Тематическое планирование учебного материала по химии 10 класс.
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya10.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
2.Примерная программа среднего общего образования по химии, Программа курса химии для 10 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, 2010 г. и Государственного общеобразовательного стандарта.
3.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ от 23.12.2009 № 822.;
4.Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
5.Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 154 на 2014-2015 учебный год,утвержденный Департаментом образования Администрации городского округа Самара
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений притом количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Задачи курса :
- освоение теории химических элементов и их соединений;
- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между
- составом, свойствами и применением веществ;
- применение на практике теории химических элементов и их соединений для
объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.) - 10 класс, базовый уровень, 68 часов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю), на
этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне для обязательного изучения учебного предмета «Химия» отводит 70 учебных часов (1 учебный час в неделю в 10 и 11 классах). Преподавание курса химии в универсального профиля может осуществляться в объеме 2-х часов в неделю, в этом случае дополнительный час берется из числа часов отводимых на элективные курсы. Возможность изучения дополнительного 1 часа в 10 и 11 классах стало благодаря резерву их школьного компонента.
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику: «Химия. 10класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2009 -210 с;
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа резервного времени, всего 70 часов (35 недель) 2 часа в неделю.
На 2014-2015 учебный год- 68 часов(34 рабочие недели)
Федеральный компонент – 1 час, - компонент образовательного учреждения-1час, всего-2часа в неделю.
Данные часы направлены на реализацию базового уровня в полном объеме.
1 час из школьного компонента выделен с целью качественного проведения и выполнения химического практикума и демонстрационного эксперимента, для решения задач, как средства закрепления умений и навыков по предмету, для более качественного усвоения изучаемого материала. Так как химия – наука экспериментальная, то при выполнении практических работ и демонстрационного эксперимента гораздо легче усваиваются сложные вопросы.
По учебному плану МБОУ СОШ № 154 – 2 часа
Учебник: «Химия. 10класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2009 -210 с;
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
- позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
- представляет курс, освобождённый от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
- полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ и Интернет:
Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
Интернет-ресурсы:
- Alhimik www.alhimik.ru
- Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
- Химия для всех www.informika.ru
- Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
- Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru Уроки химии Кирилла и Мефодия
Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса:
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон, - основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
- характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, Час. | Из них | |
Практ.работы. | Контр.работы | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 6 | 1 | |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | - | 1 |
4 | Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники | 19 | - | 1 |
5 | Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества» | 9 | 1 | - |
6 | Тема 5. «Биологически активные вещества» | 8 | ||
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры | 7 | 1 | |
8 | Резерв | 2 | 1 | |
9 | Итого | 68 | 2 | 4 |
План | Факт | Отставание по программе | Причина отставания (опережения) | |
1 четверть | 18 | |||
2 четверть | 14 | |||
3 четверть | 22 | |||
4 четверть | 16 | |||
Итого | 68 |
План график проведения контрольных и практических работ
План | Факт | Тема контрольной/практической работы | |
1 четверть | 1.Входная контрольная работа№1 | ||
2 четверть |
| ||
3 четверть |
| ||
4 четверть |
| ||
Итого | Контрольных работ – 4 Практических работ -2 |
Содержание программы «Органическая химия»
Введение (1ч.)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (6ч.)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16ч.)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и
их природные источники (19ч.)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч.)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (8ч.)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (7ч.)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета :
I.
1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008; 2. Стандарт основного общего образования //Вестник образования России – №12, 13, 2004г 3. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 4. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 класс. О.С. Габриелян. 5. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010. | Для ученика. 1.О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2. Габриелмн О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10класс». М.: Дрофа, 2006-2008. |
.
II. Оборудование и программное обеспечение
Компьютеры
Проектор
Ш. Перечень учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования
Соответствует оснащенности кабинета.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Календарно-тематическое планирование.
Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы преподавания | Эксперимент | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание | ||
план | факт | ученик д/знать | ученик д/уметь | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||
1 | Предмет и задачи органической химии. Инструктаж по технике безопасности на уроках химии. | Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах особенностях, строении их признаках органических веществ | Органическая химия, органические вещества, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия | УОНМ Беседа с элементами лекции | Понятия органическая химия, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия, виды изомерии | Разъяснять смысл термина «органическая химия», давать сравнительную характеристику органическим и неорганическим веществам | Образцы органических веществ (сахар, парафиновая свеча, полиэтилен, ацетон); шаро-стержневые модели молекул бутана, изобутана, этана, ацетилена, циклобутана, бутена-1 | §1, упр.1-7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (6 часов) | ||||||||||||||
2-3 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | Сформировать представление учащихся о строении органических веществ | Валентность углерода, заместители разного рода, постулаты теории строения органических соединений | Рассказ с элементами беседы | Понятия теория строения органических соединений, химическое строение, валентность углерода, уметь объяснять строение органических соединений на примерах | - составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов; - находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений | Портрет А.М. Бутлерова, модели | §2, упр. 9, 10, 11 | ||||||
4 | Электронное строение атома углерода. Ковалентная химическая связь. Валентные состояния атома углерода | Актуализировать знания учащихся об электронном строении атомов и молекул, о способах образования химических связей. Сформировать представление о гибридизации атомных орбиталей, о строении атома углерода в трех валентных состояниях | Химическая связь, ковалентная химическая связь, полярная и неполярная. Неподеленная электронная пара. Электронная плотность, электроотрицатель ность элементов. Гибридизация, первое, второе, третье валентное состояние атома углерода, sp3, sp2 – гибридизация, π-, σ- связи | Урок изучения нового материла | Понятия электроотрицательность, неподеленная электронная пара, электронная плотность, полярная и неполярная ковалентная связь | Определять в соединениях тип гибридизация, π-, σ- связи, уметь определять эти связи и рисовать форму электронных облаков. связи | Таблицы «Виды химической связи», «s- и p- электронные облака». Объемные модели молекул метана, этилена, ацетилена | §2, упр. 1, 2, 3(письменно)
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
5 | Классификация и номенклатура органических соединений | Сформировать у учащихся представление о признаках классификации органических веществ, знания об особенностях строения каждого класса веществ, о названиях функциональных групп | Функциональные группы, особенности строения и свойств каждого класса органических веществ. | КУ | Понятия функциональные группы, особенности строения и свойства конкретных классов органических веществ, уметь относить вещества к определенному классу орг. веществ | Давать названия по тривиальной и международной номенклатуре | Модели молекул разных классов веществ | Изучение материала по конспекту | |||
6 | Реакции органических соединений | Сформировать представление учащихся о классификации органических реакций, научить определять по записи уравнения тип реакции | Основные типы реакций органических соединений: реакции присоединения, замещения, отщепления, реакции изомеризации, нитрования, полимеризации | КУ Текущий. Фронтальный опрос | Типы химических реакций | Определять принадлежность реакции, уравнение (схема) которой предложено, к тому или иному типу реакций в органической химии | Таблицы | Изучение материала по конспекту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
7 | Входная контрольная работа. | Проверить остаточные знания по химии.Контроль знаний. | Основные типы реакций неорганических соединений и органических веществ. | Химические свойства основных классов неорганических оединений, номенклатура и изомерия органических соединений, генетическая связь между основными классами неорганич. веществ. | Записывать уравнения в ионной форме, составлять электронный баланс, классификацию и номенклатуру орг. и неорганических веществ. | . ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 24-29 | |||||
УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (16 часов) | |||||||||||
8-9 | Природные источники углеводо родов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть | Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом и способами переработки, развивать навыки самостоятельной работы с книгой | Углеводороды как органические соединения, источники углеводородов в природе | УОНМ | Л.р.№8 Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки | Понятия углеводороды, природные источники углеводородов, уметь соотносить источники и соответствующие им углеводороды | Проводить поиск химической информации с использо ванием различных ис точников | Коллекций природных источников углеводородов | §3,упр. 8-11. §8, упр. 6, 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
10 | Алканы, состав, строение, изомерия, номенклатура | Актуализировать у учащихся знания о sp3- гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы веществ по названиям и называть вещества по формулам | Алканы, общая формула, гомологический ряд, гомол. разница, изомерия, номенклатура | КУ | Д. Плав ление парафи нов и их отноше ние к воде. Л.р.№10 Изго товление моделей молекул алканов | - важнейшие химиче ские понятия: гомоло гический ряд, про странственное строе ние алканов; - правила составления названий алканов; - важнейшие физиче ские и химические свойства метана как основного представи теля предельных угле водородов | Называть алканы по международной номенклатуре | Модели молекул | §3, упр. 6, 8 | ||
11 | Алканы. Получение, свойства, применение | Сформировать умение составлять уравнения реакций с участием алканов | Получение и химические свойства алканов. Составление реакций с участием алканов | КУ | Понятия строение, состав, получение и химические свойства алканов | Записывать реакции получения и химических свойств | Плавление парафинов и их отношение к воде | §3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
12 | Решение задач по теме: Алканы | Закрепить знания и умения по теме | Основные понятия по теме | УПЗУ | Основные понятия по теме | Зписывать реакции получения и химических свойств | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 112-113 | Повторить предыдущую тему | |||
13 | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура | Продолжать формировать умения строить формулы и называть органические вещества | Актуализировать у учащихся знания о sp 2- гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы | КУ | Понятия – гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия и номенклатура веществ, состав и строение алкенов | Называть алкены по международной номенклатуре | Модели молекул | § 4, упр. 1-3, 5 | |||
14 | Получение свойства и применение алкенов | Изучить способы получения и химические свойства алкенов, формировать умение составлять уравнения реакций с участием алкенов | Получение и химические свойства алкенов. Составление реакций с участием алкенов | КУ | Понятия строение, состав, получение и химические свойства алкенов | Записывать реакции получения и химических свойств | § 4, упр. 4, 6, 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
15 | Алкадиены: состав, строение, изомерия, номенклатура | Продолжать формировать умения строить формулы и называть органические вещества | Актуализировать у учащихся знания о sp2 - гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы | КУ | Понятия – гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия и номенклатура веществ, состав и строение алкадиенов | - называть алкадиены по международной номенклатуре; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | Модели молекул | 5, упр. 3, 5 | ||||
16 | Получение, свойства и применение алкадиенов. Каучук и резина | Изучить способы получения и химические свойства алкадиенов, формировать умение составлять уравнения реакций с участием алкадиенов | Получение и химические свойства алкадиенов. Составление реакций с участием алкадиенов | КУ | Л.р.№7. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучцков | Понятия строение, состав, получение и химические свойства алкадиенов | Записывать реакции получения и химических свойств | Коллекция | 5, упр. 6, 7 | |||
17 | Алкины: состав, строение, изомерия, номенклатура | Продолжать формировать умения строить формулы и называть органические вещества | Актуализировать у учащихся знания о sp - гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы | КУ | -правила составления названий алкинов; -способы образования сигма- и пи-связей; | Называть алкины по международной номенклатуре | Модели молекул | §6, упр. 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
