Тематическое планирование учебного материала по химии 11 класс.
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya11.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
2.Примерная программа среднего общего образования по химии, Программа курса химии для 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, 2010 г. и Государственного общеобразовательного стандарта.
3.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ от 23.12.2009 № 822.;
4.Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
5.Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 154 на 2014-2015 учебный год,утвержденный Департаментом образования Администрации городского округа Самара
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с ре
формированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
- о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
- химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.
- Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Задачи курса:
1.Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
- Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ
Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю), на
этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне для обязательного изучения учебного предмета «Химия» отводит 70 учебных часов (1 учебный час в неделю в 10 и 11 классах). Преподавание курса химии универсального профиля может осуществляться в объеме 2-х часов в неделю, в этом случае дополнительный час берется из числа часов отводимых на элективные курсы. Возможность изучения дополнительного 1 часа в 10 и 11 классах стало благодаря резерву из школьного компонента.
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008).
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа резервного времени, всего 70 часов (35 недель) 2 часа в неделю.
На 2014-2015 учебный год- 68 часов(34 рабочие недели)
По учебному плану МБОУ СОШ № 154 – 2 часа
Федеральный компонент – 1 час, - компонент образовательного учреждения-1час, всего-2часа в неделю.
Данные часы направлены на реализацию базового уровня в полном объеме.
1 час из школьного компонента выделен с целью качественного проведения и выполнения химического практикума и демонстрационного эксперимента, для решения задач, как средства закрепления умений и навыков по предмету, для более качественного усвоения изучаемого материала. Так как химия – наука экспериментальная, то при выполнении практических работ и демонстрационного эксперимента гораздо легче усваиваются сложные вопросы.
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику: «Химия. 11класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2009 -210 с;
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Химия 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2009.-210с.
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1-2 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ и Интернет:
Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
Интернет-ресурсы:
- Alhimik www.alhimik.ru
- Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
- Химия для всех www.informika.ru
- Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
- Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
- Уроки химии Кирилла и Мефодия
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, Час. | Из них | |
Практ. работы. | Контр. работы | |||
1 | Тема 1. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева | 6 | ||
2 | Тема 2. Строение вещества | 26 | 1 | 1 |
3 | Тема 3. Химические реакции | 16 | ||
4 | Тема 4. Вещества и их свойства | 20 | 2 | 1 |
Итого | 68 | 2 | 3 |
План | Факт | Отставание по программе | Причина отставания (опережения) | |
1 четверть | 18 | |||
2 четверть | 14 | |||
3 четверть | 22 | |||
4 четверть | 16 | |||
Итого | 70 |
План график проведения контрольных и практических работ
План | Факт | Тема контрольной/практической работы | |
1 четверть | 20.09 |
1.Входная контрольная работа | |
2 четверть | 20.12 |
| |
3 четверть | 04.04 |
| |
4 четверть | 06.05 |
| |
Итого | Контрольных работ – 3 Практических работ -3 |
Содержание программы «Общая химия»
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (26 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (16 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»
Тема 4. Вещества и их свойства (20 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
I. Учебно-методический комплект
Для учителя: 1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008; 2. Стандарт основного общего образования //Вестник образования России – №12, 13, 2004г 3. О.С. Габриелян. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 класс. О.С. Габриелян 5.Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010. 6. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2009. | Для ученика: 1.О.С. Габриелян. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 2. Габриелян О. С.. Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 11кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11 класс». М.: Дрофа, 2006-2008. |
II. Оборудование и программное обеспечение
Компьютеры
Проектор
Ш. Перечень учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования
Соответствует оснащенности кабинета.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
Календарно-тематическое планирование.
Курс «Общая химия» 11 класс (базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы преподавания | Эксперимент | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание | ||
план | факт | ученик д/знать | ученик д/уметь | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (6 часов) | |||||||||||
1 | Атом – сложная частичка.Инструктаж по технике безопасности на уроках химии. | Рассмотреть различные теории строения атомов | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Теории и модели атомов Электронная класси фикация элементов. s-,p-, J-,/-семейства | Урок изучения нового материла | Понятия моделей атомов | характеризовать каждую модель, определять плюсы и недостатки | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | § 1, упр. 1, 2 | |||
2 | Состояние электронов в атоме | Изучить основные правила заполнения электронами энергетических уровней | Энергетические уровни или электронные слои | Комбинированный | Понятия гибридизация, π-, σ- связи | Определять эти связи и рисовать форму электронных облаков | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | §1, упр. 3-5 | |||
3 | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Подробно рассмотреть электронную классификацию элементов s-, p-, d-, f-семейств | Электронная классификация элементов s-,p-, d-,f-семейства | Комбинированный | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | §1, конспект |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | Валентные возможности атомов химические элементов | Научить предполагать валентные возможности атомов на основании электронной и графической формулы. | Валентность, изомерия | Комбинированный | Понятия – изомерия, разные виды изомерия | Составлять формулы изомеров и давать им названия | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | §1, конспект | |||
5 | Периодический закон ПСХЭ Д.И. Менделеева | Закрепить умения составлять изомеры данного соединения, давать названия органическим веществам. | Основные типы реакций неорганических соединений и органических веществПричины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. Положение водорода в ПС | Контроль знаний. | Химические свойства основных классов неорганических оединений, номенклатура и изомерия органических соединений, генетическая связь между основными классами неорганич. веществ. | Характеризовать элементы по положению в ПСХЭ | ПСХЭ | §2, упр. 1-5 | |||
6 | Входная контрольная работа | Проверить остаточные знания по химии.Контроль знаний. | ПСХЭ | . ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-11» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 18-22 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (26 часов) | |||||||||||
7 | Виды химических связей | Обобщить, углубить и расширить знания учащихся о химической связи | Химическая связь | Комбинированный | Основные понятия- Химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи, донорно-акцепторная связь | Определять тип хим. связи в соединениях | Таблица «Химическая связь» | Конспект | |||
8 | Типы кристаллических решеток | Обобщить, углубить и расширить знания учащихся о кристаллических решетках | Кристаллические решетки | Комбинированный | Понятия- Металлическая связь, водородная связь, металлическая кристаллическая решетка, молекулярная кристаллическая решетка | Определять тип кристаллической решетки | Модели кристаллических решеток алмаза, графита, натрия | Конспект | |||
9 | Ионная химическая связь | Расширить понятие ионной химической связи | Ионная связь, классификация ионов | Комбинированный | Особенности ионной химической связи | Давать характеристику веществ с иной химической связью | Таблицы | §3, упр. 1, 3 | |||
10-11 | Ковалентная химическая связь | Расширить понятие ковалентной химической связи | Ковалентная или атомная химическая связь, электроотрицательность, диполь, донор, акцептор | Комбинированный | Особенности ковалентной химической связи | Давать характеристику веществ с ковалентной химической связью | Таблицы | §4, упр. 1-5 | |||
12 | Металлическая химическая связь | Расширить понятие металлической химической связи | Металлическая связь, пластичность, электропроводность, теплопроводность, сплавы | Комбинированный | Особенности металлической химической связи | Давать характеристику веществ с металлической химической связью | Таблицы | §5, упр. 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | Водородная химическая связь | Расширить понятие водородной химической связи | Водородная химическая связь, денатурация, | Комбинированный | Особенности водородной химической связи | Давать характеристику веществ с водородной химической связью | Таблицы | §6, упр. 1-6 | |||
14-15 | Единая природа химической связи | Обобщить знания о химической связи | Виды химических связей | Комбинированный | Типы химических связей | Отличать химические связи по особенностям строения веществ и их свойствам | Таблицы | Повторить §3-6 | |||
