Урок на тему: "Реакции ионного обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Сущность реакций ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_ionnogo_obmena.docx | 30.93 КБ |
reaktsii_ionnogo_obmena.ppt | 848 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Невинномысска Ставропольского края
Разработка урока на тему:
Урок химии в 8 классе
Учитель Александрова Т.Г.
Тема: "Реакции ионного обмена"
Цели урока:
1. Образовательные:
- формировать представление о реакциях обмена с точки зрения электролитической диссоциации;
- развивать представления об обратимости и необратимости ионных реакций;
- спрогнозировать возможные случаи протекания реакций ионного обмена до конца;
- научить обучающихся составлять полные и сокращённые ионные уравнения.
2. Воспитательные:
- воспитывать умения учащихся работать в группах, общаться друг с другом, находить сообща правильное решение, оказывать помощь друг другу, соблюдать правила по технике безопасности.
3. Развивающие:
- продолжить развивать умение логически правильно высказывать мысли, исследовательские навыки;
- развивать мышление через анализ, синтез и сравнение.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: исследовательская, групповая
Методы работы: фронтальный опрос, практическая работа, эвристическая беседа.
Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица Д. И. Менделеева, сульфат меди, гидроксид натрия, карбонат калия, соляная кислота, гидроксид калия, фенолфталеин, серная кислота, карбонат калия, хлорид натрия.
Эпиграф к уроку –
Электролитическая диссоциация
оказалась применимой и полезной
во всех областях современной науки
Сванте Аррениус
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, подготовка к уроку)
2. Актуализация опорных знаний.
Задание классу: (работа у доски)
№ 1. Выбрать из данного перечня веществ электролиты и неэлектролиты:
KCl, CuO, CuSO4, Cu(OH)2, BaSO4, K2SO4.
Для электролитов написать уравнения диссоциации
№2. Распределить и дать названия ионам К+, CO32– , Al3+, OH– , Cl– , H+, PO43– , Mg2+, SO42–, NH4+, S2–
КАТИОНЫ | АНИОНЫ | ||
|
|
|
|
№ 3. Составить молекулярные формулы веществ-электролитов, состоящих из ионов, записанных в таблице.
Фронтальный опрос:
|
- Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, (“реакции ионного обмена”). - Какие уже известные вам понятия включает это, пока еще новое для вас, понятие?(“реакции обмена”, “ионы”) Итак, опираясь на знания о реакциях обмена, электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения, выяснить условия их протекания. |
3. Изучение новой темы.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький» Конфуций.
Я желаю вам пути к достижению цели трудным, но благородным путем.
На предыдущих уроках мы выяснили, что свойства растворов электролитов зависят от свойств ионов. Но химия изучает отношение веществ друг к другу. Что будем наблюдать, если смешать растворы электролитов?
Учащиеся получают и выполняют практическое задание:
1. Слейте попарно растворы:
А) сульфата меди и гидроксида натрия
Б) карбоната калия и соляной кислоты
В) гидроксида калия (добавьте несколько капель фенолфталеина) и серной кислоты
Г) карбоната калия и хлорида натрия
- В каких случаях произошли химические реакции?
- По каким признакам вы определили, что произошла химическая реакция?
- К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?
- Какие частицы находятся в растворах электролитов?
- Существуют ли какие-нибудь закономерности в протекании таких реакций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, запишем уравнения этих реакций не только в молекулярном, но и в ионном виде (полное и сокращенное ионное уравнения). Для этого посмотрим на алгоритм составления этих уравнений
СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ
Учитель на доске составляет полное и сокращенное ионное уравнение для первого опыта, комментируя записи, учащиеся сопоставляют запись на доске с алгоритмом (у каждого на столе)
Правила:
- Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.
- Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
- Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
- Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.
СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ
Алгоритм составления ионного уравнения реакции | Пример |
1. Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.
2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества.
3. Составить полное ионное уравнение.
4. Составить сокращенное ионное уравнение (найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа).
|
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
Р Р Н Р 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl- 3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3 |
Итак: В растворе электролиты распадаются на ионы и между ними могут протекать химические реакции, которые называются ионными реакциями. Уравнения этих реакций называются ионными уравнениями.
РИО (реакции ионного обмена) – это реакции, протекающие между электролитами.
Работа в группах: учащиеся в группах составляют полные и сокращённые ионные уравнения для остальных опытов. Приходят к выводу, что последняя реакция является обратимой. Один представитель группы записывает реакции на доске.
Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит (вода).
Применение реакций ионного обмена
- Разрыхлители теста.
- Определение качества воды.
- Устранение жесткости воды.
- Определение качества продуктов питания.
- Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
4. Первоначальная проверка знаний
Тест (работа в парах, учащиеся отвечают на вопросы теста и выполняют взаимопроверку по шаблону)
1. Реакции ионного обмене – это реакции:
А. Разложения. В. Обмена
Б. Замещения. Д. Соединения
2. Укажите уравнение реакции ионного обмена:
А. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Б. 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
В. Аl2(SO4)3 + 6KOH = 2Al(OH)3 + 3K2SO4
Д. 3Ba + N2 = Ba3N2
3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ:
А. Сa(OH)2 и NaCO3
Б. MgSO4 и BaCl2
В. К2СO3 и НCl
Д. NaOH и Н3PO4
4. Электролитом является каждое вещество в ряду:
А. ВaO; H2SO4; HNO3
Б. AgCl; H3PO4; CuSO4
В. FeSO4; AlCl3; H2SO4
Д. K2SO4; H2; MgCl2
5. Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода:
А. Fe(OH)2 и HNO3
Б. КOH и HNO3
В. КOH и Zn(NO3)2
Д.MgCO3 и Ba(NO3)2
5. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было о чем подумать.
4. На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а) ответы.
6. Домашнее задание Параграф 37, упражнения № 3, 4. Дополнительное задание: упражнение № 5
Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть осадок», - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
задание № 1 Выбрать из данного перечня веществ электролиты и неэлектролиты: KCl , CuO , H 2 SO 4, Cu ( OH ) 2 , BaSO 4, NaOH . Для электролитов написать уравнения диссоциации
Фронтальный опрос: Какие вещества называются электролитами? Какие вещества к ним относятся? Что такое электролитическая диссоциация? Что такое ионы? Какие ионы образуются при диссоциации, оснований? Какие ионы образуются при диссоциации кислот? Какие ионы образуются при диссоциации солей? Какие реакции называют реакциями обмена?
Реакции ионного обмена Цель: выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения , выяснить условия их протекания Тема урока:
Три пути ведут к знанию: Путь размышления - это самый благородный; Путь подражания - это путь самый лёгкий; И путь опыта - это путь самый горький.
Правила «выживания» в химической лаборатории 1.Выполнять только те опыты, которые указаны в инструкции. 2.Использовать растворы в объемах, указанных в инструкции. 3.При работе с растворами кислот и щелочей соблюдать особую аккуратность и осторожность.
Слейте попарно растворы: А) сульфата меди и гидроксида натрия Б) карбоната калия и соляной кислоты В) гидроксида калия (добавьте несколько капель фенолфталеина) и серной кислоты Г) карбоната калия и хлорида натрия
Алгоритм составления реакций ионного обмена.
CuSO4 + NaOH K2CO3 + HCl KOH + H2SO4 K2CO3 + NaCL
Реакции ионного обмена - это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов.
Реакции ионного обмена протекают до конца, если: 1. выпадает осадок ( ↓) 2. выделяется газ (↑) 3. образуется малодиссоциирующее вещество(например, вода ) Условия протекания реакций ионного обмена
Условия необратимого протекания реакций ионного обмена: Если выделится газ - это раз; И получится вода - это два; А еще - нерастворимый Осаждается продукт… "Есть осадок ", - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик "правила обмена" Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок – Вот тогда порядок!
Применение реакций ионного обмена Разрыхлители теста. Определение качества воды . Устранение жесткости воды. Определение качества продуктов питания. Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
Силу уму придают упражнения
1. Реакции ионного обмена – это реакции: А. Разложения. В. Обмена Б. Замещения. Д. Соединения 2. Укажите уравнение реакции ионного обмена: А . 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 Б . 2NaNO 3 = 2NaNO 2 + O 2 В . А l 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4 Д . 3Ba + N 2 = Ba 3 N 2 3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ: А. Сa(OH) 2 и NaCO 3 Б. MgSO 4 и BaCl 2 В. К 2 СO 3 и НCl Д. NaOH и Н 3 PO 4 4. Электролитом является каждое вещество в ряду: А. ВaO; H 2 SO 4 ; HNO 3 Б. AgCl; H 3 PO 4 ; CuSO 4 В. FeSO 4 ; AlCl 3 ; H 2 SO 4 Д. K 2 SO 4 ; H 2 ; MgCl 2 5. Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода: А. Fe(OH) 2 и HNO 3 Б. КOH и HNO 3 В. КOH и Zn(NO 3 ) 2 Д.MgCO 3 и Ba(NO 3 ) 2
Проверка 1 – в 2 – в 3 – д 4 – в 5 – б
Спасибо за работу Все, что выучили вы пригодится, И весомее станет сто крат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"
Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1 курса НПО....
Конспект урока по теме: Реакции замещения.
Данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, применением физкультминуток на уроке ....
Урок по теме "Реакции ионного обмена"
Урок проводиться в теме "Изменения, происходящие с веществами"....
Обобщающий урок по теме "Реакция ионного обмена"
Обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации» и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах электролитов, испол...
Презентация к уроку по теме: "Реакции ионного обмена"
Презентация к уроку по теме: "Реакции ионного обмена"....
Разработка урока по теме "Реакции ионного обмена"
Разработка современного урока по теме "Реакции ионного обмена"...
Презентация к уроку по теме "Реакции ионного обмена"
Презентация подготовлена в помощь учителю при проведении урока по РИО...