методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по химии на тему
Представленные презентации и текстовые документы к уроку помогут учителям в объяснении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.pptx | 2.11 МБ |
broshyura.doc | 748 КБ |
gidroliz.doc | 195.5 КБ |
silikatnaya_promyshlennost_himiya.ppt | 2.12 МБ |
himicheskiy_eksperiment.docx | 24.13 КБ |
formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_navykoa.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Леонардо да Винчи
Содержание Тест Вода в природе Применение воды Круговорот воды Физические свойства воды Химические свойства воды
Вода в природе Большая часть поверхности Земли покрыта морями и океанами - 71% Морская вода – 97% - 98% Пресная вода – 2% - 3% 75% - ее сковано льдом, находится под землей Таким образом человек может пользоваться только 0,02% – 0,03% всей воды на нашей планете.
Физические свойства воды Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком (вода), твердом (лед), газообразном (пар). Пар Жидкость Лед
Вода в организме человека Кровь человека на 90% состоит из воды Мышцы на 75% Кости на 28% Стекловидное тело глаза на 99%
Вода в организме человека Обезвоживание организма на 12 – 15 % приводит к нарушению обмена веществ, А потеря до 25 % воды – к гибели организма Без воды человек может прожить 3 дня , в то время, как без пищи 30 – 50 дней
Аномалии воды Лёд плавает на поверхности водоёма, (льда) = 0,92 г/см 3 , max (воды) при +4°С = 1г/см 3 При замерзании воды происходит расширение объёма. Самая большая теплоемкость ( в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза больше, чем у горных пород) Молекулы взаимодействуют между собой с образованием водородных связей.
Химические свойства
Взаимодействие с металлами При взаимодействии воды с активными металлами образуется щелочь и водород: 2Na + 2H 2 О= H 2 + 2NaOH (бурно) 2K + 2H 2 О = H 2 + 2KOH (бурно) При взаимодействии воды с менее активными металлами образуется оксид и водород: 3Fe + 4H 2 О = 4H 2 + Fe 3 О 4 (только при нагревании)
Взаимодействие с неметаллами Вода взаимодействует с некоторыми неметаллами; получающиеся продукты взаимодействия очень разнообразны: C + H 2 О = H 2 + CO (при сильном нагревании) Cl 2 + H 2 О = HClO + HCl Реакция разложения воды Под действием постоянного электрического тока или высокой температуры вода разлагается на кислород и водород: 2Н 2 О = 2Н 2 + О 2
Взаимодействие с основными оксидами Взаимодействие с кислотными оксидами Некоторые оксиды металлов могут вступать в реакции соединения с водой, в результате этой реакции образуется щелочь: SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 CO 2 + H 2 O = H 2 CO 3 СаО + Н 2 О = Са (ОН) 2 Na 2 O + H 2 O =2 NaOH Некоторые кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, в результате образуются кислоты:
Круговорот воды в природе Вода постоянно испаряется с поверхности наземных водоемов, листьев растений Так возникает водяной пар , который, конденсируясь, ставновится облаками . Атмосферная вода попадает на землю в виде осадков. Но не нужно думать, что круговорот – это панацея от исчерпания доступных запасов пресной воды. Все же он происходит медленно. Берегите воду!
Применение воды Вода В жизни растений и животных В быту человека Для получения оснований Для получения кислот Как растворитель в различных отраслях народного хозяйства В системах охлаждения Для получения органических веществ Для получения водорода В паровых двигателях Для производства минеральных удобрений Применение воды
Вода необходима всем живым организм ам : растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Вода – одно из самых главных богатств Земли .
Берегите воду
« Вода – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь !» Антуан Сент – Экзюпери
Вода в природе
Тест по теме «Вода» Ушакова Наталья Валерьевна Агрегатное состояние воды при обычных условиях Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос 10 жидкость А газообразное В возможны все Г твердое Б Вид связи в молекуле воды водородная А ковалентная полярная В ковалентная неполярная Б ионная Г Ушакова Наталья Валерьевна Между молекулами воды образуется связь водородная А ковалентная полярная В ковалентная неполярная Б ионная Г Ушакова Наталья Валерьевна Больше всего примесей содержится в воде дождевой А морской Б речной В родниковой Г Ушакова Наталья Валерьевна Наиболее энергично с водой реагирует кальций А железо В магний Б калий Г Ушакова Наталья Валерьевна Только при нагревании реагирует с водой Кальций А железо В оксид калия Б оксид бария Г Ушакова Наталья Валерьевна Выберите формулу оксида, с которым вода взаимодействует с образованием кислоты SiO 2 А Na 2 O В CO 2 Б CaO Г Ушакова Наталья Валерьевна Выберите формулу оксида, с которым вода взаимодействует с образованием щелочи P 2 O 5 А BaO Б CO 2 В SO 3 Г Ушакова Наталья Валерьевна Формула продукта реакции оксида серы ( IV) с водой H 2 S А H 2 SO 4 В SO 3 Б H 2 SO 3 Г Ушакова Наталья Валерьевна При комнатной температуре водород выделяется, если с водой реагирует оксид фосфора ( V) А кальций В золото Б оксид натрия Г Ушакова Наталья Валерьевна + - + + + + + + + + + - - - - - - - - -
The end)
Предварительный просмотр:
РМО УЧИТЕЛЕЙ
ХИМИИ
Советского района
Нижнего Новгорода
11.09.2008
ТЕМА:
Организационно – методичес-кие особенности преподавания химии в рамках регионального компонента. МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Инновационные технологии:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках химии»
МОУ №187 Гуляйкина М.А. – учитель высшей категории,
Левакова Э.Ю. - учитель высшей категории.