16 | Семинар по теме «Виды химических связей. Типы кристаллических решеток» | Закрепить знания, применить их в решении упражнений | Виды химических связей | Урок-семинар | Основные понятия- Химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи, донорно-акцепторная связь | Определять тип хим. связи в соединениях | Таблицы | ||||
17-18 | Полимеры- высокомолекулярные соединения (ВМС) | Актуализировать знания учащихся о ВМС | Полимеры, пластмасса, волокна, каучуки | Комбинированный | Понятия : полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, форма молекул, термопластичность, термореактивность | Отличать эти понятия | Коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки» | §7, упр. 7 | |||
19-20 | Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры | Актуализировать знания учащихся о пластмассах | Пластмасса, эластомеры, пластик | Комбинированный | Понятия: пластмассы, биополимеры, эластомеры | Отличать эти понятия | Коллекция «Пластмассы» | §7, упр. 1-4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
21 | Волокна | Актуализировать знания учащихся о волокнах | Волокна и их классификация | Комбинированный | Понятия волокна, виды волокон | Различать волокна по их классификации | Коллекция «Волокна» | §7 | |||
22 | Газообразные вещества | Изучить особенности строения газов | Газообразное состояние вещества. Агрегатные состояния. Молярный объем газообразных веществ | Комбинированный | Особенности строения и свойства газообразных веществ | Давать характеристику газообразных веществ | Таблицы | §8, упр. 2, 4 | |||
23 | Жидкие вещества | Изучить особенности строения жидких веществ | Жесткость воды, массовая доля растворенного вещества | Комбинированный | Особенности строения и свойства жидких веществ | Давать характеристику жидких веществ | Таблицы | §9, упр. 2, 6-8 | |||
24 | Твердые вещества | Изучить особенности строения твердых веществ | Кристаллы, амфотерность | Комбинированный | Особенности строения и свойства твердых веществ | Давать характеристику твердых веществ | Таблицы | §10, упр. 1-4 | |||
25-26 | Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) | Сформировать представление о составе, многообразии и значении дисперсных систем | Определение и клас сификация дисперс ных систем. Истин ные и коллоидные растворы | Урок изучения нового материала | Классификацию дисперсных систем | Различать истинные и коллоидные растворы | Таблицы | §11, упр. 1-4 | |||
27 | Состав веществ. Причины многообразия веществ | Раскрыть причины многообразия веществ | Гомология, изомерия, аллотропия, массовая доля выхода продукта, молярная концентрация | Комбинированный | Основные понятия: гомология, изомерия, аллотропия, массовая доля выхода продукта, молярная концентрация | Решать задачи и упражнения на выход продукта реакции | ДМ | §12, упр. 4, 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
28-29 | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей | Актуализировать знания учащихся о смесях | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, выпаривание, хроматография и др. | Комбинированный | Способы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, выпаривание, хроматография и др | Разделять вещества и смеси | ДМ | §12, упр. 11-14 | |||
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества» | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Строение вещества» | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Строение вещества» | Урок обобщения | Основные понятия | -распознавать газы лабораторным способом; - писать уравнения химических реакций | Таблицы, ДМ | Повторить §1-12 | |||
31 | Контрольная работа №2 Строение внщества.Промежуточная аттестация. | Контроль знаний по теме «Строение вещества | Все понятия и вопросы по теме | Контрольная работа №2 | Все понятия и вопросы по теме | Выполнять упражнения и решать задачи | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-11» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 79-82 | Повторить §-12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
32 |
|
| Основные понятия предыдущих тем | Контрольная работа 1 |
| распознавать газы лабораторным способом; - писать уравнения химических реакций |
| Повторить §1-12 | |||
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (16 часов) | |||||||||||
33 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии | Обобщить и расширить знания химических реакций | Реакция, типы реакций - соединения, разложения, замещения, ионного обмена, разложения, элиминирования, изомеризации | Комбинированный | Понятия – реакции соединения, разложения, замещения, ионного обмена, разложения | Определять тип реакции по уравнениям | Таблицы | §13, конспект | |||
34 | Реакции, идущие без изменения состава вещества | Расширить представление учащихся о классификации химических реакций | Комбинированный | Классификации химических реакций | Определять тип реакции по уравнениям | ДМ | §13, упр. 1, 2, 5 | ||||