18 | Получение, свойства и применение алкинов | Изучить способы получения и химические свойства алкинов, формировать умение составлять уравнения реакций с участием алкинов | Получение и химические свойства алкинов. Составление реакций с участием алкинов. | КУ | Д. Получение ацетилена; качественная реакция на кратную связь | Важнейшие физические и химические свойства этина как основного представителя алкинов | Записывать реакции получения и химических свойств | §6, упр. 7, 10 | ||||||||
19 | Решение экспериментальных задач по теме: Непредельные углеводороды | Закрепить знания и умения по теме | Основные понятия по теме | УПЗУ | Л.р.№11 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле | Основные понятия по теме | Записывать реакции получения и химических свойств | Жидкие нефтепродукты, растительное масло, спиртовки, пробирки, газоотводные трубки, перманганат калия | Повторить предыдущую тему | |||||||
20 | Арены: состав, строение, изомерия, номенклатура | Сформировать у учащихся представление о строении бензола, эффекте сопряжения. Познакомить учащихся с правилами номенклатуры Аренов | Бензол и его гомологи, строение, состав, правила ориентации в бензольном кольце. Номенклатура и изомерия аренов | КУ | Понятия – бензол, гомологический ряд, изомеры бензола, состав и строения, ориентанты первого и второго рода | Называть арены по международной номенклатуре. Составлятьт формулы гомологов и изомеров Аренов | §7, упр. 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
21 | Получение, свойства и применение аренов | Познакомить со способами получения аренов | Правила ориентации в бензольном кольце | КУ | Понятия-реакции замещения, эффект сопряжения, заместители первого и второго рода | Записывать реакции получения и химических свойств | §7, упр. 5 | |||||||
22 | Генетическая связь углеводородов. Подготовка к контрольной работе | Актуализировать и обобщить знания учащихся о взаимных превращениях углеводородов друг в друга | Химические свойства всех классов углеводородов, взаимные превращения друг в друга | УПЗУ | Понятия – химические свойства углеводородов | Составлять уравнения реакций превращений одних классов углеводородов друг в друга | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 113-115 | Повторить §3-7 | ||||||
23 | Контрольная работа №2. Углеводороды | Контроль знаний по теме | Все понятия и вопросы по теме | Контрольная работа 1 | Все понятия и вопросы по теме | Выполнять упражнения и решать задачи | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 79-82 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (19 часов) | ||||||||||||||||
24 | Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура | Сформировать понятие о спиртах, продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия и систематический номенклатуре | Актуализировать у учащихся знания о sp3 - гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы | УИНМ | Понятия- спирты, классификация спиртов, номенклатура спиртов | Называть спирты по международной номенклатуре | Модели молекул метанола, этанола, глицерина | §9, упр. 8, 9 | ||||||||
25 | Получение, свойства и применение предельных одноатомных спиртов | Изучить способы получения и химические свойства спиртов, формировать умение составлять уравнения реакций с участием спиртов | Получение и химические свойства спиртов. Составление реакций с участием спиртов | КУ | Понятия строение, состав, получение и химические свойства спиртов | Записывать реакции получения и химических свойств | §9, упр. 13 | |||||||||
26 | Семинар «Предельные одноатомные спирты» | Закрепить знания о спиртах | Строение и состав предельных одноатомных спиртов, получение и химические свойства спиртов | УС | Строение, состав, получение и номенклатуру предельных одноатомных спиртов | Записывать реакции превращений спиртов, их изомеризации | §9, упр. 12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||
27 | Многоатомные спирты | Сформировать представление учащихся о многоатомных спиртах, взаимном влиянии гидроксильных групп | Актуализировать у учащихся знания о sp3 - гибридном атоме углерода, видах изомерии, правилах систематической номенклатуры, формировать умения строить формулы | КУ | Л.р.№ 12 Качественная реакция на спирты | Понятия многоатомные спирты, получение и хим. свойства спиртов | Сравнивать, обобщать и характеризовать свойства спиртов на основе анализа строения их молекул | Этанол (95%), натрий, ф-ф, медная проволока, уксусная кислота (70%), серная кислота (концентрированная) | §9, упр. 14 | |||||||||
