рабочая программа Химия 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа по дисциплине Химия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_080501_menedzhment_po_otraslyam_2010.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: «ХИМИЯ»
для специальности 080501 Менеджмент (по отраслям)
Москва 2010
Одобрено Составлена в соответствии
предметной цикловой с Государственными
комиссией требованиями к минимуму
Протокол № ______ содержания и уровню
от «____» ________ подготовки выпускника
Председатель по специальности
_________________
Заместитель директора
по учебной работе
________________
«____» _________ 2010 г
Автор: Ахломова С.А - преподаватель КМБ № 4
Рецензенты ____________________________________________
_______________________________________________________
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Химия" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения и всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины «Химия», утвержденной Министерством образования России.
Задачи обучения химии: формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности; развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Рабочая программа рассчитана на 122 часа. Максимальная нагрузка на студента установлена в объеме 158 часов.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений рабочей программой учебной дисциплины предусмотрено проведение лабораторных занятий в количестве 18 часов и практических занятий в количестве 28 часов.
Для проверки знаний студентов в рабочей программе по окончанию разделов:
1) «Общая и неорганическая химия»;
2) «Органическая химия» предусмотрено проведение контрольных работ.
Аттестация студентов по завершению курса обучения химии установлена в форме экзамена.
Рабочая программа предусматривает организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов в виде:
1) подготовки докладов, рефератов;
2) составления опорных конспектов;
3) составления алгоритма решения расчетных задач;
4) составления схем и сравнительных характеристик.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов рассчитана на 36 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой самостоятельной внеаудиторной работы даны в разделе 4 рабочей программы
Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.
Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме проведения и приемки (защиты) отчетных работ, устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 7 рабочей программы.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- структуру периодической системы химических элементов Д.М. Менделеева;
- зависимость свойств химических элементов № 1 – 38 от заряда ядер атомов и строения атомных электронных оболочек;
- физический смысл номеров группы и периода, порядкового (атомного) номера химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
- закономерности изменения свойств химических элементов;
- способы образования ионной, ковалентной (неполярной и полярной), донорно-акцепторной, металлической и водородной связей; механизм электролитической диссоциации в воде веществ с ионной и ковалентной полярной связью; сущность реакций ионного обмена; сущность окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса;
- гидролиз солей первой стадии;
- общие свойства металлов главных подгрупп I – III групп и представителей металлов побочных подгрупп: медь, хром, железо, марганец;
- свойства отдельных неметаллов и их соединений главных подгрупп IV – VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
- сущность строения органических соединений А.М. Бутлерова;
- зависимость химических свойств органических соединений от строения углеродной цепи, вида химической связи и наличия функциональных групп;
- сущность взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ;
- механизм реакций замещения и присоединения;
уметь:
- применять правила техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторными и химическими растворами;
- проводить опыты по изучению свойств неорганических и органических веществ;
- проводить вычисления:
- молекулярной массы и молярной массы вещества по химическим формулам;
- массовой доли растворенного вещества в растворе;
- массовой доли химического элемента в веществе;
- количества вещества (массы) по количеству вещества (массе)одного из веществ, участвующих в реакции;
- массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
- массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ;
- массовую или объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- массовую долю (массу) химического соединения в смеси; расчеты молярной концентрации растворов и массы веществ (количества вещества) по молярной концентрации; расчеты на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «ХИМИЯ»
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента | Количество часов для очной формы обучения | Часы на самостояте-льную работу студентов | ||
Ауди-торные занятия | Лабора-торные занятия | Практи-ческие занятия | |||
Раздел 1 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 65 | 31 | 8 | 12 | 14 |
Тема 1 Основные химические понятия и законы химии | 8 | 6 | - | 2 | - |
Тема 2 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете современных представлений о строении атома | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
Тема 3 Химическая связь. Строение вещества | 3 | 2 | - | - | 1 |
Тема 4 Окислительно-восстановительные реакции | 2 | 2 | - | - | - |
Тема 5 Закономерности протекания химических реакций | 6 | 2 | - | 2 | 2 |
Тема 6 Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей | 12 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Тема 7 Химия неметаллических элементов | 11 | 4 | 2 | 2 | 3 |
Тема 8 Химия металлов | 15 | 6 | 4 | 2 | 3 |
Тема 9 Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Контрольная работа №1 | 3 | 3 | - | - | - |
Раздел 2 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 93 | 45 | 10 | 16 | 22 |
Тема 10 Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова | 3 | 2 | - | - | 1 |
Тема 11 Предельные углеводороды (алканы) | 6 | 2 | - | 4 | - |
Тема 12 Непредельные углеводороды | 11 | 6 | - | 2 | 3 |
Тема 13 Ароматические углеводороды | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
Тема 14 Природные источники углеводородов | 5 | 2 | - | - | 3 |
Тема 15 Спирты. Фенолы | 10 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 16 Альдегиды | 5 | 2 | 2 | - | 1 |
Тема 17 Карбоновые кислоты | 7 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Тема 18 Сложные эфиры. Жиры | 4 | 2 | - | 2 | - |
Тема 19 Углеводы | 8 | 4 | 2 | - | 2 |
Тема 20 Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты | 11 | 6 | 2 | - | 3 |
Тема 21 Синтетические высокомолекулярные соединения | 9 | 4 | - | - | 5 |
Тема 22 Обобщение знаний по органической химии | 4 | 2 | - | 2 | - |
Тема 23 Обобщение знаний по неорганической и органической химии. Контрольная работа №2 | 5 | 5 | - | - | - |
Итого | 158 | 76 | 18 | 28 | 36 |
158 | 122 | 36 |
3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Основные химические понятия и законы химии
Студент должен:
знать:
- формулировки основных законов химии; состав, названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений;
уметь:
- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции, определять типы химических реакций, характеризовать свойства классов неорганических соединений, составлять генетические ряды, образованные классами неорганических соединений.
Представление о строении вещества. Валентность, Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим уравнениям. Состав, названия и характерные свойства оксидов, оснований, кислот, солей
Практическое занятие
Расчеты по химическим формулам и химическим уравнениям.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете современных представлений о строении атома
Студент должен:
знать:
- современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И.Менделеева.
уметь:
- определять элемент по описанным свойствам, определять элемент по электронной формуле;
- устанавливать по порядковому номеру элемента номер периода и номер группы, в которых он находится, а также формулы и характер высшего оксида и соответствующего ему гидроксида;
- записывать электронную формулу данного элемента и сравнивать с окружающими его элементами в периоде и группе.
Строение атома. Заряд ядра, порядковый номер и масса атома. Изотопы стабильные и радиоактивные. Расположение электронов в атомах по энергетическим уровням. Главное квантовое число. Понятие о s-; p-; d-; f- электронных облаках.
Современная формулировка периодического закона. Периодическая система химических элементов в свете теории строения атома. Распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Валентные электроны. Представление о s-: p-: d-; f- элементах.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений (оксидов, гидроксидов) в пределах главных подгрупп. Валентные возможности атомов разных элементов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира.
Практическое занятие
Составление электронных формул атомов элементов и графических схем. Характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе.
Тема 3. Химическая связь. Строение вещества
Студент должен:
знать:
- виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая). Донорно-акцепторный механизм связи;
уметь:
- определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений.
Способность атомов образовывать молекулы. Ковалентная связь. Электроотрицательность различных элементов. Полярная и неполярная ковалентная связь. Водородная связь. Ионная связь. Степень окисления элементов в сложных веществах, правила ее нахождения. Вещества молекулярного и немолекулярного (кристаллического) строения. Типы кристаллических решеток. Донорно-акцепторная связь.
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции
Студент должен:
знать:
- основные понятия и сущность окислительно-восстановительных реакций;
- правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
уметь:
- классифицировать реакции с точки зрения степени окисления;
- определять и применять понятия - степень окисления, окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления: составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении.
Виды окислительно-восстановительных реакций. Закономерности их протекания. Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса при составлении уравнений. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и технике.
Тема 5. Закономерности протекания химических реакций
Студент должен:
знать:
- основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия;
уметь:
- выявлять условия протекания обратимой реакции в нужном направлении;
- применять понятия: прямая и обратная реакции, эндо- и экзотермические реакции;
- скорость химической реакции;
- химическое равновесие и условия его смещения.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции:
природа реагирующих веществ, поверхность соприкосновения реагентов, концентрация веществ, температура, катализатор. Закон действующих масс.
Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Сдвиг равновесия: влияние температуры, давления, концентрации.
Практическое занятие.
Решение задач по химической кинетике и на смещение химического равновесия.
Тема 6. Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей
Студент должен:
знать:
- теорию электролитической диссоциации Аррениуса;
- гидролиз солей и электролиз расплавов и растворов солей.
уметь:
- записывать уравнения реакций ионного обмена;
- определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей;
- предсказывать реакцию среды в растворах солей;
- решать задачи на концентрацию растворов.
Дисперсные системы. Растворы как физико-химические системы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрация вещества в растворе по массовой доле (в %). Молярная концентрация растворов. Термохимические уравнения. Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Вода как полярный растворитель. Роль воды в электролитической диссоциации. Гидратация ионов. Кристаллогидраты. Ступенчатость процесса диссоциации солей многоосновных кислот и оснований многовалентных металлов. Определение кислоты, соли и основания с позиций теории электролитической диссоциации. Ионные реакции. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Условия необратимости реакций в растворах.
Кислотность растворов. Понятие о рН. Шкала рН. Использование кислотно-основных индикаторов.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в химических процессах, его практическое использование.
Электролиз. Ряд стандартных электродных потенциалов. Процессы, протекающие на катоде и аноде.
Практическое занятие
Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе
Лабораторное занятие.
Реакции ионного обмена.
Тема 7. Химия неметаллических элементов
Студент должен:
знать:
- положение неметаллов в периодической системе химических элементов;
- особенности строения их атомов;
- состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов.
уметь:
- характеризовать общие свойства неметаллов;
- составлять химические формулы водородных, кислородных соединений, кислот;
- распознавать хлорид-, сульфат- и карбонат- анионы;
- выполнить химические опыты, подтверждающие свойства изученных неметаллов и их важнейших соединений.
Общие сведения о неметаллах. Положение неметаллических элементов в периодической системе. Особенности электронного строения их атомов. Строение простых веществ, их свойства. Характеристика свойств неметаллов; гидроксидов, водородных соединений. Кислородсодержащие кислоты.
Обзор неметаллов (по группам).
Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов. Последовательность вытеснения их друг другом из растворов солей. Сравнительная характеристика водородных соединений галогенов. Хлорводородная кислота, ее свойства. Распознавание галогенов.
Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов подгруппы кислорода. Сравнение свойств водородных соединений (вода, сероводород). Оксиды серы. Серная кислота, ее свойства и значение. Отношение разбавленной и концентрированной серной кислоты к различным металлам.
Подгруппа азота. Характеристика элементов подгруппы азота. Аммиак, его строение, свойства.
Соли аммония. Оксиды азота. Их свойства. Загрязнение атмосферы оксидами азота. Азотная кислота, ее свойства. Применение азотной кислоты и ее солей. Содержание нитратов в пищевых продуктах и последствия их действия на организм. Краткая характеристика свойств фосфора и его важнейших соединений. Значение ортофосфорной кислоты и ее солей.
Подгруппа углерода. Положение углерода в периодической системе химических элементов. Сравнение электронного строения атомов углерода и кремния. Аллотропия углерода. Адсорбционная способность активированного угля. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов углерода и кремния. Соединения углерода и кремния в природе. "Парниковый эффект" как следствие накопления оксида углерода (IV) в природе.
Практическое занятие
Составление уравнений реакций к цепочке схем превращений. Расчеты по химическим реакциям
Лабораторное занятие
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат- анионы
Тема 8. Химия металлов
Студент должен:
знать:
- положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов: состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов;
- общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I-III групп;
- свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы - железа, меди;
- понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии;
уметь:
- составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений;
- находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы;
- объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия;
- давать определения и применять понятия - металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов.