35 | Реакции, идущие с изменением состава вещества | Продолжить формировать представление учащихся о классификации химических реакций | Комбинированный | ДМ | §14, упр. 1-4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
36 | Тепловой эффект химической реакции | Сформировать представление учащихся о причинах протекания реакций | Тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, энтальпия, термохимические уравнения | Комбинированный | Понятия – тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, энтальпия, термохимические уравнения | Определять тепловой эффект реакции | ДМ | §14, упр. 5-7 | |||
37 | Энергетика химических реакций | Научить учащихся производить расчеты по термохимическим уравнениям | Комбинированный | ДМ | §14, упр. 8-9 | ||||||
38 | Скорость химической реакции | Обобщить и расширить знания о скорости химических реакций | Скорость химических реакций, энергия, химическая кинетика | Комбинированный | - понятие «скорость химической реакции»; - факторы, влияющие на скорость реакций; - понятие о катализаторе и механизме его действия; ферменты-биокатализаторы | Вычислять скорость хим. реакций по формуле | ДМ | §15, упр. 1-4 | |||
39 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции | Рассмотреть факторы, изменяющие скорость химических реакций. Научить решать расчетные задачи | Константа скорости. Закон действующих масс, температурный коэффициент, катализ: гетерогенный и гомогенный | Комбинированный | Понятия-реакции замещения, эффект сопряжения, заместители первого и второго рода | Решать упражнения | ДМ | §15, упр. 5, 6, 11 | |||
40 | Обратимость химических реакций | Обобщить и расширить знания о химическом равновесии, факторах, смещающих его | Обратимость хим. реакций, скорость реакции | Комбинированный | Понятия – обратимость хим. реакций | §16, упр. 1-3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
41 | Химическое равновесие, условия его смещения | Актуализировать, расширить и углубить знания о химическом равновесии и его смещении | Константы равновесия, принцип Ле Шателье | Комбинированный | Понятия – обратимость хим. реакций, скорость реакции, константы равновесия, принцип Ле Шателье | Определять в какую сторону смещается хим. равновесие | Портрет Ле Шателье | §16, упр. 4-6 | |||
42 | Истинные растворы | Актуализировать знания учащихся о растворах, растворимости, процессе растворения, количественных характеристиках раствора | Растворимость, истинные растворы, способы выражения концентрации растворов, массовая доля растворенного вещества | Комбинированный | Физическую и химическую теории растворов | Вычислять массовую долю вещества в растворе | Таблицы | Конспект | |||
43 | Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов | Обобщить знания о диссоциации, свойствах электролитов. Научить составлять уравнения диссоциации, реакций ионного обмена\ | Электролиты, неэлектролиты, диссоциация, ассоциация, гидратированные ионы, катионы, анионы, степень электролитической диссоциации | Комбинированный | Л.р.№1 Проведение р-ций ионного обмена для хар-ки свойств электролитов | - понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов; - роль воды в химических реакциях; - сущность механизма диссоциации; - основные положения ТЭД | Записывать реакции превращений спиртов, их изомеризации | ДМ | §17, упр. 1, 5-8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
44 | Водородный показатель | Сформировать понятие о pH, ионном произведении вод, константе ее диссоциации | Водородный показатель, ионное произведение воды, кислая, нейтральная, щелочная среды, индикаторы | Комбинированный | Л.р. №2 Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора | Понятия - водородный показатель, ионное произведение воды, кислая, нейтральная, щелочная среды, индикаторы | Определять рН среды | Вода, растворы индикаторов, кислот, щелочей | Конспект | ||
45 | Гидролиз неорганических веществ | Сформировать понятие гидролиз. Научить составлять уравнение гидролиза, определять среду раствора | Строение и состав фенолов, свойства и получение, применение | Комбинированный | Понятия – Гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид | Записывать уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде | Индикаторы, растворы солей CuSO4, Na2CO3, NaCl, (NH4)CO3 | §18, упр. 3, 4, 7 | |||
46 | Гидролиз органических веществ | Обобщить сведения о гидролизе органических соединений | Гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид уравнения, реакция среды. | Типы гидроли за солей и органиче ских соединений | Составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды | ДМ | §18, упр. 8 | ||||
47 | Окислительно-восстановительные реакции | Систематизировать знания о классификации ОВР | Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, электронный баланс | Комбинированный | Л.р. №3 Распознавание хлоридов и сульфатов | - понятия «окисли тель», «восстанови тель», «окисление», «восстановление»; - отличия ОВР от реакций ионного обмена | Составлять уравнения ОВР | ПСХЭ | §19, упр. 1, 2, 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
