Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Рыжкова Елена Константиновна

Выступление "Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах" посвящено актуальной теме. Информационные и проектные технологии позволяют сформировать  у учащихся образовательные компетенции, повысить уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, повысить темп урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах

Начать свое выступление я хотела бы с прочтения отрывка из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «…мальчику взяли в наставники великого богослова, магистра Тубала Олоферна, и магистр так хорошо сумел преподать ему азбуку, что тот выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца. Затем учитель прочел с ним Доната, Фацет, Теодоле  иПараболы  Алана, для чего потребовалось тринадцать лет, шесть месяцев и две недели. Далее Тубал Олоферн прочел с ним De modis significandi  с комментариями Пустомелиуса, Оболтуса, Прудпруди, Галео, Жана Теленка, Грошемуцена и пропасть других, для чего потребовалось восемнадцать лет и одиннадцать с лишним месяцев. И все это Гаргантюа так хорошо усвоил, что на экзамене сумел ответить все наизусть в обратном порядке и доказал матери как дважды два...Далее Тубал Олоферн прочел с ним Календарь,  для чего потребовалось верных шестнадцать лет и два месяца».  

Наши ученики столько времени не учатся, чтобы вызубрить материал, а вот другого ученика, которого пригласил Грангузье, чтобы сравнить со своим сыном, думаю, многие хотели бы иметь. «…Эвдемон испросил дозволения у своего господина, вице-короля, встал и, держа шляпу в руках, устремив на Гаргантюа свой честный и уверенный взгляд и раскрыв румяные уста, с юношескою скромностью принялся славить его и превозносить: во-первых, за его добродетели и благонравие, во-вторых, за ученость, в-третьих, за благородство, в-четвертых, за телесную красоту, а засим стал в самых мягких выражениях убеждать его относиться к отцу с особым почтением за то, что отец, мол, сделал все от себя зависящее, чтобы дать сыну наилучшее образование. Под конец он обратился к Гаргантюа с просьбой считать его своим преданнейшим слугою, ибо сейчас он, Эвдемон, просит Небо только об одной, дескать, милости: с Божьей помощью чем-либо угодить Гаргантюа и оказать ему какую-либо важную услугу. Вся эта речь была произнесена внятно и громогласно на прекрасном латинском языке, весьма изысканным слогом, скорее напоминавшим слог доброго старого Гракха, Цицерона или же Эмилия, чем современного юнца, и сопровождалась подобающими движениями». Вы уже поняли, что такая большая разница в образовании не от того,  сколько вызубрено мудреных книг. Очевидно, разница в методах обучения.

К современному уроку предъявляется масса требований, одними из них являются расширение арсенала методов активного обучения, использования оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых, исследовательских, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов и т.д.

Все чаще учителя применяют информационные и проектные технологии в исследовательских методах.

На уроках русского языка в средних классах это исследования этимологии (т. е.  происхождения) слова, например «Что общего между цирком и циркулем?»,  происхождение имен и фамилий, роль синонимов в русском языке, лингвистические словари и их значение; в старших классах – употребление диалектной или ненормативной лексики в речи школьников, жителей поселка в целом, проявление фонетических, лексических, морфологических  особенностей сибирских старожильческих говоров в современном языке нашей местности, наблюдение над языком изучаемых произведений, т. е. над стилем писателя и т.д.

На уроках литературы –  литературные псевдонимы и причины их возникновения, исследование биографии писателей  и поэтов, сопоставление тем, мотивов творчества, например, «Мотив дороги в творчестве А. Блока», «Тема любви в творчестве Пушкина и Лермонтова», «Своеобразие раскрытия темы поэта и поэзии у Пушкина и Лермонтова», «Эволюция раскрытия темы «маленького человека» в творчестве Н. Гоголя»…

 Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Проекты способствуют овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

На уроках литературы реализованы следующие проекты:

Класс

Название

10 кл.

Штольц Е., Алимова И., Фомина Я., Черновал С., Леонидова В., Оганян М.

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

  • Детские и юношеские годы А. Пушкина.
  • Лицей.
  • Лицейская лирика.
  • Жизнь в Петербурге.
  • Южная ссылка.
  • Михайловская ссылка.
  • Болдинская осень.
  • Дуэль. Смерть А. С. Пушкина.

7 А Варфоломеева В., Игнатьев А.

Образ героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.

9а, 7а

Анализ лирического произведения

Шваденланд Л.

Создание книжки – малышки по творчеству А. П. Чехова

5-11 классы

День эпистолярного жанра (2 место в номинации «Письмо учителю» в региональном туре)

10 класс

Детство и юность Л. Н. Толстого.

«Севастопольские рассказы». Отношение автора к войне.

Творчество Л. Н. Толстого.

История создания, жанр романа – эпопеи «Война и мир»

Герои и события первого тома «Войны и мира»

Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint.  Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений.

Выбор операционной среды MS PowerPoint для выполнения ученических проектов обусловлен, прежде всего, уровнем подготовки обучающихся, так как школьная программа по информатике формирует необходимые пользовательские навыки именно в MS Office.

Использование презентаций MS PowerPoint выполняет различные функции. В исследовательских работах – это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. Задача выступающего – грамотно отобрать информацию из доклада для проекции на слайд. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации. [1]

Выполняя проект, обучающиеся  должны уметь:

  • находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку;
  • находить, отбирать, копировать или  сканировать, форматировать иллюстративный материал;
  • работать с гиперссылками и управляющими кнопками;
  • структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта;
  • эстетично оформить «конечный продукт».

Итогом исследовательской работы на уроках и во внеурочное время является участие обучающихся в научно – практических конференциях различных уровней.

Ф. И. О. обучающегося

Название работы

Региональный уровень

Фомина Я.

Оганян М.

Гармонии стиха божественные тайны (Сонет в литературе от эпохи Возрождения до Серебряного века)

Алимова И.

Топонимика г. Юрги и Юргинского района

Павлов С.

Филимонова Т., Мухаметова Р.

Гарбарт К., Журавлев

Причины употребления неромативной лексики подростками.

Происхождение фамилий нашего класса.

Происхождение фамилий нашего класса.

Зубцова А.

Дронов И.

Экология языка. Экология языка.

Гарбарт Ю.

Савина П.

Усольцева Е.

Фахрутдинов А.

Синонимы и их стилистическая роль.

Тайны этимологического словаря.

Омонимы как основной источник каламбуров.

Литературные псевдонимы и причины их возникновения

2 региональная конференция, диплом победителя

Старинчикова Е.

У войны не женское лицо.

Разоренова И.

Компьютерный жаргон

Штольц Е.

Фразеологизмы как средство выразительности  речи

Сами учителя тоже являются участниками конференций и фестивалей.

Учитель

Тема

Уровень

Рыжкова Е. К.

Урок обобщения знаний по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Фестиваль «Открытый урок»

Тихоньких Л. Н.

Сборник стихотворений Галямовой Ю.

Фестиваль «Портфолио»

Рыжкова Е. К.

Информационно - коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Фестиваль «Открытый урок»

Тихоньких Л. Н.

Письменная и устная речь в ВУЗе и в школе: теория и практика

II Всероссийская научно - практическая конференция КемГУ, г. Кемерово

Самообразование педагогов тоже направлено на использование данных методов в работе. Завальная Л. С. работала над темой «Выбор учебных заданий для организации исследовательской деятельности на уроке», Тихоньких Л. Н. – «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе», Рыжкова Е. К. – «Активизация познавательного процесса на уроках через применение информационно – коммуникационных технологий».

Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности, увеличивается долю самостоятельной работы учащихся, повышается темп урока.

Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.


Список литературы

  1. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 91 – 94. (Информатика и информатизация образования)
  2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 176с.
  3. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/  В. М. Полонский. -  М.: Высшая школа, 2004.
  4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т.2./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
  5. Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
  6. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова  // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования)
  7. Шепель, В. М. Человековедческая сущность управления [Текст] / В. М. Шепель // Народное образование. – 2000. - №9.
  8. http://festival.1september.ru/2008_2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе по теме "Deutsche Schulen. Wie sind sie?" с использованием информационных и проектных технологий с презентацией

Данная разработка содержит текстовый материал и мультимедийную презентацию урока немецкого языка в 6 классе по теме „Deutsche Schulen.  Wie sind Sie?”( УМК «Шаги 2» под ред. И.Л. Бим). Урок...

Применение информационных и компьютерных технологий на уроках английского языка

         Использование мультимедиа на уроках - это требование сегодняшнего  дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Нес...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции "ИТО-Саратов-2009"...

Применение информационных и компьютерных технологий в обучении физике

  В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за шко...

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов обеспечения доступности обр...

"Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС".

Я подготовила доклад для выступления на районном семинаре на тему:  "Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС". Надеюсь, что этот материал б...

Проектная технология и Кейс-метод

Название проекта- «Неделя иностранных языков» (английский, немецкий и французский) и текст с заданиями....