Рабочая программа 10 класс по учебнику Кузнецовой Н.Е.
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Сидоренко Ольга Гаврииловна

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной учебной программы основного общего образования по химии и  программы: курса химии для 8-11 классов для общеобразовательных учреждений.  Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара (10 кл.). Химия: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) - Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара.                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по химии10 класс2013-2014гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной учебной программы основного общего образования по химии и  программы: курса химии для 8-11 классов для общеобразовательных учреждений.  Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара (10 кл.). Химия: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) - Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара.                                     

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Изучение химии направлено на достижение следующей цели:

       Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни; обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального  образования и профессиональной деятельности

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

- освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

- овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;(выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее  достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;)

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей  среде;

- применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения  явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основной задачей курса химии 10 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по химии (2004 г). Так, значительное внимание в курсе 10 класса уделено внутри - и межпредметной интеграции знаний и умений, их систематизации и обобщению, классификации и сравнению химических объектов и процессов. Расширен блок методологических знаний (знаний о знаниях, методах их приобретения, о химическом языке и о способах самоорганизации деятельности). Авторами учебника усилена фундаментальность курса, его целостность. «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем».

В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся  с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения.

Курс рассчитан на изучение в 10 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа  из расчета – 2 учебных часа в неделю.

В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии. Он включает IV основных раздела:

 I.Теоретические основы органической химии – 3 часа;

II. Классы органических соединений 20 часов;

III. Вещества живых клеток – 7 часов;

IV. Органическая химия в жизни человека – 3 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема: Повторение основных вопросов курса 9 класса (1 ч).

Раздел химии

Периодический закон и  Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • Периодический закон;
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  • химическая связь;
  • правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Тема I. Введение

Раздел химии

Теоретические основы органической химии.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • органические вещества;
  •  органическая химия;
  • особенности органических соединений;
  • правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Тема II. Теория строения органических соединений

Раздел химии

Теоретические основы органической химии.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • теория химического строения А.М.Бутлерова;
  • изомеры, гомологи;
  • структурные формулы;
  • химический язык органической химии;
  • номенклатура органической химии

Тема III. Углеводороды.

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • предельные, непредельные, ароматические углеводороды;
  • гомологи, гомологический ряды углеводородов;
  • изомерия алканов, алкенов, алкинов;
  • номенклатура алканов, алкенов, алкинов и аренов;
  • физические свойства и получение алканов, алкенов, алкинов и аренов;
  • химические свойства алканов, алкенов, алкинов и аренов;
  • применение алканов, алкенов, алкинов и аренов.

Тема IV. Спирты и фенолы

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • кислородсодержащие органические соединения;
  • предельные одноатомные, многоатомные и ароматические спирты;
  • гомологический ряд одноатомных спиртов;
  • химические свойства спиртов;
  • получение спиртов;
  • особенности строения фенола.

Тема V. Альдегиды

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • альдегиды;
  • классификация альдегидов;
  • физические свойства альдегидов;
  • химические свойства альдегидов;
  • промышленное получение альдегидов;
  • применение альдегидов.

Тема VI. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • карбоновые кислоты;
  • гомология и номенклатура карбоновых кислот;
  • физические свойства КК;
  • химические свойства КК;
  • сложные эфиры;
  • получение и применение КК и сложных эфиров;
  • генетическая взаимосвязь кислородсодержащих органических соединений.

Тема VII. Азотсодержащие органические соединения

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • классификация азотсодержащих органических соединений;
  • амины, аминокислоты;
  • изомерия и номенклатура аминов и аминокислот;
  • физические свойства аминов и аминокислот;
  • химические свойства аминов и аминокислот;
  • получение и применение аминов, аминокислот;
  • физические, химические свойства и получение анилина;
  • применение анилина, аминокислот.

Тема VIII. Вещества живых клеток.

Раздел химии

Вещества живых клеток.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • классификация, состав жиров, углеводов;
  • физические, химические свойства жиров и углеводов;
  • применение жиров и углеводов;
  • состав, классификация белков;
  • получение белков;
  • пептидная связь;
  • физические, химические свойства белков;
  • применение белков;
  • промышленный синтез белков;
  • состав нуклеиновых кислот;
  • ДНК;
  • РНК.

