Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Выступление "Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах" посвящено актуальной теме. Информационные и проектные технологии позволяют сформировать у учащихся образовательные компетенции, повысить уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, повысить темп урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionnyh_i_proektnyh_tehnologiy_v_issledovatelskih_metodah.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах
Начать свое выступление я хотела бы с прочтения отрывка из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «…мальчику взяли в наставники великого богослова, магистра Тубала Олоферна, и магистр так хорошо сумел преподать ему азбуку, что тот выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца. Затем учитель прочел с ним Доната, Фацет, Теодоле иПараболы Алана, для чего потребовалось тринадцать лет, шесть месяцев и две недели. Далее Тубал Олоферн прочел с ним De modis significandi с комментариями Пустомелиуса, Оболтуса, Прудпруди, Галео, Жана Теленка, Грошемуцена и пропасть других, для чего потребовалось восемнадцать лет и одиннадцать с лишним месяцев. И все это Гаргантюа так хорошо усвоил, что на экзамене сумел ответить все наизусть в обратном порядке и доказал матери как дважды два...Далее Тубал Олоферн прочел с ним Календарь, для чего потребовалось верных шестнадцать лет и два месяца».
Наши ученики столько времени не учатся, чтобы вызубрить материал, а вот другого ученика, которого пригласил Грангузье, чтобы сравнить со своим сыном, думаю, многие хотели бы иметь. «…Эвдемон испросил дозволения у своего господина, вице-короля, встал и, держа шляпу в руках, устремив на Гаргантюа свой честный и уверенный взгляд и раскрыв румяные уста, с юношескою скромностью принялся славить его и превозносить: во-первых, за его добродетели и благонравие, во-вторых, за ученость, в-третьих, за благородство, в-четвертых, за телесную красоту, а засим стал в самых мягких выражениях убеждать его относиться к отцу с особым почтением за то, что отец, мол, сделал все от себя зависящее, чтобы дать сыну наилучшее образование. Под конец он обратился к Гаргантюа с просьбой считать его своим преданнейшим слугою, ибо сейчас он, Эвдемон, просит Небо только об одной, дескать, милости: с Божьей помощью чем-либо угодить Гаргантюа и оказать ему какую-либо важную услугу. Вся эта речь была произнесена внятно и громогласно на прекрасном латинском языке, весьма изысканным слогом, скорее напоминавшим слог доброго старого Гракха, Цицерона или же Эмилия, чем современного юнца, и сопровождалась подобающими движениями». Вы уже поняли, что такая большая разница в образовании не от того, сколько вызубрено мудреных книг. Очевидно, разница в методах обучения.
К современному уроку предъявляется масса требований, одними из них являются расширение арсенала методов активного обучения, использования оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых, исследовательских, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов и т.д.
Все чаще учителя применяют информационные и проектные технологии в исследовательских методах.
На уроках русского языка в средних классах это исследования этимологии (т. е. происхождения) слова, например «Что общего между цирком и циркулем?», происхождение имен и фамилий, роль синонимов в русском языке, лингвистические словари и их значение; в старших классах – употребление диалектной или ненормативной лексики в речи школьников, жителей поселка в целом, проявление фонетических, лексических, морфологических особенностей сибирских старожильческих говоров в современном языке нашей местности, наблюдение над языком изучаемых произведений, т. е. над стилем писателя и т.д.
На уроках литературы – литературные псевдонимы и причины их возникновения, исследование биографии писателей и поэтов, сопоставление тем, мотивов творчества, например, «Мотив дороги в творчестве А. Блока», «Тема любви в творчестве Пушкина и Лермонтова», «Своеобразие раскрытия темы поэта и поэзии у Пушкина и Лермонтова», «Эволюция раскрытия темы «маленького человека» в творчестве Н. Гоголя»…
Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Проекты способствуют овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
На уроках литературы реализованы следующие проекты:
Класс | Название |
10 кл. Штольц Е., Алимова И., Фомина Я., Черновал С., Леонидова В., Оганян М. | А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.
|
7 А Варфоломеева В., Игнатьев А. | Образ героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие. |
9а, 7а | Анализ лирического произведения |
Шваденланд Л. | Создание книжки – малышки по творчеству А. П. Чехова |
5-11 классы | День эпистолярного жанра (2 место в номинации «Письмо учителю» в региональном туре) |
10 класс | Детство и юность Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Отношение автора к войне. Творчество Л. Н. Толстого. История создания, жанр романа – эпопеи «Война и мир» Герои и события первого тома «Войны и мира» |
Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений.
