Развитие внимания учащихся на уроках математики
статья на тему
В статье по теме : "Развитие внимания учащихся на уроках математики" описываются различные способы и упражнения на развитие внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._aktivizaciya_vnimaniya_uchashchihsya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«…Внимание есть именно та дверь, через которую
проходит всё, что только входит в душу
человека из внешнего мира».
К.Д. Ушинский.
Вниманием – называется направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах, при одновременном отвлечении от других.
Виды внимания:
- Непроизвольное (пассивное) – сосредоточение сознания на объекте в силу, каких то его особенностей, отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то , что бы сосредоточиться.
- Произвольное (активное) – человек обращает своё внимание и сосредоточивается на объектах сознательно, усилием воли. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать – перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направлять своё внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учёбы. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (не сформированности) активного внимания. Для детей лёгкая отвлекаемость, неумение долго сосредоточиться на чём-то одном или неинтересном естественна. В процессе учёбы их внимание становится более произвольным.
- Послепроизвольное (самое эффективное) в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами и человек не устаёт. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
Факторы, организующие непроизвольное
внимание:
1)Сила, новизна, внезапность, яркость, длительность, динамика.
2) Потребности, интересы, эмоции, чувства прошлый опыт, установка на внимание.
Активизация непроизвольного внимания:
сказать о том, что нового будет на уроке
держать паузу вместо замечания
применять наглядность
использовать стихи, песни, сказки, исторический материал, межредметность
5) использовать игровые формы работы.
Признаки произвольного внимания:
-Осознанность
Включённость
Волевые усилия: 1)самоприказы, самоинструкции; 2) удержание цели
деятельности
Условия сохранения произвольного внимания:
- осознание долга и обязанности
- привычные условия работы
- отчётливое понимание цели и задачи
- создание благоприятных условий для деятельности
- устойчивость интересов
Признаки послепроизвольного
внимания:
- Увлечённость, интерес.
- Абсолютная включённость
- Отсутствие волевых усилий и напряжения.
Условия сохранения длительного внимания:
- умственная деятельность должна сопровождаться моторной деятельностью;
- углубление понимания материала;
- возрастание уверенности при решении задач
Активизация учащихся должна осуществляться на всех структурных этапах урока. Так, в первые минуты урока оживляют внимание подтянутый вид преподавателя, его бодрый голос, улыбка. В этот организационный период преподаватель помогает учащимся сосредоточиться, подготовиться к занятиям. Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первичного интереса к изучаемому материалу. Проводился следующий эксперимент.Один и тот же урок проводился в разных классах одной параллели. На одном из уроков перед учащимися была чётко поставлена цель и задачи урока, на другом этот этап отсутствовал. В результате этого первый урок был намного эффективнее второго
Свойства внимания:
- Концентрация – способность сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт).
- Устойчивость – способность человека длительно удерживать внимание на чём-либо, сопротивляясь утомлению и отвлечению.
- Объём – это то количество объектов, которые могут быть одновременно отчётливо восприняты за относительно короткий период времени.
- Переключение – способность перемещать внимание с одного объекта на другой, или с одной деятельности на другую.
- Распределение – при одновременном выполнении двух или нескольких действий.
- Избирательность – установка на выбор из множества объектов только некоторых.
Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания учеников можно предлагать упражнения на переписывание готовых примеров. Эти упражнения требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию.
Примеры упражнений на концентрацию внимания:
1.Перепишите числа в порядке возрастания
Решите примеры устно и запишите их ответы в порядке убывания:
К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать ответы в определенном порядке, выбрать лишь ответы, отвечающие, заданному условию.
3.1.Запишите в ответе номера верных равенств:
Запишите в ответе номера неверных равенств.
Более частая смена самостоятельной работы и занятий с учителем требуют от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другую. Поэтому упражнения, содержащие два, три задания которые необходимо выполнить попеременно, могут способствовать развитию переключения внимания.
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
Примеры упражнений на переключение внимания:
1.1.Спиши числа. Обведи правильные дроби в кружок, а неправильные дроби — в квадрат.
1.2.Спиши числа. Числа кратные 3 подчеркни:
1.3. Спиши числа. Увеличь отрицательное каждое число на 9, а каждое положительное число уменьши на 6:
1.4. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 4 раза.
Запиши полученные числа под данными:
24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.
2.1. Спиши числа. Числа, которые больше -50, подчеркни, а числа, меньше -50, зачеркни:
1, -49, 0, -51, 100, 3, -100.
2.2. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.
21, 12, 72, 42, 63, 82, 112.
2.3. Спиши числа. Обведи числа, которые кратны 5, в кружок, а числа, кратные 9, в квадрат.
155, 21, 439, 95, 414, 455.
2.4. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8.
107, 97, 710, 800, 160, 1106.
2.5. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на 5, зачеркни:
72, 135, 90, 77, 810, 108, 65.
2.6. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые кратны четырём.
Подчеркни число, которое при умножении на 5 является делителем 40.
2.7. Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры:
217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.
2.8. Спеши неравенства, подчеркни те, решением которых является число 2.
х > 2 у < 3 a • 4 < 5 24 : c - 3 > 7
3.1.Расшифруй название самого большого острова на Земле, расположив числа в порядке возрастания и сопоставив им соответствующие буквы. У берегов какого материка он находится?
3.2. Расшифруй название самого маленького в мире государства, расположив частные в порядке убывания и сопоставив им соответствующие буквы.
«…Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».
К.Д. Ушинский.
Упражнения на развитие внимания
1.1. Даны числа: 23 74 41 14
40 17 60 50.
Какое число лишнее, в какой строчке?
(В первой строчке лишнее число 74, остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).
1.2. Что общего в записи чисел каждой строчки: 12 24 20 22
30 37 13 83
(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй — цифра З)
1.3. По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10 30 50...
14 34 54...
1.4. Найди зависимость и заполни таблицу. Запиши формулу зависимости между переменными х и у:
2. К следующему типу относятся задания в которых надо найти ошибку и исправить.
5+29=34 21+17=38 63- 26=37
56-21=35 14+25=38 96-56=40
3.1. На доске выставлены четырёхугольники разной величины и цвета и один треугольник.
Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
3.2. У каждого ученика на парте цветные фигуры (параллелограмм, ромб, прямоугольник и трапеция)
Задание: какая фигура лишняя? Почему?
4.1. У каждого ученика на парте карточки с отрывками утверждений. Задание. Найти набор карточек,соответствующих:
1 вариант: признаки параллелограмма, квадрата, трапеции;
2 вариант: признаки ромба, прямоугольника, равнобедренной трапеции.
4.2. Укажите номера верных утверждений:
1) Если две перпендикулярные прямые пересечены третей прямой, то накрест лежащие углы равны.
2) Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм – квадрат.
3) Треугольник со сторонами 1, 2, 3 существует.
4) В любой ромб можно вписать окружность .
5. К этому типу относятся задания в которых необходимо заполнить пропуски.
5.1. Вставь пропущенные цифры, не выполняя указанные действия:
а) 260768 : 32 = 149 в) 341776 : 4168 = 2
б) 43213 : 547 = 7 г) 2287239 : 57 = 012
5.2. Вставь вместо «звёздочек» числа так, чтобы получились верные равенства:
Для повышения внимания учащихся в середине урока или на этапах максимальной утомляемости, эффективны тематические физкультминутки, физкультминутки на внимание, ускорение и обязательно на сбалансированность работы правого и левого полушария головного мозга (перёкрестные движения), зрительную активизацию (на движение глаз). В такие моменты так же эффективно использовать цветотерапию. Для активизации внимания учащихся в начале учебного года или при работе с новым классом, очень эффективно предложить учащимся вместе с вами придумать правила для успешного обучения и записать их на обложке тетради, а к следующему уроку возможно сделать не большой плакат с правилами. Обычно ученики 5-6 классов очень внимательно следят за выполнением собственных правил и говорят например : «Правило – треть ,нельзя подсказывать » и т.п. Так же я применяла эту методику для учащихся 10-х классов, только мотивация была направлена на успешность сдачи экзаменов и поступление в вуз.
Аспекты для анализа внимания учащихся на уроке
1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся.
2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся к учителю на различных этапах урока.
3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому.
4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке.
5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях.
6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока.
7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности.
8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание.
9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания.
10. Причины отсутствия синхронности внимания.
11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала
Есть над чем подумать!
(по материалам В.М. Шепеля
Если за 100% обозначить замысел выступления, то
90% информации замысла обретают словесное обозначение;
80% словесно обозначенной информации озвучиваются;
70% озвученной информации услышаны;
60% услышанного понято;
40% понятого принято к размышлению;
25% принятого к размышлению осталось в памяти.
ИТОГО - 0,03 (3%) от замысла выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...
Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...
Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики
В статье рассмотрены виды самостоятельных работ учащихся на уроках математики...
Развитие речи учащихся на уроках математики
«Математика начинается с осмысления слов» ...
ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...
Развитие внимания учащихся на уроках химии
Задания на развитие внимания учащихся на уроках химии «Школьники привыкли глотать разжеванное, они лишены навыков сознательного усвоения — например, не задают вопросов преподавателю, не умеют эффекти...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В современном мире интеллектуальный и творческий потенциал одарённых детей все больше рассматривается в качестве основного капитала государства. Поэтому работа с одаренными детьми остается приоритетны...