Обобщающий урок по теме "Реакция ионного обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Тищенко Ольга Васильевна

 Обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации»  и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах электролитов, используя механизм  реакции ионного обмена и алгоритм составления ионных уравнений реакций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktsii_ionnogo_obmena.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Реакции ионного обмена»

Класс: 8

Учитель: Тищенко Ольга Васильевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Познавательная: обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации»  и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах электролитов, используя механизм  реакции ионного обмена и алгоритм составления ионных уравнений реакций.

Развивающая: формировать умение анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений ранее полученные знания, использовать метапредметные связи, совершенствовать навыки решения расчетных и практических задач, учить восьмиклассников проводить самостоятельный анализ материала, делать правильные выводы, соотносить теоретические знания с практической деятельностью.

Воспитательная: формирование исследовательской компетенции обучающихся.

Планируемые результаты:  урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

  1. Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

  1. Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

  1. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Задачи урока:

  1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
  2. Продолжить обучение работе в командах.
  3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися.
  4. Проверить знания учащихся по изученным темам.

Оборудование и реактивы:

мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, бланки заданий, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия,  хлорида бария, нитрата серебра,  индикатор), этикетки от минеральных вод.

Используемая литература и медиа-источники:

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.  – 2- е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2013. – 286ю , [2] с. : ил.
  3. Химия 8-9 класс. Методическое пособие/ О.С.Габриелян, А.В.Купцова, - М.: Дрофа, 2013. – 222 с.
  4. Химия.  8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 176 с. : ил.
  5. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Эмоциональный настрой класса.

Упражнение «Улыбка»        

Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» описывает множество разных эмоций. Вот описание одной из них:

«Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали".

Вы догадались о чем речь? Тогда подарите ее мне. Да, это улыбка. Именно она может сгладить любой конфликт или недоразумение, именно она помогает во время знакомства или деловой встречи и просто поднимает настроение тем, кто ее получил, и тем, кто ее подарил.

Подарите друг другу улыбку и пронесите ее через весь урок.

2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель:  актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)

На предыдущих уроках мы изучили теорию электролитической диссоциации, реакции ионного обмена. Повторим основные понятия этой темы.

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом». 
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).
4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

Задание № 2 «Куча мала». На доске беспорядочно записаны формулы  ионов.

Ca2+;K+;CI-;Mg2+;SO42-;CO32-;Fe3+;OH- 

Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам.

Задание № 3 «Таинственная коробка»

  1. Я вещество белого цвета, принадлежу к классу соли. Я сильный электролит с ионной связью. Вы видите меня постоянно на своем столе. У меня соленый вкус. Меня зовут …
  2. Я слабый электролит, принадлежу к малорастворимым в воде солям. Меня используют как строительный материал. И в школе я  вам пригодился. Я белого цвета и у меня кислотный остаток карбонатной кислоты. Меня зовут …
  3. Я прозрачная жидкость без цвета и запаха. Сама по себе я не провожу электрический ток, но это делают другие вещества, растворенные во мне. Меня вы можете встретить повсеместно. Я - …

Задание №4 «Разгадай тайну пирамиды».

Ребята, на экране представлена пятиэтажная пирамида, «строительными камнями» которой являются химические соединения. Найдите такой путь с вершины пирамиды к ее основанию, чтобы в-ва «камней» были растворимы в воде. При определении каждого следующего шага следует иметь в виду, что можно выбирать лишь один из двух «камней», непосредственно прилегающих к предыдущему.

Задание № 5. «Найди меня». Укажите сильные электролиты (написать на доске)

HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2        

Задание № 6. Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Прочитать уравнение диссоциации. Одновременно у доски работают два человека.

Анализируем выполнение задания.

Задание № 7. «Ионы, объединяйтесь!» (написать на доске)

Составить молекулярные формулы веществ, состоящих из предложенных ионов. Назвать вещества.

Ca2+; K+; CI-; Mg2+; SO42- CO32-; Fe3+; OH

Познавательная: Используют знаково-символические средства.

Коммуникативная: Формируют свое собственное мнение и позицию.

Регулятивная: Выполняют учебные действия в материализованной форме.

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».

Учащиеся по цепочке на местах заканчивают предложение.
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).
4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

К доске приглашается один учащийся. Проверяем правильность выполнения.

КАТИОНЫ

АНИОНЫ

Ca2+; K+; Mg2+; Fe3+;

CI-; SO42-; CO32-; OH-

Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков (осуществленных и неосуществленных).

Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания.

Регулятивная: Принимают и понимают учебную задачу.

Учащиеся угадывают название веществ.

Коробка№1: хлорид натрия (поваренная соль)

Коробка №2:  карбонат кальция (мел, известняк, мрамор)

Коробка №3: вода (оксид водорода)

Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков (осуществленных и неосуществленных). Структурируют знания,  составляют целое из частей.

Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания.

Регулятивная: Принимают и понимают учебную задачу.

        

Правильная комбинация ходов: НNO3, KCl, Na2SiO3, Na2CO3, NaOH.

Правильный ответ: HCI; KOH; Ba(OH)2.

HCI= H+ + Cl-

KOH = K+ + OH-

Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

CaCO3, KCl, MgSO4, Fe(OH)3, MgCO3, Mg(OH)2, Ca(OH)2, CaCl2, MgCl2, KOH, FeCl3, Fe2(CO3)3, K2CO3, CaSO4, K2SO4, Fe2(SO4)3

3. Этап целеполагания на урок

(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно формулировать тему урока и ставить учебные цели на урок)

Используйте шестерку слуг,

Зовут их: КАК и ПОЧЕМУ, КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ!

На предыдущих уроках мы выяснили, что свойства растворов электролитов зависят от свойств ионов. Но химия изучает отношение веществ друг к другу. Что будем наблюдать, если смешать растворы электролитов?

Демонстрация опытов:

Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH.

Опыт 2. Смешивание растворов Na2COи HCl.

Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl.

Опыт 4. Смешивание растворов KCl и Na2SO4.

Вопросы по ходу проведения опытов:

- Есть ли признаки реакции?

- К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?

- Какие частицы находятся в растворах электролитов?

Что же является предметом разговора сегодня на уроке? Как же мы сформулируем тему урока?

Запись темы урока на доске

Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. И не случайно основоположник теории электролитической диссоциации С. Аррениус говорил Электролитическая диссоциация оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки.

Как вы думаете, где находят применение реакции ионного обмена?

Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков (осуществленных и неосуществленных). Структурируют знания,  составляют целое из частей.

Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания. Включаются в работу, формируют цель урока, отвечают на вопросы.

Регулятивная: Принимают и понимают учебную задачу.

Учащиеся:

наблюдают выпадение осадка

наблюдают выделение газа

наблюдают изменение цвета

признаков реакции не наблюдают

 

Обсуждение увиденного, предположения:

В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет.

В растворах электролитов находятся ионы и при смешивании этих растворов, электролиты обмениваются ионами.

Обучающиеся формулируют тему:

Реакции ионного обмена

Записывают тему урока в тетради

Ответы учащихся:

В технике электролиты и реакции ионного обмена очень широко применяются (аккумуляторы)

В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)

В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)

В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена.

4. Этап «Открытие нового знания»

4.1. Создание проблемной ситуации

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Мнемонический  приём

Случаи необратимого протекания реакций ионного обмена.

Если выделился газ – это раз!                                                                                                                       И получится вода – это два!                                                                                                                          А еще нерастворимый осаждается продукт…                                                                                       «Есть осадок», говорим мы – это третий важный пункт!                                                                           Химик «правила обмена» не забудет никогда:                                                                                          В результате – непременно будет газ или вода.                                                                          Выпадает осадок – вот тогда порядок!

Какую проблему предстоит решить нам в ходе урока, исходя из темы?

Повторим правила  составления  ионных  уравнений  реакций.

  1. Сильные  электролиты  записывают  в  виде ионов.
  2. Формулы  слабых  электролитов  (в  том  числе и  воды), нерастворимых  и  газообразных  веществ  записываются  в  молекулярной  форме.

Если  вещество  выпадает  в осадок, то рядом с его формулой  ставят  стрелку, направленную  вниз  (↓); а  если  в  ходе  реакции  выделяется  газообразное  вещество, то  рядом  с  его формулой  ставят  стрелку, направленную  вверх  (↑).

Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания. Работают в группах, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Регулятивная: Планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Выполняют учебные действия в материализованной форме.

Исходя из темы урока, учащиеся формулируют проблему: В чем сущность реакций ионного обмена?

Смотрят слайды презентации

4.2. Проверка правил техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Повторение правил техники безопасности.

Но перед тем, как приступить к лабораторной работе давайте откроем следующую страницу нашего журнала – историческую.

В 19 веке занятия химией были весьма опасным делом. История науки изобилует примерами несчастных случаев, нередко со смертельным исходом, в результате взрывов, пожаров и отравлений в химических лабораториях и на химических производствах.

