Тематическое планирование учебного материала по химии 10 класс 3ч в неделю О.С. Габриелян
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Данное тематическое планировани е может быть использовано для работы в 10 профильном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_himii_10_klass_3_ch_v_nedelyu_o.s.gabrielyan.docx | 192.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по химии, 10 класс
Профильный уровень
(3ч в неделю, всего 105ч, из них 4 ч – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | Дата | |
практ. работы | контр. работы | ||||
1 | Введение | 6 | - | - | |
2 | Тема 1. Строение и классификация органических соединений органических соединений | 11 | Пр.р.№1- | К.р.№1 | |
3 | Тема 2. Химические реакции в органической химии | 6 | - | - | |
4 | Тема 3. Углеводороды | 24 | - | К.р.№2 | |
5 | Тема 4. Спирты и фенолы | 6 | - | - | |
6 | Тема 5 Альдегиды. Кетоны | 8 | Пр.р.№2- | К.р.№3 | |
7 | Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | 12 | Пр.р.№3 | К.р.№4 | |
8 | Тема 7. Углеводы | 8 | Пр.р.№4- | - | |
9 | Тема 8. Азотсодержащие соединения | 12 | Пр.р.№5 Пр.р.№6 | К.р.№5 | |
10 | Тема 9. Биологически активные вещества | 8 | Пр.р.№7 | - | |
Итого | 101 | 7 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
(3 ч в неделю; всего 105 ч, из них 4 ч резервное время)
Введение (6 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: те- ория радикалов и теория типов, работы А. Кеку- ле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд вра- чей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основ- ные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое стро- ение и свойства органических веществ. Jзоме- рия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: в и р. Электронные и электронно-графические форму- лы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: и . Водородная связь. Сравне- ние обменного и донорно-акцепторного механиз- мов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние - sрЗ-гибридизация - на примере молекулы метана и других ал- канов. Второе валентное состояние - sр2-гибридизация - на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние -sр-гибридизация - на примере молекулы ацетилена. Геометрия мо- лекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации. Коллекция органических ве- ществ, материалов и изделий из них. Модели мо- лекул СН4 и СНЗОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия
С этанолом отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синте- тических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, Н20, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстри- рующая отталкивание гибридных орбиталей.
Т ЕМА 1
Строение и классификация органических соединений (11 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбо- циклические (циклоалканы и арены) и гетеро- циклические. Классификация органических со- единений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как пред- шественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структу- ры, старшинства характеристических групп (ал- фавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения
(кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия
и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации. Образцы представителей раз- личных классов органических соединений и ша- ростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических
соединений». Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Мо- дели молекул изомеров разных видов изомерии.
Т ЕМА 2
Химические реакции в органической химии (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз га- логеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидриро вание, гидрогалогенирование, галогенирование.
Реакции полимеризации и поликонденсации.Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода про- дукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы.
деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремуче- го газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).
Т ЕМА З
Углеводороды ( 24 ч)
Понятие об углеводородах.
П р и р о д н ы е и с т о ч н и к и у г л е в о д ор о д о в. Нефть и ее промышленная переработка.
Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
А л к а н ы. Гомологический ряд и общая фор- мула алканов. Строение молекулы метана и дру- гих алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промыш- ленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декар- боксилирование солей карбоновых кислот, гид- ролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Терми- ческое разложение алканов. Изомеризация алка- нов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практиче- ское использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
А л к е н ы. Гомологический ряд и общая фор- мула алкенов. Строение молекулы этилена и дру- гих алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углево- дородов из алканов, галогеналканов и спиртов. По- ляризация -связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления
и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Об- щая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенкла- тура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Фи- зические свойства алкинов. Реакции присоеди- нения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
А л к а д и е н ы. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура ал- кадиенов. Физические свойства. Взаимное распо- ложение -связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадие- нов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебе- дева. Особенности реакций присоединения к ал- кадиенам с сопряженными -связями.
