Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
план-конспект занятия по химии (10 класс) по теме
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов;
- Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
- закрепить навыки написания уравнений реакций.
- ознакомить учащихся с веществами, которые наносят вред организму при употреблении спиртных напитков, проинформировать о заболеваниях, вызванных алкоголем.
Развивающие:
- Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;
- Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
- Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.
Воспитательные:
- Особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
- Обосновать необходимость здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - обобщения знаний | 71 КБ |
Лабораторное и урок-упражнение | 133 КБ |
Презентация | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Комбинированный урок по химии
на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов;
- Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
- закрепить навыки написания уравнений реакций.
- ознакомить учащихся с веществами, которые наносят вред организму при употреблении спиртных напитков, проинформировать о заболеваниях, вызванных алкоголем.
Развивающие:
- Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;
- Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
- Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.
Воспитательные:
- Особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
- Обосновать необходимость здорового образа жизни.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения демонстрационных работ (пробирки со спиртом, чашка Петри, лучина, стеклянная палочка, колба, яйцо куриное). Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс.
Ход урока.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1.
Тема: Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений.
Цель работы: формирование умений изучать, сравнивать и анализировать свойства гидроксилсодержащих соединений путем проведения химического эксперимента.
Форма работы: парно-индивидуальная.
Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.143-158
Контрольные вопросы:
- Определение и классификация спиртов.
- Особенности номенклатуры и изомерии спиртов.
- Каковы физические свойства спиртов? Сущность явления “ассоциации молекул”.
- Особенности химических свойств гидроксилсодержащих соединений.
- Какими химическими реакциями можно различить одно- и многоатомные спирты?
- Каковы промышленные и лабораторные способы получения гидроксилсодержащих соединений?
- Значение и применение спиртов (в том числе и в пищевой промышленности).
Информационный опорный конспект «Спирты»
Проверка знаний
| Вопрос | Варианты ответов | Код |
1 | Выберите соответствующие названия для соединения: С С | | С — С — С — С — С — С | | OH OH | 3,4-диметилпентадиол-3,5 2,3-диэтилгександиол-2,4 2,3-диметилгександиол-2,4 3,2-диметил-2,4-диоксипентан 2,3-диметил-2,4-диоксигексан | 1 2 3 4 5 |
2 | Выберите соответствующие названия для соединения: OH
C—C
| 1-окси-4-этил-бензол 4-этил-фенол п-окси-этил-бензол 1-метил-4-окси-фенол 1-этил-фенол | 1 2 3 4 5 |
3 | Как химическим путем установить, в какой пробирке содержится пропен-2-ол-1, а в какой – пропантриол-1,2,3 ? | Действием: Br2 и NaOH Na и KMnO4 Cu(OH)2 и I2 HCI и NaOH Br2 и Na | 1 2 3 4 5 |
4 | Укажите продукт Е, полученный в результате превращений: HOH Na HOH (O) (H) C4H8 —› A —› B—› C—›D—›E | Бутаналь Бутен-2 Бутанол Бутанон Бутановая кислота | 1 2 3 4 5 |
5 | При взаимодействии 7,4 г одноатомного спирта с металлическим натрием выделилось 1,12 л водорода, при- веденного к н. у. Опредилите формулу исходного спирта. | C9H19OH C2H5OH C8H17OH C4H9OH CH3OH | 1 2 3 4 5 |
Отчет к лабораторной работе №1.
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Опыт №1. Растворимость спиртов и отношение их к индикаторам.
В четыре пробирки наливают по 0,5 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Отмечают их запах. В каждую пробирку добавляют по 1 мл воды и содержимое пробирок встряхивают. От чего зависит растворимость спиртов? Затем в каждую пробирку вносят полоски универсальной индикаторной бумаги. Содержимое пробирок делят на две части, в одну половину добавляют по 1 капле м-о, а в другую- по 1 капле ф-ф. Изменяется ли окраска индикаторов? Объясните это явление.
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 2. Горение спиртов.
На фарфоровую плитку наносят 1-2 капли этанола, пропанола и бутанола. Затем одновременно их поджигают. Отмечают характер их пламени. Объясните, от чего зависит характер пламени( для этого расчитайте %-е содержание углерода в молекулах сгоревших спиртов ).
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт №3. Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса.
Реактив Лукаса представляет собой смесь конц. соляной кислоты и хлорида цинка в соотношении 1:1. В три сухие пробирки наливают по 0,5 мл спиртов: этанола, пропанола-2 и бутанола-2. Затем в каждую пробирку добавляют по 1 мл реактива Лукаса, встряхивают и оставляют стоять 1-3 мин. Какие изменения происходят в прбирках? Какой спирт вступает в реакцию, по какому механизму? Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой реакции?
