Атомы химических элементов и виды химической связи
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
« Атомы химических элементов и виды химической связи»
Цели и задачи:
Образовательные задачи:
Актуализировать знания учащихся:
- строение атома и состав ядра атома, взаимосвязь понятий : протон, нейтрон, массовое число;
- понятие «химический элемент»;
- строение электронных оболочек атомов, строение энергетических уровней, повторить представление о завершенных и незавершенных энергетических уровнях;
- схемы образования ионной химической связи, определение «ион»;
- ковалентную химическую связь полярную и неполярную;
- образование ковалентной полярной химической связи; электроотрицательность как мера неметалличности элементов.
- Подвести учащихся к пониманию того, что все в природе имеет единую природу химических связей.
Развивающие задачи:
- формировать умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов;
- умение говорить, сопоставлять и сравнивать.
Воспитательные задачи:
- воспитание коллективизма, умение слушать и понимать друг друга.
Ход урока:
Фронтальный опрос, за каждый правильный ответ выдается треугольник из цв.бумаги.
Закончите фразу:
- атом – это …( электронейтральная частица);
- атом состоит ….(из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов).
- ядро состоит …( из положительно заряженных протонов и нейтрально заряженных нейтронов).
- назовите элементарные частицы –это…(протоны, электроны и нейтроны)
- заряд имеют частицы- …(электроны и протоны)
- заряд не имеют..(нейтроны)
- массу имеют частицы…(протоны и нейтроны)
- массу не имеют -…(электроны)
- по номеру химического элемента можно определить …(число протонов и электронов)
- количество нейтронов находят по разности..(Относительная атомная масса- порядковый номер).
- Массовое число – это …(сумма протонов и нейтронов).
У доски три ученика расписывают состав атомов:
1 ученик : 2 ученик: 3 ученик
Азот – Z= 7 Алюминий – Z = 13 Калий – Z = 19
Ne- = 7 Ne- = 13 Ne- = 19
Np+ = 7 Np+ = 13 Np+ = 19
Nn0= 7 Nn 0= 14 Nn0 = 20
A = 14 A = 27 A = 39
В это время остальные учащиеся выполняют аналогичное задание на листочках и сдают.
1 вариант Магний – Z = 12 Ne- = 12 Np+ = 12 Nn0 = 12
2 вариант Фосфор – Z = 15 Ne- = 15 Np+ = 15 Nn0 = 16
3 вариант Аргон – Z = 18 Ne- = 18 Np+ = 18 Nn0 = 22
Продолжение фронтального опроса:
- электронное облако это… (вероятное местонахождение электрона)
- как распределяются электроны по орбиталям? ( на первом слое – 2, на втором- 8 и на третьем – 8 электронов)
- напишите общую электронную формулу для элементов 1-3 периодов
( 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6)
- количество электронов на последнем энергетическом уровне соответствует …(номеру группы)
- если количество электронов не соответствует общей формуле, то такой слой называется …(незавершенным)
- если изменить количество электронов на внешнем энергетическом , то атом превратится …(ион)
- ион - …(положительно или отрицательно заряженная частица)
- ионная связь - …(связь между положительно и отрицательно заряженными частицами(ионами), в которые превратились атомы в результате приема или отдачи электронов с последнего(внешнего) электронного слоя).
Три ученика пишут примеры ионной связи на доске, а все остальные у себя в тетрадях
У доски
1 ученик: 2 ученик 3 ученик
2Na0 - 1e- = Na+1 Ca0 – 2e- = Ca+2 3K0 – 1e- = K+1
O0 + 2e- = O-2 2F0 +1e- = F-1 N0 + 3e- = N-3
2Na0 + O0 = Na+1 2 O-2 Ca0 + 2F0 = Ca+2 F-12 3K0+ N0= K+13 N-3
1 вариант: 2 вариант 3 вариант
2Li0 - 1e- = Li+1 Mg0 – 2e- = Mg+2 3Zn0 – 2e- = Zn+2
S0 + 2e- = S-2 2Cl0 +1e- = Cl-1 2P0 + 3e- = P-3
2Li0 + S0 = Li+1 2 S-2 Mg0 + 2Cl0 = Mg+2 Cl-12 3Zn0+ 2P0= Zn+23 P-32
- какая связь образуется между атомами одинаковых элементов? (ковалентная неполярная связь);
- За счет чего осуществляется данный вид связи? ( за счет объединения общих неспаренных электронов на внешнем слое);
- Как определить количество неспаренных электронов? ( из 8 – номер группы в котором находиться элемент)
3 ученика у доски
H + H = H( )H
N + N = N( ) N
O + O = O ( ) O
На местах
1 вариант С + С = С( )С
2 вариант S + S = S( ) S
3 вариант Сl + Cl = Cl( )Cl
23 какой вид связи при образовании соединений между атомами разных неметаллов?
(ковалентная полярная связь);
24 чем она отличается от ков.неполярной связи? (наличием значений электроотрицательности);
25. Электроотрицательность - ….( способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары);
26. Как определить в сторону атома какого элемента будет смещены общие электронные пары? ( шкалы ЭО)
3 человека у доски:
1 ученик HCl
2 ученик CH4
3 ученик C2S
1 вариант H2O 2 вариант СO2 3 вариант NCl3
H ( ) O ( ) O ( ) C ( ) O Cl ( ) N ( ) Cl
Cl
Обобщим знания по этим темам:
Давайте заполним таблицу.
Виды химической связи
Вид связи | Тип связываемых элементов | Вид связываемых частиц | Механизм образования связи | Примеры веществ |
Ионная | металл – неметалл | ионы | Переход электронов от атомов металлов к атомам неметаллов | NaCl Li2O |
Ковалентная неполярная | Один и тот же элемент - неметалл | атомы | Образование общих электронных пар | H2 N2 O2 |
Ковалентная полярная | Разные неметаллы | атомы | Образование общих электронных пар со смещением их в сторону атомов более электроотрицательного элемента. | HCl CO2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....
План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Разработка урока по химии для 8 класса. Урок с использованием ИКТ...
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.
На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный челове...
Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"
Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...