конспект урока "виды и механизмы образования химической связи"
план-конспект урока по химии (11 класс)
виды и механизмы образования химической связи. Характеристика химической связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._vidy_i_mehanizmy_obrazovaniya_himicheskoy_svyazi.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 11 Дата:
Тема урока: виды и механизмы образования химической связи. Характеристика химической связи.
Цель урока: сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление учащихся о единой природе химической связи;
познакомить учащихся с различными типами химических связей;
научить школьников определять типы химических связей в различных соединениях.
Развивающие:
формировать умение определять тип химической связи в соединении;
развивать устную речь учащихся, умение применять знания в новой ситуации;
развитие творческого химического мышления.
Воспитательные:
развивать познавательный интерес учащихся;
способствовать росту инициативы и самостоятельности;
Планируемые результаты:
1. Познавательные УУД:
- давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять
сравнение и классификацию, строить логические рассуждения, устанавливать
причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы,
понимать, обобщать информацию, представленную в рисунках , схемах и
таблицах;
2. Регулятивные УУД:
- планировать учебную деятельность в соответствии с учебным
заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей
деятельности в процессе достижения результата;
3. Коммуникативные УУД:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе,
планировать общие способы работы, строить понятные для собеседника
речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно
использовать устную и письменную речь, формировать опыт взаимодействия
в условиях групповой работы.
формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, листы для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает учащимся результаты контрольной работы; делает анализ выполнения заданий, разбирает типичные ошибки; можно предложить учащимся сделать работу над ошибками.
II. Актуализация знаний.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам, где необходимо дать характеристику химического элемента по его положению в периодической системе согласно плану:
1)Положение элемента в ПС (номер элемента, период, группа, подгруппа).
2)Схема строения атома. Электронная конфигурация валентного слоя.
3)Валентные возможности элемента
4)Возможные и характерные степени окисления элемента
5)Высший оксид элемента (его формула и характер).
6)Высший гидроксид элемента (его формула и характер).
7)Водородное соединение (его формула).
III.Мотивация.
Изучение химических свойств в логической связи со строением вещества
Если не знаешь причинности и связей, невозможно сравнивать и сопоставлять. (Сосан)
IV. Изучение нового материала
Вопрос. Какие виды химической связи известны? А какие типы кристаллических решеток?
Ответ. Известны ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, водородная связь. Типы кристаллических решеток — ионная, атомная, молекулярная.
Главными задачами урока являются выяснение причин возникновения различных видов химической связи и изучение механизмов образования связи.
Вопрос. Что такое химическая связь?
Химическая связь – это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы.
1. Ковалентная химическая связь – это связь, возникающая между атомами за счёт общих электронных пар.
- Что вы знаете о ковалентной химической связи?
Стремление к устойчивой электронной конфигурации за счёт образования общих электронных пар.
1) Обменный механизм
2) Донорно-акцепторный механизм
Азот – донор (имеет электронную пару), водород – акцептор (имеет свободную орбиталь)
По числу общих электронных пар (по кратности).
1) Одинарные.
2) Двойные.
3) Тройные.
По степени смещения.
1) Полярные.
2) Неполярные.
- Что такое электроотрицательность?
Электроотрицательность – это способность атомов химических элементов оттягивать на себя общие электронные пары, находящиеся в совместном владении
Неполярная – ковалентная химическая связь, образующаяся между атомами с одинаковой электроотрицательностью.
Полярная – ковалентная химическая связь, образующаяся между атомами с разной электроотрицательностью.
Молекула углекислого газа неполярная, так как имеет линейное строение
Кристаллическая решётка веществ с ковалентной химической связью: атомная и молекулярная. Атомная – очень прочная (графит, алмаз), молекулярная – газы, легколетучие жидкости, твёрдые легкоплавкие вещества (хлор, вода, йод, углекислый газ – «сухой лёд»). Молекулярная кристаллическая решётка непрочная, так как внутримолекулярные связи прочные, межмолекулярное взаимодействие слабое.
- Что вы знаете об ионной связи, ионной кристаллической решётке?
2. Ионная химическая связь – это химическая связь, образовавшаяся за счёт электростатического притяжения катионов к анионам.
Наиболее устойчивая электронная конфигурация атомов 8 электронов - 2s22p6 и 2 электрона - 1s2.
Me0 -nẽ ↔ Men+ (катионы)
неMe0 +nẽ ↔ неMen- (анионы)
Образуется ионная кристаллическая решётка
Физические свойства: твёрдые, прочные, тугоплавкие.
Растворы и расплавы ионных соединений – электролиты.
- Что такое электролиты?
- Определение электролитической диссоциации?
- Три случая образования электролитов?
Ионная связь – крайний случай ковалентной полярой связи, но в оличие от неё связь ненаправленная.
3. Металлическая связь – связь в металлах и сплавах, которую выполняют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической кристаллической решётке.
Характеристика – ненаправленная, ненасыщенная, небольшое количество валентных электронов, большое количество свободных орбиталей.
Me0 -nẽ ↔ Men+
Физические свойства – твёрдость, тепло- и электропроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск.
