Программа самообразования учителя химии и биологии
методическая разработка по химии на тему
Программа разработана в соответствии с Программой развития МБОУ « Салганская основная общеобразовательная школа» Краснооктябрьского района на 2014-2019 учебный год.
Тема самообразования: «Как вызвать интерес у учащихся к родному краю и к профессиям, связанным с химией и биологией»
Сроки реализации: 2014-2019г.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya1.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
Утверждаю /директор школы
Е.Ф. Федосеева _--------------------- 2 сентября 2014г.
Программа
профессионального самообразования учителя химии, биологии, технологии
МБОУ « Салганская средняя полная общеобразовательная школа» Краснооктябрьского района Калининой Ольги Анатольевны
Программа разработана в соответствии с Программой развития МБОУ « Салганская основная общеобразовательная школа» Краснооктябрьского района на 2014-2019 учебный год.
Тема самообразования: «Как вызвать интерес у учащихся к родному краю и к профессиям, связанным с химией и биологией»
Сроки реализации: 2014-2019г.г.
Актуальность темы
В основе Концепции образования МБОУ « Салганская основная общеобразовательная школа» Краснооктябрьского района заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя химии, биологии, технологии.
Задачи:
∙ изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
∙ изучить опыт педагогов, школы, района, республики, страны;
∙ овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
∙ вести мониторинг саморазвития школьников;
∙ обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
№ п/п |
План мероприятий | Примерный срок (год) реализации | ||
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||||
1. | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | |||
2. | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | |||
3. | Аттестация на высшую квалификационную категорию | |||
4. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания. | |||
5. | Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, республики | |||
Использование современных образовательных технологий | ||||
1. | Использование возможностей Интернет на уроке. | |||
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | |||
3. | Широкое использование на уроках химии, биологии , технологии электронных учебников | |||
4. | Приобретение новых электронных учебников | |||
5. | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении химии, биологии, технологии . | |||
6. | Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по химии, биологии ». Тестирование в сети Интернет. | |||
7. | Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) блочно-модульная система обучения химии, биологии с использованием опорных схем; 2) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по химии, биологии с использованием тестов; 4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 5) дистанционные формы работы с учащимися; 6) проекты и исследовательские работы на уроках и во внеурочное время по химии, биологии. | |||
8. | Проведение открытых уроков, предметных недель. | По плану МО | ||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||||
1. | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсовете, конференции: 1) «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по химии, биологии»; 2) «От игры к профессии»;
3) «Создание тестов в программе My TestX»; 4) «Подготовка и проведение эксперимента во внеурочное время по биологии, химии» | |||
2. | Проведение обучающего семинара, мастер-класса по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками ШМО естественно-математического профиля школы | |||
3. | Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей химии, биологии. | |||
4. | Составление и реализация авторских программ
| |||
5. | Составление и реализация авторской программы для занятий этноэкологического кружка
| |||
6 | Создание собственного мини-сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, дидактического материала, обобщения опыта работы |
| ||
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||||
1. | Участие в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровнях, дистанционных конкурсах Российского уровня:
|
| ||
2. | Участие в научно-практических конференциях педагогических работников |
| ||
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | ||||
1. | Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ | |||
2. | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | |||
3. | Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах по предметам. | |||
4. | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне. | |||
5. | Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. | |||
6 | Ведение мониторинга саморазвития школьников |
| ||
7 | Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий | ежегодно | ||
Предполагаемый результат
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 3,8 по химии; не ниже 4,1 по биологии; отсутствие неуспевающих).
2. Разработанные программы экспериментальной работы (кружок,электив).
3. Проведенные открытые уроки перед учителями школы, района.
4. Проведенные мастер-классы перед учителями школы, района.
5. Доклады и выступления.
6. Разработка дидактических материалов.
7. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
8. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
- уровень обучаемости и обученности школьников;
- Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- Качественное и количественное размещение информации на сайте педагога.
Примерный план изучения вопросов самообразования учителя
1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Действия педагога в процессе самообразования:
- принятие решения о необходимости самоизменения;
- разработка программы самосовершенствования;
- работа по реализации программы;
- корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
- самоанализ выполнения программы;
- постановка перед собой новых целей и задач.
Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.
Принципы построения программы:
- научность;
- прогностичность;
- актуальность;
- оптимальность;
- реалистичность;
- целостность;
- контролируемость.
Основные этапы работы над программой по самообразованию:
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
• определение задач и этапов деятельности;
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
• составление плана действий по самосовершенствованию;
• самооценка роста;
• передача опыта коллегам.
Данная программа может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
....
....
В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:
- цели профессионального развития;
- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- получение консультаций;
- обсуждение возникших проблем с коллегами;
- взаимопосещение уроков;
- работа по апробации полученных знаний на практике;
- участие в системе школьной методической работы;
- самообобщение результатов работы;
- передача собственного опыта коллегам и др.
Следующий этап – работа по реализации плана:
- консультативная помощь;
- коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
- анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
- обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;
Результаты:
- выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
- публикации в печати;
- издание брошюр из опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию «Применение информационно-коммуникационных технологий в учеб¬но-воспитательном процессе учителя химии и биологии»
Учить чему-нибудь других — значитпоказать им, что они должны сделать, чтобы научиться тому, чему их учат.Г. Фрон...
Индивидуальный план самообразования учителя химии и биологии
Индивидуальный план самообразования учителя химии и биологии....
Программа самообразования учителя химии и биологии
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного проце...
План самообразования учителя химии и биологии Салахиева Ф.Ф.
В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет с...
Индивидуальный план самообразования учителя химии и биологии
Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Ф.И.О. учителя Гизатулина Фарида Рафиковна...
План самообразования учителя химии и биологии Латфуллиной Р.Н.
Работа учителя в межаттестационный период...
План самообразования учителя химии и биологии
личный план самообразования...