Ц и к л о а л к а н ы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в СЗН6, С4Н8 и С5Н1О, конформации С6Н12. Изоме- рия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свой- ства циклоалканов: горение, разложение, ради- кальное замещение, изомеризация. Особые свой- ства циклопропана, циклобутана.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение -свя- зей. Изомерия и номенклатура аренов, их полу- чение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного -обла- ка в молекулах гомологов бензола на примере то- луола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бен- зола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реак- ции радикального хлорирования бензола. Ката- литическое гидрирование бензола. Механизм ре- акций электрофильного замещения: галогениро- вания и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СНЗ+ в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекуляр- ной формулы органического соединения по мас- се (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. З. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде(растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин + вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидро- ксида натрия. Модели молекул алканов + шаро стержневые и объемные. Горение метана, пропанбутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору
перманганата калия. Взрыв смеси метана и хло- ра, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров ал- кенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена
с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) моле- кул алкадиенов с различным взаимным располо- жением -связей. деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположе- нием -связей. Коагуляция млечного сока каучу- коносов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалка- нов и алкенов. Отношение циклогексана к рас- твору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол + вода. Растворение в бензоле различных органических и не- органических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и сме- шиваемости воды и углеводородов. З. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реак- ции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Т ЕМА 4
Спирты и фенолы (6 ч)
С п и р т ы. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особеннос- ти электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: об- разование алкоголятов, взаимодействие с галоге- новодородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окис- ление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Ф е н о л ы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как
функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качествен- ная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов. Электрофильное замещение в бензоль ном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые мо- дели молекул изомеров с молекулярными форму
лами СЗН8О и С1Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с эта- нолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. По- лучение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом желе- за (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Т ЕМА 5
Альдегиды. Кетоны (8 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные пред- ставители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклео- фильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидро- сульфита натрия. Взаимное влияние атомов в мо- лекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
ДемонСтрации. Шаростержневые модели мо- лекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 11. Построение моде лей молекул изомерных альдегидов и кетонов.
12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Т ЕМА 6
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (12 ч)
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Строение моле- кул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кис- лот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоно- вых кислот. Общие свойства неорганических и ор- ганических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влия- ние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее про- ведения. Химические свойства непредельных кар- боновых кислот, обусловленные наличием -связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации + гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в w) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Ж и р ы. Жиры - сложные эфиры глицерина
и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получе- ние мыла. Объяснение моющих свойств мыла.
Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот.
Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот
и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с металлами, осн’овными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Т ЕМА 7
Углеводы (8 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
М о н о с а х а р и д ы. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в рас- творе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
д и с а х а р и д ы. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие диса- хариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их стро- ение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полис а х а ри д ы. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная р акция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновы- ми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлю- лозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимо- действие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидро- лиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Т ЕМА 8
Азотсодержащие органические соединения(12 ч)
А м и н ы. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Али- фатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
А минокислоты и белк и. Состав и стро- ение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. двойственность кислотно-осн’овных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров.Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации ами- нокислот. Синтетические волокна (капрон, энант
и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пепти- ды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Н уклеиновые кислот ы. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы дНК. Биологическая роль дНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы дНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Т ЕМА 9
Биологически активные вещества (8 ч)
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребле- ния витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и Р) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (А, Р, Е). Их биологическая роль.
Ф е р м е н т ы. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Л е к а р с т в а. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение моле- кул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения.
Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотогра- фий животных с различными формами авитами- нозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (К’, FеСI3, Мп02). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FеСI3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 3О. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина р в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарст- венной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум (7 ч)
1. Качественный анализ органических соединений. 2. Альдегиды и кетоны. 3. Карбоновые кислоты. 4. Углеводы. 5. Амины, аминокислоты, белки. 6. Идентификация органических соединений. 7. Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола).
