Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Содержит пояснительную записку и ктп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska.doc | 52 КБ |
himiya_8_kl_planirovanie.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Химии для 8 класса составлена на основании:
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196;
- Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Общей биологии 10 класс, Министерства образования и науки Российской Федерации 2007
- Авторской программы под ред. О. С. Габриеляна, «Химия» , издательство Дрофа, Москва, 2007г,
- обязательного минимума содержания биологического образования для средней (полной) общеобразовательной школы (Сборник нормативных документов для ОУ РФ, под ред. Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, издательство «Дрофа», Москва. 2007г);
- БУП – 2004 (70 часов, 2 часа в неделю).
- Учебного плана школы на 2011-2012 учебный год (70 часов, 2 часа в неделю, 1 час добавлен как компонент учреждения.)
Цель данного курса: сформировать у учащихся знания о типичных химических элементах отдельных групп, их важнейших соединениях; познакомить учащихся с производством и практическим значением изучаемых веществ.
Задачи курса:
1.Изучение основ науки: важнейших химических элементов и их соединений.
2.Воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе.
3.Формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное ; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
4.Формирование умений организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой, соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
Учащиеся должны знать:
основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.
Учащиеся должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидра- тация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;
составлять уравнения реакций, определять их вид ихарактеризовать окислительно-восстановительныереакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классамсоединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зави
симость между составом вещества и его свойствами;
в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий
Рабочая программа составлялась с учётом характеристики класса по предмету.
УМК, реализующий программу:
1. Учебник: «Химия» 8 класс, авт. О. С. Габриелян, издательство «Дрофа», Москва, 2009 год;
2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, авт. С. В. Бочарова, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2009 год.
Дополнительной литературы:
- «Методическое пособие» Химия 8 класс, авт. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. ,
Издательство «Дрофа», Москва, 2007 г
- « Неорганическая химия в тестах, задачах, упражнениях.» Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г, издательство «Дрофа», Москва, 2007.
- Электронные средства
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
В 8 классе в 2011-2012 уч. году будут обучаться 10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков. Национальный состав – 7 русских и 3 чеченца.
Для наиболее полного и лучшего усвоения учебного материала учащимися, в 8 классе на уроках химии необходимо использовать опорные конспекты (схемы, таблицы). Со слабыми учениками необходимы индивидуальные дополнительные занятия.
Предмет «Химия» в 8 классе изучается впервые.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
№ Раз дела | Раздел | Кол-во часов | Кол-во контроль ных работ | Кол-во практических и лабораторных работ |
1 | Введение | 9 | - | - |
2 | Атомы химических элементов | 15 | № 1 | |
3 | Простые вещества | 10 |
| |
4 | Соединения химических элементов | 19 | № 2 | Практическая работа № 1,2,3
|
5 | Изменения, происходящие с веществами | 21 | № 3 | Практическая работа № 4,5 |
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 29 | № 4 | Практическая работа № 6,7,8,9 |
7 | Повторение изученного | 2 | ||
Всего | 105 | 4 | 9 |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
уроков химии 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Требования к уровню подготовки уч-ся | Формы контроля | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ ( 9 ч) | |||||
1 | Предмет химии Вещества Правила ТБ в кабинете химии. | Химия, вещество,химический элемент, химические соединения, атомы. Атомы и молекулы. Химический элемент. Прстые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества | Фронтальный опрос | § 1 | |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | Химическая реакция Химические явления | Демонстрационный опыт: 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды» | § 2 | |
3 | Краткий очерк истории развития химии | Точки зрения на появление науки «химия» | Фронтальный опрос | § 3 | |
4 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Химический элемент, группа, период | Фронтальный опрос | § 4 | |
5 | Знаки химических элементов | Обозначения химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева | Фронтальный опрос | § 4, карточки | |