Общие сведения о металлах. Положение металлов в периодической системе химических элементов и особенности электронного строения их атомов. Металлическая связь. Кристаллическое строение металлов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств металлов; оксиды и гидроксиды металлов. Металлы в современной технике. Сплавы.
Возможность получения различных композиционных материалов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии. Ингибиторы. Обзор металлов по группам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы.
Сравнительная характеристика подгрупп щелочных и щелочноземельных металлов. Характеристика алюминия, его оксида и гидроксида. Сплавы на основе алюминия, их применение.
Металлы побочных подгрупп (медь, железо). Строение атомов. Свойства химических элементов. Краткие сведения о важнейших соединениях меди железа; оксиды и гидроксиды. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали, важнейших сплавов железа.
Практическое занятие
Составление уравнений реакций окислительно-восстановительных реакций с участием соединений алюминия и меди. Решение расчетных задач
Лабораторное занятие
Общие свойства металлов.
Лабораторное занятие
Качественные реакции на ионы железа +2 и +3. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
Тема 9. Обобщение знаний по общей и неорганической химии
Взаимосвязь между простыми веществами и их соединениями.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Контрольная работа № I.
Раздел II. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 10. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова
Студент должен:
знать:
- что изучает органическая химия; основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова; явление изомерии; понятие углеводородов; способы разрыва ковалентной связи.
Органическая химия - химия соединений углерода. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. Зависимость свойств органических веществ от химического строения. Понятие углеводородов. Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода. Причины многообразия органических соединений. Два способа разрыва ковалентных связей в молекулах органических соединений. Понятие о соответствующих им реакциях радикального и ионного типов.
Тема 11. Предельные углеводороды (Алканы)
Студент должен:
знать:
- общую формулу алканов;
- характер связи в их молекулах: понятие гомологов;
- правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов;
- эмпирические названия изучаемых алканов;
- свойства и практическое значение изученных алканов.
уметь:
- называть алканы по систематической номенклатуре;
- составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных;
- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов.
Предельные углеводороды, общая формула состава, гомологическая разность. Химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Понятие углеводородного радикала. Изомерия углеводородного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания.
Метан, свойства, применение. Вопросы экологии.
Практическое занятие
Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре алканов.
Практическое занятие
Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания
Тема 12. Непредельные углеводороды
Студент должен:
знать:
- общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;
- гомологический ряд и виды изомерии;
- их химические свойства и практическое применение.
уметь:
- составлять структурные формулы алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;
- называть их по систематической номенклатуре;
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства непредельных углеводородов;
- определять по характерным реакциям непредельные углеводороды;
- применять правила безопасности при работе с органическими веществами.
Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и sp2-rибpидизaция атомов углерода. Гомологический ряд этиленов. Систематическая номенклатур. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ (на примере пропена). Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Понятия: мономер, полимер, степень полимеризации. Свойства полиэтилена. Применение этиленовых углеводородов.
Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах: их общая формула; систематическая номенклатура: виды изомерии. Сопряженные системы с открытой цепью (на примере бутадиена-1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Склонность диенов к реакции присоединения по месту - 1,4. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена - 1,3 и изопрена. Природный и синтетический каучуки, их применение.
Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы: sp- гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая и рациональная номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Реакция М.Г. Кучерова. Получение и применение ацетилена.
Практическое занятие
Название непредельных углеводородов по систематической номенклатуре по формулам и составление формул, исходя из их названий. Решение расчетных задач
Тема 13. Ароматические углеводороды
Студент должен:
знать:
- строение молекулы бензола;
- зависимость химических свойств от строения молекулы;
- практическое применение бензола и его гомологов;
- о токсичности ароматических углеводородов;
уметь:
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола;
- объяснять взаимное влияние атомов в молекуле толуола;
- подтверждать уравнениями реакций генетическую взаимосвязь между углеводородами разных гомологических рядов;
- составлять уравнения реакций превращения алканов и циклоалканов в ароматические углеводороды. Называть углеводороды ряда-бензола по рациональной номенклатуре, давать эмпирические названия.
Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бен-зольном кольце (sр2-гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Делокализация р-электронов. Названия углеводородов ряда бензола по рациональной номенклатуре. Эмпирические (тривиальные) названия. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов.
Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Стирол - важнейшее производное бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола.
Практическое занятие
Генетическая связь между предельными, непредельными и ароматическими углеводородами
Тема 14. Природные источники углеводородов
Студент должен:
знать:
- углеводородный состав свойства нефти: сущность крекинга;
- основные продукты, получаемые из нефти, их применение;
- сущность процесса коксования угля;
уметь:
- объяснять процесс перегонки нефти; составлять уравнения реакции термического разложения углеводородов.
Природные и попутные нефтяные газы. Их состав. Использование нефтяных газов. Нефть. Состав и свойства нефти. Фракционная перегонка нефти и применение ее продуктов. Уголь, его химическая переработка. Коксование угля.
Тема 15. Спирты. Фенолы
Студент должен:
знать:
- определение, состав, строение, применение, промышленное получение спиртов и фенолов;
- меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол;
- о губительном действии на организм человека спиртов;
уметь:
- составлять структурные формулы спиртов и фенолов;
- пользоваться систематической номенклатурой;
- подтверждать уравнениями реакций химические свойства и получение спиртов и фенолов.
Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов \гидроксигруппа\, ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура.
Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов. взаимодействие галогенопроизводных углеводородов с щелочью; восстановление альдегидов. Межмолекулярные водородные связи и их влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Реакции с участием водорода, входящего в состав гидроксильной группы спиртов: взаимодействие с щелочным металлом - образование алкоголята; взаимодействие спиртов со спиртами - образование простых эфиров. Реакции всей группы - ОН: реакции ионного замещения / взаимодействие с галогеноводородами; дегидратация спиртов/.
Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина.
Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимное влияние атомов в молекуле. Сравнение кислотности спиртов и фенолов. Способы получения фенола. Химические свойства фенола. Реакции на функциональную группу фенолов /-ОН/; взаимодействие с натрием, с щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (III). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование.