2.Экспериментальная работа на уроках химии:
МЭЛ №28 Мацокина Г.Ф. – учитель высшей категории,
Новикова Т.В. – учитель высшей категории.
3. УМК:
МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.
4. Связь школы с ВУЗами города:
МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.
5. Участие в национальном проекте «Лучший учитель РФ»
Трухаткина И.В. – ИДМК методист, учитель высшей категории.
6. Общее. Утверждение плана работы на 2008-2009 учебный год. МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.
Предварительный просмотр:
ГИДРОЛИЗ
Гидролиз – обменная реакция взаимодействия веществ с водой, приводящая к их разложению. Гидролизу могут подвергаться неорганические и органические вещества различных классов.
В результате гидролиза соли образуются кислота (или кислая соль) и основание (или основная соль). Таким образом, реакция гидролиза соли обратна реакции нейтрализации.
Соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. Для понимания сущности процесса гидролиза солей необходимо классифицировать кислоты и основания по силе.
Сильные кислоты: НСl, HBr, HI, HNO3, HClO4, H2SO4.
Слабые кислоты: HF, H2CO3, H2SiO3, H2S, HNO2, H2SO3, H3PO4, органические кислоты.
Сильные основания: щелочи (NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2 и др.).
Слабые основания: NH4OH, нерастворимые основания (Fe(OH)2, Fe(OH)3, Al(OH)3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, и др.) органические амины
Учащимся необходимо усвоить следующие основные понятия темы «Гидролиз солей»:
тип соли в зависимости от силы кислоты и основания, продуктом взаимодействия которых она является;
тип гидролиза: по катиону, по аниону, по катиону и аниону, не подвергается гидролизу;
характер среды водного раствора соли: кислая, нейтральная, щелочная;
цвет индикаторов в водном растворе соли в зависимости от характера среды.
В зависимости от силы кислоты и основания можно выделить четыре типа солей и три типа их гидролиза в водном растворе:
1. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой подвергается гидролизу по аниону, среда водного раствора – щелочная (рН>7).
Пример 1. Фторид натрия NaF – cоль, образованная сильным основанием NaOH и слабой кислотой НF.
В водном растворе происходит диссоциация соли:
NaF → Na+ + F‾.
Фторид-анион обратимо взаимодействует с водой:
F‾ + HOH HF + OH‾,
или в молекулярной форме:
NaF + HOH HF + NaOH.
В результате гидролиза фторида натрия образуется слабый электролит – фтороводородная кислота HF и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.
Пример 2. Карбонат калия K2СО3 – соль, образованная сильным основанием КОН и слабой двухосновной кислотой Н2СО3.
В водном растворе карбонат калия диссоциирует:
К2СО3 → 2K+ + СО
Так как эта соль образована слабой двухосновной кислотой, то ее гидролиз протекает в две ступени.
I ступень. СО + HOH НСО + OH‾ ,
или в молекулярной форме:
K2СО3 + HOH KHСО3 + KOH.
II ступень. НСО + HOH Н2СО3 + OH‾,
или в молекулярном виде:
KHСО3 + HOH Н2СО3 + KOH.
В результате гидролиза карбоната калия образуется слабые электролиты – ионы НСО и молекулы Н2СО3, и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.
Необходимо подчеркнуть, что практическое значение обычно имеет только процесс, идущий по первой ступени, которым, как правило, и ограничиваются при оценке гидролиза солей. Равновесие гидролиза по второй ступени смещено влево по сравнению с равновесием первой ступени, поскольку на первой ступени образуется более слабый электролит (НСО), чем на второй (H2CO3)
2. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, подвергается гидролизу по катиону, среда водного раствора – кислая (pH<7).
Пример 3. Бромид аммония NH4Br – соль, образованная слабым основанием NH4OH и сильной кислотой HBr.
В водном растворе происходит диссоциация соли:
NH4Br → NH + Br‾.
Катион аммония обратимо взаимодействует с водой:
NH + HOH NH4OH + H+,
или в молекулярной форме:
NH4Br + HOH NH4OH + HBr.
В результате гидролиза бромида аммония образуется слабый электролит – гидроксид аммония NH4OH и появляются катионы водорода Н+, вследствие чего раствор приобретает кислую среду.
Пример 4. Нитрат магния Mg(NO3)2– соль, образованная слабым основанием Мg(ОН)2 и сильной кислотой НNO3.
В водном растворе происходит диссоциация соли:
Mg(NO3)2 → Mg2+ + 2NO.
Катион магния обратимо взаимодействует с водой:
Mg2+ + HOH Mg(OH)+ + H+,
или в молекулярной форме:
Mg(NO3)2 + HOH Mg(OH)NO3 + HNO3.
В результате гидролиза нитрата магния происходит связывание ионов магния с образованием слабо диссоциирующего иона Mg(OH)+ и появляются катионы водорода Н+, вследствие чего раствор приобретает кислую среду.
3. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по катиону и по аниону. