рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
рабочая программа по географии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине География

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: «ГЕОГРАФИЯ»

для специальности   080501 Менеджмент (по отраслям)

Москва 2010

Одобрено                                        Составлена в соответствии

предметной цикловой                   с Государственными

комиссией                                      требованиями к минимуму

Протокол № ______                      содержания и уровню

от «____» ________                       подготовки выпускника

Председатель                                 по специальности

_________________

                                  Заместитель директора

                         по учебной работе

                         ________________

                                    «____» _________ 2010 г

Автор: Ахломова С.А                       - преподаватель КМБ № 4

Рецензенты ____________________________________________

_______________________________________________________

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для реализации государственных требований  к минимуму содержания к уровню подготовки студентов по специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям), утвержденных Министерством образования РФ и является единой для всех форм и всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины «География».

Данный курс завершает изучение географической картины мира. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.

Основной целью курса является формирование у студентов  целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют.

На примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах, регионах, во всем мире, данный курс призван решать следующие задачи:

  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
  • вооружить студентов необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;
  • продолжить развитие географического мышления;
  • сформировать основы географической культуры и мировоззрения.

Рабочая программа рассчитана на 78 часов. Максимальная нагрузка на студента установлена в объеме 102 часов.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений рабочей программой предусмотрено проведение практических занятий в количестве 20 часов.

Аттестация студентов по завершению курса изучения географии установлена в форме зачета.

Рабочая программа предусматривает организацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассчитана на 24 часа. Краткое содержание, форма отчетности планируемой  внеаудиторной самостоятельной работы даны в 4 разделе рабочей программы. Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме проведения и приемки (защиты) отчетных работ, устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в 7 разделе рабочей программы.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

  1. Называть (показывать):

1.1. государства на политической карте мира, их столицы;

1.2. страны – участницы важнейших международных экономических и политических организаций;

1.3. основные виды природных ресурсов, крупнейшие районы  их добычи и распространения;

1.4. источники и виды загрязнения окружающей среды;

1.5. способы рационального природопользования;

1.6. ареалы размещения рас, народов; распространения языков, религий;

1.7. крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

1.8. численность населения мира;

1.9. соотношение городского и сельского населения стран и регионов мира;

1.10. крупнейшие города и городские агломерации;

1.11. состав основных отраслей мирового хозяйства, их размещение;

1.12. факторы размещения основных отраслей мирового хозяйства;

1.13. страны – крупнейшие производители основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

1.14. важнейшие транспортные узлы и пути сообщения.

  1. Приводить примеры:

2.1. развитых и развивающихся стран;

2.2. монархий, республик, унитарных и федеративных государств;

2.3. взаимодействия общества и природы на различных этапах исторического развития;

2.4. стран с различным типом воспроизводства населения;

2.5. стран, богатых и бедных минеральными ресурсами;

2.6. демографической политики стран и регионов;

2.7. основных направлений внешних миграций населения;

2.8. международного географического разделения труда, специализации, интеграции, монополизации хозяйства;

2.9. стран аграрной, индустриальной, постиндустриальной структур хозяйства;

2.10. региональной политики стран;

2.11. рационального (нерационального) размещения производительных  сил;

2.12. размещения отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта;

2.13. основных направлений международных экономических связей.

  1. Определять:

3.1. показатели, характеризующие население и хозяйство отдельных стран и регионов мира.

  1. Характеризовать (описывать):

4.1. особенности урбанизации в странах и регионах мира;

4.2. формирование политической карты мира;

4.3. влияние деятельности человека на окружающую среду;

4.4. этапы формирования мирового хозяйства;

4.5. отрасли мирового хозяйства;

4.6. страну, регион, группу стран.

  1. Объяснить особенности:

5.1. естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

5.2.  размещения населения мира и отдельных регионов;

5.3.  урбанизации отдельных стран и регионов;

5.4.  размещения хозяйства отдельных стран и регионов мира;

5.5.  специализации хозяйства отдельных стран и регионов.

  1. Прогнозировать:

6.1. темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран;

6.2. направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира;

6.3. изменения в структуре мирового хозяйства, его географии;

6.4. изменения в специализации отдельных стран и регионов Земли в МГРТ;

6.5. возможные позитивные и качественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на глобальном, региональном, локальном уровнях.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ

   

Наименование  тем

Максимальная нагрузка студентов

Количество часов при очной форме обучения

самостоятельная

работа

студентов

Аудиторные

     занятия

Практические занятия

Тема 1.

Политическое устройство мира

8

4

2

2

Тема 2.

География мировых природных ресурсов

14

6

4

4

Тема 3.

География населения мира

11

6

2

3

Тема 4.

География мирового хозяйства

6

4

-

2

Тема 5.

География отраслей мирового хозяйства

23

14

4

5

Тема 6.

Глобальные проблемы человечества

9

4

2

3

Тема 7.

Региональная характеристика мира

31

20

6

5

                             Итого:

102

58

20

24

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Политическое устройство мира

Этапы формирования карты мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. Количественные и качественные сдвиги на политической         карте мира: изменение границ и смена государственного устройства.

Политическая география. Геополитика. Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты. Новейшие геополитические изменения на политической карте мира.

Россия на политической карте мира. Изменение политико-географического положения России. Россия в составе СНГ – новые аспекты межгосударственных отношений.

Международные организации. Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире. Роль России в международных организациях.

Основные группы стран (по размерам территории и уровню социально-экономического развития и др.). Развитые и развивающиеся страны (страны «большой восьмерки», европейские страны, СНГ, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие страны, отстающие страны).

Государственный строй стран мира, формы правления: монархия (абсолютная, конституционная, теократическая), республика (парламентская, президентская) и государственное устройство: унитарные и федеративные государства, конфедерация.

Практическое занятие

Определение политико-географического положения стран.

Тема 2. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие общества и географической среды. Изменения взаимоотношений общества и природы во времени. Антропогенные и культурные ландшафты. Освоение необжитых территорий.

Природные ресурсы. Неравномерность размещения природных ресурсов на земном шаре. Ресурсообеспеченность отдельных стран.

Минеральные ресурсы. Связь размещения минеральных ресурсов с тектоническим строением земной коры. Территориальное сочетание полезных ископаемых. Масштабы использования минеральных ресурсов. Истощение минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Безотходная технология.

Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда. Причины изменений в структуре земельного фонда: опустынивание, эрозия почв, рост городов, развитие индустрии и др. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Причины сокращения площади лесов. Два лесных пояса Земли.

Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана. Минеральные ресурсы. Морская вода. Энергетические ресурсы. Загрязнение океана.

Другие виды ресурсов. Энергия Солнца. Гелиоэнергетика. Энергия ветра, приливов и отливов. Энергия земных недр. Геотермальные электростанции. Агроклиматические ресурсы (тепло, влага, свет). Ресурсы животного мира. Рекреационные ресурсы.

Загрязнение окружающей среды: почвенного покрова, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Экологическая политика. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практическое занятие

Характеристика природных ресурсов Земли, классификация и размещение        

Практическое занятие

Нанесение на контурную карту рудных поясов Земли, крупных нефтегазоносных районов и угольных бассейнов.

Тема 3. География населения мира

Численность, воспроизводство и состав населения. Естественное и механическое движение населения. Половой и возрастной состав населения. Структура занятости. Региональные различия в демографической ситуации. Демография.

Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Влияние природно-исторических факторов на характер и традиции народа. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Этнополитические религиозные конфликты.

Размещение и миграции населения. Контрасты в размещении и плотности населения. Виды миграций. Внешние миграции населения – изменение их характера и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское расселение. Уровни и темпы урбанизации,  их регулирование. Крупнейшие города, агломерации, мегаполисы мира. Сельское население.

Население и окружающая среда. Влияние окружающей среды на все сферы жизни и деятельности человека. Уменьшение способности природных систем к восстановлению в результате огромных хозяйственных нагрузок. Антропогенные и культурные ландшафты Земли. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.

Практическое занятие

Сравнение состава и структуры населения разных регионов Земли.

Тема 4. География мирового хозяйства

Научно-техническая революция. Понятие о НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологии.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Международная специализация, экономическая интеграция, международные монополии (транснациональные корпорации).

Движение от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства. Факторы размещения производства.

Территориальная структура хозяйства в странах разного типа. Региональная политика.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Энергетика. Топливно-энергетическая промышленность. Основные направления транспортировки. Электроэнергетика. Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС, АЭС. Альтернативные источники энергии.

Металлургия. Тенденции в развитии черной металлургии. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Особенности географии цветной металлургии.

Машиностроение. Структура отрасли. Размещение отраслей машиностроения. Развитие машиностроения в странах разного типа.

Химическая промышленность – один из показателей модернизации экономики страны.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Легкая промышленность. Регионы текстильной промышленности. Ориентация текстильной промышленности на дешевую рабочую силу.

Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции».

Земледелие – ареалы выращивания основных зерновых и технических культур. География мирового животноводства.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Рыболовство.

Транспорт. Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние НТР на транспорт.

Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

Водный транспорт: особая роль морского торгового флота; мировые порты; внутренний водный транспорт.

Воздушный транспорт – самый молодой вид транспорта.

Транспорт и окружающая среда.

Международные экономические связи. Формы экономических связей: внешняя торговля, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, кредитный и инвестиционный рынки, научно-техническое и производственное сотрудничество, международный туризм, предоставление международных услуг. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.

Россия в системе международных торгово-экономических отношений. Отрасли международной специализации России. Доля страны в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Внешнеторговый баланс, структура экспорта и импорта. Крупнейшие торговые партнеры России, развитие двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.

Практическое занятие

Составление картосхем размещения основных отраслей энергетики и машиностроения

Практическое занятие

Составление краткой характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

Тема 6. Глобальные проблемы человечества

Природа и цивилизация. Географическая (окружающая) среда. Роль географии в сохранении и улучшении окружающей среды. Пути гармоничного взаимодействия природы и человечества. Систематизация глобальных проблем. Экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы регионов Земли.

Практическое занятие

Составление картосхемы географии глобальных проблем человечества.

Тема 7. Региональная характеристика мира

Изучаются регионы: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, а также Россия и страны ближнего зарубежья.

Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира.

«Визитная карточка» региона.  Географическое положение. Географическое наследие и географическая специфика.

Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреаций. Характер природопользования.

Население. Крупнейшие народы, их природно-исторические и культурно-бытовые особенности. Демографическая ситуация. Особенности сельских и городских поселений.

Специализация хозяйства. Место в мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Сельскохозяйственные районы, их специализация. Отрасли непроизводственной сферы. Главные финансовые и культурно-исторические центры.

«Географический рисунок»  расселения и хозяйства. Главные города и транспортные магистрали. Региональные различия.

Практическое занятие

Географический рисунок и хозяйство стран Зарубежной Европы

Практическое занятие

Составление сравнительных характеристик стран Зарубежной Азии.

Практическое занятие

Составление картосхемы производственных связей стран мира.

4. Планируемая самостоятельная работа студентов.

Темы

Название задания.

Часы, планируемые на самостоятельную работу

Форма

отчетности.

1

1. Важные геополитичесие проблемы мирового сообщества.

1

Доклад.

1

2. Государственный строй стран мира.

1

Составление конспективно-справочной таблицы.

2

3. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

1

Сообщение.

2

4. Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.

1

Сообщение.

2

5. Международные программы по охране природных ресурсов.

1

Сообщение.

2

6. Ресурсообеспеченность стран.

1

Составление сравнительной характеристики.

3

7. Главные районы трудовой иммиграции.

1

Нанесение на контурную карту.

3

8. География христианства (ислама, буддизма) в современном мире

1

Сообщение.

3

9. Основные направления и причины внешних миграций населения после второй мировой войны.

1

Сообщение.

4

10. Особенности современного международного разделения труда

1

Доклад.

4

11. НТР и развитие промышленности мира.

1

Доклад.

5

12. Промышленность и окружающая среда.

1

Доклад.

5

13. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире.

1

Доклад.

5

14. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.

1

Доклад.

5

15. Распространение главных отраслей животноводства.

1

Составление систематизирующей таблицы.

5

16. Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду.

1

Составление систематизирующей таблицы.

6

17. Характеристика глобальных проблем человечества.

1

Составление конспективно-справочной таблицы.

6

18. Преодоление отсталости развивающихся стран.

1

Конспект.

6

19. Проблемы Мирового океана.

1

Доклад.

7

20. Типологические особенности развитых и развивающихся стран.

1

Доклад.

7

21. Сравнительная характеристика четырех географических центров экономической помощи в зарубежном мире: США, Западной Европы, Японии и Китая.

1

Доклад.

7

22. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в зарубежном мире: Азии, Африки, Латинской Америки.

1

Доклад.

7

23. Составьте кроссворд «Страны мира»

1

Кроссворд.

7

24. Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

1

Кроссворд.

5. Перечень отчетных работ.

Практическое занятие №1

«Определение политико-географического положения стран»

Практическое занятие №2

«Характеристика природных ресурсов Земли, классификация и размещение».

Практическое занятие №3

«Нанесение на контурную карту рудных поясов Земли, крупных нефтегазовых районов и угольных бассейнов».

Практическое занятие №4

«Сравнение состава и структуры населения разных регионов Земли».

Практическое занятие №5

«Составление картосхем размещения основных отраслей энергетики и машиностроения».

Практическое занятие №6

«Составление краткой характеристики одной из отраслей мирового хозяйства».

Практическое занятие №7

«Составление картосхемы географии глобальных проблем человечества».

Практическое занятие №8

«Географический рисунок и хозяйство стран Зарубежной Европы».

Практическое занятие №9

«Составление сравнительных характеристик стран Зарубежной Азии».

Практическое занятие №10

«Составление картосхемы производственных связей стран мира».

6. Критерии оценки выполнения студентом отчётных работ.

       Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при составлении графиков, диаграмм, грамотного текста, наличия выводов и т. д.

       Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при  составлении графиков, диаграмм, не повлиявших на общий результат работы и т. д.

       Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т. д.

       Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, работа выполнена крайне небрежно и т. д.

Оценка ответов студентов.

       Оценка 5 ставится в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; строит ответ по собственному плану, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

       Оценка 4 ставится, если ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

       Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

       Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

7. Контрольные вопросы по темам.

Тема № 1 «Политическое устройство мира»

  1. Какой характер могут иметь изменения на карте мира?
  2. Почему различные исторические эпохи по-разному влияли на процесс формирования политической карты мира?
  3. Охарактеризуйте этапы формирования политической карты мира в ХХ веке, отмечая при этом конкретные изменения, происшедшие на ней.
  4. Приведите примеры сохранившихся колониальных владений. Кому они принадлежат?
  5. Перечислите критерии, которые могут быть положены в основу типологизации стран мира.
  6. Что такое внутренний валовый продукт?
  7. Каковы наиболее существенные признаки страны, входящей в «большую восьмерку»? Почему Великобритания относится к таковым, а, например, Швеция или Дания – нет?
  8. В каком регионе мира сосредоточены бедные страны. Приведите примеры.
  9. Что такое территория государства?
  10.   Пользуясь политической картой Африки, проанализируйте государственные границы африканских стран.
  11.  Раскройте содержание следующих понятий и терминов: границы государства, территориальные воды, абсолютная монархия, конституционная монархия, теократическая монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство.
  12.  Почему ООН – одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?
  13. Какие вопросы составляют сферу интересов политической географии и геополитики?
  14.  Каким образом география выборов связана с экономической и социальной географией?
  15. Приведите примеры так называемых «горячих точек», имеющихся сегодня на планете. Какие конфликтогенные факторы лежат в их основе?

Тема № 2 «География мировых природных ресурсов».

  1. От каких факторов зависит размещение на планете природных ресурсов?
  2. Приведите примеры государств, обладающих богатым природным потенциалом, но не достигших, по вашему мнению, больших успехов в социально-экономическом развитии.
  3. С помощью карт атласа укажите страны, располагающие всеми природными ресурсами, необходимыми для развития черной металлургии?
  4. Что такое «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность»?
  5. Чем отличаются природные ресурсы от экономических?
  6. Выделите на карте наиболее значительные рудные пояса Земли.
  7. Изучите по картам атласа основные потоки минерального сырья на земном шаре. Сделайте вывод об их закономерностях. Укажите, сопоставляя карты атласа, какие страны для развития обрабатывающей промышленности используют собственное рудное и горно-химическое сырье.
  8. Каковы, на ваш взгляд, наиболее типичные черты бесхозяйственного отношения к использованию минеральных ресурсов в современном мире?
  9. Определите, используя данные учебника, на сколько лет хватит мировых запасов указанных полезных ископаемых при современном уровне добычи, возрастающем ежегодно на 3%.
  10. Какие меры помогут решить проблему истощения минеральных ресурсов?
  11. Объясните различие терминов «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья».
  12. Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов? Где, на ваш взгляд, лежит «передний край» борьбы за почвы планеты?
  13. Обозначьте на контурной карте районы Земли, где находятся непригодные и неиспользуемые земли.
  14. Какие причины вызывают сокращение площади обрабатываемых земель?
  15. Объем  пресных вод мира (с минерализацией менее 1 г/л) более 28 млн км³, человечество же потребляет всего около 5 тыс. км³ в год. В чем же причины его глубокого беспокойства о пресных водах?
  16. Какая отрасль мирового хозяйства лидирует по масштабам оборотного водоснабжения и в какой отрасли оно практически не осуществляется? Почему?
  17. Укажите возможные пути преодоления мирового водного кризиса.
  18. Для каких стран и регионов мира в наибольшей степени характерны нижеперечисленные факторы  деградации и разрушения лесов:

а) нерациональные методы земледелия;

б) бесконтрольное расширение пастбищного скотоводства;

в) промышленное и транспортное  строительство;

г) плохо регулируемые заготовки деловой древесины;

     д) заготовка дров местным населением;

     е) поражение лесов кислотными дождями;

     ж) гибель лесов от пожаров, вызванных неосторожными действиями людей?

19.Какие материки имеют самую большую «лесистость»?

20.Каким образом человечество может спасти лесной покров планеты?

21.В чем заключается выдающаяся роль Мирового океана в биосфере  

     планеты, в жизни и хозяйственной деятельности человека?

22.Почему шельфовая зона представляет собой наибольший интерес с  

     точки зрения освоения минеральных ресурсов Океана?

23.Какие виды загрязнения морских вод наиболее опасны?

24.Где и почему добывается основное количество рыбы и морепродуктов?

25.Что такое марикультура? Какие страны выделяются по масштабам  

     развития марикультуры?

26.Какие вещества добываются непосредственно из морской воды?

27. 1 м² поверхности нашей планеты, освещенный прямыми лучами  

     Солнца, ежедневно получает энергию, примерно равную 1 кВт.

     Подсчитайте приблизительное количество энергии, получаемой  

     пустыней Сахарой в год, если ее площадь около 7 млн км², а  

     количество солнечных дней в году 300.

28.Где на земном шаре, в каких странах и регионах, имеются наилучшие  возможности использования энергии ветра? Почему? Составьте  

     картосхему, отражающую возможность использования ветра на  

     планете.

29.Раскройте взаимосвязь туризма и состояния окружающей среды.

Тема № 3 «География населения мира».

1. В чем сущность теории демографического перехода?

2. Раскройте содержание понятий «демографический взрыв», «нулевой  

    прирост населения», «демографическая политика».

3. Каковы различия в направленности демографической политики в таких странах, как КНР, Индия, Франция?

4. Обозначьте на контурной карте 10 самых многонаселенных стран мира.

5. Что такое воспроизводство населения?

6. Что лежит в основе различий между человеческими расами?

7. Что следует понимать под этнической общностью?

8. Что такое половозрастная пирамида?

9. Сделайте вывод о соотношении лиц разных возрастов в странах 1 и 2    

    типа воспроизводства.

10.Каково главное различие возрастной структуры населения развитых и   развивающихся стран?

11.Почему по возрастной структуре населения довольно легко судить об  обеспеченности трудовыми ресурсами?

12.Какие существуют различия между странами в характере занятости    

     Населения? Чем их можно объяснить?

13.Что такое «экономически активное население», «трудовые ресурсы»,                      

     «демографическая нагрузка»?

14. Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями.

15. Чем можно объяснить вспышку внешних миграций в 19 – 20 вв.? Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?

16. Что такое миграция, эмиграция, иммиграция?

17. Когда и почему внешние миграции в истории Земли приняли массовый характер?

18. Как меняется соотношение городского и сельского населения?

19. Что такое урбанизация?

20. Какие города являются самыми большими по численности населения в мире?

21. Что такое «агломерация», «мегалополис»? Приведите примеры.

22. Назовите страны мира, имеющие:

а) самый высокий уровень урбанизации _______________ ,

б) самый низкий уровень урбанизации ________________ .

23. Объясните, где и почему особенно ярко проявляется субурбанизация.

24. Что такое «трущобная» урбанизация? Объясните, где и почему это явление наиболее ярко выражено.

Тема № 4 «География мирового хозяйства».

1. Какие выгоды может принести странам их участие в международном разделении труда?

2. Как сказываются на специализации государств природные условия и ресурсы? Являются ли они при этом определяющими?

3. Чем различается международная специализация индустриально развитых стран и развивающихся? Почему?

4. Как вы понимаете выражения: а) социальная структура мирового хозяйства; б) региональная структура мирового хозяйства; в) отраслевая структура мирового хозяйства?

5. Какие факторы оказывают влияние на специализацию стран?

6. Как и почему возникло Мировое хозяйство?

7. Как различаются понятия «научно – техническая революция» и

«научно – технический прогресс»?

8. Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в «непосредственную производительную силу»? Как вы понимаете это выражение?

9. Что такое наукоемкость?

10. Что такое НИОКР? Укажите страны, которые являются лидерами в НИОКР.

11. Какими двумя путями развивается техника и технология в эпоху НТР?

12. Назовите главные направления развития производства в эпоху НТР.

13. Укажите, в чем проявилась НТР в управлении?

     14. Определите, какие факторы сильнее влияли на размещение производства в    прежние годы? Влияние каких факторов связано с эпохой НТР?

15. Что такое технополис? Приведите примеры технополисов в России и в других странах мира.

Тема № 5 «География отраслей мирового хозяйства»

1.Как вы понимаете выражение «Энергетика - основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономики»?

2.Какие отрасли производственной и непроизводственной сфер являются, по - вашему, крупнейшими потребителями энергетических ресурсов? Почему?

     3. Что такое ОПЕК?

     4.  Какие виды топлива являются основной мировой энергетики?

     5. Назовите направления основных  путей транспортировки нефти?

     6. Назовите крупнейшие нефтедобывающие корпорации в мире.

     7. Какие страны являются лидерами в производстве электроэнергии:

         а) в абсолютных цифрах

         б) на душу населения

     8. Какие гидроэлектростанции являются самыми мощными в мире?

     9. Может ли человечество обойтись без атомной энергетики и  нетрадиционных источников энергии?

    10. Какие страны мира обладают наиболее крупными запасами железных и марганцевых руд, коксующихся углей? Соответствует ли размещение железорудных баз в мире размещению металлургической  промышленности? Чем это объясняется?

   11. Почему многие отрасли  машиностроения требуют кооперирования?

   12. Основу многих наиболее крупных индустриальных комплексов мира составляют черная  металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Приведите примеры подобных комплексов в мире. В чем состоят их выгоды?

   13. Какие виды металлургии вы знаете?

   14. Какие страны являются  мировыми  лидерами  по производству  стали?

   15. Какие производства в цветной металлургии особенно выделяются своим масштабами?

   16. Где размещаются предприятия по добыче руды и производству черновых тяжелых  цветных металлов?

   17.  Объясните, почему машиностроение относится к авангардным отраслям мировой экономики.

   18. По каким показателям машиностроение  занимает  первое место среди других отраслей промышленности?

   19. Какие изменения происходят в территориальной структуре машиностроения?

   20.  Какие фирмы являются крупнейшими в:

          а) автомобилестроении

          б) электротехнике

          в) авиастроении

  21.Какие факторы определяют размещение предприятий химической промышленности?

  22. Какие регионы и страны выделяются высоким уровнем развития химической промышленности?

  23. Какие примеры и факты доказывают значение сельского хозяйства?

  24. Охарактеризуйте важнейшие природные предпосылки развития и размещения сельского хозяйства мира.

  25. Какие факторы определяют отраслевую структуру сельского хозяйства? Приведите примеры стран с явным доминированием животноводства или растениеводства

  26. Какой смысл  вкладывается в понятие «зеленая революция»?

  27.  В чем проявляются  положительные  и отрицательные стороны процесса химизации мирового земледелия?

  28. Каковы отличительные особенности развития и размещения основных отраслей животноводства в современном мире?

  29. Какой тип сельского хозяйства преобладает в развитых странах и

какой – в развивающихся?

  30. Что такое аграрно – промышленный комплекс (АПК)?

  31. Что такое «латифундия»?

  32. Чем отличается латифундия от общинного землевладения?

  33. Какая существует зависимость между уровнем развития страны и характером ее транспортной системы? В чем она проявляется? Покажите на примере конкретных стран.

  34. Чем вы можете объяснить то, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в России – железнодорожный?

  35. Какой вид транспорта сыграл, по – вашему, решающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните.

  36. Каков общий объем грузов, перевозимых транспортом мира ежегодно?

  37. Какие грузы являются основными в морских перевозках?

  38. Какие страны имеют самый большой торговый флот в мире?

  39. Какие страны лидируют по величине речного грузооборота?

  40. Объясните, в чем заключаются основные преимущества трубопроводного транспорта?

  41. Что перевозит авиационный транспорт в первую очередь?

  42. Составьте схему главных форм международных экономических связей. Какие из них возникли давно, а какие являются сравнительно новыми?

  43. Для каких стран особенно характерна такая форма экономических связей, как вывоз капитала? Чем она характеризуется?

44. Что такое «свободные экономические зоны» и в чем их преимущества?

45. Какие изменения в последние годы происходят в структуре Мировой торговли?

46. Какие вы знаете формы финансово – кредитных отношений между государствами?

47. Что такое «конвертируемость»?

48. Какие крупнейшие международные организации, регулирующие движение капитала, вам известны?

49. Какая форма международных экономических отношений является, по – вашему, наиболее перспективной и будет развиваться особенно быстрыми темпами?

50. Перечислите страны, в общем доходе которых особенно велика доля туризма.

51. Что относится к рекреационным ресурсам?

52. Какие вам известны современные виды туризма.

Тема № 6 «Глобальные проблемы человечества».

1. В чем сущность глобальных проблем и чем объяснить их возрастающую актуальность?

Объясните, почему отношения США с Советским Союзом, а затем с Россией традиционно связываются с ситуацией в международных отношениях в целом.

2. Используйте данные средств массовой информации, покажите последние конкретные шаги в установлении сотрудничества и взаимопонимания народов  в решении проблемы сохранение мира на Земле.

3. Что такое «глобальные проблемы человечества»?

4. Почему проблемы сохранения мира может быть признана одной  из самых важных для Земли и его жителей?

5. Какие  межгосударственные или международные договоры и соглашения, сокращающие угрозу ядерного оружия и конфликтов, вы знаете?

6. Укажите основные региональные конфликты конца XX в.

7. Перечислите основные экологические проблемы.

8. В каких регионах Земли и почему особенно быстро исчезает леса?

9. В чем заключается  опасность  исчезновения лесов?

10. Каковы негативные последствия и масштабы опустынивания?

11. Какие регионы Земли испытывают дефицит чистой пресной воды?

12. Какие отрасли экономики особенно  сильно загрязняют атмосферу?

13. Что такое «парниковый эффект»?

14. Какая причина вызывает это явление?

15.В каких регионах мира особенно сильно проявляется демографическая проблема?

16. Можно ли считать, что демографическая проблема отражает теорию Мальтуса?

17. Можно ли решить демографическую проблему без предварительного решения экономических и социальных проблем?

18. К каким последствиям приводит продовольственная проблема?

19. Как связаны между  собой продовольственная и демографическая проблемы?

20. Население каких регионов и стран мира испытывает недоедание и голод?

21. Что такое неполноценное питание?

22. Можно ли решить продовольственную проблему экстенсивным путем?

23. В чем состоит  суть энергетической  и сырьевой проблемы?

24. К каким последствиям привел энергетический кризис?

25. Каковы ближайшие перспективы развития энергетики?

26. Какие альтернативные источники энергии уже использует или может использовать человечество?

26. Почему альтернативные источники энергии не могут пока заменить традиционные?

27. Какое значение имеет Мировой океан для человечества и его хозяйственной деятельности?

28. Какими видами деятельности, связанными  с Мировым океаном, изначально занималось население Земли?

29. Что включает в свой состав морское хозяйство?

30. Какие проблемы, связанные с Мировым океаном, приобрели глобальный характер?

31. Какие глобальные мировые проблемы можно разрешить с помощью Мирового океана, его богатств и возможностей?

   

Тема № 7 Региональная характеристика мира.

1. Сравните географическое положение следующих западноевропейских стран: а) Греции и Норвегии; б) Великобритании и Швейцарии; в) Франции и Финляндии. Отметьте черты сходства и различия.

2. С чем, по-вашему, связан отчетливо проявляющийся в Западной Европе сдвиг некоторых отраслей промышленности из внутренних регионов в прибрежную зону? О каких отраслях идет речь?

3. Охарактеризуйте основные особенности географического положения государств Восточной Европы.

4. Сравните природные условия для ведения сельского хозяйства в Польше и Венгрии. Где они явно благоприятнее и почему?

5. В чем вы видите сходство и различие стран Восточной Европы?

6. Охарактеризуйте влияние природно-ресурсного потенциала на отраслевую и территориальную структуру хозяйства стран зарубежной Азии.

7. Что характерно для возрастной структуры населения подавляющего большинства азиатских государств? Каким образом возрастные особенности населения сказываются на социально-экономическом развитии этих стран?

8. Какова роль стран зарубежной Азии в международном разделении труда?

9. Оцените политико- и экономико-географическое положение Японии.

10. Какими главными особенностями характеризуется отраслевая структура японской экономики?

11. Что вы знаете о быте, традициях и культуре японцев?