28 | Фенолы | Сформировать представление о строении, свойствах фенола, о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола | Строение и состав фенолов, свойства и получение, применение | КУ | Понятия – состав и строение фенолов, получение и свойства фенол | Записывать уравнения реакций и составлять схемы превращений с участием фенолов | §10, упр. 5. | |||||||||||
29 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура | Изучить строение, изомерию, номенклатуру альдегидов и кетонов | Строение и свойства альдегидов и кетонов, изомерия и номенклатура. Применение | КУ | Л.р.№ 12 Качественная реакция на альдегиды | Понятия – строение и состав альдегидов и кетонов, изомерия и номенклатура | Называть альдегиды и кетоны по международной номенклатуре | Гидроксид меди II, аммиачный раствор оксида серебра, муравьиный альдегид, пробирки | §11, упр. 6 | |||||||||
30 | Карбонильные соединения: свойства, получение и применение
| Ознакомить учащихся с строением и составом альдегидов и кетонов, изучить их свойства, получение и применение | Строение и свойства альдегидов и кетонов, изомерия и номенклатура. Применение | КУ | Понятия – строение и состав альдегидов и кетонов, изомерия и номенклатура | Записывать реакции получения и химических свойств | §11, упр. 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
31 | Семинар «Карбонильные соединения» | Закрепить знания и умения по теме «Альдегиды и кетоны», установить взаимосвязи между углеводородами, спиртами, альдегидами и кетонами | Генетическая связь между карбонильными соединениями и спиртами, химические свойства альдегидов и кетонов | УС | Понятия – генетическая связь между альдегидами и кетонами, взаимопревращения их друг в друга | Составлять уравнения реакций | ||||||
32 | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | Закрепить знания и умения по теме «Альдегиды и кетоны», установить взаимосвязи между углеводородами, спиртами, альдегидами и кетонами | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений | Обобщающий УПЗУ | Основные понятия изученных тем | Выполнять упражнения. Решать задачи. Составлять цепочки превращений | Повторить §9-11 | |||||
33 | Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия | Сформировать представление о строении, изомерии, номенклатуре карбоновых кислот, продолжить формирование навыков составления формул изомеров | Строение и состав карбоновых кислот, физические свойства, составление формул карбоновых кислот | КУ | Понятия - состав и строение карбоновых кислот, их свойства и номенклатура, изомерия | Проводить сравнение свойств карбоновых кислот со свойствами минеральных кислот | Модели молекул карбоновых кислот | §12, упр. 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
34 | Одноосновные кислоты: физические и химические свойства, получение. | Актуализировать знания о свойствах кислот, сравнит свойства органических и неорганических кислот, продолжать формировать умение составлять уравнения хим. реакций | Одноосновные кислоты, функциональная группа, получение и свойства кислот | КУ | Понятия - одноосновные кислоты, физ. и химические свойства кислот | Записывать уравнения реакций | §12, упр. 8 | |||||
35 | Представители карбоновых кислот и их применение | Изучить взаимное влияние атомов в молекулах органических кислот, особые свойства и применение | Взаимное влияние атомов в молекулах органических кислот, представители карбоновых кислот | КУ | Представителей кислот | Записывать их особые свойства и применение | §12, упр. 10 | |||||
36 | Сложные эфиры | Изучить строение, свойства, получение и применение сложных эфиров | Строение, состав, физические и химические свойства сложных эфиров, реакция этерификации | КУ | Понятия – состав и строение сложных эфиров, физические и химические свойства сложных эфиров | Записывать уравнения реакций | Модели молекул сложных эфиров | §13 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
37 | Жиры. Мыла | Актуализировать знания о жирах из курса биологии, изучить строение и свойства жиров с химической точки строения | Строение и состав жиров, физические и химические свойства, применение и значение жиров в природе | КУ | Понятия, строение и состав жиров, их строение и свойства | Записывать формулы жиров и знать названия | Свечи, мыло, глицерин, маргарин, масла-образцы продуктов переработки жиров | §13, упр. 11, 12 | ||||