Практическое занятие
Составление структурных формул спиртов
Лабораторное занятие
Химические свойства спиртов и фенолов.
Тема 16. Альдегиды
Студент должен:
знать:
- строение молекул альдегидов;
- о токсичности действия альдегидов и кетонов на живые организмы;
уметь:
- составлять структурные формулы альдегидов и кетонов;
- называть альдегиды по рациональной и систематической номенклатуре;
- составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов.
Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакция окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) - качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация. Конденсация формальдегида с фенолом.
Лабораторное занятие
Окисление спирта в альдегид. Окисление альдегидов гидроксидом
меди (II).
Тема 17. Карбоновые кислоты
Студент должен:
знать:
- эмпирические названия изучаемых предельных карбоновых кислот;
- зависимость свойств карбоновых кислот от строения карбоксильной группы и взаимного влияния атомов в молекуле;
- области применения карбоновых кислот;
уметь:
- составлять формулы карбоновых кислот;
- называть их по систематической номенклатуре;
- составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства и способы получения карбоновых кислот.
Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Элекронное строение карбоксильной группы. Взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура.
Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция "серебряного зеркала". Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот.
Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.
Практическое занятие
Составление структурных формул карбоновых кислот. Расчетные задачи.
Лабораторное занятие
Химические свойства предельных карбоновых кислот.
Тема 18. Сложные эфиры. Жиры
Студент должен:
знать:
- строение, свойства, получение и применение сложных эфиров;
- превращение жиров пищи в организме;
уметь:
- называть сложные эфиры по систематической номенклатуре;
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства сложных эфиров.
Строение сложных эфиров (общая формула). Реакция этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение, роль в природе. Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая. стеариновая). Физические и химические свойства жиров; гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров.
Практическое занятие
Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами, кетонами, карбоновыми кислотами и сложными эфирами.
Тема 19. Углеводы
Студент должен:
знать:
- строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы);
- свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы и их применение.
уметь:
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углеводов;
- устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами углеводов.
Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изомерии моносахаридов. Изображение формулы D - глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине "С" (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы.
Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства, Реакция с гцдроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакции с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение.
Лабораторное занятие
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
Тема 20. Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки
Студент должен:
знать:
- названия аминов; свойства алифатических и ароматических аминов (амина и анилина) и их применение;
- строение альфа-аминокислот, структуру белка, свойства и значение белков.
уметь:
- доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами;
- сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов;
- объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга;
- определять наличие белковых соединений качественными реакциями.
Амины, Классификация, Изомерия и номенклатура аминов. Получение алифатических аминов из галогенопроизводных при действии аммиака; восстановление нитросоединеннй (реакция Зинина). Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и диметиламина.
Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов.
Понятие об аминокислотах. L - аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии.
Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот - взаимодействие с кислотами и с щелочами:
образование пептидов (рассмотрение реакций образования дипептидов из аминокислот).
Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты., специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов в различных отраслях народного хозяйства.
Лабораторное занятие
Свойства белков.
Тема 21. Синтетические высокомолекулярные соединения
Студент должен:
знать:
- состав, строение и свойства полимеров;
уметь:
- составлять уравнения реакций получения полимеров.
Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна: полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон). Роль химии в создании новых материалов. Практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов.
Тема 22. Обобщение знаний по органической химии
Студент должен:
знать:
- состав, названия и свойства представителей важнейших классов органических соединений, их функциональные группы;
- практическое значение изученных органических веществ;
уметь:
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов;
- распознавать изомерные вещества по структурным формулам;
- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
- выполнять обозначенные в программе химические эксперименты, распознавать органические вещества по соответствующим признакам;
- проводить расчеты по химическим уравнениям.
Генетическая связь между важнейшими классами органических соединений. Зависимость между составом, строением и свойствами органических веществ.
Практическое занятие
Генетическая связь между важнейшими классами органических соединений.
Тема 23. Обобщение знаний по неорганической и органической химии
Студент должен:
знать:
- законы и теории химии;
- классификацию химических реакций и условия их течения;
- иметь представления о роли химии в решении глобальных проблем человечества и о воздействии химических соединений на организм человека;
уметь:
- составлять цепочки превращений, указывая условия процесса синтеза органических и неорганических веществ;
- проводить простейшие синтезы органических и неорганических соединений;
- решать расчетные задачи по формулам и уравнениям реакций;
- оказывать первую помощь при химических отравлениях.
Законы и теории химии. Химические реакции, их классификация и условия протекания. Химия в жизни общества.
4 Планируемая самостоятельная работа студентов
№ раздела | Название задания | Часы, планируемые на самостоя-тельную работу | Форма отчетности |
№1 | 1. Значение периодического закона для понимания научной картины мира. | 1 | Доклад. |
№1 | 2. . Типы кристаллических решеток. Донорно-акцепторная связь. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№1 | 3. Влияние концентрации на скорость химической реакции. Решение задач на закон действующих масс. | 1 | Составление алгоритма решения задач. |
№1 | 4. Термохимические уравнения. Решение задач по термохимическим уравнениям. | 1 | Составление конспекта и алгоритма решения задач. |
№1 | 5. Дисперсные системы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№1 | 6. Молярная концентрация растворенного вещества. | 1 | Составление алгоритма перерасчета массовой доли вещества в молярную концентрацию. |
№1 | 7-8. .Электролиз. Ряд стандартных электродных потенциалов. Процессы, протекающие на катоде и аноде. | 2 | Составление схем электролиза растворов солей. Составление алгоритма решения задач на электролиз. |
№1 | 9. Аммиак, его строение, свойства. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№1 | 10. Сравнение электронного строения атомов углерода и кремния. | 1 | Составить сравнительную характеристику. |
№1 | 11. «Парниковый эффект». | 1 | Доклад. |
№1 | 12-13. Коррозия металла и борьба с ней. | 2 | Составление опорного конспекта |
№1 | 14. Свойства и применение важнейших сплавов железа. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 15. Многообразие органических соединений. | 1 | Доклад. |
№2 | 16. Свойства и применение полиэтилена. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 17. Натуральный каучук. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 18. Синтетические каучуки. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 19. Углеводороды и экология. | 1 | Доклад. |
№2 | 20. Крекинг нефтепродуктов. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 21. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. | 1 | Доклад. |
№2 | 22. Химическая переработка угля. Коксохимическое производство. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 23. Функциональная группа -ОН; взаимное влияние атомов в молекуле | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 24. Сравнение кислотности спиртов и фенолов. | 1 | Составление сравнительной характеристики. |
№2 | 25. Токсичное действии альдегидов и кетонов на живые организмы. | 1 | Доклад. |
№2 | 26. Синтетические моющие средства. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 27. Значение глюкозы и ее производных для человека. | 1 | Доклад. |
№2 | 28. Превращение крахмала пищи в организме. | 1 | Доклад. |
№2 | 29. Амины: производство красителей, лекарственных препаратов. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 30. Применение ферментов в различных отраслях народного хозяйства. | 1 | Доклад. |
№2 | 31. Биологические функции белков. | 1 | Доклад. |
№2 | 32. Пластмассы. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 33. Синтетические волокна. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 34. Природные полимеры. | 1 | Составление опорного конспекта. |
№2 | 35. Роль химии в создании новых материалов. Будущее полимерных материалов. | 1 | Доклад. |
№2 | 36. Вторичная переработка полимерных материалов. Экологические проблемы. | 1 | Доклад. |
Итого: | 36 |
5. Перечень отчетных работ.
