РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 И 9 классов по УМК О.С.Габриеляна
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Гершановская Евгения Владимировна

Планирование для 8 и 9 классов на 2 часа в неделю.

Задачи, цели обучения химии в 8 и 9 классах, планируемые результаты, контроль знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_himii.zip99.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 880

 

Рабочая программа

ПО ХИМИИ

ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

2014-2015 учебный год

Составила: Учитель химии

Гершановская Евгения Владимировна

ГБОУ СОШ № 880

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии  
  • Примерной программы основного общего образования по химии для 8-9 классов
  • Авторской программы основного общего образования курса химии для 8-9 классов   О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту ГОС

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и  включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса О.С. Габриеляна.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Химия. 8 класс, 9 класс: учебники для общеобразовательных учреждений./ О.С. Габриелян./ - М.: Дрофа , 2008 г., рекомендованные Министерством образования и науки РФ, входящие в Федеральный перечень учебников для 8-9 классов.

Для реализации рабочей программы  учителем используется  методическая литература  в учебно-методическом комплекте:

Методическая литература:

1. Химия. Настольная книга учителя. 8-9 классы. / О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: «Дрофа», 2007.

2. Химия. 8 класс, 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна  «Химия.8 класс» и «Химия. 9 класс»/ О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2011г

3. Химия. 8 класс, 9 класс: дидактические карточки – задания по химии /Н.С. Павлова – М. Экзамен, 2004.

4. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы /О.С.Габриелян, А.В. Яшукова/ – М.: Дрофа, 2008.

Общая характеристика учебного предмета:

  • Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений на втором году обучения
  • Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов
  • В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты

        ---Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, молекулах и  ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах, солях); о строении вещества, о некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

       --- Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения об элементах- неметаллах и их соединениях и об элементах-металлах  и их соединениях (оксидах, кислотах, основаниях и солях), а также различных процессах, происходящих с ними. Также в конце 9 класса есть  общие первоначальные сведения об органических соединениях, которые будут изучены в 10 классе.

Основные содержательные линии в изучении химии в 8-9 классе следующие:

  • Вещество – знания о составе, строении веществ, их важнейших физических и особенно химических свойствах, об их биологической роли
  • Химическая реакция – знания об условиях, признаках и сущности  протекания реакций, в которых участвуют вещества и о способах управления этими процессами
  • Применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами в повседневной жизни, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту
  • Язык химии – система понятий и терминов, в которых описываются номенклатура веществ, реакции, происходящие с ними, возможность перевода информации с естественного языка на химический язык

ЦЕЛИ   ИЗУЧЕНИЯ    КУРСА   ХИМИИ   В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; ориентирование учащихся на выбор будущей профессии, связанной с химией как социально-значимой
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

              Задачи химии в основном общем образовании следующие:

--формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира

--развитие личности обучающихся, их интеллектуального совершенствования

--выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как возможной области практической деятельности, т.е. возможности соединения себя с химической профессией

--формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни

Исходя из целей  и задач предмета «химия» в основной школе в результате изучения  химии ученик должен:

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей,  проводить качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; ион-аммония
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

---безопасного обращения с веществами и материалами;

---экологически грамотного поведения в окружающей среде;

---оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

---критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

---приготовления растворов заданной концентрации.

        

                                   3.Основное содержание учебной программы

Курса 8 класса:

Введение (6 часов)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Практические работы:

№ 1 «Знакомство и приемы обращения с лабораторным оборудованием, посудой и нагревательным прибором – спиртовкой»

Демонстрация:

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, их описание».

Тема 1

«Химический элемент» (3 часа)

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи:

 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 2

«Атомы химических элементов» (8 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации: 

  1. Модели атомов химических элементов.
  2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 3

«Простые вещества» (8 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи:

 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «число Авогадро ».

Демонстрации:

Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

Тема 4

«Соединения химических элементов» (13 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи:

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации:

  1.  Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
  2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
  3.  Способы разделения смесей.
  4. «Взаимодействие кислот и солей с металлами, солей с кислотами: замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом, растворение магния в кислоте, получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты».

            Практическая работа:

№ 2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в нем»

Тема 5

«Изменения, происходящие с веществами» (9 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Химические явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи:

 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

   2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации:

  1. Примеры физических явлений:  плавление парафина, сахара и химических явлений: взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом.
  2. «Реакция нейтрализации на примере реакции гидроксида натрия с кислотой. Изменение окраски индикатора при переходе из одной среды в другую».

Тема 6

«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» (21 час)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Практические работы:

№ 3 «Ионные реакции  обмена, условия их протекания до конца и признаки химических реакций».

№ 4  «Свойства кислот, оснований и солей»

№ 5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических веществ».

Курса 9 класса:

«Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»  (6 часов)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

         Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Тема 1

«Металлы» (20 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

Демонстраци: 

  1. Ознакомление с образцами металлов
  2. Образцы сплавов

Практические работы:

          № 1 «Получение и свойства соединений металлов на примере  железа»

          № 2 «Осуществление цепочки превращений по металлам»

          № 3 «Решение экспериментальных задач по распознаванию

                   и получению веществ»

Тема 2

«Неметаллы» (28 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)  и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации:

  1. Образцы стекла, керамики, цемента.