38 | Понятие об углеводах, моносахариды | Сформировать представление об углеводах, изучить химические свойства моносахаридов на основании их строения | Гликозидная связь, представители, значение в природе, физические и химические свойства углеводов | КУ | Понятия - гликозиды, углеводы и их классификация и строение | Записывать формулы углеводов | §14, упр. 9, 10 | |||||
39 | Дисахариды. Полисахариды | Изучить состав, строение, физические и химические свойства крахмала и целлюлозы | Строение и состав ди- и полисахаридов, классификация | КУ | Л.р.№12 Качественная реакция на крахмал | Понятия – ди- и полисахариды, классификация, строение и свойства | Записывать звенья полисахаридов | Раствор крахмала, клубень картофеля, белый хлеб, разбавленный раствор йода, пипетка | §15, упр. 7 | |||
40 | Обобщение сведений об углеводах | Обобщить сведения об углеводах, проверить уровень учащихся по теме | Углеводы, классификация, строение и свойства, применение и значение в природе | УПЗУ | Классификацию и химические свойства углеводов | Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства углеводов | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 124-125 | §14-15 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
41 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Ки- слород- содержа- щие органические соединения» | Обобщить сведения об углеводах, проверить уровень учащихся по теме | Понятия пройденной темы | УПЗУ | Понятия пройденной темы | Составлять уравнения химических реакций и цепочки превращений | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 47-55 | Повторить §9-15 | ||||||||
42 | Кон трольная работа № 3. Кисло родсодержащие органические соединения | Контроль знаний по теме | Все понятия и вопросы по теме | Контрольная работа 2 | Все понятия и вопросы по теме | Выполнять упражнения и решать задачи | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 85-88 | |||||||||
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (9 часов) | ||||||||||||||||
43 | Амины | Изучить состав и строение, химические свойства аминов, взаимное влияние атомов в молекулах аминов | Строение и состав аминов, физические и химические свойства аминов, применение и значение | КУ | Состав и строение, физические и химические свойства, применение аминов | Записывать формулы основных представителей | Анилин, ф-ф, соляная кислота, раствор щелочи, пробирки | § 16, упр. 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
44 | Семинар «Амины» | Закрепить знания об аминах, продолжать формирование умение решать задачи, составлять уравнения реакций | Строение и состав аминов, физические и химические свойства аминов, применение и значения аминов | УС | Амины, важнейшие представители, физические и химические свойства | Записывать формулы аминов, знать их значение и применение | ДМ | § 16 | |||
45 | Аминокислоты | Изучить строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства аминокислот, продолжить формировать умение предполагать свойства на основании его строения | Строение и состав веществ, физические и химические свойства, применение и значение | КУ | Строение и состав аминокислот и его биологическое значение, строение и химические вещества, физические свойства и применение | Записывать фрагменты аминокислот и реакции с ними | Модель молекулы глицина, таблица аминокислот | § 17, упр. 11 | |||
46 | Белки | Актуализировать знания учащихся о белках из курса биологии, изучить химические свойства белков, их биологическое значение
| Белки, состав и строение, физические и химические свойства, применение и биологическое значение | КУ | Л.р. №12 Качественная реакция на белки | Строение и состав аминокислот и его биологическое значение, строение и химические вещества, физические свойства и применение | - давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи; - практически осуществлять качественные цветные реакции на белки | Раствор куриного белка, фенол, спиртовка, спички, зажим, пробирки, растворы щелочи, сульфата меди(II), азотная кислота (концентрированная) | § 17, упр. 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
47 | Нуклеиновые кислоты | Актуализировать знания учащихся о нуклеиновых кислотах из курса биологии, изучить химические свойства нуклеиновых кислот, их биологическое значение
| Нуклеиновые кислоты. Состав, строение, физические и химические свойства, применение, биологическое значение | КУ | Основные понятия- нуклеотиды, азотистые основания, первичная, вторичная и третичная структура ДНК | Изображать фрагменты цепи ДНК | Модель участка ДНК, таблица «Азотитстые основания» | § 18, упр. 6 | |||
