Конспект урока по химии 9 кл. по теме: "Виды химической связи".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Обощение знаний о видах химической связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока по химии в 9кл. по теме «Типы химической связи. Взаимосвязь строения и свойств веществ»

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о типах химической связи, о взаимосвязи строения и свойств веществ.

Задачи:

1.Образовательная: повторить и обобщить знания о типах химической связи, о типах кристаллических решёток с точки зрения строения атома.

2.Развивающая: развивать умения обобщать, выдеять главное, определять тип химической связи, составлять схемы химической связи, развивать знания учащихся, логическое мышление, внимание, память.

3.Воспитательная: воспитывать познавательную активность, доброжелательность, уважение друг к другу, умение слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитывать культуры общения, самостоятельность в приобретении знаний. Поддерживать интерес к изучению химии с помощью нестандартных и творческих заданий.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы обучения: комбинированный (словесно-наглядно-практический с использованием компьютерных технологий). 

Учебно-наглядные пособия: Периодическая система химических элементов , презентации, интерактивные модули, таблицы, схема, карточки: игра крестики-нолики, угадай-ка.

Ход урока.

I.Организационно- подготовительный этап.

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II.Актуализация знаний:

Повторение строения атома, химическая связь.

1) Что обозначает порядковый номер х.э., номер периода, номер группы?.

2) В чём особенность строения атомов металлов?

3)В чём особенность строения атомов неметаллов?

4) В каком случае внешний электронный слой атома считается завершённым?

5)У каких химических элементов внешний электронный слой завершённый?

6) Что такое химическая связь? Презентация №1 слайды: 5, 6, 7, 8, 9,10

III. Обобщение и систематизация знаний о типах химической связи, о типах кристаллических решёток, о взаимосвязи строения и свойств веществ.

К завершению внешнего электронного слоя стремятся атомы химических элементов. Это происходит при взаимодействии атомов друг с другом. В результате этого между атомами х. э. образуются различные типы химической связи.

Учащиеся составляют схему классификации изученных типов химической связи, работая с таблицей № 9  учебника § 37.

Рассматриваются различные типы химической связи, изображаются схемы их образования. Повторяются типы кристаллических решёток и свойства веществ с различными типами кристаллических решёток. (таблица № 10 учебника)

ИОННАЯ СВЯЗЬ ( презентация №1, слайд № 14, № 20, 21)

Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и типичных неметаллов

Вещества с ионным типом связи в твердом состоянии имеют кристаллическую структуру. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и анионы, поэтому такую решетку также называют ионной. Вещества с ионной кристаллической решеткой обычно нелетучи, тугоплавки, хрупки, многие растворимы в полярных растворителях (вода, спирты).

Ионная связь является достаточно прочной. Соединений с ионным типом связи весьма ограниченное количество. Это соли, щелочи, оксиды металлов IА и IIА (с кальция) подгрупп Периодической системы.

КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ (презентация №2, слайд №2, № 4, №6, № 7,№ 15 )

Ковалентная связь возникает между атомами с одинаковыми или близкими значениями электроотрицательности.

Химическую связь между атомами, возникающую путем обобществления электронов с образованием общих электронных пар, называют ковалентной.

Ковалентную связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной.

Ковалентную химическую связь между атомами с различной электроотрицательностью, называют полярной.

Вещества с ковалентным типом связи в твердом состоянии образуют кристаллические решетки двух типов: атомные и молекулярные. Рассматриваются физические свойства веществ с разным типом решётки.

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (презентация №3, слайд № 1, № 2, №3, № 6).

С точки зрения строения атома большинство металлов характеризуется небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне, т.е. число вакантных орбиталей у них значительно больше числа валентных электронов.

Все металлы в твердом состоянии имеют металлическую кристаллическую решетку. При её образовании атомы сближаются до такой степени, что их вакантные орбитали начинают перекрываться. Валентный электрон при этом может относительно свободно перемещаться с орбитали своего атома на свободную и близкую по энергии орбиталь соседних атомов. Потеряв электрон, исходный атом теряет свою электронейтральность и превращается в катион:

М0- ne- ↔ Мn+.

Атом ↔ катион

Связь в металлах и сплавах, обусловленная взаимодействием относительно свободных электронов с катионами в узлах кристаллической решетки, называют металлической.

При внесении металла в электрическое поле движение электронов из хаотического становится направленным, что и обусловливает электропроводность металлов.

Особый тип связи в металлах и сплавах определяет все их общие

свойства: электропроводность, теплопроводность, пластичность, металлический блеск.

Водородная связь. Презентация №4 слайды № 1, №2, № 4

Водородная связь — это связь между атомом водорода одной молекулы и сильно электроотрицательным атомом ( F,O,N) другой молекулы. Примеры веществ: вода, спирты, белки, и т. д.

 IV.Физминутка. Слайд

V. Закрепление повторённого материала.

 

Проверка качества усвоения материала учащимися.

По материалу урока учащимся предлагается выполнить задания по карточкам.

1) Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы веществ с ионной связью.

NH3

H2O

CaO

BaBr2

Cl2

CO2

LiF

NaCl

K2O

  1. 2) Выберите формулы соединений с ковалентной химической связью.  Из букв , соответствующим правильным ответам составьте название химического элемента, который входит в состав чёрного пороха.  - - - -

  1. KF -------- М
  2. Al --------- Х
  3. Br2 -------- С
  4. BaO2 ------ О
  5. P4 ---------- Е
  6. KCl --------- Н
  7. O3 ---------- Р
  8. Ca ----------- И
  9. S2 ----------- А

https://learningapps.org/323898

https://learningapps.org/1729220

VI. Задание на дом: § 37 табл. 9, 10, стр 278 № 6,7,8,9,10.

https://learningapps.org/1768182

https://learningapps.org/1538418

VII. Подведение итога урока.

VII.Рефлексия. Ребята, всё ли было вам понятно? Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение:

Презентация №1

Презентация №2

Презентация № 3

Презентация №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку по теме "Виды цветов"

Конспект урока по теме "Виды цветов" для учащихся 6 классов с использованием Смарт-доски....

Конспект урока по химии для 11 класса "Скорость химической реакции"

Подробный конспект урока с использованием презентации к уроку, практической работы в ходе урока....

План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил. Систематизация знаний "

План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил"...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Ковалентная химическая связь"

HCl CO2 Mg NaOH CuO CuSO4 HNO3 Na2O Fe(OH)3 Al2O3 H2O Na Cn P2O5 Fe AgNO3 Cu(OH)2 P4 CaO H2SiO3...

План-конспект урока Предмет: Физика, 8 класс Тема: Виды теплопередачи

Предмет: Физика, 8 классТема: Виды теплопередачиТип урока:   урок изучения нового материала.Образовательные результаты:Личностные:Способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотив...