конспект урока по химии, 8 класс "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Корягина Светлана Владимировна

Урок "Кислоты" - разработан с учетом требований ФГОС второго поколения, стал дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей в 2014 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_modul_-_kisloty.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

г. Инта, Республика Коми

Тема урока  

«КИСЛОТЫ»

(методическая разработка модульного урока

 по химии в 8 классе)

                  Автор:

                                                                                               Корягина С.В.,

                                                                                              учитель химии

                                                                                                         МБОУ «СОШ № 10»

                                                                                     

                                                                         

г.Инта

2012 г.

Урок по химии в 8 классе

с использованием модульной технологии

Тема: «Кислоты».

УМК: О.С. Габриелян «Химия. 8 класс»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — кислоты.

Задачи:

  • формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
  • развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
  • воспитывать ответственное отношение к полученному заданию.

 Метод проведения: по учебным модулям, использование ИКТ, беседа, рассказ, диспут, постановка проблемных вопросов, демонстрация, элементы лабораторной работы.

Оборудование: таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева, карточки с заданием, технологическая карта урока, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, экран, растворы некоторых неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной. Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Стеклянная химическая посуда.

На столах учащихся: штативы для пробирок, пробирки,  растворы кислот, индикаторы, кусочки  лимона, ягоды клюквы.

Технологическая карта модульного урока

по теме «Кислоты»

Номер учебного элемента, время работы.

Учебный материал с указанием целей и заданий.

Рекомендации учащимся по выполнению заданий.

Освоение способов учебной деятельности.

УЭ – 0.

3 мин.

(2 слайд)

Интегрирующая цель урока: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны:

  • познакомится с новым классом неорганических соединений — кислотами;
  • актуализировать знаний о важнейших кислотах;
  • изучить состав, название и классификацию кислот;
  • рассмотреть физические свойства кислот.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

7 мин.

(3 слайд)

(4 слайд)

УЭ – 2.

20 мин.

(5 слайд)

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля; переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

Сегодня вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям, классифицировать основания по их растворимости в воде. С этой целью проведем небольшую проверочную работу.

Проверочная работа по теме “Оксиды. Основания”

Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных.

Вариант № 1.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание не растворимое в воде.

Вариант № 2.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция.

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

3. Запишите из предложенных в заданиях  № 1, 2 гидроксидов основание  растворимое в воде.

Цель: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — кислотами, изучить их состав и классификацию, рассмотреть физические свойства  кислот.

Вступительная речь учителя: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с многообразием веществ, на примере нового класса неорганических соединений – это КИСЛОТЫ.

I. Перед нами стоит ПЕРВАЯ учебная задача: Изучить состав нового класса неорганических веществ - кислот?

Вопрос: На какие две группы можно разделить все вещества по их составу?

Работайте индивидуально.

Выполняйте проверочную работу по вариантам.

Выполните взаимопроверку в парах в соответствии с ответами 4 слайда, оцените результат по количеству верно выполненных заданий (1 формула – 1 балл)

(6 слайд)

(7 слайд)

(8 слайд)

(9 слайд)

(10 слайд)

(11 слайд)

Вопрос: Каким по составу веществами являются кислоты?

  1. Обратите внимание на ряд формул кислот в учебнике на странице 102 и перепишите их в тетрадь, дополнив этот список ещё двумя кислотами: соляная кислота и сероводородная кислота.
  2. Важнейшие кислоты известны человечеству с древнейших времен, поэтому и названия исторические, тривиальные.
  3. Кислоты в своем составе могут содержать как 2 так и 3 химических элемента.

Вопрос: Чем образована молекула серной кислоты?

Вопрос: А чем образована молекула соляной кислоты?

Вопрос: Что общего между кислотами?

Вопрос: Какие вещества называются кислотами?

Ответ. Кислоты – это сложные вещества, молекула которых состоит из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

II. Теперь перед нами стоит ВТОРАЯ учебная задача: По каким признакам можно классифицировать кислоты?

1. Кислоты можно классифицировать по нескольким признакам.

