Конспект урока. Виды химической связи
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Тема урока: Виды химической связи и типы кристаллических решеток.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах кристаллических решеток.
Задачи: 1)образовательные:
- актуализировать знания учащихся о различных видах химической
связи и типах кристаллических решеток;
- повторить схемы образования веществ;
- продолжить формирование записывать их на примерах;
- сравнить различные виды связей;
- выявить зависимость свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
2) развивающие:
- продолжить формирование идеи познаваемости мира;
- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
- продолжить формирование умений аккуратно вести записи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды химической связи. | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО «Саратовский техникум промышленных
технологий и автомобильного сервиса»
Виды химической связи
и
типы кристаллических решеток.
Подготовила и провела
преподаватель химии
Богачева В.К.
г. Красноармейск
2010
Тема урока: Виды химической связи и типы кристаллических решеток.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах кристаллических решеток.
Задачи: 1)образовательные:
- актуализировать знания учащихся о различных видах химической
связи и типах кристаллических решеток;
- повторить схемы образования веществ;
- продолжить формирование записывать их на примерах;
- сравнить различные виды связей;
- выявить зависимость свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
2) развивающие:
- продолжить формирование идеи познаваемости мира;
- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
- продолжить формирование умений аккуратно вести записи;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Химия 11 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,
раздаточный материал: на каждого ученика лист индивидуальной работы,
таблица «Виды химической связи и типы кристаллических решеток», тест
1-й или 2-й вариант.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | № слайда |
1 | Организационный момент | Сообщает тему и задачи урока. Мотивация: в конце урока будет тестовая работа, подобные задания на контрольной работе, и на экзамене. | Слушают учителя | №1тема урока №2 Задачи урока |
2 | Актуализация знаний | -Что называется химической связью? -Все ли химические элементы образуют химические связи? - Какие элементы не образуют химические связи? Почему? | Устно отвечают на вопросы. На слайде ,по электронно-графической формуле, объясняют невозможность образования химич.связи атомами благородных газов | №3 Строение атомов благородных газов. |
3 | Обобщение и систематизация знаний -Ионная связь | - Какие виды химических связей вам известны? -Какая связь называется ионной? -Как заряжены катионы и анионы , из каких элементов и как они образовались? | Записывают виды химической связи в листах индивидуальной работы; проверяют по слайду; -1 ученик у доски пишет схему образования NaCl, остальные устно отвечают на вопросы. После проверки учащиеся записывают схему образования NaCl в таблицу. -Устно выполняют задание1 ;2-е задание «крестики-нолики»-отмечают вещества с ионной связью в листе индивидуальной работы; правильность выполнения проверяют по слайду.
| №4 Виды химической связи №5Ионная связь №6 задание 1 и 2 №7 ответы «крестики-нолики»-ионная связь |