6 | Химические формулы. | Индекс, коэффициент | Фронтальный опрос | § 5 до с.35 | |
7 | Относительные атомная и молекулярная массы | масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярные массы. Расчеты по химической формуле вещества молекулярной массы вещества | Фронтальный опрос | § 5 | |
8 | Массовая доля элемента в веществе | Знать формулу нахождения массовой доли вещества | Фронтальный опрос | § 5, конспект | |
9 | Обобщающий урок по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Знать название и правописание основных химических элементов | Самостоятельная работа | Повт. § 1-5 | |
Тема 1. Атомы химических элементов (15 часов) | |||||
10 | Основные сведения о строении атома. | Протоны, электроны, нейтроны, массовое число | Фронтальный опрос | § 6 | |
11 | Строение атома | Фронтальный опрос | конспект | ||
12 | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. | Химический элемент, изотопы | Фронтальный опрос | § 7 | |
13 | Изотопы | Фронтальный опрос | конспект | ||
14 | Строение электронных оболочек атомов | Электронные слои, энергетические уровни | Фронтальный опрос | § 8 до с. 51 | |
15 | Строение электронных оболочек атомов | Завершенный и незавершенный электронный уровень, орбиталь | Самостоятельная работа | § 8 | |
16 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне | Ионы, ионная связь | Фронтальный опрос | § 9 до с. 56 | |
17 | Ионная химическая связь | Коэффициенты, индексы | Фронтальный опрос | § 9 | |
18 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. | Строение молекул. Химическая связь | Фронтальный опрос | § 10 | |
19 | Ковалентная полярная химическая связь | Неполярная химическая связь. Схемы образования двухатомных молекул Н2, О2, N2. | Фронтальный опрос | § 11до с. 65 | |
20 | Электроотрицательность | Ряд электроотрицательности | Фронтальный опрос | § 11 | |
21 | Металлическая химическая связь | Понятие об ЭО, ковалентная полярная связь, ионная связь | Фронтальный опрос | § 12 | |
22 | Обобщение и систематизация знаний об элементах, видах химической связи | Строение атома, взаимодействие атомов в металлах и неметаллах | Фронтальный опрос | § 6-12 | |
23 | Обобщение и систематизация знаний об элементах, видах химической связи | Фронтальный опрос | конспект | ||
24 | Итоговая контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов» | Ковалентная, металлическая связь, полярная, неполярная связь | Контрольная работа №1 | Повт. записи | |
Тема 2. Простые вещества (10 часов) | |||||
25 | Анализ контрольной работы Простые вещества – металлы | Физические свойства металлов | Демонстрац. Опыт: 1. Коллекция металлов:Fe, AI, Ca, Mg, Na, K, Hg.(последние два в запаянных ампулах) 2. Образцы белого и серого олова | § 13 | |
26 | Простые вещества – неметаллы. | Физические свойства неметаллов – простых веществ | Д.1. коллекция неметаллов. 2. Получение и свойства белого и красного фосфора | § 14, до с. 75 | |
27 | Аллотропия | Аллотропия на примере олова | Фронтальный опрос | § 14, табл. С. 78 | |
28 | Количество вещества. | Моль, постоянная Авогадро | Фронтальный опрос | § 15 до с. 80 | |
29 | Молярная масса вещества | Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам, миллимолярная и киломолярная массы; выполнение упраждений с использованием понятий «молярная масса», «моль». | Фронтальный опрос | § 15, № 2 | |
30 | Решение задач по теме «Молярная масса вещества» | Знать расчётные формулы | Индивидуальный опрос по карточкам | конспект | |
31 | Молярный объем газов. | Молярный объем газов, нормальные условия, миллимолярный и киломолярный объем | Фронтальный опрос | §16 | |
32 | Решение расчетных задач и упражнений | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса» | Фронтальный опрос | § 16, записи | |
33 | Решение расчетных задач и упражнений | Решение задач с использованием понятий , «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | Фронтальный опрос | № 2, с. 85 | |
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение задач и упражнений | Фронтальный опрос | № 3, 4 с. 85 | |
Тема 3. Соединения химических элементов (19 часов) | |||||
35 | Степень окисления | Валентность, степень окисления, формула вещества | Фронтальный опрос | §17 | |
36 | Определение степеней окисления по формуле | Бинарные соединения | Фронтальный опрос | §17, №2 с.90 | |
37 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Оксиды, вода, углек. газ | Фронтальный опрос | §18 | |
38 | Основания | Состав и названия оснований, их классификация, щелочи. Расчеты по формулам оснований | Д.1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикатора. | §19 | |
39 | Кислоты | Состав и названия кислот, их классификация. Расчеты по формулам кислот | Д. 1. Образцы кислот. 2. Изменение окраски индикатора | §20, до с. 105 | |
40 | Физические свойства серной кислоты | Кислородсодержащие, бескислородсодержащие кислоты | Фронтальный опрос | §20 | |
