Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"
методическая разработка (химия) по теме
Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1 курса НПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" по теме "Реакции ионного обмена". | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реакции ионного обмена.
Опыт - основа познания.
Цель урока:
Дидактические : выяснить сущность реакции ионного обмена, в ходе
выполнения эксперимента выявить условия, при которых реакции
ионного обмена идут до конца; научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения изучаемых реакций; развивающие:
Развивать практические навыки и умения обращения с лабораторным
оборудованием, навыки самостоятельной и групповой работы, умения проводить наблюдения, давать объяснения и формулировать выводы; во сп и та тел ъ и ые:
Воспитывать аккуратность при выполнении лабораторных опытов,
соблюдения техники безопасности при работе с едкими веществами, бережное отношение к-имуществу кабинета. К М О урока : таблица растворимости, лабораторное оборудование для проведения эксперимента: растворы веществ:
штатив с пробирками. Тип урока: комбинированный.
Вид урока, урок самостоятельной работы (исследовательского типа).
Методы обучения: проблемно - поисковые, практические, словесные, наглядные, демонстрационные.
/. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. II 1. Актуализация опорных знаний. ^ 1 )Кто является осноположником теорий электролитической диссоциации?
- Какие вещества называются электролитами, какие- неэлектролитами?
- Что такое диссоциация?
- Что такое оксиды?
- Дайте определение кислотам, основаниям, солям с точки зрения ТЭД.
- На какие ноны диссоциируют вещества: H2S04, HNO3, НСе, КОН, Ва(ОН)2, CuCe2, Na2Co3?
- Как определить какие вещества диссоциируют на ноны, а какие— нет?
II 1 .Изучение новой темы.
Девиз нашего урока «Опыт — основа познания»
С глубокой древности алхимики в поисках философского камня
с помощью которого можно было бы любой металл превратить
в золото, смешивали разные вещества, нагревали их, затем
наблюдали, что с ними происходит и записывали свои наблюдения. Затем всё это проделывали снова и снова с другими веществами и таким образом накопился огромный материал, описывающий свойства различных веществ.
Философского камня не получили, но начала развиваться наука химия. Давайте и мы с вами попробуем на сегодняшнем уроке исследовать химические процессы и понаблюдаем, что произойдёт, если слить растворы двух веществ.
Демонстрация: взаимодействие хлорида бария BaCI и сульфата натрия
Составляем уравнение реакции Na2S04+BaCl2=BaS04+2NaCl
Рисуем схему опыта:
При сливании двух растворимых веществ образовался осадок. Какое же вещество выпало в осадок- BaS04 или NaCl?
Определим по таблице растворимости: BaS(J4 Запишем формулы исходных веществ и продуктов в этой реакции в виде ионов, а нерастворимый BaS04 оставим в молекулярном виде:
+ 2 + 2Na +SCV+ 2С1 = BaS04i+ 2Na + 2С1 полное ионное уравнение.
Зачеркнем одинаковые ионы в левой и правой части уравнения. Остается:
S042" + Ва2+ = BaSO^- сокращенное ионное уравнение.
Это уравнение показывает сущность реакции. Ионы Ва~ и S04"~ и образуют нерастворимое вещество — неэлектролит
Эта реакция относится к реакциям обмена, необратимым, а так как она происходит между нонами, то получила название реакции обмена.
- Итак, тема нашего урока «Реакции ионного обмена»
Вам предстоит выяснить сущность таких реакций, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца; научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работаете в парах. После выполнения работы обсудим результаты и сформулируем выводы.
Работать будете с едкими веществами: кислотами и щелочами. Как нужна с ними обращаться? Необходимы оборудование у вас на столах. Отчет о работе оформляете в рабочих тетрадях. После обсуждения результатов работы вы выполните небольшую проверочную работу.
- Выполнение учащимися химического эксперимента по инструкции.
4.Обсуждение результатов эксперимента и запись уравнений реакций.
III Закрепление полученных знаний и умений. 1 .Обсуждение заданий:
-
1). Между какими ионами в растворе возможно взаимодействие: а)Н++Н+; б) Н++ОН~; в) Са2+ +С02"3 г)Са2+-+ СО2?
Инструкция к лабораторному опыту по теме «Реакция ионного обмена»
Цель: изучит реакции обмена и условия, при которых они идут до конца.
Оборудование: пробирки с №2СОз, СиСЬ, КОН; растворы НС1, КОН. K:S04 в пузырьках. Две чистые пробирки, штатив для пробирок.
Ход работы.
Выполните опыты по схемам, запишите наблюдения и составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Отчет оформите в виде
таблицы:
- . Между растворами каких веществ возможна реакция: а) К2С03 и H2S04; 6)Na2S04 и НС1;
в) AL2(S04)3 и Ba(N03)2; r)K2Si03 и HN03
- . При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:
а)AgN03 и Na3P04, e)Ba(N03)2 и H2S04,
б) CuS04 и NaOH, г) KON и НС1?
- . Реакция между какими парами веществ позволяет практически осуществить процесс:
a) H2S04 и Си(ОН)2 б) H2Si03 и NaOH,
в) Н3Р04 и NaOH?
2. Выполнение программированного проверочного задания (в виде тестов) по изученной теме.
- домашнее задание: повторить записи в конспекте, подобрать пары веществ, которые при взаимодействии дадут воду, газ и осадок, записать уравнение реакций.
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса
План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Разработка урока 8 класс " Реакция обмена"
Урок разработан по новым нормативам ФГОС....
Методическая разработка урока "Реакции ионного обмена"
материал предназначен для учителя химии, содержит полезную информацию...