- Ковалентная неполярная связь -Ковалентная полярная связь | -Какая связь называется ковалентной? -Какие два вида ковалентной связи вам известны? -Дайте определение ковалентной неполяр- ной связи. Примеры веществ. Какая связь называется ковалентной полярной? Примеры веществ. | У доски 1 ученик пишет схему образования F2 , -остальные устно отвечают на вопросы; После проверки схему записывают в таблицу. -Задание 3- устно -Задание 4 – в листах индивидуальной работы; правильность выполнения проверяют по слайду №10 У доски 1 ученик пишет схему образования HCl;остальные устно отвечают на вопросы; После проверки схему записывают в таблицу. -Задание 5- устно -Задание 6 – в листах индивидуальной работы; ответы проверяют по слайду №13 | №8 Ковалентная неполярная связь №9 Задание3и 4 №10 Ответы «крестики-нолики» ковалентная неполярная связь № 11 Ковалентная полярная связь №12 Задание 5и 6 №13 Оветы «крестики-нолики» ковалентная полярная связь | |
-Металлическая связь | -Какая связь называется металлической? - Какие металлы вам известны? -Приведите примеры сплавов. | 1 ученик у доски пишет схему металлической связи у Al и Zn; -остальные отвечают устно -после проверки схему записывают в таблицу | №14 Металлическая связь | |
-Водородная связь | -Какая связь называется водородной? -Каких видов она бывает? Примеры веществ. -Объясните по рисункам(слайд 16)образование водородных связей в молекулах ДНК и во вторичной структуре белка. | 1 ученик у доски записывает схему водородной связи между молекулами воды; -остальные отвечают устно; После проверки схему записывают в таблицу. -Учащиеся отвечают устно. | №15Водородная связь. межмолекулярная №16Водродная связь Внутримолекулярная | |
-Типы кристаллических решеток -Ионная -Металлическая | Для веществ с разными видами химических связей характерны разные типы кристаллических решеток. - Что называется кристаллической решеткой? - Каких типов она бывает? -Какие частицы находятся в узлах ионной кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства. -Какие частицы находятся в узлах металлической кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства. | Учащиеся устно отвечают на вопросы. Учащиеся устно отвечают на вопросы, опираясь на рисунки слайда №18 | №17 Типы кристаллических решеток №18 Типы кристаллических решеток. Ионная и металлическая кристаллические решетки. | |
-Молекулярная -Атомная | -Какие частицы находятся в узлах молекулярной кристаллической решетки? Примеры веществ.Физические свойства. -Какие частицы в узлах атомной кристаллической решетки?Примеры веществ.Физические свойства. Отличие алмаза и графита. | Учащиеся устно отвечают на вопросы, опираясь на рисунки слайда №19 | №19 Типы кристаллических решеток. Молекулярная и атомная. | |
4 | Загадки | -Отгадайте, о каких кристаллических решетках идет речь? | Учащиеся устно отгадывают загадки. | №20 Загадки Типы кристаллических решеток. |
5 | Сравнение видов химических связей. | -В чем проявляется сходство различных видов химической связи?Какова физическая природа всех видов химических связей? Крайним случаем какой связи является ионная связь? Какие виды связей совмещает в себе металлическая связь? -Чем различаются разных видов химических связей? | Устно отвечают на вопросы.После обсуждения 1 ученик еще раз зачитывает черты сходства разных видов химической связи по слайду №21 | №21 Сравнение различных видов химических связей. |
6 | Выводы | -Сформулируйте выводы по видам химической связи и типам кристаллических решеток. | Учащиеся устно формулируют выводы. Затем 1 ученик еще раз зачитывает выводы по слайду №22 | №22 Выводы. |
7 | Тест по вариантам | Выполните тестовую работу .Выбираем по одному правильному ответу в каждом вопросе. | Выполняют тестовую работу письменно. | |
8 | Домашнее задание | Составить кроссворд из 10 слов по теме «Виды химической связи и типы кристаллических решеток». | Записывают домашнее задание в тетрадях. | №23 Домашнее задание |
9 | Итог урока | Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы и работу около доски. Оценки за тест будут выставлены после проверки. | №24Спосибо,за внимание! |
Тест
1 вариант
1)Формула вещества с ковалентной полярной связью:
а)Cl 2 б)KCl в) NH3 г)O2
2)Вещество,между молекулами которого существует водородная связь:
а)C2H5OH б)CH4 в)H2 г)С6H6
3)Формула вещества с ионной связью:
а)HCl б) Br2 в) P4 г) CH3OH
4)Вещество с металлической связью:
а)H2O б) Cu в)Si г)Mg(OH)2
5)Число общих электронных пар в молекуле водорода H2:
а)одна б)две в) три г)четыре
6)Число общих электронных пар в молекуле азота N2 :
а)одна б)две в)три г)четыре
7)Какая связь в молекуле серной кислоты H2SO4:
а)водородная в)ковалентная полярная
б)металлическая г)ионная
8)Пара элементов, между которыми образуется ионная связь:
а)C и O б)Ba и F в)Н и Н г)Na и Na
9)Кристаллическая решетка хлорида магния MgCl2:
а)атомная б)ионная в)металлическая г)молекулярная
10)Кристаллическая решетка HCl:
а)атомная б) ионная в)металлическая г))молекулярная
Тест
2 вариант
1)Формула вещества с ковалентной неполярной связью:
а)MgCl2 б)KCl в)N2 г)Al
2) Вещество с ионной связью:
а)О2 б)СН4 в)NaF г) CH3COH
3)Формула вещества с металлической связью:
а)O2 б)H2O в)Ca г)NH3
4)Вещество с ковалентной полярной связью:
а)C2H2 б)Cl2 в)Na2O г)CaCl2
5)Число общих электронных пар в молекуле фтора F2 :
а)одна б)две в)три г)четыре
6)Число общих электронных пар в молекуле кислорода О2:
а)одна б)две в)три г)четыре
7)Какая связь в молекуле гидроксида калия КОН:
а)водородная в)ковалентная неполярная
б)металлическая г)ионная
8)Пара элементов, между которыми образуется ковалентная полярная связь:
а)N и H б)О и О в)Cu и Cu г)K и Br
9)Кристаллическая решетка сахарозы С12Н22О11:
а)атомная б)ионная в)металлическая г)молекулярная
10)Кристаллическая решетка графита С :
а)атомная в)металлическая
б)ионная г)молекулярная
Физич. природа связи | Природа химич. элементов | Вид свя- зываемых частиц | Механизм об- разования связи(схема) | Тип кристал- лич. решетки
| Физические свойства | Примеры веществ | |
Ионная | Элек- тронно- | Металл и неметалл | Ионы (катионы и анионы) |
| Ионная,в уз- лах кристал- лической ре- шетки катио- ны и анионы | Твердые,но хруп- кие;тугоплавкие; нелетучие;многие растворимы в во- де(пров.элек.ток) | BaO LiOH Ca(NO3)2 (NH4)2SO4 |
Ковалент -ная а)непо- лярная | ядерное | Одинаковые неметаллы | Атомы |
| Молекуляр- ная(в узлах- К.р.молеклы) | Тепло-и электро- проводность,tпл и tкип;легкоплавкие, Летучи,хрупки в кр | N2,P4,S, J2, |
Ковалент-ная б)поляр- ная | взаимо- | Разные неметаллы | Атомы |
| Атомная(в узлах к.р. –атомы) | Тугоплавкие,твердые,нелетучие,не растворимы в во- де | SiO2 SiC |
Метал- лическая | дей- | Металлы и сплавы | Ион-атомы |
| Металличес- кая( в узлах- ион-атомы) | Тепло-и элетро- ровод.,пластичны мет.блеск,тверды | Mg,Au,Ag, бронза, Сталь |
Водород- ная | ствие | Водород и атомы не- металлов (О,N, F) | атом Н |
| Молекуляр- ная(в узлах К.р.молеку- лы) | Смотри выше Молек.к.р. | Между мо- лекулами воды,спирта,в белке |
Лист индивидуальной работы
1)Виды химической связи:
NH3 | CaS | MgCl2 | ||
H2O | KCl | O2 | ||
Na2O | SO2 | BaF2 |
б)с ковалентной неполярной связью
Ca | H2 | H2O |
CaO | O2 | HBr |
CaCl2 | N2 | NH3 |
в)с ковалентной полярной связью
NaF | Br2 | CaBr2 |
Cl2 | K2O | N2 |
C2H2 | H2O | HCl |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Атомы химических элементов и виды химической связи
обобщающий урок...
Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)
Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы....
Конспект урока по химии 9 кл. по теме: "Виды химической связи".
Обощение знаний о видах химической связи....
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...
конспект урока "виды и механизмы образования химической связи"
виды и механизмы образования химической связи. Характеристика химической связи....
Технологическая карта урока "Виды химической связи" химия 8 класс
Технологическая карта урока...