48 | Электролиз расплавов и растворов электролитов | Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза | Электролиз, катод, анод | Урок изучения нового материала | Уравнения анодных и катодных процессов электролиза | Составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза | ДМ | §19, конспект | |||
ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (20часов) | |||||||||||
49 | Классификации веществ | Обобщить знания о классификации веществ, закрепить и систематизировать их | Вещество, простые, сложные вещества, амфотерность, двойные и комплексные соли, внутренняя и внешняя сферы, лигатура, координационное число, углеводороды предельные и непредельные, гетероциклические, циклоалканы | Комбинированный | Все понятия изучаемой темы | Составлять формулы комплексных соединений | ДМ | Конспект |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
50 | Металлы | Систематизировать знания о строении атомов металлов, металлической связи, особенности физических свойств | Металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, парамагнитная и диамагнитная способность | Комбинированный | Л.р. №4 Знакомство с образцами Ме и их рудами | Понятия- металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка | Давать характеристику веществ-металлов | Коллекции металлов, модели кристаллических решеток | § 20, упр. 1-3 | ||
51 | Химические свойства металлов | Систематизировать знания о химических свойствах металлов. | Электрохимический ряд напряжения металлов, оксиды, галогениды, сульфиды, гидриды, пероксиды | Комбинированный | Л.р.№5 Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей | Понятия – Электрохимический ряд напряжения металлов, оксиды, галогениды, сульфиды, гидриды, пероксиды | Характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов | Ряд активности металлов. Гранулы цинка, железные гвозди, соляная и уксусная кислоты, гидроксид натрия | § 20, упр. 5 (б, в) | ||
52 | Коррозия металлов | Расширить и углубить знания о коррозии металлов и способах защиты металлов | Химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор | Комбинированный | Понятия - химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор | Различать химическую и электрохимическую коррозии | Конспект |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
53 | Неметаллы | Расширить и углубить знания о неметаллах | Неметаллы, электронное строение, свойства, химические превращения, применение | Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков | Л.р.№6 Знакомство с неметаллами и их природными соединениями | Основные и ключевые понятия | Давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ; - сравнивать неметаллы с металлами | Коллекции неметаллов | § 21 | ||
54 | Химические свойства неметаллов | Ознакомить с неметаллами главных подгрупп 7, 6, 5 и 4 групп, особенностями физического и химического строения, применение | Основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь, полярность связи. | Комбинированный | Понятия- основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь, полярность связи | Давать характеристику веществ-неметаллов | ДМ | § 21, упр. 6, 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
55 | Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы» | Практическая работа 2 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | - распознавать растворы кислот и щелочей, - писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде | Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медного купороса, гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорид железа (II), гидроксида натрия, карбонат натрия, индикаторы, раствор крахмала, известь, хлорид аммония, пробирки, спиртовки, спички | ||||||
56 | Оксиды | Изучить строение, классификацию, номенклатуру, химические свойства оксидов. | Бинарные соединения. Оксиды. Кислотные и основные оксиды. | Комбинированный | Основные понятия: оксиды, гидраты, бинарные соединения | Определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов | Образцы оксидов | Конспект | |||
57 | Кислоты | Изучить строение, классификацию, номенклатуру, химические свойства кислот | Кислоты, техника безопасности при работе с ними, кислотный остаток, бескислородные и кислородосодержащие кислоты | Комбинированный | Классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических кислот, качественную реакцию на распознавание кислот | Определять принадлежность вещества к классу кислот | ДМ | § 22, упр. 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
58 | Семинар по теме: «Кислоты» | Закрепить знания по теме «Кислоты» | Окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция | Урок-семинар | Основные понятия- окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция | Классифицировать кислоты, давать характеристику физических и химических свойств | ДМ | § 22, упр. 8 | |||