Тема IX. Природные источники углеводородов

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • природные источники углеводородов;
  • природный и попутный нефтяные газы;
  • нефть, физические свойства, переработка.

Тема X. Полимеры и полимерные материалы

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • высокомолекулярные соединения - полимеры;
  • состав, строение, получение, физические свойства полимеров.

Тема XI. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • экологическая химия;
  • химическая экология;
  • экологическая культура.

Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М. «Вентана – Граф», 2007 г.    
  2. О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
  3. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара.  Химия. 10 класс. М. «Вентана – Граф», 2006 г.    
  4. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Вентана – Граф», 2006 г.    
  5. М.А.Шаталов. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2006.
  6. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы. М. «Вентена- Граф».2006.

Компьютерное  обеспечение  уроков.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации настоящей программы.

Аппаратные средства:
· мультимедийные компьютеры, · принтер;
· сканер. · мультимедиа проектор;
     

                                                                10 класс

тематическое планирование курса химии

общеобразовательный класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

урока

Тема урока

Всего часов

Из них

пара-

графа

Практические

Контрольные

Повторение. 2 часа

1

Основные понятия химии

1

2

Химическая связь

1

Раздел I.

Теоретические основы органической химии. 11 ч.

Тема 1. Введение. 2 часа

3

Предмет и значение органической химии

1

1

4

Отличительные признаки органических соединений

1

2

Тема 2. Теория строения органических соединений. 2 ч

5

Теория химического строения А.М. Бутлерова

1

3

6

Современные представления о строении органических соединений. Химический язык.

1

Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. 3 часа

7

Электронная природа химических связей в органических веществах

1

5,8

8

Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей

1

5

9

Классификация и номенклатура органических соединений

1

6

Тема 4. Закономерности протекания химических реакций с участием органических веществ. 4 часа

10

Химические реакции между органическими соединениями

1

7,8

11

Классификация химических реакций с участием органических веществ

1

9

12

Обобщение знаний по темам 1-4

1

1-9

13

Проверочная работа

1

Раздел II.

Классы органических соединений. 33 часа

Тема 5. Углеводороды. 17 часов

14

Понятие о предельных углеводородах. Алканы

1

10

15

Изомерия и номенклатура алканов

1

10,11

16

Физико-химические свойства, получение и применение алканов

1

10,12

17

Циклоалканы

1

13

18

Понятие о непредельных углеводородах. Алкены

1

14

19

Физико-химические свойства, получение и применение алкенов

1

15

20

Алкадиены

1

14,16

21

Каучук. Резина

1

16

22

Алкины

1

17

23

Физико-химические свойства, получение и применение алкинов

1

17

24

Арены

1

18,19

25

Физико-химические свойства, получение и применение аренов

1

18,19

26

Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

1

19

27

Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств

1

28

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов

1

20

29

Контрольная работа № 1.

1

Тема 6. Спирты и фенолы. 5 часов

30

Понятие о спиртах. Предельные одноатомные спирты

1

21,22

31

Химические свойства, получение одноатомных спиртов. Простые эфиры

1

23

32

Многоатомные спирты

1

24

33

Спирты в природе и жизни человека

1

22-24

34

Фенолы

1

25

Тема 7. Альдегиды и кетоны. 3 часа

35

Понятие об альдегидах и кетонах

1

26

36

Физико-химические свойства, получение и применение  альдегидов, ацетона

1

27,28

37

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов, спиртов и альдегидов

1

29

Тема 8. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 5 часов

38

Понятие о карбоновых кислотах

1

30,31

39

Физико-химические свойства, получение и применение карбоновых кислот

1

30-32

40

Сложные эфиры

1

33

41

Практическая работа № 2. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств

1

42

Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений

1

21-28,

30-33

43

Контрольная работа № 2

1

Тема 9. Азотсодержащие органические соединения. 4 часа

44

Понятие об азотсодержащих органических соединениях.  Амины

1

34,35

45

Анилин – представитель ароматических аминов

1

36

46

Ароматические гетероциклические соединения

1

37

47

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ»

1

Раздел III. Вещества живых клеток. 10 часов

Тема 10. Вещества живых клеток. 10 часов

48

Жиры

1

38,39

49

Классификация углеводов

1

40

50

Моносахариды

1

41

51

Дисахариды

1

42

52

Полисахариды

1

43,44

53

Аминокислоты, состав, строение, номенклатура, изомерия

1

45

54

Физико-химические свойства, получение, применение аминокислот

1

45,46

55

Пептиды и полипептиды

1

47

56

Белки

1

48,49

57

Нуклеиновые кислоты

1

51,52

58

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1

Раздел IV. Органическая химия в жизни человека.