Перечень практических работ.
Практическое занятие №1
«Расчеты по химическим формулам и по химическим уравнениям».
Практическое занятие №2
«Составление электронных формул атомов элементов и графических схем. Характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе».
Практическое занятие №3
«Решение задач по химической кинетике и на смещение химического равновесия».
Практическое занятие №4
«Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе».
Практическое занятие №5
«Составление уравнений реакций к цепочке схем превращений. Расчеты по химическим реакциям».
Практическое занятие №6
«Составление уравнений реакций окислительно-восстановительных реакций с участием соединений алюминия и меди. Решение расчетных задач».
Практическое занятие №7
«Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре алканов».
Практическое занятие №8
«Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания».
Практическое занятие №9
«Название непредельных углеводородов по систематической номенклатуре по формулам и составление формул, исходя из их названий. Решение расчетных задач».
Практическое занятие №10
«Генетическая связь между предельными, непредельными и ароматическими углеводородами».
Практическое занятие №11
«Составление структурных формул спиртов».
Практическое занятие №12
«Составление структурных формул карбоновых кислот. Расчетные задачи».
Практическое занятие №13
«Генетическая связь между углеводородами, спиртами, простыми эфирами, альдегидами, карбоновыми кислотами и сложными эфирами».
Практическое занятие №14
«Генетическая связь между важнейшими классами органических соединений».
Перечень лабораторных работ.
Лабораторное занятие №1
«Реакции ионного обмена».
Лабораторное занятие №2
«Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат- ионы».
Лабораторное занятие №3
«Общие свойства металлов». Лабораторное занятие №4
«Качественные реакции на ионы железа +2 и +3. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств».
Лабораторное занятие №5
«Химические свойства спиртов и фенолов».
Лабораторное занятие №6
«Окисление спирта в альдегид. Окисление альдегида гидроксидом меди».
Лабораторное занятие №7
«Химические свойства предельных карбоновых кислот».
Лабораторное занятие №8
«Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала».
Лабораторное занятие №9
«Свойства белков».
6. Критерии оценки выполнения студентом отчётных работ.
Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при вычислениях и написании уравнений реакций, грамотного текста, наличия выводов и т. д.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при вычислениях и написании уравнений реакций, не повлиявших на общий результат работы и т. д.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т. д.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, работа выполнена крайне небрежно и т. д.
Оценка ответов студентов.
Оценка 5 ставится в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц измерения; правильно записывает уравнения химических реакций; строит ответ по собственному плану, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом. Усвоенным при изучении других предметов; если студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении курса химии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если студент правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится, если студент выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы; если опыты и наблюдения проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если студент не соблюдал требований правил безопасности труда.
7. Контрольные вопросы по материалам разделов.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
ХИМИЯ
1. Перечислите основные положения атомно-молекулярного учения.
2. Какое значение атомно-молекулярное учение имеет для химии?
3. Что такое атом, молекула?
4. Что такое относительная атомная масса, относительная молекулярная масса?
5. Что такое молярная масса вещества? В каких единицах она выражается?
6. Что такое молярный объем и в каких единицах он выражается?
7. Как формируются следствия из закона Авогадро? Какие усилия газового состояния считаются нормальными?
8. Во сколько раз атом азота легче атомов кремния, железа, галлия, криптона?
9. Сколько молекул содержится в газе объемом 22,4 м³, взятом при нормальных условиях?
10. Сформируйте закон постоянства состава вещества.
11. Кем и когда был сформулирован закон сохранения массы вещества?
12. Что выражает химическая формула?
13. Что выражает химическое уравнение?
14. Дайте определение, что такое эквивалент элемента.
15. Кем и когда были открыты электроны, протоны, нейтроны, какова их масса и заряд? Из каких частиц состоит атомное ядро?
16. Какова сущность теории строения атома Резерфорда и ее недостатки?
17. В чем сущность квантово – механической теории строения атома?
18. Сколько подуровней на втором, третьем, четвертом квантовых слоях?
19. Какое максимальное число электронов на подуровнях s, p, d, f ?
20. В каких группах и подгруппах Периодической системы находятся s и
р – элементы?
21. Какое состояние атома называют нормальным, а какое – возбужденным?
22. Приведите современную формулировку Периодического закона
Д.И. Менделеева.
23. Чем обусловлена периодичность свойств простых веществ?
24. Как теория строения атома объясняет усилие неметаллических свойств элементов с увеличением атомного номера?
25. Как с точки зрения теории строения атома объяснить усилие металлических свойств элементов с увеличением их атомной массы в пределах группы?
26. Почему атомные массы большинства элементов периодической системы имеют дробное значение?