Металлическая кристаллическая решётка – в узлах ионы или атомы металлов, между которыми свободно перемещаются электроны.
4. Водородная химическая связь – это химическая связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или её части) и отрицательно поляризованными атомами сильноэлектроотрицательных элементов, имеющих неподелённые электронные пары (F, O, N, реже Cl и S) другой молекулы или другой её части.
Характер связи: частично электростатический, частично донорно-акцепторный.
В молекулах ДНК цепи нуклеотидов связаны водородными связями в двойные спирали - принцип комплементарности (Ц-Г, А-Т).
Вещества с водородными связями имеют молекулярные кристаллические решётки.
Единая природа химической связи.
Ионная химическая связь – крайний случай ковалентной полярной химической связи. Металлическая связь совмещает в себе ковалентное взаимодействие атомов и электростатическое притяжение между ионами металлов и их электронами.
LiF – 80% ионной связи и 20% ковалентной полярной.
Основания: между кислородом и водородом в гидроксогруппе о ковалентная полярная связь, между металлом и гидроксогруппой – ионная.
Соли: в кислотном остатке – ковалентная полярная, между металлом и кислотным остатком – ионная.
V. Закрепление изученного материала.
1.Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствуют только ковалентные полярные связи.
1) КNO3
2) C (алмаз)
3) SiO2
4) HNO3
5) Na2S
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Решение.
Ковалентная неполярная связь образуется в молекулах между атомами одного элемента-неметалла. Ковалентная полярная связь образуется в молекулах между атомами разных неметаллов, ионная — между атомами металлов и неметаллов. Поэтому только ковалентные полярные связи присутствуют в и .
Ответ: 34.
2. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, для каждой из которых характерна ковалентная полярная связь.
1) углекислый газ и сероводород
2) азот и аммиак
3) вода и хлороводород
4) хлороводород и хлорид натрия
5) оксид лития и гидроксид лития
Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.
Решение.
Молекулы сероводорода, воды, хлороводорода и углекислого газа это сложные вещества, образованные атомами неметаллов, поэтому ковалентная полярная связь характерна для каждого из этих двух веществ.
Ответ: 13
3. Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых кислород образует ионные связи.
1) озон
2) оксид кальция
3) углекислый газ
4) оксид меди
5) вода
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Решение.
Оксид кальция и оксид меди это ионные соединения, потому что ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов.
Ответ: 24.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, для которых характерна водородная связь.
1) фенол
2) алкан
3) арен
4) спирт
5) алкин
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Решение.
Межмолекулярная водородная связь образуется между атомом водорода, ковалентно связанным с атомом с высокой электроотрицательностью (, и ), одной молекулы и атомом эле-мента с высокой электроотрицательностью (, , ) другой молекулы. Например, между атомом водорода одной молекулы фтороводорода и атомом фтора другой молекулы фтороводорода образуется водородная связь.
Среди предложенных веществ кислород в составе группы −ОН присутствует только в молекулах спиртов и фенолов, поэтому среди предложенных веществ водородная связь возможна между молекулами спиртов и фенолов. Остальные вещества относятся к углеводородам и не способны к образованию водородных связей.
Ответ: 14.
5.Из предложенного перечня выберите две пары веществ, в которых расположены только соединения с ковалентной неполярной связью.
1) вода и алмаз
2) водород и хлор
3) медь и азот
4) бром и метан
5) фтор и сера
Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.
Решение.
Ковалентная неполярная связь образуется в простых веществах между атомами неметаллов. Во втором и пятом варианте ответов даны простые вещества неметаллы: водород и хлор, фтор и сера.
Ответ: 25.
1. Определить вид химической связи в соединениях. Обосновать ответ:
ВаСl2; SO2; С2Н6; F2; КВr; I2.
2. В каком из указанных соединений наиболее полярная связь? Расположить соединения в порядке возрастания полярности:
HCl; F2; Н2O; NH3; H2S
Ответы на вопросы закрепления
1. Ионная связь: КВr; ВаСl2. Элементы, образующие соединения, резко отличаются в ЭО. Ковалентная полярная связь.
SO2; C2H6 — элементы, образующие соединения, отличаются в ЭО не резко. Ковалентная неполярная связь.
F2; I2 — элементы, образующие соединения, одинаковы по ЭО.
2. Наиболее полярная связь в соединении Н2O.
ЭОн = 2,1; Э0O = 3,5, разность в ЭО 3,5 - 2,1 = 1,4.
VI. Домашнее задание
- §7, 8 тест. С.37; вопр 3 С. 34
VII. Рефлексия.
И в завершении занятия попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная словами:
Я научился –
Я освоил –
Я затрудняюсь –
Я не смог –
Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях химии. Раскололи скорлупу ореха. Я благодарю вас за работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»
Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь"....
Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи».
Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи»....
План-конспект урока для 8-го класса : "Виды и механизмы образования химических связей".
План-конспект урока для 8-го класса : "Виды и механизмы образования химических связей"....
презентация.Образование химических связей
презентация Образование химических связей...
образование химической связи
Химическая связь – одно из важнейших понятий химии. Для школьников она трудно понимаема, если у них не формируются образы микромира....
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...