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 4. Образование и гидролиз алкоголятов.
В сухую пробирку вносят 1мл любого из предложенных спиртов и кусочек металлического натрия (со спичечную головку). Сразу же закрывают пробирку пальцем. После того, как весь натрий прореагирует, открывают отверстие пробирки и тут же поджигают выделившийся газ. Затем добавляют 1 мл воды и 1 каплю раствора ф-ф. Объясните наблюдаемые явления
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 5. Окисление спиртов.
а) Окисление спиртов оксидом меди. В пробирку помещают 1 мл любого из предложенных спиртов. Медную проволочку в виде спирали вносят в пламя горелки и нагревают до красного каления и затем быстро опускают ее в пробирку со спиртом. Что при этом наблюдается ? Изменяется ли запах содержимого пробирки?
б) Окисление спиртов хромовой смесью. В пробирку помещают 0,5 мл этанола, 6 капель 1н. р-ра серной кислоты и 4 капли 0,5н. р-ра дихромата калия. Смесь встряхивают и осторожно нагревают. Как изменяется цвет раствора и появляется ли специфический запах? Что он вам напоминает?
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 6. Образование диэтилового эфира.
В пробирку помещают 0,5 мл этанола и (осторожно!) 0,5 мл конц. серной кислоты. Смесь осторожно нагревают до кипения. Затем добавляют 5 капель этанола , закрывают пробирку пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и снова нагревают. Ощущаете ли запах эфира? Подожгите выделяющиеся пары. Какая побочная реакция может сопутствовать реакции получения диэтилового эфира?
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 7. Образование сложного эфира.
В сухую пробирку помещают 3 капли изоамилового спирта, 3 капли уксусной кислоты и 1-2 капли конц. серной кислоты. Смесь встряхивают 2 мин. и разбавляют водой. Снова встряхивают. Появляется характерный запах эфира. Что он вам напоминает?
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Опыт № 8. Комплексообразование многоатомных спиртов.
В четыре пробирки помещают по 5 капель р-ра сульфата меди и р-ра гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют две капли этанола, во вторую – одну каплю этиленгликоля, в третью – две капли глицерина, в четвертую – кристаллик маннита (или сорбита). Что наблюдаете во всех четырех пробирках? Затем в три последние пробирки вносят две капли разб. серной кислоты. Что при этом происходит? Объясните наблюдаемые явления.
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и уравнения реакций:
Выводы:
Общий вывод по лабораторной работе:
Самостоятельная работа по вариантам :
Задание № 1: осуществите превращения с помощью химических уравнений реакций.
1-й вариант: пропанол-1—› 1-бромпропан—› н-гексан—› бензол—›
HNO3
изопропилбензол—› фенол —› A
Na HOH C3H7COOH
2-й вариант: C3H7CI—› C6H14—› A—› C6H13OH—› B—› C————›D
Br2 2KOH Cu(OH)2
3-й вариант: C4H9I—› C4H9OH—›C4H9CI—› C4H8 —› A——›B———› C
Br2 2KOH
4-й вариант: CaC2—› C2H2—› CH3 COH—› C2H5OH—› бутадиен-1,3 —› A——› B
5-й вариант: метановая кислота—› пропилформиат—› пропанол-1—› А—› 2-бромпропан —› 2,3-диметилбутан
Решение :
Задание № 2 : решить расчетную задачу.
Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой m г с V мл w-%-ного раствора гидроксида натрия, плотность которого p г/ мл ?
Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
m | 8,2 | 4,7 | 12 | 2,3 | 1,7 |
V | 10 | 5 | 15 | 3 | 2 |
w | 30 | 35 | 20 | 25 | 40 |
p | 1,2 | 1,4 | 1,1 | 1,3 | 1,25 |
Решение :
Дополнительные задания
На “3”: В трех пробирках выданы бутанол-1, глицерин, фенол. При помощи каких химических реакций можно различить эти вещества ? Напишите сответствующие уравнения реакций.
На “4”: метанол количеством вещества 0,5 моль нагрели с избытком бромоводорода, получили бромметан массой 38 г. Определите выход бромметана.
На “5”: при дегидротации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г. Массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%. Определите массу пропанола-2, взятую для реакции.
Решение :
Оценка за работу:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
Урок в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Обобщение педагогического опыта "Организация лабораторных работ и экскурсий по биологии"
Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта по методике организации лабораторных работ и экскурсий в школьном курсе биологии...
Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...
Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".
Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...