27. Количеством каких частиц отличаются друг от друга ядра атомов изотопов одного и того же элемента?
28. Что общего у изотопов одного и того же элемента?
29. Какие превращения называют ядерными?
30. Как изменяются массовые числа атомов при различных видах радиоактивного распада?
31. В каком году был открыт Периодический закон химических элементов? Приведите формулировку Д.И. Менделеева.
32. Почему в Периодической системе Д.И. Менделеева арго помещен перед калием, кобальт – перед никелем, теллур – перед йодом, несмотря на то что атомная масса элементов, указанных вторыми, меньше?
33. Что такое период, группа, подгруппа в Периодической системе?
34. Сколько периодов и групп в Периодической системе?
35. Какие подгруппы называют главными и какие – побочными?
36. Какие элементы образуют главную подгруппу II группы и побочную подгруппу I группы?
37. Как изменяются металлические свойства элементов в главной подгруппе и периоде?
38. Как изменяются свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера?
39. В каких группах Периодической системы находятся элементы, образующие газообразные соединения с водородом? Какие из них обладают кислотными свойствами?
40. Найдите в Периодической системе самый активный металл и самый активный неметалл. В какой части Периодической системы сконцентрированы элементы, обладающие неметаллическими свойствами?
41.В четыре пробирки с концентрированной соляной кислотой одновременно опустили: в первую – натрий, во вторую – магний, в третью – алюминий, в четвертую – кремний. Расположите элементы по их способности вытеснять водород. Как будет вести себя кремний по отношению к кислоте?
42. Что означают следующие понятия: энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность?
43. Какой из элементов обладает наибольшей электроотрицательностью: хлор, бром, йод, фтор?
44. Что такое ионы? Какая химическая связь называется ионной?
45. Между атомами каких элементов возникает ионная связь?
46. В какую сторону смещается электронная плотность при образовании следующих связей: P – Cl, P – H, K – H, Br – C, Cl – Cl, H – O?
47. Дайте определение понятия степень окисления.
48. Как подсчитывают степень окисления элементов в нейтральной молекуле Н2 SO4 , в сложном ионе SO32- ?
49. Какие реакции называют окислительно-восстановительными?
50. Какой процесс называют окислением, какой – восстановлением?
51. Какие вещества называются окислителями и какие – восстановителями?
52. На какие типы подразделяются окислительно-восстановительные реакции?
53. Какие вещества относятся к электролитам? Дайте определение.
54. Что такое степень электролитической диссоциации? Как она выражается количественно? От чего зависит?
55. Что называется электролитической диссоциацией? Кто автор теории электролитической диссоциации? Чем обусловлена электролитическая проводимость растворов электролитов?
56. Дайте определение основаниям, кислотам и солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.
57. Какие из следующих веществ проводят электрический ток: спирт, водный раствор азотной кислоты, водопроводная вода, расплавленный гидроксид калия, сухая поваренная соль, серная кислота с массовой долей H2SO4 100 %, водный раствор гидрокарбоната калия, расплавленный фосфат калия, раствор кислорода в воде, раствор сахара в воде?
58. Какие электролиты называют сильными и слабыми? Приведите примеры.
59. Какие выводы о свойствах кислот, оснований и солей можно сделать на основании теории электролитической диссоциации?
60. Что называется гидролизом? Приведите примеры солей, которые подвергаются гидролизу, и солей, которые гидролизу не подвергаются, и объясните почему.
61. Как протекает гидролиз соли, образованной: а) сильной кислотой и слабым основанием; б) сильным основанием и слабой кислотой; в) слабым основанием и слабой кислотой?
62. Почему раствор нитрата алюминия окрашивается в красный цвет при добавлении лакмуса?
63. Почему раствор сульфита калия окрашивается в малиновый цвет при добавлении фенолфталеина?
64. Почему раствор хлорида бария не изменяет цвет лакмуса и фенолфталеина?
65.Растворы каких солей подвергаются полному гидролизу: KCN, CH3COONa, (NH4)2SO3 ?
66. Почему соли, образованные сильными кислотами и сильными основаниями, гидролизу не подвергаются?
67. От каких факторов зависит гидролиз солей? Приведите примеры.
68. Какие соединения называют оксидами?
69. Какие оксиды называют основными, кислотными, амфотерными?
70. Приведите примеры оксидов: а) кислотных; б) основных; в) амфотерных;
г) индифферентных (безразличных).
71. Назовите следующие оксиды: Na2O, SO2, Mn2O7, CO, Cr2O3, P2O5, B2O3, SnO2, CuO, OsO4, SeO3.
72. Какие соединения называют гидроксидами?
73. Назовите следующие основания: Mg (OH)2, KOH, Cr (OH)3, CuOH, Cu(OH)2, LiOH, Fe(OH)3, Fe(OH)2.
74. Назовите следующие кислоты: a) HNO2, H2SO4, H3PO4, HCl; б) HNO3, H2SO3, H3PO3, HI; в) СH3COOH, H2S, H2SiO3, HBr. .
75. Какие вещества называют солями?
76. Какие виды солей вы знаете?
77. Назовите следующие соли: а) Al 2 (SO4)3 , FeOH(NO3), KHS; б) FeCl2 , NaH2 PO4 , AlOHSO4 ; в) Ca(NO2)3, Ca(HCO3)2, BiOH(NO3)2; г) Ba3(PO4)2, KHSO3, Cu2(OH)2CO3; д) K2SiO3, Pb(HSO3)2, MgOHCl.
78. Определите степень окисления хлора в соединениях: а) Ba(ClO4)2;
б) CaOCl2; в) KClO; г) HClO3.
79. В какой молекуле полярность связи выше: а) HI, б) HBr, в) HCl? Ответ поясните.
80. Перечислите методы получения хлора в лаборатории и в промышленности.
81. Почему фтору в отличие от остальных элементов подгруппы свойственна единственная степень окисления?
82. В виде каких простых веществ встречается кислород в природе?
83. В каких условиях в природе образуется озон?
84. Какие из перечисленных веществ используются для получения кислорода: HgO, SiO2, MnO2, H2O, H2O2?
