Урок по химии в 11 классе "Кислоты неорганические и органические"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Данный урок проводится в 11 классе с целью систематизации и обобщения знаний о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в повседневной жизни человека. Работа на уроке осуществляется в группах. В ходе урока осуществляется лабораторная работа, показывается презентация, приводится много интересных сведений о кислотах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kisloty_neorganicheskie_i_organicheskie.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кислоты неорганические и органические»
Цель: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в повседневной жизни человека.
Задачи:
Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот.
Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, умения работать в группе, совершенствовать умения учащихся применять знания на практике.
Воспитательные: воспитать самостоятельность, аккуратность, ответственность.
Ход урока.
Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.
Разминка
1.Она образуется в мышцах при интенсивной работе (молочная кислота)
2.Она слабая, но является сильным ядом; содержится в ядрышках слив, вишен, семенах яблок и черемухи (синильная)
3.Ее используют для изготовления сухих супов, киселей, так как она способна обволакивать частички и не давать им склеиваться друг с другом (кремниевая)
4.Она является пластификатором, поэтому применяется для приготовления лака для ногтей, лака для волос (лимонная)
5.Она – отличный консервант, в большом количестве содержится в клюкве и бруснике, поэтому они могут очень долго храниться без дополнительных условий ( бензойная)
6.Она является природным витамином С (аскорбиновая)
7. Ее содержат помидоры (салициловая)
8.Мухоморы содержат эту кислоту; лоси, поедая мухоморы, излечиваются от внутренних паразитов (иботеновая)
9. Является важным ингредиентом популярной Кока-колы. Она приятного вкуса и ее используют для приготовления мармелада, пастилы (ортофосфорная).
10. Известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор в 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег- немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, учёный растворил их в «царской водке» и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3) Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашёл драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали. Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Записываем тему урока (презентация). Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова: «Я слушаю - и забываю, вижу- и запоминаю, я делаю- и понимаю». Давайте попробуем составить портрет кислоты. Удивительный факт: ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу. Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты. Какое свойство кислот положено в основу их названия? Да, кислый вкус.
Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначим одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения которого члены группы отчитываются о проделанной работе. При выполнении заданий вы можете воспользоваться справочной литературой, различными пособиями, которые лежат у вас на столах. Задание 1 группе. Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации. (Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл. Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы только одного типа – гидратированные ионы водорода).Учитель добавляет : в 1923 году появилась протолитическая теория кислот и оснований Брёнстеда – Лаури, которая расширила представление о кислотах. Согласно этой теории кислоты – это молекулы или ионы, которые являются в данной реакции донорами катионов водорода, то есть отдают их (презентация).
Задание 2 группе. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице на стр. 182 учебника расскажите
1) По каким признакам классифицируют кислоты?
2) Какие группы кислот выделяют?
3) Приведите примеры (презентация).
Задание 3 группе. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам неорганические кислоты (презентация).
(По истечении нескольких минут группы отчитываются о своей работе, представляя найденную информацию, учащиеся делают записи в тетрадях. Одновременно представляем презентацию. Проводим небольшую викторину по распознаванию кислот.
1.Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами.
2. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксалатами.
3. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных
Учитель. Как видите, этот непростой рассказ о кислотах можно продолжать долго. Некоторые из них опасны для человека, но полезны в промышленности. Другие необходимы для жизнеобеспечения человека и присутствуют в пищевых продуктах. Есть кислоты, которые вырабатываются нашим организмом и необходимы для его жизнедеятельности (презентация).
Учитель. А теперь вспомним химические свойства кислот. Продолжаем работать в группах.
На партах находятся учебник, реактивы на подносе. Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты. Обращаем внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.
Инструктивная карточка для группы №1.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.
Задание № 2. Показать взаимодействие этих кислот с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода(Zп – цинком), провести химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.
Повторите по учебнику(стр.183) особенности взаимодействия серной и азотной кислот с металлами.
Инструктивная карточка для группы №2.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод. Задание №2. Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с оксидами металлов (оксидом цинка). Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.
Инструктивная карточка для группы №3.
Задание№1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание№ 2.Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с основаниями (NaOH- гидроксид натрия). Прилейте в 2 пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение окраски индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите уравнения реакций. Сделайте выводы.
Инструктивная карточка для группы №4.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод. Задание № 2. Показать взаимодействие хлороводородной ( HCI )и уксусной ( CH3COOH ) кислот с солями(CaCO3- карбонатом кальция). Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.
Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод
ФМ – Разминка для глаз
Вращательные движения глазами: сначала в левый угол. Потом на межбровье, затем в правый угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха)
Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций. Затем каждая группа у доски представляет результаты своей работы, записывает уравнения реакций, делает выводы, а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в своих тетрадях.
Учитель. Есть ещё одно свойство кислот, о котором мы не сказали. Назовите его. Откройте стр.186 учебника (это способность кислот взаимодействовать со спиртами).
Мы рассмотрели свойства неорганических и органических кислот. Сделайте выводы. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты?
(Кислый вкус, действие на индикаторы, электрическая проводимость, взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями, образование сложных эфиров - презентация).
