план конспект урока по химии, тема: "Азотная кислота"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии в 9 классе на тему: «Азотная кислота».
Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных задач.
Задачи урока:
- Образовательные:
- расширить и привести в систему знания о свойствах азотной кислоты;
- продолжить совершенствование умений составлять уравнения химических реакций, электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях и написания полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
- Развивающие:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся;
- развитие умений сравнивать, делать выводы, читать схемы;
- Воспитательные:
- продолжить формирование культуры работы с реактивами;
- развитие экологического мышления;
- воспитывать сотрудничество;
- способствовать развитию грамотной химической речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Я рада видеть вас в этот прекрасный солнечный, немного морозный денек. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их своими улыбками и пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.
II. Мотивационно-целевой этап.
- Ребята, сегодня утром я обнаружила странное письмо, содержание которого нам необходимо расшифровать.
Вопрос: Монах - алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу - приёмник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому жидковатую жидкость называли «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество?
Учащиеся: Азотная кислота.
- Значит, какая сегодня тема урока?
Учащиеся: азотная кислота.
- Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня 5 февраля, тема урока азотная кислота. (СЛАЙД 1)
- А какова формула азотной кислоты?
- А чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке? (ответы учащихся)
- Да ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какими физическими и химическими свойствами обладает азотная кислота, как ее получают и где применяют.
III. Организационно-деятельный этап.
- Но для начала нам необходимо повторить некоторые моменты, касающиеся характеристики кислоты. (СЛАЙД 2).
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.
- А какие физические свойства азотной кислоты вы можете перечислить? (ответы учащихся).
- Верно ребята, азотная кислота это бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Кипит при температуре 860С, с водой смешивается в любых соотношениях. Концентрированная азотная кислота дымящая, разлагается на свету. Обратите внимание на уравнение реакции, запишите его. А дымящей ее называют потому, что пары ее образуют с влагой воздуха мелкие капельки тумана. (СЛАЙД 3)
- Ребята, вам известно, что все ранее изученные нами кислоты проявляли общие химические свойства. Какие это были кислоты? А с чем они взаимодействовали?
- Тогда у меня к вам такой вопрос. А характерны ли азотной кислоте общие свойства кислот? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент. Напоминаю вам, что вы работаете с кислотами и щелочами и необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторного опыта. У вас на партах имеются лотки и инструкция по выполнению эксперимента, ознакомьтесь с ней.
- После того как вы закончите выполнение химического эксперимента, запишите соответствующее уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, а затем отчитаетесь о проделанной работе.
(после выполнения опыта, учащиеся защищают свою работу у доски).
- Вы можете сравнить написанные вами уравнения реакций с уравнениями на доске. (СЛАЙД 4-7)
- Какой мы можем сделать вывод, исходя из эксперимента. (Ответы учащихся). Давайте запишем его. (СЛАЙД 8)
- Почему, ребята, азотной кислоте характерны общие свойства кислот?
Учащиеся: общие свойства объясняются наличием в молекулах кислот ионов водорода, способных замещаться на металл.
- Давайте составим уравнение ЭД азотной кислоты. (1 ученик записывает на доске ЭД кислоты). Доп. Вопрос: а как изменяет свою окраску лакмус в кислой среде, а фенолфталеин?
- А теперь давайте занесем результаты работы химического эксперимента в оценочный лист, где есть критерии оценки выполнения работы и поставьте себе соответствующее количество баллов.
- Ребята, реакцию с какими веществами мы не провели в химическом эксперименте?
Учащиеся: С металлами.
- Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты. Давайте посмотрим видео опыт реакции взаимодействия концентрированной азотной кислоты с медью. (ВИДЕО ОПЫТ)
- Какой признак этой реакции?
Учащиеся: Выделение бурого газа
- А кто догадался, что это за вещество?
Учащиеся: Оксид азота (IV).
- Откуда берется этот газ, ведь до сих пор при взаимодействии разбавленных кислот с металлами мы наблюдали выделение бесцветного газа, какого? (Водорода). Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться нам в этом поможет памятка «Взаимодействие азотной кислоты с металлами». (СЛАЙД 9). Она у вас имеется на партах, возьмите ее и внимательно изучим ее.