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения» | Обобщить сведения об азотсодержащих орг. соединениях, проследить зависимость свойств вещества от строения. Прорешать задачи по органической химии | Основные понятия по теме | КУ | Строение, классификации, важнейшие свойства изученных азотсодержащих соединений, их биологические функции | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 55-62 | |||||
49 | Решение задач по теме: Азотсодержащие органические соединения | Закрепить знания и умения по теме | Основные понятия по теме | УПЗУ | Основные понятия по теме | Зписывать реакции получения и химических свойств | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 125-126 | Повторить предыдущую тему |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
50 | Генетическая связь между основными классами органических веществ. | Актуализировать и обобщить знания учащихся о взаимных превращениях органических веществ друг в друга. | Химические свойства всех классов органических соединений, взаимные превращения друг в друга | УПЗУ | Понятия – химические свойства органических соединений | Составлять уравнения реакций превращений одних классов органических соединений друг в друга | ДМ. «Контрольные и про верочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 63-70 | Повторить §16-18 | ||||||
51 | Практическая работа № 1 Идентификация органических соединений | Ознакомить учащихся с методами определения элементов в составе органических веществ. Научить учащихся правилам работы с органическими соединениями | Состав и строение органических веществ, соотношение числа атомов в молекулах органических соединений | Практическая работка 1 | Состав и строение органических соединений | Высчитывать процентное соотношение элементов в составе органических соединений | Прибор для собирания газов, спиртовки, растворы соответствующих реактивов | |||||||
БИОЛОГИЧЕСКИЕАКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 часов) | ||||||||||||||
52 | Ферменты | Понятие о ферментах как о биокатализаторах | БАВ, водорастворимы, жирорастворимые ферменты, ферментативные реакции | Лекция | Знать понятия- гормоны, их классификацию и роль в живых организмах | Различать БАВ и давать характеристику их химических свойств | Таблица «Би ологические активные вещества» Таблица «Би ологические активные вещества» | §19, сообщения | ||||||
53 | Семинар «Ферменты» | Закрепить знания о ферментах | УС | §19 | ||||||||||
54 | Витамины | Актуализировать знания учащихся БАВ из курса биологии, изучить химические свойства БАВ,их биологическое значение | БАВ, водорастворимы, жирорастворимые витамины | Лекция | Знать понятия- витамины | Различать БАВ и давать характеристику их химических свойств | §20, сообщения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
55 | Семинар «Витамины» | Закрепить знания о витаминах | БАВ, водорастворимы, жирорастворимые витамины | УС | Знать понятия- витамины | Различать БАВ и давать характеристику их химических свойств | Таблица «Би ологические активные вещества» | §20 | |||
56 | Гормоны | Актуализировать знания учащихся БАВ из курса биологии, изучить химические свойства БАВ,их биологическое значение | БАВ, гормоны, стероидные, пептидные и белковые гормоны | Лекция | Понятия БАВ, гормоны, стероидные, пептидные и белковые гормоны | Различать БАВ и давать характеристику их химических свойств | §20, сообщения | ||||
57 | Семинар «Гормоны» | Закрепить знания о гормонах | УС | §20, упр. 10 | |||||||
58 | Лекарства | Актуализировать знания учащихся БАВ из курса биологии, изучить химические свойства БАВ,их биологическое значение | БАВ, лекарства | Лекция | Л.р.№13 Знакомства с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки | Проблемы, связанные с примене нием лекар ственных препаратов | Использовать полученные знания для безопасного примене ния лекарственных веществ в бытовых усло виях | Набор лекарств и реактивов на каждом рабочем столе | §20, сообщения | ||
59 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний по курсу орг. химии | УС | Таблица «Би ологические активные вещества» | ДМ. «Контрольные и про верочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 63-70 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 часов) | |||||||||||
60 | Искусственные органические вещества | Актуализировать знания учащихся о ВМС | Полимеры, ВМС, классификация ВМС | Лекция | Л.р.№7Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучцков | Важнейшие представители искусственных и синтетических полимеров | Классифицировать ВМС | Таблица «Искусственные и синтетические органические вещества. Полимеры» Коллекция | §21, сообщения | ||