Выбор операционной среды MS PowerPoint для выполнения ученических проектов обусловлен, прежде всего, уровнем подготовки обучающихся, так как школьная программа по информатике формирует необходимые пользовательские навыки именно в MS Office.
Использование презентаций MS PowerPoint выполняет различные функции. В исследовательских работах – это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. Задача выступающего – грамотно отобрать информацию из доклада для проекции на слайд. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации. [1]
Выполняя проект, обучающиеся должны уметь:
- находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку;
- находить, отбирать, копировать или сканировать, форматировать иллюстративный материал;
- работать с гиперссылками и управляющими кнопками;
- структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта;
- эстетично оформить «конечный продукт».
Итогом исследовательской работы на уроках и во внеурочное время является участие обучающихся в научно – практических конференциях различных уровней.
Ф. И. О. обучающегося | Название работы | Региональный уровень |
Фомина Я. Оганян М. | Гармонии стиха божественные тайны (Сонет в литературе от эпохи Возрождения до Серебряного века) | |
Алимова И. | Топонимика г. Юрги и Юргинского района | |
Павлов С. Филимонова Т., Мухаметова Р. Гарбарт К., Журавлев | Причины употребления неромативной лексики подростками. Происхождение фамилий нашего класса. Происхождение фамилий нашего класса. | |
Зубцова А. Дронов И. | Экология языка. Экология языка. | |
Гарбарт Ю. Савина П. Усольцева Е. Фахрутдинов А. | Синонимы и их стилистическая роль. Тайны этимологического словаря. Омонимы как основной источник каламбуров. Литературные псевдонимы и причины их возникновения | 2 региональная конференция, диплом победителя |
Старинчикова Е. | У войны не женское лицо. | |
Разоренова И. | Компьютерный жаргон | |
Штольц Е. | Фразеологизмы как средство выразительности речи |
Сами учителя тоже являются участниками конференций и фестивалей.
Учитель | Тема | Уровень |
Рыжкова Е. К. | Урок обобщения знаний по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | Фестиваль «Открытый урок» |
Тихоньких Л. Н. | Сборник стихотворений Галямовой Ю. | Фестиваль «Портфолио» |
Рыжкова Е. К. | Информационно - коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы | Фестиваль «Открытый урок» |
Тихоньких Л. Н. | Письменная и устная речь в ВУЗе и в школе: теория и практика | II Всероссийская научно - практическая конференция КемГУ, г. Кемерово |
Самообразование педагогов тоже направлено на использование данных методов в работе. Завальная Л. С. работала над темой «Выбор учебных заданий для организации исследовательской деятельности на уроке», Тихоньких Л. Н. – «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе», Рыжкова Е. К. – «Активизация познавательного процесса на уроках через применение информационно – коммуникационных технологий».
Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности, увеличивается долю самостоятельной работы учащихся, повышается темп урока.
Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.
Список литературы
- Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 91 – 94. (Информатика и информатизация образования)
- Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 176с.
- Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т.2./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
- Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
- Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования)
- Шепель, В. М. Человековедческая сущность управления [Текст] / В. М. Шепель // Народное образование. – 2000. - №9.
- http://festival.1september.ru/2008_2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе по теме "Deutsche Schulen. Wie sind sie?" с использованием информационных и проектных технологий с презентацией
Данная разработка содержит текстовый материал и мультимедийную презентацию урока немецкого языка в 6 классе по теме „Deutsche Schulen. Wie sind Sie?”( УМК «Шаги 2» под ред. И.Л. Бим). Урок...
Применение информационных и компьютерных технологий на уроках английского языка
Использование мультимедиа на уроках - это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Нес...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции "ИТО-Саратов-2009"...
Применение информационных и компьютерных технологий в обучении физике
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за шко...
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности обр...
"Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС".
Я подготовила доклад для выступления на районном семинаре на тему: "Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС". Надеюсь, что этот материал б...
Проектная технология и Кейс-метод
Название проекта- «Неделя иностранных языков» (английский, немецкий и французский) и текст с заданиями....