Тема 11. природные источники углеводородов. 2 часа

59

Природный и попутный нефтяной газы. Нефть

1

53,55

60

Коксохимическое производство

1

54

 

Тема 12. промышленное производство органических соединений. 6 часов

61

Научные принципы химического производства. Органический синтез

1

56-58

62

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях. Пластмассы

1

59,60,

63

63

Синтетические каучуки

1

61

64

Синтетические волокна

1

62

65

Практическая работа № 5. Распознавание пластмасс и волокон

1

Тема 13. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ. 2 часа

66-67

Понятие о химической экологии. Влияние органических соединений на окружающую среду.

2

64-66

68

Обобщение знаний по темам 11-13

2

53-66

Всего

68

10 класс

контрольные работы

(2 часа в неделю)

п/п

темы

Темы контрольных работ

Дата

прове-

дения

1

2-5

Углеводороды

декабрь

2

6-8

Кислородосодержащие органические соединения

   

февраль

                                            Практические работы

                                                       (2 часа в неделю)

п/п

темы

Темы практических работ

 

Кол-во

часов

1

5

Получение этилена и изучение его свойств

1

2

8

Получение уксусной кислоты и изучение её свойств

1

3

9

Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ»

1

4

10

Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1

5

12

Распознавание пластмасс и волокон

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

- освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

- овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;  выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее  достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,  необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения  явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

 Знать/понимать

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками,  значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, радикал,  химическая связь, электроотрицательность,  валентность, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная   изомерия, основные типы реакций в органической химии;

- основные законы химии:  сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов;

вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, глюкоза, крахмал,  аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры;

Уметь

- называть:  изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- выполнять химический эксперимент:  по распознаванию важнейших органических веществ;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и              повседневной жизни  для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- критической оценки  достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В.Барковский, А.И.Врублевский. Тесты по химии для школьников и абитуриентов. Минск ООО «Юнипресс». 2002.
  2. В.Я.Вивюрский. Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями. М.Владос.1999.
  3. Н.Н.Гара,М.В.Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 класс. Методическое пособие.М. «Дрофа». 1997.
  4. М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии 10 класс. М. «Вако»2005.
  5. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, А.С.Корощенко. Химия. Дидактические материалы 8-9. М.Владос.2000.
  6. А.А.Каверина. Сборник контрольных работ по химии 10-11 классы. М. 1999.
  7. А.С.Корощенко. Контроль знаний по органической химии. М. «Владос». 1999.
  8. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 9 класс. М. «Вентана – Граф», 2005 г.
  9. Е.П.Ким. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. Химия – 10 в 2-х частях. Саратов. Лицей. 2005.
  10. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М. «Школьная пресса».2002.
  11. А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. Дидактический материал по химии для 10-11 классов, М. «Просвещение», 2004г.
  12. Г.М.Ульянова. Органическая химия. 10 класс. Методическое пособие. С.-Петербург. «Паритет». 2003.
  13. Г.И.Штремплер. Тесты, вопросы и ответы по химии. М. «Просвещение». 1999.
  14. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы.М. «Вентена- Граф».2006.
  15. А.Д.Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя.М. 2003.

Учитель химии Сидоренко О.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по химии 8 класс автор учебника Кузнецова Н.Е.

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Изучение химии в 8 классе осуществляется в соответствии с про...

Календарно - тематическое планирование по химии 9 класс автор учебника Кузнецова Н.Е.

Примерная  рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Изучение химии в 9 классе осуществляется в соответствии ...

Календарно - тематическое планирование по химии 10 класс (автор учебника Кузнецова Н.Е.)

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Изучение химии в 10 классе осуществляется в соответствии с программой ав...

Календарно - тематическое планирование по химии 11 класс (автор учебника Кузнецова Н.Е.)

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и на основе авторской программы курса химии Кузнецовой Н.Е. для...

рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Кузнецовой Н.Е.

Рабочая программа по химии для 9 класса по учебнику Кузнецова...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...