41 | Соли | Названия солей, их состав | Д.1. Образцы солей кислородсодержащих кислот. Кальцит и его разновидности | §21 | |
42 | Номенклатура солей | Название и формулы кислотного остатка, соли | Фронтальный опрос | §21, табл. 5 | |
43 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация неорганических веществ» | Классификация сложных веществ, упражнения на составление формул веществ по названиям, расчеты по формулам соединений | Фронтальный опрос | Повт 18-21 | |
44 | Итоговая контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов» | Знать опорные термины и понятия | Контрольная работа№2 | § 17- 22 | |
45 | Анализ контрольной работы Кристаллические решётки: ионные, атомные | Свойства кристаллических решеток. Взаимосвязь кристаллических решеток и видов химической связи | Фронтальный опрос | §22, до с.118 | |
46 | Кристаллические решётки: молекулярные, металлические | Свойства кристаллических решеток. Взаимосвязь кристаллических решеток и видов химической связи | Д.1. Модели кристаллических решеток. 2. Возгонка бензойной кислоты или нафталина | §22 | |
47 | Практическая работа № 1 «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» | «Правила работы в лаборатории» | практическая работа | Повт. §22 | |
48 | Чистые вещества и смеси | Сравнительную характеристику чистых веществ и смесей | Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. Способы разделения смесей. 3. Дистилляция воды | §23 | |
49 | Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли | Применять знания на практике | Практическая работа | Задание в тетради | |
50 | Массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе | Массовая и объемная доли компонента. | Фронтальный опрос | §24 | |
51 | Решение задач. Расчеты с понятием «доля» | Вычисление массовой и объемной доли компонентов. | Индивидуальный опрос | §24, № 1,2 | |
52 | Решение задач. Расчеты с понятием «доля» | Вычисление массовой и объемной доли компонентов. | Фронтальный опрос | §24, № 5,6 | |
53 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» (в учебнике №5) | определение массовой доли сахара в растворе | Практическая работа | Повт. конспекты | |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (21 часов) | |||||
54 | Физические явления в химии | Способы очистки веществ, дистилляция | Фронтальный опрос | §25 | |
55 | Химические реакции | Химическая реакция; признаки химической реакции, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ | Демонстр. опыт «Химические явления» | §26 | |
56 | Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой» | Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой | Практическая работа | Повт. §26 | |
57 | Закон сохранения массы веществ | Закон открыт в 1748 г. Ломоносовым | Фронтальный опрос | §27, до с. 141 | |
58 | Химические уравнения. | Уравнения химических реакций; индексы и коэффициенты. | Фронтальный опрос | §27, № 2 | |
59 | Химические уравнения. | Уметь составлять уравнения реакций | Фронтальный опрос | §27 | |
60 | Расчеты по химическим уравнениям | Решение задач на нахождение количества, массы, объема продукта реакции по количеству, массе, объему исходного вещества. Те же расчеты с понятием «доля» | Фронтальный опрос | §28 | |
61 | Решение задач на нахождение массы и объёма | Алгоритм вычисления по уравнению реакций | Фронтальный опрос | № 2, 3 с. 150 | |
62 | Реакции разложения | Катализаторы, ферменты, скорость химической реакции | Фронтальный опрос | §29 | |
63 | Реакции разложения | скорость химической реакции | Фронтальный опрос | № 4-6, тетр | |
64 | Реакции соединения | Каталитические реакции. Осуществление переходов: S—SO2—H2SO3 Р—Р2О5—Н3РО4 Са—СаО—Са(ОН)2 | Фронтальный опрос | §30 | |
65 | Реакции соединения | Каталитические реакции. | Фронтальный опрос | № 4-5 | |
66 | Реакции замещения | Д. 1.Взаимодействие щелочных металлов с водой. 2.Взаимодействие цинка и алюминия с с растворами соляной и серной кислот. 3.Взаимодействие металлов ( железа, алюминия, цинка) с растворами солей. Ряд активности металлов | Фронтальный опрос | §31 | |
67 | Реакции замещения | Ряд активности металлов | Самостоятельная работа | §31 | |
68 | Реакции обмена | Реакция нейтрализации | Фронтальный опрос | §32 | |
69 | Типы химических реакций на примере свойств воды | Электролиз, фотосинтез, гидролиз | Химический диктант | §33 | |
70 | Практическая работа № 5 «Анализ почвы и воды» | Практическая работа | §28-33 | ||
71 | Расчеты по химическим уравнениям | Решение задач на нахождение количества, массы, объема продукта реакции по количеству, массе, объему исходного вещества. Те же расчеты с понятием «доля» | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |
72 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе №3 | Фронтальный опрос | конспект | |
73 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе №3 | Фронтальный опрос | Повт | |
