Разработка урока по теме "Реакции ионного обмена"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Разработка современного урока по теме "Реакции ионного обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_reaktsii_ionnogo_obmena.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Реакции ионного обмена

Класс: 9 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих между ионами, условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Планируемые результаты обучения:

   предметные: знать условия протекания реакций в растворах,  уметь составлять  полные и сокращенные ионные уравнения, пользоваться таблицей растворимости, проводить реакции между растворами с соблюдением техники безопасности ;

  метапредметные:  устанавливать  причинно-следственные связи, работать с таблицами, аргументировать точку зрения, обобщать и делать выводы, работать в парах;

  личностные: способствовать формированию целостного мировоззрения, научной картины мира, критического мышления учащихся, способности к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование и реактивы: проектор, задания на слайдах, карточки, пробирки с растворами (хлорид натрия, нитрата серебра (I); карбонат натрия, соляная  кислота; азотная  кислота, гидроксид  натрия, подкрашенный фенолфталеином; хлорид магния, сульфат натрия; сульфат меди (II),  гидроксид натрия)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

  1. Мотивация

  1. Целеполагание

  1. Освоение новых знаний

  1. Совершенствова-ние новых знаний

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

Фронтальная беседа:

- Что такое реакции обмена?

- Что такое ионы?

- На какие группы делятся ионы?

- Что такое электролитическая диссоциация?

- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты?

- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?

 - На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли?

А как узнать, будет ли соль диссоциировать на ионы в водном растворе?

Эти знания получены экспериментальным путем и занесены в таблицу растворимости.

Задания: слайд 1 «Исправь ошибку в уравнении диссоциации»,

Слайд 2 «Выбери лишнее»

Запишем уравнение реакции:

BaCl2 + K2SOhttps://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5126.gif 2KCl + BaSO4

К какому типу относится данная реакция?

В каком виде находятся исходные вещества в растворах?

Сформулируем

цель урока:

Реакции между ионами в растворе называют ионными реакциями

Чтобы понять, что происходит при взаимодействии этих растворов, запишем вещества в виде ионов.

Это полное ионное уравнение, если сократить повторяющиеся справа и слева ионы, получим сокращенное ионное уравнение.

Сокращенное ионное уравнение показывает, какие именно ионы участвуют в реакции.

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
  • если выделяется газ
  • если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают:

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы

 Пример 2.

CaCO3 + 2HNO3 https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif Ca(NO3)2 + H2CO(H2O + CO2https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5131.gif)

CaCO3 + 2H+ + 2NO3- https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif Ca+2 + 2NO3- + H2O + CO2https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5131.gif

CaCO3 + 2H+ https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif Ca+2 + H2O + CO2 https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5131.gif

Пример 3.

NaOH + HNO3 https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif NaNO3 + H2O

Na+ + OH- + H+ + NO3- https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif Na+ + NO3- + H2O

OH- + H+ https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif H2O

Пример 4.

K3PO4 + 3NaCl https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif Na3PO4 + 3KCl

3K+ + PO4-3 + 3Na+ + 3Cl- https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5128.gif 3Na+ + PO4-3 + 3K+ + 3Cl-

Работа в парах:

Провести реакции ионного обмена, определить, будут ли они протекать до конца; записать уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

 На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу.

Продолжить фразу:

- Я сегодня узнал…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Я научился...

Параграф 9 с.33-35, выполнить упр. № 3, 4, 5

Отвечают:

- это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями;

- заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов;

- катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы;

- процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении;

- ионы водорода и ионы кислотного остатка;

- катионы металла и анионы гидроксогруппы ОН-);

- катионы металла и анионы кислотного остатка

 Предлагают варианты.

Работают с таблицами растворимости

Находят ошибки, объясняют свой выбор

Записывают, расставляют коеффициенты

- обмена

- в виде ионов

познакомиться с реакциями ионного обмена

Записывают уравнение в ионном виде:

Ba2+ + 2Cl- + 2K + SO42- https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5126.gif 2K+ + 2Cl- + BaSO4https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5127.gif

Записывают сокращенное ионное уравнение:

Ba2+ + SO42- https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5126.gif BaSO4https://urok.1sept.ru/articles/640124/Image5127.gif

Записывают

Записывают определение.

Разбирают примеры. Записывают уравнения

Делают вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

Работают в парах, проводят опыт в соответствии с заданием и соблюдением техники безопасности, записывают уравнения, делают вывод.

Продолжают  фразы.

Приложение 1

Карточки с заданиями

№ 1

  1. В пробирку с раствором хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра (I).
  2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном  и сокращенном ионном виде.
  3. Сделайте вывод, протекает  ли данная реакция до конца.

№ 2

  1. В пробирку с раствором карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты.
  2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном  и сокращенном ионном виде.
  3. Сделайте вывод, протекает  ли данная реакция до конца.

№ 3

  1. В пробирку с раствором азотной кислоты прилейте раствор гидроксида натрия, подкрашенного фенолфталеином.
  2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном  и сокращенном ионном виде.
  3. Сделайте вывод, протекает  ли данная реакция до конца.

№ 4

  1. В пробирку с раствором хлорида магния прилейте раствор сульфата натрия.
  2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном  и сокращенном ионном виде.
  3. Сделайте вывод, протекает  ли данная реакция до конца.

№ 5

  1. В пробирку с раствором сульфата меди (II) прилейте раствор гидроксида натрия.
  2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном  и сокращенном ионном виде.
  3. Сделайте вывод, протекает  ли данная реакция до конца.

Приложение 2

Слайды 1

Исправь ошибки в уравнениях диссоциации:

Na2SO4 = Na+ + SO4-

HCl = 2H + Cl-  

NaOH = Na+ + Cl-

Cu (OH)2 = Cu2+ + 2OH-

Слайд 2

Выбери лишнее:

  1. KOH ,  Ba(OH)2 ,  Fe(OH)2 ;
  2. NaCl,    AgCl,     CaCl2 ;
  3. H2CO3,   H2SiO3,  H2SO4 ;
  4. BaSO4,   Al2(SO4)3,   ZnSO4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"

Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1  курса НПО....

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...

Урок по теме "Реакции ионного обмена"

Урок проводиться в теме "Изменения, происходящие с веществами"....

Разработка урока 8 класс " Реакция обмена"

Урок разработан по новым нормативам ФГОС....

Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"

Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1.      Формирование знаний об обрати...

Методическая разработка урока "Реакции ионного обмена"

материал предназначен для учителя химии, содержит полезную информацию...