Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

учитель химии Шишкина Татьяна Ильинична

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии

     Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования. Поэтому в процессе преподавания особое внимание уделяю периодической зависимости свойств химических элементов и образованных ими веществ от строения, классификации простых и сложных веществ. Наиболее удачными уроками являются уроки-обобщения: «Первоначальные химические понятия», «Важнейшие классы неорганических соединений».

Основное содержание курса химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически ценных веществ. Курс заканчивается знакомством с органическими соединениями. Важнейшей особенностью является выделение времени на реализацию регионального компонента.

Обучающиеся 10 класса испытывают трудности при переходе от неорганической химии к органической. Изложение теоретического материала проводится с использованием лекций, опорных схем и конспектов. Обучающиеся самостоятельно готовятся к урокам-семинарам, к защите проектов таким как «Экологические проблемы, связанные с использованием природных источников углеводородов», «Полимеры и их роль в жизни человека».

При обобщении и систематизации знаний по неорганической химии в 11 классе обучающиеся затрудняются составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнения реакций, осуществлять превращения веществ, решать задачи на смеси и растворы. Поэтому стараюсь больше выполнять тренировочных учебных упражнений, применять тестовые задания, решать расчётные задачи.

Теоретическая база опыта

Воспитание у обучающихся интереса к химии достигается тем, какие методы и формы организации обучения подобраны. Я выбираю методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относятся: проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых. По рекомендациям психологов необходимо создать обучающимся обстановку доброжелательности, соответствующую трем принципам «Я тебя вижу», «я тебя слышу», «я тебе помогаю». При составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету я применяю ряд приемов:

1. Мотивация знаний и видов деятельности обучающихся.

2. Прием так называемых перспективных линий. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении в возможности достичь планируемые результаты обучения.

3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе.

4. Широко использую активные формы обучения — лекции, семинары, консультации, зачеты, игры.

Ведущая педагогическая идея

Наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задавать вопросы своим товарищам и учителям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильные задания;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

- проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;

- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения. Использую такие педагогические технологии, цели и средства, которые приводят к активизации, составляют главную идею и дают результат.

К таким технологиям можно отнести:

- игровые технологии

- технологии проблемного обучения, поисковые, творческие, продуктивные;

- интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);

- технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, защитных качеств личности).

При проведении уроков формирования новых знаний использую уроки-лекции, при отработке умений и навыков: уроки-турниры, семинары, зачеты. Особое место в учебном процессе занимают уроки обобщающего повторения, где переплетаются различные формы и типы уроков. Убеждена, что занимательная форма повторения изученного с использованием дидактических игр, даёт неизменный положительный результат. Именно дидактические игры развивают мышление, внимание, сосредоточенность, память, наблюдательность. В 8 классах широко использую игры-упражнения, игры с обратной связью: «крестики-нолики», «конвейер», «лабиринт», «лото», «дуэль».

В процессе обучения химии в средней школе предусмотрено изучение веществ и химических процессов на качественном и количественном уровне. Поэтому расчетные задачи и химический эксперимент занимают особое место в усвоении знаний, в формировании умений и навыков, в развитии мыслительной деятельности обучающихся. Наблюдения и эксперимент способствуют

формированию у обучающихся способности выяснять сущность изучаемых явлений, проводить сравнения, делать выводы и обобщения, повышают интерес к предмету. Выполнение же расчетных задач служит одним из способов учёта знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета. Это самое сложное звено в системе обучения химии, над которым нужно постоянно работать.

Немаловажная роль в химическом образовании принадлежит кабинету химии, благоустройству которого всегда уделяется большое внимание.

И на уроках и во внеклассных мероприятиях уделяю большое внимание экологическим проблемам, использую национально-региональный компонент. Для большей результативности обучения провожу зачёты по отдельным темам, использую на уроках химические диктанты с ошибками, тесты.

Одним из таких активных методов в химии является эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Результативность опыта

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Систематическая работа над развитием интеллектуальных умений обучающихся положительно сказывается на качестве их знаний, умений и навыков.

Одним из показателей результативности моей работы является удовлетворенность ученика качеством учебного процесса, результаты ЕГЭ и внешнего мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физкультуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках ОБЖ

Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках химии и во внеурочное время

программапо выявлению и развитию способностейобучающихся на уроках химиии во внеурочное время...