 Часто химики прошлого, задыхаясь от ядовитых паров, со слезами на глазах выбегали из своих лабораторий, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха и прийти в себя, но, чуть отдышавшись, опять возвращались на рабочее место, проводя новые и новые опыты, проверяя свои догадки и предположения. Теоретические представления были развиты еще слабо, и, ставя эксперимент, химик часто не знал, к каким последствиям могут привести его исследования.  Как-то раз один знакомый известного французского химика Шарля Вюрца (1817-1884) застал его нервно расхаживающим перед своей лабораторией. На вопрос о том, что тот делает, Вюрц нехотя ответил: - Ожидаю результатов своего опыта.

Чтобы избежать подобных несчастных случаев, давайте повторим технику безопасности при работе в лаборатории. Для этого внимательно прочитайте описание опытов, изучите набор реактивов и выберите те из «Правил выживания», которые нам понадобятся в этой работе.

Физкультминутка

«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки

5. Этап «Открытие нового знания»

Организует выполнение заданий практической работы.

Для того, чтобы закрепить наши знания по теме «Реакции ионного обмена» мы с вами проведем лабораторный практикум. Как говорил Д.И. Менделеев: «Опыт – единственный верный путь спрашивать природу и слышать  ответ в её лаборатории».

5.1. Лабораторный опыт

(освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

Перед вами на столе находятся инструктивные карты по проведению опытов. Внимательно прочтем их и будем работать в парах. Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.

Инструкция по проведению работы в группах.        

  1. Проведите реакции между веществами согласно вашего варианта.
  2. Опишите, что наблюдаете. Какой признак указывает на то, что реакция произошла?
  3. Пользуясь таблицей растворимости, запишите уравнения реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Na2SO4, BaCl2

Na2CO3, CH3COOH

NaOH, HCl

AgNO3, HCl

Na2CO3, CH3COOH

KOH, HCl

CuSO4, NaOH

Na2CO3, CH3COOH

NaOH, HCl

Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания. Работают в группах, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Регулятивная: Планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Выполняют учебные действия в материализованной форме. 

Учащиеся в группах выполняют задание и оформляют в тетради результаты работы. Делают выводы.

5.2.Проверка усвоения нового материала

Синквейн  от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

План

1 строка – 1 слово-   существительное-     название темы

2 строка – 2-3 слова – прилагательные -     свойства темы

3 строка – 2-3 слова – глаголы -    действия темы

4 строка-  4-5 слов – ваше отношение к данной теме

5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним   первой строки 

Учитель: А в качестве закрепления выполним следующее задание: среди предложенных реакций выбрать реакции обмена и определить какие из них будут протекать до конца.  Уравнения реакций на слайде:

  1. CuO+H2= Cu+H2O
  2. 3K2CO3+2H3PO4=2K3PO4+3H2O+3CO2 
  3. 2H2O=2H2+O2 
  4. CaO+2HCl=CaCl2+H2O
  5. MgCl2+K2SO4=MgSO4+2KCl
  6. NaCl+AgNO3=NaNO3+AgCl
  7. 3Ca(OH)2+2H3PO4=Ca3PO4+6H2O
  8. Cu(NO3)2+2NaCl=CuCl2+2NaNO3 
  9. FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCl

Познавательная: понимают смысл информации. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативная: понимают и воспринимают на слух замечания учителя. Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.

Регулятивная: различают способ и результат действия.

Пример  синквейна, составленного учениками 8 класса после изучения темы «Электролитическая диссоциация»:                                  

                                                                                 

Ионы

Отрицательные, положительные, устойчивые

Двигаются, взаимодействуют

Помогают понять свойства веществ

Заряженные частицы

6. Подведение итогов Рефлексия. 

(Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

Подведение итогов.

Уже прозвенел долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявляю,

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Рефлексия 

«я» – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_______________________________________
«мы» – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе______________________________
«дело» – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы__________________

Познавательная: понимают смысл информации. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативная: понимают и воспринимают на слух замечания учителя. Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.

Регулятивная: различают способ и результат действия.

        

7. Домашнее задание

Учитель объясняет сущность домашнего задания, ставит проблему следующего урока.

Задание  для  любознательных  «Не  дай  себе  засохнуть». Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.

Познавательная: понимают смысл информации. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативная: понимают и воспринимают на слух замечания учителя.

Регулятивная: различают способ и результат действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"

Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1  курса НПО....

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...

Урок по теме "Реакции ионного обмена"

Урок проводиться в теме "Изменения, происходящие с веществами"....

Презентация к уроку "Реакции ионного обмена" (8 кл)

Презентация к уроку "Реакции ионного обмена" (8 кл по И.И. Новашинского, Н.С. Новашинской)...

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....