Поурочное планирование по химии, 10 класс, профильный уровень
(3ч в неделю, всего 102 ч, из них 1 ч – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент Д- демонстрац. Л- лабораторный | Требования к уровню подготовки выпускников |
Дата | Задание на дом по учебнику | |||
Введение (6часов) | ||||
1 (1) | Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений | Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Роль эксперимента и теории в химии | Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них | Знать/понимать -роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения |
§ 1, упр. 1-7 | ||||
2 (2) | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана | Д. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана Д. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром Д. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей | Знать/понимать -химические понятия: вещество, молекула, радикал, изомерия; -основные теории химии: строения органических соединений |
§ 2, упр. 1-7 | ||||
3(3) | Строение атома углерода | Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма-связь, пи-связь | Знать/понимать - химические понятия: атом, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, валентность, степень окисления; -основные теории химии: строения атома, химической связи Уметь -объяснять: природу и способы образования химической связи | |
§ 3, упр. 1-3 | ||||
4(4) | Ковалентная химическая связь | Классификация ковалентной связи по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма- и пи- связи), по кратности (одинарная, двойная, тройная). Способы разрыва ковалентной связи (ионный и свободно-радикальный) | Д. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Сl2, N2 , Н2О, СН4 Д. Шаростержневые и объемные модели молекул СН4, С2Н4, С2Н2 | Знать/понимать - химические понятия: атом, ион, радикал, электроотрицательность, валентность, степень окисления Уметь -определять: тип химической связи -объяснять: природу и способы образования химической связи |
§ 3, упр. 4-5 | ||||
5-6 (5-6) | Валентные состояния атома углерода | Первое валентное состояние – sр3-гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sр- гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ | Д. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей | Знать/понимать -химические понятия: атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул Уметь -определять: пространственное строение молекул |
§ 4, упр. 1-4 | ||||
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (11часов) | ||||
1-2 (7-8) | Классификация органических соединений | Классификация по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры | Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа; -классификацию и номенклатуру органических соединений Уметь -определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений |
§ 5, упр. 1-5 | ||||
3(9) | Практическая работа № 1 | Качественный анализ органических соединений | Уметь -выполнять химический эксперимент по определению качественного состава органических веществ | |
4-5 (10-11) | Основы номенклатуры органических соединений | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК | Д. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей», «Основные классы органических соединений | Уметь -называть органические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре |
§ 6, упр. 1, 2 | ||||
6-7 (12-13) | Изомерия в органической химии и ее виды | Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая | Д. Модели молекул изомеров разных видов изомерии | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная и пространственная изомерия Уметь -определять: изомеры и гомологи |
§ 7, упр. 1-7 | ||||
8-9 (14-15) | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений | Решение задач на вывод формул органических соединений; выполнение тестовых заданий по теме. Подготовка к контрольной работе | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам | |
10 (16) | Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений» | |||
11(17) | Анализ контрольной работы | |||
Тема 2. Химические реакции в органической химии (6часов) | ||||
1-2 (18-19) | Типы химических реакций в органической химии | Реакции замещения (галогенирование алканов и аренов). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование). Реакции полимеризации и поликонденсации. Реакции отщепления –элиминирования (дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование галогеналканов, крекинг алканов и деполимеризация полимеров. Реакции изомеризации | Д. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом Д. Деполимеризация полиэтилена Д. Получение этилена и этанола Крекинг керосина | Знать/понимать -химические понятия: основные типы реакций в органической химии Уметь -определять: типы реакций в органической химии |
§ 8, упр. 1, 2 | ||||
3(20) | Реакционные частицы в органической химии | Обменный механизм образования ковалентной связи. Гомолитический разрыв связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле и электрофиле | Д. Взрыв гремучего газа Д. Горение метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом) | Знать/понимать -химические понятия: электрофил, нуклеофил Уметь -объяснять: природу и способы образования химической связи |
§ 9 | ||||
4(21) | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений | Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (свободнорадикальные, электрофильные, нуклеофильные) и принципу изменения состава молекулы | Знать/понимать -химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты Уметь -определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах | |
§ 9, упр. 1-4 | ||||
5-6 (22-23) | Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц | Выполнение упражнений и тестовых заданий по теме, решение расчетных задач: вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного; - комбинированные задачи | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | |
Тема 3. Углеводороды (24 часа) | ||||
1-2 (24-25) | Природные источники углеводородов | Происхождение природных источников углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка (фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг). Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь, коксование. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. | Д. Коллекция «Природные источники углеводородов» Д. Образование нефтяной пленки на поверхности воды | Знать/понимать -природные источники углеводородов и способы их переработки |
