Конспект урока по химии 9 кл. по теме: "Виды химической связи".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Обощение знаний о видах химической связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Конспект урока по химии в 9кл. по теме «Типы химической связи. Взаимосвязь строения и свойств веществ»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о типах химической связи, о взаимосвязи строения и свойств веществ.
Задачи:
1.Образовательная: повторить и обобщить знания о типах химической связи, о типах кристаллических решёток с точки зрения строения атома.
2.Развивающая: развивать умения обобщать, выдеять главное, определять тип химической связи, составлять схемы химической связи, развивать знания учащихся, логическое мышление, внимание, память.
3.Воспитательная: воспитывать познавательную активность, доброжелательность, уважение друг к другу, умение слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитывать культуры общения, самостоятельность в приобретении знаний. Поддерживать интерес к изучению химии с помощью нестандартных и творческих заданий.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы обучения: комбинированный (словесно-наглядно-практический с использованием компьютерных технологий).
Учебно-наглядные пособия: Периодическая система химических элементов , презентации, интерактивные модули, таблицы, схема, карточки: игра крестики-нолики, угадай-ка.
Ход урока.
I.Организационно- подготовительный этап.
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II.Актуализация знаний:
Повторение строения атома, химическая связь.
1) Что обозначает порядковый номер х.э., номер периода, номер группы?.
2) В чём особенность строения атомов металлов?
3)В чём особенность строения атомов неметаллов?
4) В каком случае внешний электронный слой атома считается завершённым?
5)У каких химических элементов внешний электронный слой завершённый?
6) Что такое химическая связь? Презентация №1 слайды: 5, 6, 7, 8, 9,10
III. Обобщение и систематизация знаний о типах химической связи, о типах кристаллических решёток, о взаимосвязи строения и свойств веществ.
К завершению внешнего электронного слоя стремятся атомы химических элементов. Это происходит при взаимодействии атомов друг с другом. В результате этого между атомами х. э. образуются различные типы химической связи.
Учащиеся составляют схему классификации изученных типов химической связи, работая с таблицей № 9 учебника § 37.
Рассматриваются различные типы химической связи, изображаются схемы их образования. Повторяются типы кристаллических решёток и свойства веществ с различными типами кристаллических решёток. (таблица № 10 учебника)
ИОННАЯ СВЯЗЬ ( презентация №1, слайд № 14, № 20, 21)
Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и типичных неметаллов
Вещества с ионным типом связи в твердом состоянии имеют кристаллическую структуру. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и анионы, поэтому такую решетку также называют ионной. Вещества с ионной кристаллической решеткой обычно нелетучи, тугоплавки, хрупки, многие растворимы в полярных растворителях (вода, спирты).
Ионная связь является достаточно прочной. Соединений с ионным типом связи весьма ограниченное количество. Это соли, щелочи, оксиды металлов IА и IIА (с кальция) подгрупп Периодической системы.
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ (презентация №2, слайд №2, № 4, №6, № 7,№ 15 )
Ковалентная связь возникает между атомами с одинаковыми или близкими значениями электроотрицательности.
Химическую связь между атомами, возникающую путем обобществления электронов с образованием общих электронных пар, называют ковалентной.
Ковалентную связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной.
Ковалентную химическую связь между атомами с различной электроотрицательностью, называют полярной.
Вещества с ковалентным типом связи в твердом состоянии образуют кристаллические решетки двух типов: атомные и молекулярные. Рассматриваются физические свойства веществ с разным типом решётки.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (презентация №3, слайд № 1, № 2, №3, № 6).
С точки зрения строения атома большинство металлов характеризуется небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне, т.е. число вакантных орбиталей у них значительно больше числа валентных электронов.
Все металлы в твердом состоянии имеют металлическую кристаллическую решетку. При её образовании атомы сближаются до такой степени, что их вакантные орбитали начинают перекрываться. Валентный электрон при этом может относительно свободно перемещаться с орбитали своего атома на свободную и близкую по энергии орбиталь соседних атомов. Потеряв электрон, исходный атом теряет свою электронейтральность и превращается в катион:
М0- ne- ↔ Мn+.
Атом ↔ катион
Связь в металлах и сплавах, обусловленная взаимодействием относительно свободных электронов с катионами в узлах кристаллической решетки, называют металлической.
При внесении металла в электрическое поле движение электронов из хаотического становится направленным, что и обусловливает электропроводность металлов.
Особый тип связи в металлах и сплавах определяет все их общие
свойства: электропроводность, теплопроводность, пластичность, металлический блеск.
Водородная связь. Презентация №4 слайды № 1, №2, № 4
Водородная связь — это связь между атомом водорода одной молекулы и сильно электроотрицательным атомом ( F,O,N) другой молекулы. Примеры веществ: вода, спирты, белки, и т. д.
IV.Физминутка. Слайд
V. Закрепление повторённого материала.
Проверка качества усвоения материала учащимися.
По материалу урока учащимся предлагается выполнить задания по карточкам.
1) Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы веществ с ионной связью.
NH3 | H2O | CaO |
BaBr2 | Cl2 | CO2 |
LiF | NaCl | K2O |
- 2) Выберите формулы соединений с ковалентной химической связью. Из букв , соответствующим правильным ответам составьте название химического элемента, который входит в состав чёрного пороха. - - - -
- KF -------- М
- Al --------- Х
- Br2 -------- С
- BaO2 ------ О
- P4 ---------- Е
- KCl --------- Н
- O3 ---------- Р
- Ca ----------- И
- S2 ----------- А
https://learningapps.org/323898
https://learningapps.org/1729220
VI. Задание на дом: § 37 табл. 9, 10, стр 278 № 6,7,8,9,10.
https://learningapps.org/1768182
https://learningapps.org/1538418
VII. Подведение итога урока.
VII.Рефлексия. Ребята, всё ли было вам понятно? Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку по теме "Виды цветов"
Конспект урока по теме "Виды цветов" для учащихся 6 классов с использованием Смарт-доски....
Конспект урока по химии для 11 класса "Скорость химической реакции"
Подробный конспект урока с использованием презентации к уроку, практической работы в ходе урока....
План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил. Систематизация знаний "
План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил"...
Презентация к уроку химии в 8 классе "Ковалентная химическая связь"
HCl CO2 Mg NaOH CuO CuSO4 HNO3 Na2O Fe(OH)3 Al2O3 H2O Na Cn P2O5 Fe AgNO3 Cu(OH)2 P4 CaO H2SiO3...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Виды сложных предложений"
Конспект к уроку открытия новых знаний...
План-конспект урока Предмет: Физика, 8 класс Тема: Виды теплопередачи
Предмет: Физика, 8 классТема: Виды теплопередачиТип урока: урок изучения нового материала.Образовательные результаты:Личностные:Способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотив...
Конспект урока по русскому языку по теме "Виды простого предложения по строению грамматической основы"
Конспект урока, технологическая карта, презентация....