).
Пришла Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты; в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя: всем известно, что кислота с собственной солью не может образовать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятнее, она даже написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения реакций, которые провели Коля, Толя и Оля.
К раствору гидроксида калия приливают раствор хлорида хрома (III), «ничего не получается»:____________________________________________________________.
К этому же раствору Оля приливает немного соляной кислоты, выпадает осадок: _____________________________________________________________.
К раствору хлорида хрома (III) приливают раствор гидроксида калия, выпадает осадок:________________________________________________________________.
Почему в данном случае «от перемены мест слагаемых сумма изменилась»?
Развитию способности воображать помогают методы представления таких химических объектов, как химическая посуда, подготовленный к демонстрации химический эксперимент не на том месте, где они находятся, а где-то рядом.
Развитию сенсорного (чувственного) воображения способствуют серия приемов, направленных на его развитие.
После «пробы» на запах (или вкус) некоторых веществ (разрешенных в школе) вспомнить и мысленно представить себе запах (или вкус). После химического экспериментирования предложить учащимся представить и мысленно воспроизвести движения, которые они выполняли при проведении химического опыта.
Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, и воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.
Использованные ресурсы.
Литература :
1. Аверина ,И.С., Е.И. Щебланова. Вербальный тест творческого
мышления „Необычное использование“. Пособие для школьных психологов. М., 1996.
2.Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся , учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
4.Ильиченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.-М.: Просвещение, 1999.
5.Ольгин О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1986.
6.Смирнов Ю.И. Мир химии.- Санкт-Петербург: М-Экспресс, 1995.
Интернет-ресурсы:
1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 www.mon.gov.ru
2. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
4.«Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...
Развитие внимания учащихся на уроках математики
В статье по теме : "Развитие внимания учащихся на уроках математики" описываются различные способы и упражнения на развитие внимания...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии
Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии...
Развитие внимания, мышления учащихся на уроках химии (примеры)
интересные задания, способствующие развитию внимания и мышления учащихся...