Разработка урока по теме "Реакции ионного обмена"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Разработка современного урока по теме "Реакции ионного обмена"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_reaktsii_ionnogo_obmena.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Реакции ионного обмена
Класс: 9 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих между ионами, условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Планируемые результаты обучения:
предметные: знать условия протекания реакций в растворах, уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения, пользоваться таблицей растворимости, проводить реакции между растворами с соблюдением техники безопасности ;
метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, работать с таблицами, аргументировать точку зрения, обобщать и делать выводы, работать в парах;
личностные: способствовать формированию целостного мировоззрения, научной картины мира, критического мышления учащихся, способности к саморазвитию и самообразованию.
Оборудование и реактивы: проектор, задания на слайдах, карточки, пробирки с растворами (хлорид натрия, нитрата серебра (I); карбонат натрия, соляная кислота; азотная кислота, гидроксид натрия, подкрашенный фенолфталеином; хлорид магния, сульфат натрия; сульфат меди (II), гидроксид натрия)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Фронтальная беседа: - Что такое реакции обмена? - Что такое ионы? - На какие группы делятся ионы? - Что такое электролитическая диссоциация? - На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты? - На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? - На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? А как узнать, будет ли соль диссоциировать на ионы в водном растворе? Эти знания получены экспериментальным путем и занесены в таблицу растворимости. Задания: слайд 1 «Исправь ошибку в уравнении диссоциации», Слайд 2 «Выбери лишнее» Запишем уравнение реакции: BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4 К какому типу относится данная реакция? В каком виде находятся исходные вещества в растворах? Сформулируем цель урока: Реакции между ионами в растворе называют ионными реакциями Чтобы понять, что происходит при взаимодействии этих растворов, запишем вещества в виде ионов. Это полное ионное уравнение, если сократить повторяющиеся справа и слева ионы, получим сокращенное ионное уравнение. Сокращенное ионное уравнение показывает, какие именно ионы участвуют в реакции. Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:
В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают:
Пример 2. CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2) CaCO3 + 2H+ + 2NO3- Ca+2 + 2NO3- + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+ Ca+2 + H2O + CO2 Пример 3. NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O Na+ + OH- + H+ + NO3- Na+ + NO3- + H2O OH- + H+ H2O Пример 4. K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl 3K+ + PO4-3 + 3Na+ + 3Cl- 3Na+ + PO4-3 + 3K+ + 3Cl- Работа в парах: Провести реакции ионного обмена, определить, будут ли они протекать до конца; записать уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу. Продолжить фразу: - Я сегодня узнал… - Было трудно… - Я понял, что… - Я научился... Параграф 9 с.33-35, выполнить упр. № 3, 4, 5 | Отвечают: - это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями; - заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов; - катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы; - процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении; - ионы водорода и ионы кислотного остатка; - катионы металла и анионы гидроксогруппы ОН-); - катионы металла и анионы кислотного остатка Предлагают варианты. Работают с таблицами растворимости Находят ошибки, объясняют свой выбор Записывают, расставляют коеффициенты - обмена - в виде ионов познакомиться с реакциями ионного обмена Записывают уравнение в ионном виде: Ba2+ + 2Cl- + 2K + SO42- 2K+ + 2Cl- + BaSO4 Записывают сокращенное ионное уравнение: Ba2+ + SO42- BaSO4 Записывают Записывают определение. Разбирают примеры. Записывают уравнения Делают вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений Работают в парах, проводят опыт в соответствии с заданием и соблюдением техники безопасности, записывают уравнения, делают вывод. Продолжают фразы. |
Приложение 1
Карточки с заданиями
№ 1
- В пробирку с раствором хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра (I).
- Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Сделайте вывод, протекает ли данная реакция до конца.
№ 2
- В пробирку с раствором карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты.
- Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Сделайте вывод, протекает ли данная реакция до конца.
№ 3
- В пробирку с раствором азотной кислоты прилейте раствор гидроксида натрия, подкрашенного фенолфталеином.
- Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Сделайте вывод, протекает ли данная реакция до конца.
№ 4
- В пробирку с раствором хлорида магния прилейте раствор сульфата натрия.
- Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Сделайте вывод, протекает ли данная реакция до конца.
№ 5
- В пробирку с раствором сульфата меди (II) прилейте раствор гидроксида натрия.
- Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Сделайте вывод, протекает ли данная реакция до конца.
Приложение 2
Слайды 1
Исправь ошибки в уравнениях диссоциации:
Na2SO4 = Na+ + SO4-
HCl = 2H + Cl-
NaOH = Na+ + Cl-
Cu (OH)2 = Cu2+ + 2OH-
Слайд 2
Выбери лишнее:
- KOH , Ba(OH)2 , Fe(OH)2 ;
- NaCl, AgCl, CaCl2 ;
- H2CO3, H2SiO3, H2SO4 ;
- BaSO4, Al2(SO4)3, ZnSO4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"
РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...
Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"
Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1 курса НПО....
План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса
План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...
Урок по теме "Реакции ионного обмена"
Урок проводиться в теме "Изменения, происходящие с веществами"....
Разработка урока 8 класс " Реакция обмена"
Урок разработан по новым нормативам ФГОС....
Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"
Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1. Формирование знаний об обрати...
Методическая разработка урока "Реакции ионного обмена"
материал предназначен для учителя химии, содержит полезную информацию...