Исследовательские проектные технологии
учебно-методический материал по химии на тему
Повышение качества обучения и воспитания школьников всегда остается важнейшей задачей системы образования. Наша гимназия работает над следующей проблемой «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения, индивидуального подхода и воспитания духовно – нравственной личности». Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях адаптивной модели школы. Задачи: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
Реализация этой проблемы, целей и задач требует от учителя не только изыскания эффективных путей совершенствования учебно-воспитательной работы, но и решения вопроса индивидуального подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskie_proektnye_tehnologii.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Галиакберова Илюза Ишбулатовна
Учитель химии и экологии высшей категории работает в гимназии имени Т.Т. Кусимова. Работает над проблемой «Исследовательские проектные технологии». Повышение качества обучения и воспитания школьников всегда остается важнейшей задачей системы образования. Наша гимназия работает над следующей проблемой «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения, индивидуального подхода и воспитания духовно – нравственной личности». Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях адаптивной модели школы. Задачи: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
Реализация этой проблемы, целей и задач требует от учителя не только изыскания эффективных путей совершенствования учебно-воспитательной работы, но и решения вопроса индивидуального подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Я разработала элективный курс обучения химии и авторскую программу по раннему обучению химии и экологии. Очень много занимаюсь с одаренными детьми. Созданы исследовательские проекты по моей методике. Мои ученики неоднократно успешно выступали на школьных, районных, республиканских научно – практических конференциях, занимая призовые места. Принимают участие и на республиканских и российских конкурсах, занимают призовые места. Сама тоже принимала участие на НПК учителей гимназии, республики. Статья «Проектные технологии на уроках и во внеурочное время по химии и экологии» вошла в сборник, изданный БИРО «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» в 2006 году, и статья «Метод проектов» в 2007 году. Также есть публикации в журналах «Табигат» (№ 3, 2007г.), «Башкортостан укытыусыхы» (№1, 2008 г.) и газетах «Экорост», «Искра». Выпустила книгу «Юный исследователь» в декабре 2008 года.
Мои ученики принимали участие на республиканских конкурсах: «Зеленое перо» (грамота и благодарственное письмо МО РБ), «Моя малая Родина» (грамота МО РБ), «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду» (3 место, грамота МО РБ), «Башкортостан. Природа. Я» (грамота МО РБ) в конкурсе исследовательских работ «Малая Академия» (2 место, грамота МО РБ) акции «Живая вода Башкортостана» (3 место, грамота МО РБ) и российском Фестивале исследовательских работ «Портфолио» (три диплома от газеты «1 сентября).
Приняла участие на республиканском конкурсе «Экометодика» и была награждена грамотой МО РБ за второе место, и на российском конкурсе – фестивале педагогических идей «Открытый урок», организованной газетой «1 сентября», награждена дипломом и на днях получила сертификат, что я являюсь членом клуба газеты «1 сентября» и у меня есть сайт.
Главный результат, к которому должна привести модернизация образования,- готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие общества. Для достижения этого результата стратегическим направлением деятельности школы должно стать образование, при котором в центре внимания педагога, психолога были бы мышление ученика, его учебная деятельность, а не методы и технологии обучения. В этом аспекте именно исследовательская проектная деятельность, на мой взгляд, соответствует новым задачам образование и может стать одним из элементов модернизации его содержания не только в школе, но и в вузе.
Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь, поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Как показывает анализ научно - методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших, профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательной системы в этом задействованы недостаточно. В то же время, как отмечают известные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование весть способа взаимодействия с миром, т. е. проектного мышления, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.
Проектную деятельность подростков психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе. Автор концепции проективного образования Г.Л. Ильин исходит из понятий проектной культуры и проективного мышления. Особенностью проективной культуры является стремление создать что-то новое в материальной и духовной сферах.
Проективное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения новых идей; на последующей стадии (отбор идей) включается критические мышления. Образование призвано формировать и развивать проектное творческое мышление учащихся.
Этот тип обучения наиболее желателен для тех школьников, кто осознанно выбрал своей целью получение образования в профильном классе общеобразовательной школы - технологическом, художественно - эстетическом и т.д., когда образование осознается как сфера будущей социальной жизни, в которой формируется и проектируется, грядущие социальные изменения и готовится их интеллектуальное обеспечение. Центральное понятие проектного образования – проект - замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение. Стремление найти лучшее, собственное решение определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней
- стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через
проектную деятельность, предусматривающую решение этих
проблем, развивать умение, практически применять полученные знания.
Таким образом, проект - это такая открытая и динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает осуществление выбора и творческие решения.
Проект устроен так.В нем основное содержание деятельности выбирается самим учащимся, что позволяет не только мотивированно усваивать самостоятельно отобранную информацию, но и накапливать опыт.
Сравнение этих двух принципиально противоположных форм обучения позволяет сделать предварительные выводы.
- Система уроков дает возможность держать ученика под
контролем и система проектов предоставляет, ему большую
степень свободы, по этому системы уроков организовать проще. - Система уроков позволяет дать некоторую гарантию того, что все
учащиеся усвоят некий общий объем отобранной информации, а
система проектов позволяет учащемуся: проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения; - выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление;
- самостоятельно выработать собственную систему взглядов.
Итак, проектное образование организовать труднее (и для учащегося, и для учителя).. Однако, школьники обучаются легче, у них появляется (часто впервые) заинтересованность в результатах своего обучения.
Как руководитель научных проектов учащихся, я ставлю перед собой следущие задачи;
- формирование интереса к научному поиску;
- развитие творческих способностей;
- выработка умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.