85. Какова структура внешнего электронного слоя атома кислорода? В чем сходство и различие ее с атомами других элементов этой группы?
86. К какому из семейств относится кислород: а) s; б) p; в) d; г) f ?
87. Какие степени окисления может проявлять кислород в соединениях? Приведите примеры.
88. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства:
а) у кислорода или селена; б) у кислорода и углерода?
89. Какой тип связи в молекуле кислорода?
90. К какому семейству окисления сера проявляет окислительно-восстановительную двойственность: а) s; б) p; в) d; г) f ?
91. В каких степенях окисления сера проявляет окислительно-восстановительную двойственность: а) -2; б) 0; в) +2; г) +6 ?
92. Как изменяется электроотрицательность в ряду S → Se → Te ? Чем это объясняется?
93. В какой степени окисления сера может быть: а) только окислением;
б) только восстановителем? Напишите соответствующие электронные формулы.
94. На основании положения элементов в Периодической системе определите, у какого элемента более выражены неметаллические свойства:
а) у серы и теллура; б) у серы и кремния.
95. Чем отличаются друг от друга по строению аллотропные модификации серы?
96. С какими металлами концентрированная серная кислота не реагирует даже при нагревании?
97. Чем по химическим свойствам похожи H2SO4 и HCl; в чем их принципиальное отличие?
98. Чем отличаются по строению молекулы азота и кислорода?
99. Почему высшая степень окисления азота равна +5, а низшая -3?
100. В трех колбах содержатся газы: азот, кислород, оксид углерода (IV). Как распознать каждый газ?
101. В каких случаях азотная кислота при взаимодействии с металлами восстанавливается: концентрированная до N2O и NO2 ; б) разбавленная до
NH3 и NO?
102. Какие по составу соли может образовывать азотная кислота? Как химическим путем отличить соли азотной кислоты от других солей?
103. Почему фосфор не встречается в природе в свободном состоянии?
В виде каких соединений встречается фосфор в природе?
104. Исходя из положения фосфора в Периодической системе: а) напишите формулу гидроксида и оксида фосфора; б) укажите тип кристаллической решетки фосфора; в) какие кислоты могут быть образованы кислотными оксидами фосфора?
105. Какова степень окисления фосфора в соединениях: а) HPO3, H3PO4, H4P2O7; б) PH4Cl, Ba3P2, PH3; в) P2O5, PCl5, K3PO4?
106. В чем сходство элемента фосфора и азота: а) по строению атомов; б) по характеру и кислородным соединениям?
107. В чем различие фосфора и азота: а) по строению атомов; б) по характеру образуемых ими кислотных соединений?
108. Атомы какого элемента будут легче присоединять электроны: азота или углерода? Почему?
109. Какого типа химические связи характерны для соединений углерода? Какие электроны участвуют в образовании химических связей?
110. Какие простые вещества образуют элемент углерод? Чем различаются их структуры?
111. Как по физическим свойствам различаются алмаз и графит?
112. Какого физиологическое действие оксида углерода (II)? Где он используется?
113. Какую среду имеют карбонат и гидрокарбонат натрия при гидролизе?
114. Какую качественную реакцию на ион СО2-3 надо провести для его обнаружения?
115. Какие из соединений углерода входят в состав: а) воздуха; б) горных пород; в) подземных вод?
116. Напишите электронную формулу атома кремния на основании положения его в Периодической системе Д.И. Менделеева. Какие степени окисления для него характерны? В чем сходство и различие в свойствах углерода и кремния?
117. В виде каких соединений кремний встречается в природе?
118. Какое положение в Периодической системе элементов занимают металлы?
119. В чем различие в строении внешнего энергетического уровня у металлов и неметаллов?
120. Чем отличаются по физическим свойствам металлы и неметаллы?
121. Какой из периодов и какие группы Периодической системы Д.И. Менделеева полностью состоят из элементов металлов?
122. Какие металлы способны реагировать со щелочами?
123. Как получают гидроксиды активных металлов?
124. Что такое алюминотермия?
125. Какие металлы при взаимодействии с водой образуют растворимые гидроксиды?
126. Почему элементы первой группы главной подгруппы называют щелочными металлами?
127. Почему щелочные металлы хранят в закрытых сосудах под слоем керосина?
128. Какие соединения натрия и калия наиболее распространены в природе?
129. Как можно получить щелочные металлы?
130. Какие соли получают при взаимодействии гидроксида натрия:
а) с оксидом углерода (IV); б) с оксидом серы (VI); в) с хлороводородом?
131. Какое место по распространенности в природе занимает медь?
132. В виде каких соединений встречается медь в природе?
133. Почему восстановительные свойства у меди выражены слабее, чем у щелочных металлов?
134. Какого цвета оксиды меди?
135. Какое место в ряду стандартных электродных потенциалов занимают элементы подгруппы меди? О чем это свидетельствует?
136. Почему элементы подгруппы калия называют щелочно-земельными металлами?
137. В чем сходство и различие в свойствах щелочно-земельных и щелочных металлов?
138. Какая реакция протекает при взаимодействии воды с щелочно-земельными металлами?
139. Как меняются свойства гидроксидов щелочно-земельных металлов в группе сверху вниз?
140. Какие соли предают соде жесткость?
141. Назовите способы устранения жесткости воды.
142. Какое место среди других элементов занимает алюминий по распространению в природе?
143. Каким путем получатся металлический алюминий?
144. Какой процесс называется алюминотермией?
145. Дайте краткую характеристику гидроксидов металлов подгруппы алюминия.
146. Какое положение занимает железо в Периодической системе?
147. В каком виде железо встречается в природе? Назовите его важнейшие природные соединения.
148. Каким способом можно получить железо в лабораторных условиях?
149. Какие степени окисления характерны для железа?
150. С какими растворами будет взаимодействовать железо: а)КОН; б) Н3РО4; в) AgNO3; г) MgCl2; д) KSCN? Ответ мотивируйте.
151. С какими веществами будет взаимодействовать гидроксид железа (III):
а) HNO3; б) КНО; в) ZnSO4; г) Н2СО3 ?