12. Проследите по физико-географической карте прохождение общей границы Китая и России. Какие ее участки особенно благоприятны для расширения российско-китайского экономического сотрудничества?

13. Почему приморские провинции Китая опередили в экономическом развитии провинции и автономные районы Западного Китая?

14. Индия добилась заметных успехов в развитии промышленности. Однако все еще остается преимущественно аграрной страной. Чем вы можете подтвердить это?

15. Почему, несмотря на очень высокие абсолютные масштабы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, Индия все-таки относится к числу развивающихся стран

16. В чем главные причины переживаемых африканскими странами социально-экономических трудностей? Сравните проблемы, стоящие перед развивающимися странами Африки и Азии.

17. Какими особенностями характеризуется сельское хозяйство африканских стран? В чем проявляются черты его монокультурноси и каковы истоки этого явления?

18. Объясните особенности отраслевой и территориальной структуры промышленности африканских стран.

19. Как выглядит структура экспорта и импорта африканских стран? Чем она объясняется?

20. Охарактеризуйте особенности политико- и экономико-географического положения США, его влияние на хозяйственное развитие страны и ее безопасность.

21. Какова роль иммиграции в формировании американской нации?

22. Какие факторы способствовали перемещению в США  центра мировой экономики?

23. Каковы важнейшие черты структуры и размещения промышленности США?

24. В чем своеобразие природы Канады? Какие природные контрасты вы можете отметить на ее территории?

25. Какова специфика отраслевой структуры канадской промышленности и как она влияет на роль этой страны в системе международного разделения труда?

26. Какие факторы способствуют столь бурному росту латиноамериканских городов?

27. По карте атласа определите наиболее крупные промышленные районы латиноамериканских стран. Чем вы объясните приморский характер размещения большинства из них?

28. Дайте оценку политической и экономической роли США в развитии стран Латинской Америки.

29. В чем своеобразие природы Австралии и как оно сказывается на развитии и размещении хозяйства этой страны?

30. Какова роль иммиграции в расселении австралийцев, а также в их социально-экономической и культурной жизни?

31. Какие сходные проблемы в развитии производительных сил имеются у Австралии, Канады и России? Укажите возможные пути для их сотрудничества в решении этих проблем.

32. Какими возможностями экономического развития обладают, по вашему мнению, страны Океании?

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ

Учебники

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. –М.: Просвещение, 2008.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. –М.: Дрофа, 2000.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. –М.: Дрофа, 2000.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. –М.: Дрофа, 2001.

Пособия для студентов

Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл./ Под ред. В.П. Максаковского. –М.: Дрофа – ДиК, 1999.

Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. –М.: Просвещение, 1994.

Контурные карты «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. –М.: Дрофа – ДиК, 1999.

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «Экономическая и социальная география мира». –М.: Дрофа – ДиК, 1999.

Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. –М.: Просвещение, 1997.

География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. –М.: Открытый мир, 1995.

География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для         10-11 кл.  / А. Наумов, В. Холина. – М.: Открытый мир, 1997.

Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. География.–М.: Интеллект-Центр, 2002.

Петрова Н.Н. и др. Единый государственный экзамен. Тестовые задания. География. –М.: Просвещение, 2001.

Симагин Ю.А., Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля и самоконтроля по географии. Для учащихся 10-х классов.–М.: СпортАкадемПресс, 2001.

Методические пособия для преподавателей

Программно-методические материалы. География. 10-11 кл. –М.: Дрофа, 1999.

Сборник разноуровневых программ. География. 6-10 кл. –М.: Просвещение, 1996.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 1999.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. I, II, III.  –Ярославль, 1993, 1995, 1996.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. –М.: Просвещение, 1994.

Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 кл. –М.: Дрофа, 1999.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы  по географии. 6-10 кл. –М.: Дрофа, 1999.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. –М.: АРКТИ, 1997.

Печатные пособия

Политическая карта мира. Карты групп зарубежных стран и отдельных стран; картографические таблицы; таблицы по различным разделам содержания.

Экранные пособия

Серии диапозитивов, транспаранты, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, видеофильмы по основным разделам содержания. Серия слайд-альбомов «Географическая карта мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Биология...

рабочая программа География 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 2014-15

Рабочая программа по дисциплине География...

рабочая программа География 100701 Коммерция (по отраслям) 2011

Рабочая программа по дисциплине География...

рабочая программа Химия 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Химия...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...

рабочая программа Экология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа дисциплины Экология...