§ 10, упр. 1-11 | ||||
3(26) | Алканы: Строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Номенклатура. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, перегонка нефти. Лабораторные способы получения: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Физические свойства алканов | Д. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки Д. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия Л. Изготовление моделей молекул алканов | Знать/понимать -важнейшие вещества: алканы Уметь -называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов |
§ 11, упр. 1-4, 6-8 | ||||
4-5 (27-28) | Химические свойства алканов | Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация. Применение алканов на основе их свойств | Д. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия | Уметь -характеризовать: строение свойства алканов -объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул |
§ 11, упр. 5, 9-12 | ||||
6(29) | Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов и понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере пропена. Физические свойства алкенов | Д. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов Д. Получение этена из этанола Л. Изготовление моделей молекул алкенов | Знать/понимать -важнейшие вещества: алкены Уметь -называть: алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов |
§ 12, упр. 1, 2, 4 | ||||
7-8 (30-31) | Химические свойства алкенов | Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Реакция окисления алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Реакция полимеризации. Применение алкенов на основе их свойств | Д. Горение этена Д. Обесцвечивание этеном бромной воды и раствора перманганата калия Л. Обнаружение алкенов в бензине | Уметь -характеризовать: строение свойства алкенов -объяснять: зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов |
§ 12, упр. 3, 5-9 | ||||
9(32) | Обобщение и систематизация знаний об алканах и алкенах | Выполнение упражнений по составлению формул изомеров и гомологов, уравнений реакций с участием алканов и алкенов, уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ. Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам | |
10(33) | Алкины: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов | Д. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с его физическими свойствами | Знать/понимать -важнейшие вещества: алкины Уметь -называть: алкины по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкинов |
§ 13, упр. 1-3, 5 | ||||
11(34) | Химические свойства алкинов | Реакции присоединения: гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации (реакция Кучерова). Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов на основе их свойств | Д. Горение ацетилена Д. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра Л. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия | Уметь -характеризовать: строение свойства алкинов -объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию алкинов, получению ацетилена |
§ 13, упр. 4, 6-8 | ||||
12(35) | Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Гомологический ряд и общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Физические свойства алкадиенов | Д. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей. | Знать/понимать -важнейшие вещества: алкадиены Уметь -называть: алкадиены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкадиенов |
§ 14, упр. 1-3 | ||||
13-14 (36-37) | Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина | Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина | Д. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса) Л. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина» | Уметь -характеризовать: строение свойства алкадиенов -объяснять: зависимость реакционной способности алкадиенов от строения их молекул |
§ 14, упр. 4-6 | ||||
15(38) | Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Получение циклоалканов, их физические свойства | Д. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов | Знать/понимать -важнейшие вещества: циклоалканы Уметь -называть: циклоалканы по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов |
§ 15, упр. 1, 2 | ||||
16(39) | Химические свойства циклоалканов | Реакции горения, разложения, радикального замещения, изомеризации. Особые свойства циклопропана и циклобутана. Применение циклоалканов на основе их свойств | Д. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде | Уметь -характеризовать: строение свойства циклоалканов -объяснять: зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул |
§ 15, упр. 3, 4 | ||||
17(40) | Ароматические углеводороды (арены): строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура аренов. Получение аренов, физические свойства | Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Получение аренов, их физические свойства | Д. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов- Д. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ | Знать/понимать -важнейшие вещества: арены Уметь -называть: арены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу аренов |
§ 16, упр. 1, 2 | ||||
18-19 (41-42) | Химические свойства бензола | Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Радикальное хлорирование бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Ориентанты первого и второго рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Применение аренов на основе их свойств | Д. Горение бензола Д. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия Д. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды | Уметь -определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов -характеризовать: строение свойства аренов -объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул |
§ 16, упр. 3-9 | ||||
20-21 (43-44) | Генетическая связь между классами углеводородов | Выполнение упражнений на генетическую связь, получению и распознаванию углеводородов. Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания | Уметь -объяснять: зависимость реакционной способности углеводородов от строения их молекул -проводить -расчеты по химическим формулам | |
22(45) | Обобщение знаний по теме | Выполнение упражнений по составлению формул и названий углеводородов, их изомеров и гомологов; уравнений реакций с участием углеводородов. Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам | |
23(46) | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | Учет и контроль знаний учащихся в форме проверочной работы, теста, зачета | ||
24(47) | Анализ контрольной работы | |||
Тема № 4. Спирты и фенолы (6часов) | ||||
1(48) | Спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства | Состав и классификация спиртов. Особенности электронного строения спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Изомерия спиртов (положения гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Получение спиртов, их физические свойства | Д. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой С3Н8О, С4Н10О. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1 Л. Изготовление моделей молекул изомерных спиртов | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа спиртов -вещества: метанол, этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь -называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу спиртов |
§ 17, упр. 1-6 | ||||
2-3 (49-50) | Химические свойства предельных одноатомных спиртов | Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Применение спиртов на основе их свойств. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма | Д. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием Д. Сравнение горения этилового и пропилового спиртов Д. Получение простого эфира Д. Получение сложного эфира Д. Получение этена из этанола | Уметь -характеризовать: строение и свойства спиртов -объяснять: зависимость реакционной способности спиртов от строения их молекул |
§ 17, упр. 7-11 | ||||
4(51) | Химические свойства многоатомных спиртов | Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение многоатомных спиртов на основе их свойств | Л. Растворимость многоатомных спиртов в воде Л. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II) | Знать/понимать -вещества: этиленгликоль, глицерин; Уметь -характеризовать: строение свойства многоатомных спиртов -объяснять: зависимость реакционной способности многоатомных спиртов от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов |
§ 17, упр. 8-15 | ||||
5(52) | Фенолы. Фенол: состав, строение | Классификация фенолов. Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ на примере фенола. Электрофильные замещение в бензольном кольце. Получение фенола, его физические свойства | Д. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре Д. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа фенола Уметь -определять принадлежность веществ к классу фенолов |
§ 18, упр. 1, 2 | ||||
6(53) | Химические свойства фенола | Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола и его производных. | Д. Реакция фенола с раствором хлорида железа (III) Л. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой | Уметь -характеризовать: строение и свойства фенола -объяснять: зависимость реакционной способности фенола от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию фенола Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом, для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы |
§ 18, упр. 3-5 | ||||
Тема 5. Альдегиды. Кетоны (8часов) | ||||
1(54) | Альдегиды: состав, строение, номенклатура, изомерия, классификация, физические свойства | Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Особенности строения кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Получение альдегидов и кетонов. Физические свойства формальдегида и его гомологов | Д. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов Л. Изготовление молекул изомерных альдегидов и кетонов | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа альдегидов; -вещества: формальдегид, ацетальдегид, ацетон Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов и кетонов |
§ 19, упр. 1-3, 11 | ||||
2-3 (55-56) | Химические свойства альдегидов и кетонов | Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II). Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Качественные реакции на альдегиды. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям (присоединение синильной кислоты и гидросульфита натрия). Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны. Применение альдегидов и кетонов на основе их свойств | Д. Окисление бензальдегида на воздухе Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II) Л. Реакция «серебряного зеркала» Л. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II) | Уметь -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; ацетона -объяснять зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов |
§ 19, упр. 4-10, 12-14 | ||||
4(57) | Практическая работа № 2 | Альдегиды и кетоны | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов и кетонов | |
5-6 (58-59) | Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | Выполнение упражнений в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами органических соединений. Написание уравнений реакций с участием кетонов. Решение расчетных и экспериментальных задач | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | |
7(60) | Контрольная работа № 3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды. Кетоны» | Учет и контроль знаний учащихся в форме проверочной работы, теста, зачета | ||
8(61) | Анализ контрольной работы | |||
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (12часов) | ||||
1(62) | Карбоновые кислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, классификация, физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот | Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. | Д. Знакомство с физическими свойствами карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной Д. Отношение различных карбоновых кислот к воде Л. Изготовление моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот Уметь -называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре и «тривиальной» номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот |
§20, упр. 1, 14, 16, 17 | ||||
2-3 (63-64) | Химические свойства карбоновых кислот | Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Применение карбоновых кислот на основе их свойств. Функциональные производные карбоновых кислот | Д. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот Л. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. Л. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями | Уметь -характеризовать строение и химические свойства карбоновых кислот -объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот |
§ 20, упр. 2-13, 15, 18 | ||||
4(65) | Сложные эфиры: состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства | Строение сложных эфиров, изомерия («углеродного скелета» и межклассовая) и номенклатура. Получение сложных эфиров, их физические свойства | Д. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот Д. Получение сложного эфира | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» и международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров |
§ 21, упр. 1 | ||||
5(66) | Химические свойства сложных эфиров | Гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации-гидролиза; факторы, влияющие на него. Применение сложных эфиров на основе их свойств. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в % от теоретически возможного), установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания | Уметь -характеризовать строение и химические свойства сложных эфиров; -объяснять зависимость свойств сложных эфиров от состава и строения | |
§ 21, упр. 2, 3 | ||||
6(67) | Жиры: состав и строение молекул, номенклатура и классификация, физические свойства | Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Физические свойства | Л. Растворимость жиров в воде и органических растворителях | Знать/понимать вещества: жиры, мыла, моющие средства Уметь определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам |
§ 21 | ||||
7(68) | Химические свойства жиров. Мыла и СМС | Омыление жиров, получение мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении) | Д. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и перманганата калия | Уметь -характеризовать строение и химические свойства жиров -объяснять зависимость свойств жиров от состава и строения |
§ 21, упр. 4-12 | ||||
8(69) | Практическая работа № 3 | Карбоновые кислоты | Уметь -выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию карбоновых кислот | |
9-10 (70-71) | Обобщение и систематизация знаний о карбоновых кислотах, сложных эфирах, жирах | Выполнение упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами. Решение расчетных задач на вывод формулы вещества. Решение экспериментальных задач | Л. Экспериментальные задачи: - распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия - получение уксусной кислоты из ацетата натрия- | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам -выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию органических веществ |
11(72) | Контрольная работа № 4 по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Учет и контроль знаний учащихся в форме проверочной работы, теста, зачета | ||
12(73) | Анализ контрольной работы | |||
Тема 7. Углеводы (8 часов) | ||||
1(74) | Углеводы: состав, номенклатура и классификация | Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества | Д. Образцы углеводов и изделий из них Д. Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция | Знать/понимать -важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -называть: углеводы по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу углеводов |
§ 22, упр. 1-6 | ||||
2(75) | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза | Строение молекулы глюкозы, физические свойства. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы; взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование, реакции брожения (спиртового и молочнокислого). Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы). Глюкоза и фруктоза в природе, их биологическая роль | Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой Л. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки) Л. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании | Уметь -характеризовать строение и химические свойства глюкозы -объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы |
§ 23, упр. 1-7 | ||||
3(76) | Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза | Строение дисахаридов, их биологическая роль. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья | Д. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании Л. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра | Уметь -характеризовать строение и химические свойства сахарозы -объяснять зависимость свойств сахарозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию сахарозы |
§ 23 упр. 8-11 | ||||
4-5 (77-78) | Полисахариды: крахмал, целлюлоза | Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, свойства, нахождение в природе, биологическая роль, физические свойства). Химические свойства полисахаридов: гидролиз, качественная реакция на крахмал, взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами. Понятие об искусственных волокнах. Применение полисахаридов | Д. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала Л. Качественная реакция на крахмал Л. Ознакомление с коллекцией волокон | Уметь -характеризовать строение и химические свойства крахмала и целлюлозы -объяснять зависимость свойств крахмала и целлюлозы от их состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала |
§ 24, упр. 1-5 | ||||
6(79) | Практическая работа № 4 | Углеводы | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов | |
7-8 (80-81) | Обобщение систематизация и знаний об углеводах | Выполнение упражнений в составлении уравнений реакций с участием углеводов, а также на генетическую связь между классами органических соединений Решение расчетных и экспериментальных задач | Л. Экспериментальные задачи: -распознавание растворов глюкозы и глицерина -определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине | Уметь -проводить -расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций -выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов |
Тема 8. Азотсодержащие соединения (12асов) | ||||
1(82) | Амины: состав, строение, классификация, изомерия и номенклатура, физические свойства аминов | Строение, классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов, анилина, бензола и нитробензола | Д. Физические свойства метиламина Д. Горение метиламина Л. Изготовление моделей молекул изомерных аминов | Знать/понимать -химические понятия: функциональная аминогруппа -вещества: амины, анилин Уметь -называть: амины по международной и «тривиальной» номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу аминов |
§ 25, упр. 1-3 | ||||