У вас на технологической карте изображено два ряда формул.

Вопрос: Какую закономерность вы видите? Какие могут быть кислоты?

*Кислоты можно классифицировать по содержанию кислорода:

.

(На 6 слайде раскрывается классификация кислот по наличию кислорода)

*Кислоты можно классифицировать по числу атомов водорода, т.е. по основности:

(На 7 слайде раскрывается классификация кислот по числу атомов водорода)

В технологической карте запишите вывод по поставленной задаче.

Вывод. Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; на одноосновные, двухосновные и трехосновные по количеству атомов водорода.

III.   Приступая к решению ТРЕТЬЕЙ учебной задачи, нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе в кабинете химии.

Итак, третья учебная задача: Какие особенные физические свойства характерны для кислот?

1. Перед вами на столах стоят склянки с кислотами и лежит ломтик лимона, ягоды клюквы. Попробуйте лимон, клюкву. Какие они на вкус?  

2. Подберите однокоренные слова к слову кислота.

- Кисло, кислый.

3. Таким образом, само,  название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием 

4. (Демонстрация: “Действие концентрированной серной кислоты на лучину”).

5. Это свойство используется, например при консервировании. Тела микроорганизмов находящихся в консервируемых продуктах разрушаются под действием кислоты. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно, не допуская их попадания на кожу или одежду.

Запишите в личной технологической карте физические свойства кислот, о которых сейчас было сказано (на 9 слайде раскрываются физические свойства кислот).

6. Ребята перед вами стоят две пробирки с растворами, но без этикеток. Среди них должна быть и кислота.

Вопрос: Определите в какой пробирке находится кислота.

7. Действительно кислоты определяют с помощью специальных веществ - индикаторов, о которых вы уже слышали при изучении оснований (работа с таблицей индикаторов).

8. У вас на столах находятся растворы соляной, серной, уксусной кислот (по рядам: 1ряд – HCl, 2 ряд – H2SO4, 3 ряд – CH3COOH) и два индикатора: лакмус и метиловый оранжевый. Налейте в две пробирки растворы кислот и в одну добавьте несколько капель лакмуса, а в другую - метилового оранжевого.

* Сделайте вывод по увиденному и запишите его.

Вывод: присутствие кислоты легко определить с помощью индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый в кислой среде имеют красную окраску. Насыщенность изменения цвета у некоторых кислот различна, что говорит о силе кислоты.

*На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково,
а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Сильные кислоты имеют относительно насыщенный красный цвет изменения индикатора, слабые – менее насыщенный. Чем сильнее кислота – тем насыщеннее цвет.

Таким образом поставленные учебные задачи мы выполнили.

Работайте устно, с классом.

Работайте с учебником.

Выписать названия и формулы кислот в тетрадь

Ответьте на вопросы

Запишите определение кислоты в технологической карте.

Работа с личной технологической картой

.

.

Работа с личной технологической картой

Записать вывод.

Рассмотрите  внимательно выданные вещества

Смотрим демонстрационный опыт.

При выполнении опытов работайте в паре. Начинайте исследование по команде учителя.

Запишите вывод в личную технологическую карту

Обсуждение результатов и формулирование выводов.

УЭ-3

1-2 мин.

(12 слайд)

Динамическая пауза (физкультминутка)

Смотрим на экран.

УЭ – 4

10 мин.

(13 слайд)

(14 слайд)

Цель: обобщить знания, полученные на уроке

(выходной контроль)

  1. Выполнение проверочной работы, состоящей из двух  зданий.

Задание  № 1

Найдите лишнюю формулу в каждом ряду.

а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3 

б) HCl, H2S, Н2O, HBr              

Составьте классификацию данных кислот по основности:

КИСЛОТЫ

                                                                                                   ____________________                           ___________________

Задание № 2

Найдите в задании № 1 кислоты и классифицируйте их по содержанию кислорода:

КИСЛОТЫ

                                                                                                   

                                                                                             

______________________                ______________________  

2. Самопроверка. Учащиеся проверяют свои ответы по 12 слайду презентации, к данному модульному уроку.