Ознакомление с природными силикатами.  Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

 

Практические работы:

№ 4 Получение, собирание и распознавание газов на примере кислорода.

№ 5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

               № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Тема 3

«Органические соединения» (6 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Тема 4

«Обобщение знаний по химии за курс основной школы» (8 часов)

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей  и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Результаты изучения предмета «химия» в основной школе:

Личностные  результаты:

  • Чувство гордости и понимания, что значит естественная наука, роли ее в окружающем мире, трудолюбие и целеустремленность в изучении предмета
  • Понимание осознанного выбора экзамена по данному предмету и готовность к выбору дальнейшего пути, связанного с данным предметом, с выбором личной образовательной траектории и будущей профессии
  • Умение управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметные результаты:

  • Использование умений и  навыков различных видов деятельности, применение методов познания для изучения действительности
  • Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в изучаемых объектах
  • Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства и условия для их реализации
  • Использование различных источников информации

Предметные результаты:

  • Давать определения всем изученным понятиям по содержанию материала
  • Описывать демонстрационные, лабораторные и практические опыты, пользуясь химическим языком
  • Описывать и различать изученные классы неорганических простых и сложных веществ, химические реакции, происходящие с ними
  • Классифицировать изученные объекты и явления
  • Наблюдать и описывать происходящие явления в быту и в природе
  • Делать выводы из наблюдений, прогнозировать свойства новых незнакомых веществ по аналогии со свойствами изученных
  • Структурировать изученный материал, полученный из других источников
  • Моделировать строение атомов и строение простейших молекул
  • Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека
  • Проводить химический эксперимент
  • Соблюдать правила техники безопасности и оказывать по возможности первую помощь при ожогах, травмах

  1. Учебно-тематическое планирование материала

8  класс:

Изучаемые темы

Общее число часов на тему

Число практических работ

Число контрольных работ

1.

Введение.

Предмет химии

6 ч

1

----------

2.

Химический элемент

3 ч

------------

--------------

3.

Атомы химических элементов

8 ч

-------------

1

4.

Простые вещества

8 ч

-----------------

1

5.

Соединения химических элементов

13 ч

1

1

6.

Изменения, происходящие с веществами

9 ч

1

1

7.

Растворы. Свойства растворов электролитов

21 ч

3

1 + итоговая

                                                                                   9 класс:

Изучаемые темы

Общее число часов на тему

Число практических работ

Число контрольных работ

1.

Повторение основных понятий курса 8 класса

 6 ч

-------

---------

2.

Металлы

20 ч

3

1

3.

Неметаллы

28 ч

3

1

4.

Органические соединения

6 ч

-----------

------------

5.

Обобщение по курсу 9 класса

8 ч

------------

итоговая

5.     Календарно-тематическое планирование

(с кодификатором – спектром проверяемых умений)

6.Средства контроля

СИСТЕМА  ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся.

 Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются следующие

виды  контроля:

  • входной, т.е. предварительный (по выяснению знаний и умений предыдущего года обучения)
  • текущий
  • тематический
  • итоговый контроль

формы контроля:

  • контрольные работы (по планированию)
  • дифференцированные индивидуальные устные опросы  и письменные опросы (раздаточные карточки),
  • самостоятельные и  проверочные работы
  •  тестирование
  • химические диктанты

                                                 

                                                    8 класс

тема

1

Контрольная работа  №1 по теме: «Атомы химических элементов».

2

 Контрольная работа  №2 по теме: «Простые вещества».

3

Контрольная работа  №3 по теме: «Соединения химических элементов».

4

Контрольная работа  №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

5

Контрольная работа №5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

6

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

9 класс

тема

1

Контрольная работа  №1 по теме: «Неметаллы»

2

 Контрольная работа  №2 по теме: «Металлы»

3

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

7. Учебно-методические средства обучения

  • Раздаточные материалы на столы для учащихся (индивидуальные карточки и вспомогательные материалы)
  • Тесты
  • Икт поддержка уроков (электронные разработки уроков по разной тематике)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс по УМК О.С.Габриеляна

Очень трудно бываает учителю в краткий срок составить рабочую программу соответствующую всем критериям требований. Хочется надеятся, что данная программа поможет коллегам справиться с предложенной хад...

Рабочие программы по химии 8-11 к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемый результат. 10, 11 класс - базовый и профильный уровни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНАНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по химии 9 класс по УМК О.С.Габриеляна.

Рабочая программа для 9 класса по химии разработана в 2014 году к учебнику О.С.Габриеляна 2013 года выпуска....

Фрагмент рабочей программы по химии по ФГОС ООО (УМК О.С. Габриеляна)

Работа выполнена в процессе прохождения курсов. Несмотря на то, что это только фрагмент рабочей программы, в нем очень тщательно проработаны цели курса и пути их реализации именно в контексте ФГОС не ...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...