152. Какие оксиды и гидроксиды образуют железо?
153. Какие виды коррозии вы знаете и в чем их отличие?
154. В чем сущность эдектохимической коррозии?
155. Назовите способы защиты от коррозии.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
1. Какие органические соединения относятся к классу углеводородов?
2. Какие углеводороды называют предельными?
3. Назовите предельные углеводороды с числом углеродных атомов от
С1 до С10.
4. Какие из следующих углеводородов являются предельными: С6Н14, С2Н4, С10Н22, С3Н8, С20Н42, С6Н6.
5. Определите молекулярную формулу газообразного вещества, если его плотность по воздуху равна двум, а массовая доля углерода 82, 76% и водорода 17,24%.
6. Какие углеводороды называются непредельными?
7. Охарактеризуйте природу двойной связи в непредельных углеводородах.
8. Какие реакции называются реакциями полимеризации? При каких условиях они протекают?
9. В чем заключаются особенности тройной связи и ее отличие от двойной связи?
10. Сколько граммов уксусного альдегида можно получить из ацетилена
объемом 50 литров по реакции Кучерова, учитывая, что выход альдегида составляет 90% от теоретического?
11. Какие углеводороды относят к ароматическим соединениям?
12. Какие противоречия существуют между структурной формулой Кекуле и свойствами бензола?
13. Объясните строение бензола с точки зрения электронной теории.
14. Какие углеводороды относятся к классу спиртов? На какие группы они делятся?
15. Какие три промышленных способа получения этилового спирта вы знаете? Какой из них самый экономичный?
16. В каком случае из этилового спирта можно получить диэтиловый эфир и в каком – этилен?
17. Какие продукты получаются при окислении метилового и этилового спиртов?
18. Что получается при дегидрировании спиртов?
19. С помощью какой качественной реакции можно отличить одноатомный спирт от многоатомного?
20. Как из этилового спирта получить этиленгликоль?
21. Какой эфир образуется при нагревании смеси метилового спирта и концентрированной серной кислоты?
22. Что такое нитроглицерин и к какому классу соединений он относится?
23. Где применяются этандиол-1,2 и пропантриол-1,2,3?
24. Каков состав и структурная формула фенола?
25. Укажите основные способы получения фенола.
26. Напишите уравнения реакций, характерных для фенолов и для одноатомных спиртов.
27. При взаимодействии с какими веществами фенол: а) образует осадок белого цвета; б) дает фиолетовое окрашивание; в) изменяет белый цвет на розовый?
28.Назовите области применения фенола.
29. какие органические вещества называют альдегидами?
30. Назовите способы получения этаналя в промышленности.
31. В чем сущность реакции Кучерова?
32. Каким образом из альдегида можно получить спирт, и наоборот?
33. Какие реакции называют реакциями поликонденсации? В чем сходство и различие реакций полимеризации и поликонденсации?
34. К какому типу реакций относится реакция получения фенолоформальдегидной смолы?
35. Какие органические вещества относят к классу карбоновых кислот?
36. Произойдет ли реакция, если: а) к ацетату магния добавить серную кислоту; б) к ацетату кальция добавить кремниевую кислоту?
37. Какое соединение получится при восстановлении водородом этановой кислоты?
38. Какое соединение получится при восстановлении водородом олеиновой кислоты C17H33COOH?
39. Какая предельная одноосновная кислота получится при окислении: а) этанола; б) метанола; в) пропионового альдегида?
40. Как получают уксусную кислоту в промышленности?
41. На каких реакциях основано качественное определение карбоксильной группы?
42. Какие кислоты служат основой: а) этилпентана; б) метилацетата; в) пропилформиата?
43. Что такое мыла? Как они получаются?
44. Что такое синтетические моющие средства? Какие ценные продукты они заменяют?
45. Какие органические соединения относятся к классу углеводов? На какие группы они делятся?
46. С помощью каких реакций можно доказать, что глюкоза – альдегидоспирт?
47. Какие виды брожения дает глюкоза?
48. Какова биологическая роль глюкозы?
49. В чем состоит различие строения молекул глюкозы и фруктозы?
50. Какие из следующих углеводов подвергаются гидролизу: а) фруктоза;
б) крахмал; в) сахароза; г) глюкоза?
51. Для каких углеводов характерна реакция «серебряного зеркала»:
а) целлюлоза; б) глюкоза; в) фруктоза?
52. В чем сходство и различие в строении крахмала и целлюлозы?
53. Какие соединения называют аминами? Как их классифицируют?
54. В чем проявляется взаимное влияние атомов в молекулах анилина?
55. Какие соединения называются аминокислотами? В чем проявляется двойственность химических функций?
56. В чем особенность органических амфотерных соединений по сравнению с неорганическими?
57. Какие химические соединения используются в организме для синтеза белков?
58. Какое происхождение имеет нефть?
59. Что такое каталитический и термический крекинг?
60. Укажите, какие основные химические реакции лежат в основе синтеза полимеров.
61. Как называются полимеры, которые при повышении температуры не размягчаются и не плавятся?
62. Приведите примеры волокон синтетических и искусственных. В чем их различие?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Ю.М. Ерохин. Химия. (учебник). – М.: Академия, 2008
Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом), (учебное пособие). – М.: Академия, 2008
Дополнительная
Л.А. Цветков. Органическая химия. 10 – 11 класс. – М.: Владос, 2008
Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский. Химия. 10 класс.
М.: Ассоциация XXI век, 2007
Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский. Химия. 11 класс.
М.: Ассоциация XXI век, 2007
И.Г. Хомченко. Общая химия. - М.: Новая волна - ОНИКС, 1999.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 1999.
Ю.М. Ерохин. Химия. Методическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов-заочников средних специальных учебных заведений. - М.: НМЦ СПО, 1997.
Ю.М. Ерохин, Н.А. Смирнова. Химия. Тестовые дидактические материалы. – М.: НМЦ СПО, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 Коммерция...
рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
Рабочая программа по дисциплине Биология...
рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
Рабочая программа по дисциплине География...
рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...
рабочая программа Экология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
Рабочая программа дисциплины Экология...