61 | Синтетические органические вещества | Лекция | §22, сообщения | ||||||||
62 | Семинар «Искусственные и синтетические органические вещества. Полимеры» | Закрепить знания о полимерах | УС | Таблица «Искусственные и синтетические органические вещества. Полимеры» | §22 | ||||||
63-64 | Практическая работа № 2 Распознавание пластмасс и волокон | Ознакомить учащихся с методами распознавания пластмасс и волокон | Правила техники безо пасности при выполне нии данной работы | Практическая работа 2 | - основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; - наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Набор коллекций пластмасс и волокон, реактивов на каждом рабочем столе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
65 | Обобщение и систематизация знаний за курс «Органическая химия» | Отработка теоретического и практического материала за курс химии 10 класса | Все основные изученные понятия | УПЗУ | Все основные изученные понятия | - называть органические вещества по международной номенклатуре; - классифицировать органические вещества; - писать уравнения реакций органических веществ, решать цепочки превращений; - вычислять массы, объемы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций; - проводить химические опыты с применением полученных знаний и умений | ДМ. «Контрольные и проверочные работы «Химия-10» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 71-78 | ||||
66 | Итоговый урок | ||||||||||
67-68 | Резерв |
Распределение учебного материала
1 четверть 9 недель | 2 четверть 7 недель | 3 четверть 11 недель | 4 четверть 8 недель | Год 35 недель | |
Количество часов | 18 | 14 | 22 | 16 | 70 |
Раздел | 1. Введение
2. Теория строения органических соединений 3.Углеводороды и их природные источники | 3.Углеводороды и их природные источники 4.Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 4.Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 5.Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 6. Биологически активные органические соединения | 6. Биологически активные органические соединения 7. Искусственные и синтетические органические соединения | 7 |
Контрольные работы | - | «Углеводороды» | «Кислородсодержащие органические соединения» | Итоговая контрольная работа за курс химии 10 класса. | 3 |
Практические работы | - | - | «Идентификация органических соединений» | «Распознавание пластмасс и волокон» | 2 |
Тематическое планирование.
Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)
№ п/п | Тема | Цель | Основные понятия и термины | Формы и методы преподавания | Эксперимент | Планируемые результаты | Оборудование | Домашнее задание | |||
ученик д/знать | ученик д/уметь | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||
1 | Предмет и задачи органической химии. Инструктаж по технике безопасности на уроках химии. | Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах особенностях, строении их признаках органических веществ | Органическая химия, органические вещества, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия | УОНМ Беседа с элементами лекции | Понятия органическая химия, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия, виды изомерии | Разъяснять смысл термина «органическая химия», давать сравнительную характеристику органическим и неорганическим веществам | Образцы органических веществ (сахар, парафиновая свеча, полиэтилен, ацетон); шаро-стержневые модели молекул бутана, изобутана, этана, ацетилена, циклобутана, бутена-1 | §1, упр.1-7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе по учебнику "Английский в фокусе" 2 класс (ФГОС)....
Тематическое планирование учебного материала по химии 10 класс 3ч в неделю О.С. Габриелян
Данное тематическое планировани е может быть использовано для работы в 10 профильном классе....
Тематическое планирование учебного материала по химии 8 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Тематическое планирование учебного материала по химии 9 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Тематическое планирование учебного материала по химии 11 класс.
Разработана на основе рабочей программы по химии О.С. Габриеляна....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.2 часа в неделю
КТП представлено в рамках ФГОС с указанием УУД(предметных, метапредметных и личностных) по каждому уроку....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 9 классе.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 9 классе....