За правильно выполненное

  • задание № 1 учащиеся получают 3 балла
  • задание № 2 учащиеся получают 2 балла

Работа самостоятельная.

Внимательно прочтите задания.

Четко сформулируйте ответ и запишите его  

По слайду «Ответы» проверьте правильность выполнения  своих заданий и оцените их.

УЭ – 5

2 мин.

Цель: подведение итогов урока, выяснение усвоения учебных элементов модульного урока.

Выясняется в ходе беседы с учениками насколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока.

Работайте все вместе с учителем

Подсчитайте количество баллов.

Поставьте оценку в дневник.

УЭ – 6

2 мин.

(15 слайд)

Цель: определить для себя домашнее задание.

  • если вы выполнили все учебные элементы без ошибок, можете делать творческое задание: сочините мини-рассказ, сказку по теме «Кислоты»;
  • если ваш выходной контроль получил 4 балла, и вы при работе допускали незначительные ошибки, то повторите данную тему по учебнику § 20 и составьте мини-кроссворд на 5 слов по теме «Кислоты»;
  • если ваш выходной тест получил 3,2,1 балл, и вы часто ошибались, при выполнении модуля, то повторите данную тему по учебнику § 20 и выполните письменно в тетради задание № 3 стр. 107.

Творческие задания: придумайте (сочините) мини-рассказ, сказу по теме «Кислоты», мини-кроссворд на 5 слов по теме «кислоты».

Работая с оценочным листом определите для себя домашнее задание и запишите его в дневник

Если вы затрудняетесь в выборе домашнего задания, обратитесь к учителю.

УЭ – 7

1-2 мин.

(16 слайд)

Рефлексия

Цель: Проанализировать учащимся свою удовлетворенность уроком.

Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени?

Человек рождается на свет, 
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И  решить все трудные задачи
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.

С каким настроением вы уходите с урока? Оцените от 1 до 4 по соответсвующим на экране смайликам.

(Дети  оценивают, характеризуя свое настроение).

Работайте индивидуально

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Проверочная работа по теме “Оксиды. Основания”

Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных.

Вариант № 1.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание не растворимое в воде.

Вариант № 2.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция.

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

3. Запишите из предложенных в заданиях  № 1, 2 гидроксидов основание  растворимое в воде.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Личная технологическая карта ________________________________

Тема  «Кислоты»

I. Определение, состав и классификация.        

Вывод. Кислоты – это _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3 

б) HCl, H2S, Н2O, HBr              

Вывод. Кислоты делятся на ________________ и __________________ по наличию _________________; на __________________, __________________ и ____________________ по количеству атомов ____________________.

II. Физические свойства.

Запишите физические свойства кислот: __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Присутствие кислоты можно определить с помощью _____________.

Лакмус и метиловый оранжевый в кислой среде имеют _______________ окраску.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

  1. Выполнение проверочной работы, состоящей из двух  зданий.

Задание  № 1

Найдите лишнюю формулу в каждом ряду.

а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3 

б) HCl, H2S, Н2O, HBr              

Составьте классификацию данных кислот по основности:

КИСЛОТЫ

                                                                                                   ____________________                           ___________________

Задание № 2

Найдите в задании № 1 кислоты и классифицируйте их по содержанию кислорода:

КИСЛОТЫ

                                                                                                   

                                                                                             

______________________                ______________________  

2. Самопроверка. Учащиеся проверяют свои ответы по 12 слайду презентации, к данному модульному уроку.

За правильно выполненное

  • задание № 1 учащиеся получают 3 балла
  • задание № 2 учащиеся получают 2 балла

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

________________________________________

1. Выполнение учебных элементов

УЭ – 1

УЭ - 2

УЭ - 4

Средний балл

2. Оцениваю собственные знания и умения

Я ставлю себе оценку ____________________

Моя итоговая оценка _____________________

______+__________ : 2 =______________________

Мое настроение после урока ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...