Почему кислоты и неорганические и органические обладают общими свойствами?
Учитель. В качестве закрепления проведём тест
Выбери правильный ответ.
1 вариант.
А-1 С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а)Al б)Hg в)Zn А-2 В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты: а)синий б)малиновый в)красный А-3 Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется: а)замещения б)нейтрализации в)соединения А-4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает: а)чёрный осадок
б)красный осадок
в) белый осадок
А-5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
2 вариант
А-1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
А-2 Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
А-3. Самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
А-4.
Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
А-15. Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Домашнее задание: §22,упр.5,6, стр.188,
Упр.7,8., стр.188- индивидуально
Рефлексия.
Выразите своё отношение к уроку, выбрав предложения или добавив свои:
1.На уроке я узнал(а) много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над чем подумать
4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
5.На уроке было интересно.
Справочный материал.
Физические свойства. Кислоты бывают жидкие и твердые. Некоторые имеют запах и цвет. Кислоты отличаются различной растворимостью в воде. Низшие кислоты с числом атомов углерода до 3 - легкоподвижные бесцветные жидкости с характерным резким запахом, смешиваются с водой в любых соотношениях. Большинство кислот с 4-9 атомами углерода - маслянистые жидкости с неприятным запахом. Кислоты с большим количеством атомов углерода - твёрдые вещества, нерастворимые в воде. Угольная кислота .Открывая бутылку лимонада, «Пепси-колы», или любого другого газированного напитка, мы также сталкиваемся с кислотой. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгивается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит потому, что молекулы ее крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку, она сразу разлагается H2CO3=H2O+CO2 Угольная кислота - это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, то есть такой молекулы практически не существует. Серная кислота широко используется в промышленном производстве. Она оказывает вредное воздействие на глаза и вызывает ожоги кожи. Другой сильной кислой является соляная кислота. Она получается при соединении серной кислоты и поваренной соли, используется в производстве различных химических соединений и при очистке поверхностей металлов Не мало дел у соляной кислоты. В желудке она активирует фермент пепсиноген, разлагающий белки, попавшие с пищей, на составные части. Кроме того, она сильный бактерицид. У птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высокая, это помогает им расплавляться с миллиардами микробов. Азотная кислота – также сильная кислота и тоже оказывает вредное воздействие на глаза и кожу. Борная кислота, с другой стороны, является слабой кислотой. В природе она встречается в Италии. Она используется при изготовлении керамики, цементов, косметики. Иногда ее используют для борьбы с микробами, но она недостаточно эффективна.
Мышьяковая кислота используется при производстве дезинфицирующих средств. Фосфорная кислота в виде солей является основным конструкционным материалом костей, зубов, ногтей. Общее количество кислот, вырабатываемое ежедневно нашим организмом велико и соответствует по кислотности двум-трем литрам концентрированной соляной кислоты
Задание 4 группе. Вам предстоит сегодня совершить путешествие в мир органических кислот. Расскажите об известных вам органических кислотах (презентация), их значении в жизни человека. Органические кислоты не настолько сильны, как неорганические. Уксусная кислота содержится в уксусе, её можно получить при брожении яблочного сидра. При образовании сахара в молоке образуется молочная кислота. Она окисляет молоко, но также используется в производстве сыра. Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты содержат яблочную, лимонную, молочную, винную кислоту. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто лакомился ядрышками слив, вишен или миндаля. Нитрил миндальной кислоты, содержащийся в ядрышках, взаимодействует со слюной при жевании и образует синильную кислоту. Применение аминокислот способствует поддержанию крепкого здоровья, их мы получаем с белковой пищей. Апельсины, лимоны и грейпфруты содержат аскорбиновую кислоту – это химическое название витамина C. Никотиновая кислота присутствует в печени, мясе домашней птицы, говядине, она препятствует развитию кожных болезней. Аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами. Гиалуроновая кислота - основной компонент смазки всех трущихся частей в наших суставах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- исследовательский проект. Химические свойства неорганических и органических кислот
Данный урок можно использовать при обобщении и систематизации знаний по кислотам...
Электонная презентация к уроку химии в 11 классе "Электролиз растворов и расплавов неорганических и органических электролитов"
Презентация содержит материал по электролизу расплавов и растворов веществ, алгоритм составления уравнений электролиза, порядок разрядки катионов и анионов....
Конспект урока по химии: "Основные классы неорганических веществ"
Урок - игра для учащихся 8 класса...
Конспект урока по химии "Основные классы неорганических соединений"
Урок обобщения знаний по теме "Основные классы неорганических соединений". Систематизация знаний учащихся о класификации неорганических веществ, составление формул по названиям, названия по формулам, ...
Урок химии "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений".
Технологическая карта для урока химии в 11 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений". Цель данного урока: составить генетические цепочи отражающи...
Урок по химии 10 класс"Введение в органическую химию"
Урок "Введение в органическую химию" знакомит учащихся о таком предмете, как органическая химия, рассказывается этапы станавления этой науки и почему органическая химия изучается отдельным...
Технологическая карта урока по химии « Основные классы неорганических соединений» 11 класс.
Технологическая карта урока....