Многих подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроках. Их привлекает новые формы изучение материала, при использовании которых востребованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, способность к творчеству. Такие учашиеся и принимают участие.
Главное их отличие-креативность, т.е. творческое мышление, которое обладает тремя специфическими чертами; способностями к выявлению проблем, преодолению стереотипов и поиску решения в условиях неопределенности.
Кроме умения творчески мыслить для юных исследователей необходимы некоторые особые качества личности, например способность к содрудничеству, ведь исследовательскую работу учашиеся выполняют в группах по 2-3 человека.Сотрудничество в процессе научного эксперимента позволяет составить более полное представление о проблеме и направление ее решения.Очень важна мотивация творчества, которая обусловлена возникновением интереса к какой-либо науке, необходимость подготовки к будущей профессиональной деятельности. Мотивацию творчества повышает также моральное удовлетворение от преодоления сложных проблем, решения трудных задач при работе над научном проектом. Немаловажен и мотив самоутверждения, особенно он значим для наших гимназистов, изучающих школьный предмет по углубленной программе. Участвуя в научно-исследовательской работе, они убеждаются в правильности выбора профиля.
Следует отменить,что для успешной ркботы учащимся необходимы также опыт текнического творчества, т.е. умения проектировать технические устройства, работать с химическами приборами и реактг. Москваивами, и, конечно, знание правил безопасности при проведении сложного химического эксперимента.
Гимназисты, достигают в исследовательской работе высоких результатов. Над проектом занимаются 10-12 человек-те,кто уже определился с профилем обучения и, следовательно, с будущий профессией. Коллектив подбирается исключительно по желанию учащихся, а не по принуждению, это главный принцип результативности и творческой продуктивности.
Важный этап работы - выбор темы проекта. Некоторые гимназисты приходят со своими темами, другим помогаю я, учитывая при этом психологические особенности учащихся, их увлечения и, конечно, состояние материально-технической базы кабинеты химии. В процессе обсуждения конкретизируем тему и вносим ее в план. Для каждого проекта составляем индивидуальную творческую траекторию на год, иногда на два года.
Вначале учащиеся подбирают научную литературу, изучают теорическкие основы выбранной темы, методику проведения эксперимента, составляют список необходимых реактивов и приборов.
Основная часть проекта - тщательная подготовка и проведение химического исследования. Это требует много времени, поэтому чаще экспериментальная работа осуществляется во время каникул и обязательно в присутствии учителя.
Оформлением результатов, выводов, рекомендаций гимназисты занимаются в основном самостоятельно, прибегая к советам и консультациям учителя лишь по мере необходимости.
В конце года мы обсуждаем лучшие работы и даем рекомендации для участия в гимназической и республиканских конференциях.
Гимназисты разрабатывают серьезные проекты, об этом свидельствует их тематика. Перечислю темы лишь некоторых из них.
Год | Конкурс | Участники | Город | Результат |
21 .12. 2005 | Республиканская конференция “Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду” | Валеева Регина | г. Уфа | 3 место, Грамота МО РБ |
22 марта 2006 | Республиканская Акция “Живая вода Башкортостана” | Валеева Регина, Фаттахова Ильзира, Ласынрва Эльвира. | г. Уфа | 3 место, Грамота МО РБ |
31 марта 2006 | 6 Республиканская “Малая Академия школьников” | Нигматова Лейсан | г. Уфа | 2 место, Грамота МО РБ |
май – сентябрь 2006 | Международный экологический форум “Зеленая планета” | Галиакберов Ильдар, Галиакберов Радмир, Сайхутдинов Руслан, Ласынова Эльвира. | г. Москва | 1 место, Диплом 1 место, Диплом 1 место, Диплом 1 место, Диплом |
2005-2006 | Республиканский конкурс “Зеленое перо” | Валеева Регина | г. Уфа | Грамота МО РБ |
2007 | Конкурс исследовательских работ “Портфолио” | Нарынбаева Карина, Яхина Гулия, Исламгулова Неля | г. Москва | Дипломы от издательского дома газеты “1 сентября” |
6 марта 2006 года | Республиканский конкурс “Моя малая Родина” | Абдрахманов Рустам, Нургалина Зильда, Султанова Розалия | г. Уфа | Грамота МО РБ за лучший исследовательский проект |
В заключение отмечу, что научно-исследовательская работа помогает гимназистам в профессиональным самоопределении, развивает склонность к научной деятельности в вузе, т.е., по сути, является связующим звеном в цепочке ,,школа-вуз,,. Практически все учащиеся,з анимавшмеся научно-исследовательской работой, поступают в вузы химической направленности, включая химические факультеты УГАЭС, МГТУ.Таким образом, развитие творческих способностей и талантов учащихся важно не только для них самих, но и для общества в целом - ведь качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в специалистах, обладающих нестандартными мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и, главное, решать новые задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Статья посвящена особенностям использования проектной и исследовательской технологий в практике работы основной и старшей (профильной) школы....
Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)
Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях работы в сельско...
Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.
В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....
Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии
Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...
Исследовательские и проектные технологии на уроках английского языка
Данная статья знакомит с методами и приёмами исследовательских технологий, которые можно применять на уроках английского языка....
Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах
Выступление "Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах" посвящено актуальной теме. Информационные и проектные технологии позволяют сформировать у уча...
Исследовательская работа "Внедрение проектных технологий на уроках истории".
Цель данного исследования: проблема организации учебных проектов на уроках истории. Объект исследования: процесс организации ученических проектов на уроках истории. Предмет исследования: особенност...