Азотная кислота реагирует со всеми металлами, кроме золота и платины. При их взаимодействии никогда не выделяется водород. Обратите внимание на схему реакции, запишите ее.
- А теперь с помощью этой памятки составьте, работая в паре одно из уравнений реакции концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Расставьте коэффициенты МЭБ. (СЛАЙД 10)
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
a) NH3 + O2 | 1) NO2 |
b) KNO3 + H2SO4 | 2) NO2 + О2 + H2O |
c) HNO3 | 3) NO + H2O |
d) NO + O2 | 4) KHSO4 + HNO3 |
В разной концентрации азотная кислота реагирует не только с Ме до водорода в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода – медь, серебро; никогда не образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода.
- А теперь, ребята, давайте мы проверим, насколько вы усвоили химические свойства азотной кислоты и выполним тест из ГИА.
Разбавленная азотная кислота реагирует с каждым веществом ряда:
А) SiO2, Cu(OH)2, Na2CO3 в) Na2SO4, SO3, CuO
Б) Na2SiO3, Al2O3, Ag г) Na2SO3, P2O5, Cu
- Ребята, ответьте мне на такой вопрос: за счет атома какого химического элемента азотная кислота является сильным окислителем?
Учащиеся: Азотная кислота сильный окислитель за счет атома азота в с.о. +5
- Поэтому концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже оставить болезненные язвы, а на одежде дыры. Поэтому поврежденный участок кожи сразу же следует промыть большим количеством воды и затем нейтрализовать раствором питьевой соды. (СЛАЙД 11)
- А кто и когда впервые получил азотную кислоту? ГЛАУБЕР Иоганн Рудольф (1604-1670), немецкий химик и врач. Получил чистую азотную кислоту в 1650 году действием концентрированной серной кислоты на нитрат натрия. Это был лабораторный способ получения азотной кислоты. Запишите уравнение реакции. (СЛАЙД 12)
- А как же получают азотную кислоту в промышленности? Раскрыть вы сможете, расшифровав еще одно послание. Текст его таков. При каталитическом окислении бесцветного, ядовитого газа А с характерным резким запахом образуется вещество Б. Вещество Б легко окисляется кислородом воздуха при обычных условиях и превращается в вещество В бурого цвета. При растворении в воде и избытке кислорода вещества В образуется только вещество Г. Определите вещества А, Б, В, Г. Составьте цепочку превращений с участием этих веществ и осуществите ее.
(СЛАЙД 13)
- Ребята, расшифровав это послание, вы самостоятельно раскрыли промышленный способ получения азотной кислоты. (СЛАЙД 14). Результаты вашей поисковой деятельности занесите в оценочный лист.
- А теперь попробуйте с помощью учебника на с.134 и слайда рассказать о применении азотной кислоты. (Учащиеся рассказывают). (СЛАЙД 15)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
- А сейчас ребята, чтобы проверить, насколько вы усвоили новую тему, прошу вас выполнить следующий тест. (СЛАЙД 16)
- Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Подсчитайте количество правильных ответов, результаты занесите в оценочный лист. (СЛАЙД 17)
V. Домашнее задание
СЛАЙД 18
VI. Подведение итогов урока
А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе:
Если активно участвовали – 4 балла
Если ответили на 2 вопроса – 3 балла
Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.
Подсчитайте общее кол-во баллов (СЛАЙД 19)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами интересно и продуктивно поработали. Что вы узнали сегодня на уроке? (ответы учащихся)
На этом наш урок окончен. Карточки, приложения и оценочные листы сдайте. Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по химии с использованием ЭОР "Азот и его свойства", 9 класс
Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...
план - конспект урока по химии "Фосфор - химический элемент и простое вещество"
План - конспект урока по химии в 9 классе влючает в себя технологическую карту и ЭОР, которые можно использовать на различных этапах урока. ...
план - конспект урока по химии "Альдегиды"
план -конспект открытого урока в 10 классе по химии с использованием ЭОР и ПК по программе и учебнику О.С. Габриелян Химия 10 класс(базовый уровень). Тема урока "Альдегиды"...
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....
конспект урока по химии, 8 класс "Кислоты"
Урок "Кислоты" - разработан с учетом требований ФГОС второго поколения, стал дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей в 2014 году....
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
план конспект урока по химии, тема: "Кислоты, их классификация и свойства"
урок химии в 8 классе...