74 | Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | Знать определения и термины | Контрольная работа №3 | Повт. Записи в тетради | |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (29 часов) | |||||
75 | Анализ контрольной работы Растворение. Растворимость веществ в воде | Растворы, гидраты, кристаллогидраты, кривые растворимости | Фронтальный опрос | §34, до с. | |
76 | Типы растворов | насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы | Фронтальный опрос | §34 | |
77 | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты, степень электролитической диссоциации, | Фронтальный опрос | §35 | |
78 | Степень электролитической диссоциации | сильные и слабые электролиты | Фронтальный опрос | §35 | |
79 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) | Ионы, катионы, анионы | Фронтальный опрос | §36 | |
80 | Кислоты, основания, соли в свете ТЭД, | Ионы простые .сложные, гидратированные, негидратированные | Фронтальный опрос | §36, до с. 201 | |
81 | Ионные уравнения реакций | Л\р Примеры реакций, идущих до конца | Фронтальный опрос | §37, до с. 207 | |
82 | Практическая работа № 6 «Ионные реакции» | электролиты | Практическая работа | §37 | |
83 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация | Свойства кислот | Л\р Химические свойства кислот | §38 | |
84 | Химические свойства кислот | Записывать реакции, характерные для кислот | Фронтальный опрос | §38 | |
85 | Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства | Щелочи | Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства | §39 | |
86 | Химические свойства оснований | Записывать реакции, характерные для оснований | Фронтальный опрос | §39 | |
87 | Оксиды | Свойства оксидов | Л\р Изучение свойств основных и кислотных оксидов | §40 | |
88 | Химические свойства оксидов | Записывать реакции, характерные для оксидов | Фронтальный опрос | §40 | |
89 | Соли в свете ТЭД | Образование солей их классификация | Фронтальный опрос | §41 | |
90 | Химические свойства солей | Записывать реакции, характерные для солей | Л\р Химические свойства солей | §41 | |
91 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Генетическая связь между неорганическими веществами. Осуществление переходов между классами неорганических соединений | Фронтальный опрос | §42 | |
92 | Практическая работа № 7«Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Практическая работа | Повт. записи | |
93 | Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей » | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Практическая работа | Повт. записи | |
94 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы» | Реакции обмена, разложения, соединения | Фронтальный опрос | Повт. §34-42 | |
95 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы» | Знать основные термины и понятия | Фронтальный опрос | ||
96 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов» | Знать строение и химические свойства кислот, солей, и оснований | Самостоятельная работа | конспект | |
97 | Окислительно – восстановительные реакции | Знакомство с окислительно восстановительными реакциями | Химический диктант | §43 | |
98 | Окислительно – восстановительные реакции | Окислитель, восстановитель, уравнения электронного баланса | Фронтальный опрос | §43 | |
99 | Урок – упражнение в составлении окислительно – восстановительных реакций | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса | Фронтальный опрос | записи | |
100 | Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно – восстановительных реакций | Характеристика свойств металов, неметаллов, кислот, солей в свете ОВР | Фронтальный опрос | № 3-6, с.236 | |
101 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Выполнение упражнений, тестовых заданий | Фронтальный опрос | № 7-8 | |
102 | Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Практическая работа | конспект | |
103 | Контрольная работа № 4 «Окислительно – восстановительные реакции» | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса | Контрольная работа №4 | записи | |
Повторение изученного материала ( 2ч.) | |||||
104 | Анализ контрольной работы Строение атома. Периодическая система химических элементов. | Электронное строение химических элементов | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |
105 | Типы химических реакций. Классификация неорганических веществ | Химические свойства оксилов, кислот, оснований | Фронтальный опрос | Записи в тетради |
Запланировано 105 часов, проведено будет 104 часа из-за календарных праздничных дней. Программа будет выполнена за счет блоковой подачи материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по химии: предметная линия учебников О.С. Габриеляна (9 класс 2 ч. В неделю)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа-ФГОС-химия 8-9 УМК О.С,Габриеляна
Рабочая программа- ФГОС, 8-9 класс УМК О.С.Габриеляна, календарно-тематическое планирование 2часа в неделю в 8 и 9 классах. УМК О.С.Габриеляна входит в федеральный перечень учебников....
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...