2(83) | Химические свойства аминов | Реакции взаимодействия с водой и кислотами. Алкилирование и ацилирование аминов. Применение аминов на основе их свойств | Д. Отношение бензола и анилина к бромной воде Д. Взаимодействие метиламина и анилина с водой и кислотами | Уметь -характеризовать строение и химические свойства аминов -объяснять зависимость свойств аминов от состава и строения |
§ 25, упр. 4-10 | ||||
3(84) | Аминокислоты: состав, строение, изомерия и номенклатура; физические свойства аминокислот | Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия и номенклатура. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Получение аминокислот, их физические свойства. Биологическая роль аминокислот | Д. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот | Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу аминокислот; |
§ 26, упр. 1, 2 | ||||
4(85) | Химические свойства аминокислот | Реакции взаимодействия с основаниями, сильными кислотами, образование сложных эфиров; реакция поликонденсации. Синтетические волокна на примере капрона, энанта и др. | Д. Нейтрализация щелочи и кислоты аминокислотой | Уметь -характеризовать строение и химические свойства аминокислот -объяснять зависимость свойств аминокислот от состава и строения |
§ 26, упр. 3-7 | ||||
5-6 (86-87) | Белки как биополимеры, их биологические функции. Значение белков | Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Четвертичная структура как агрегация белковых и небелковых молекул. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции, значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения | Д. Растворение и осаждение белков Д. Денатурация белков Л. Качественные реакции на белки | Уметь -характеризовать строение и химические свойства белков; -объяснять зависимость свойств белков от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков |
§ 27, упр. 1-10 | ||||
7(88) | Практическая работа № 5 | Амины. Аминокислоты, белки | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию аминов, аминокислот, белков | |
8(89) | Нуклеиновые кислоты | Понятия «ДНК» и «РНК». Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений | Д. Модели молекул ДНК и различных видов РНК Д. Образцы продуктов питания, изготовленных из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии | § 28, упр. 1-6 |
9(90) | Практическая работа № 6 | Идентификация органических соединений | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ | |
10(91) | Обобщение и систематизация знаний об углеводах и азотсодержащих соединениях | Выполнение упражнений в составлении уравнений реакций с участием углеводов и азотсодержащих соединений, а также на генетическую связь между классами органических веществ | ||
11(92) | Контрольная работа № 5 по темам «Углеводы» и «Азотсодержащие соединения» | Учет и контроль знаний учащихся в форме проверочной работы, теста, зачета | ||
12(93) | Анализ контрольной работы | |||
Тема 9. Биологически активные соединения (8 часов) | ||||
1(94) | Витамины | Витамины: их классификация и обозначение. Водорастворимые витамины (С, группы В, РР) и жирорастворимые витамины (А, D, Е). Нормы потребления витаминов. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов | Д. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины Д. Фотографии животных с различными формами авитаминозов Д. Обнаружение витаминов А, С, D в продуктах питания | |
§ 29, упр. 1-7 | ||||
2-3 (95-96) | Ферменты | Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность) ферментов в сравнении с неорганическими катализаторами. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Классификация ферментов. Значение в биологии и применение в промышленности | Д. Сравнение скорости разложения пероксида водорода под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2) Л. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы Л. Разложение пероксида водорода под действием каталазы | |
§ 30, упр. 1-10 | ||||
4(97) | Гормоны | Гормоны как биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин | Д. Плакат с изображением структурных формул гормонов | |
§ 31, упр. 1-11 | ||||
5-6 (98-99) | Лекарства | Лекарства как химиотерапевтические препараты. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. Наркотики, наркомания и ее профилактика | Д. Плакаты с формулами важнейших лекарственных препаратов | |
§ 32, упр. 1-16 | ||||
7(100) | Практическая работа № 7 | Анализ лекарственных препаратов | ||
8(101) | Обобщение по курсу органической химии |
\Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учителя
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
- Жиряков В.Г. Органическая химия. –М.: Просвещение, 1983
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2000
- Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа, 2005.
- Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. – М.: Дрофа, 2006.
- Суровцева Р.П. и др.Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа, 2005.
- Левкин А.Н. Химия в профильной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
- Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная литература для учащихся
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
- Зоммет К. и др. Химия. Справочник школьника и студента /Пер. с нем. – М.: Дрофа, 2005
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2005.
- Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. Химические задачи с решениями: Пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год(2 часа в неделю, всего 70 часов)...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материалапо физике в 8 классепо учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 70 часов)...
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классепо учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 68 часо...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 10 классе на 2015-2016 учебный год по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского ( 3 часа в неделю, всего 105 часов) МЕХАНИКА (45 час)
Календарно-тематическое планирование учебного материалапо физике в 10 классена 2015-2016 учебный годпо учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского( 3 часа в неделю, всего 105 час...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе на 2015 – 2016 учебный год по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина ( 3 часа в неделю, всего 102 часа)
Календарно-тематическое планирование учебного материалапо физике в 11 классена 2015 – 2016 учебный годпо учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина( 3 часа в неделю, всего 102 часа)...