59 | Основания | Изучить строение, классификацию, номенклатуру, химические свойства оснований | Основания, гидроксильная группа, щелочи | Комбинированный | Основные понятия темы, качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей | Определять принадлежность вещества к классу оснований, назвать его, составлять формулы оснований | Таблицы, ДМ | § 23, упр. 5, 6 | |||
60 | Семинар по теме: «Основания» | Закрепить знания по теме «Основания» | Основания, гидроксильная группа, щелочи | Урок-семинар | ДМ | § 23, упр. 8 | |||||
61 | Соли | Обобщить сведения о солях, научить подтверждать свойства органических и неорганических веществ | Соли, кислотный остаток, номенклатура солей | Комбинированный | Классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических солей, качественную реакцию на распознавание солей | Определять принадлежность вещества к классу солей | Таблица растворимости, ДМ | § 24, упр. 5 (а) | |||
62 | Семинар: «Соли» | Закрепить знания по теме «Соли» | Соли, кислотный остаток, номенклатура солей | Урок-семинар | ДМ | § 24, упр. 5 (б) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
67 | Повторение материала по теме: «Свойства металлов» | Все понятия и вопросы по теме | Итоговая контрольная работа | Все понятия и вопросы за курс 11 класса | Выполнять упражнения и решать задачи | Коллекции металлов и их соединений. | |||||
68 | Итоговый урок |
Распределение учебного материала
1 четверть 9 недель | 2 четверть 7 недель | 3 четверть 11 недель | 4 четверть 8 недель | Год 34 недели | |
Количество часов | 18 | 14 | 22 | 16 | 70 |
Раздел | 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева 2. Строение вещества | 2. Строение вещества.. | 3. Химические реакции 4. Вещества и их свойства | 4. Вещества и их свойства | 4 |
Контрольные работы | Входная контрольная работа. | «Строение вещества» | - | Итоговая контрольная работа | 3 |
Практические работы | «Получение, собирание и распознавание газов» | «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»» | «Идентификация неорганических соединений» | 3 |
Распределение учебного материала
1 четверть 9 недель | 2 четверть 7 недель | 3 четверть 11 недель | 4 четверть 8 недель | Год 34 недели | |
Количество часов | 18 | 14 | 22 | 16 | 70 |
Раздел | 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева 2. Строение вещества | 2. Строение вещества.. | 3. Химические реакции 4. Вещества и их свойства | 4. Вещества и их свойства | 4 |
Контрольные работы | Входная контрольная работа. | «Строение вещества» | - | Итоговая контрольная работа | 3 |
Практические работы | «Получение, собирание и распознавание газов» | «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»» | «Идентификация неорганических соединений» | 3 |
Тематическое планирование.
Курс «Общая химия» 11 класс (базовый уровень)
№ п/п | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы преподавания | Эксперимент | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание | |||
ученик д/знать | ученик д/уметь | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (6 часов) | |||||||||||
1 | Атом – сложная частичка.Инструктаж по технике безопасности на уроках химии. | Рассмотреть различные теории строения атомов | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Теории и модели атомов Электронная класси фикация элементов. s-,p-, J-,/-семейства | Урок изучения нового материла | Понятия моделей атомов | характеризовать каждую модель, определять плюсы и недостатки | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | § 1, упр. 1, 2 | |||
2 | Состояние электронов в атоме | Изучить основные правила заполнения электронами энергетических уровней | Энергетические уровни или электронные слои | Комбинированный | Понятия гибридизация, π-, σ- связи | Определять эти связи и рисовать форму электронных облаков | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | §1, упр. 3-5 | |||
3 | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Подробно рассмотреть электронную классификацию элементов s-, p-, d-, f-семейств | Электронная классификация элементов s-,p-, d-,f-семейства | Комбинированный | ПСХЭ. Таблицы «Строение атома». Модели атомов | §1, конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе по учебнику "Английский в фокусе" 2 класс (ФГОС)....
Тематическое планирование учебного материала по химии 10 класс 3ч в неделю О.С. Габриелян
Данное тематическое планировани е может быть использовано для работы в 10 профильном классе....
Тематическое планирование учебного материала по химии 8 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Тематическое планирование учебного материала по химии 9 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Тематическое планирование учебного материала по химии 10 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.2 часа в неделю
КТП представлено в рамках ФГОС с указанием УУД(предметных, метапредметных и личностных) по каждому уроку....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 9 классе.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 9 классе....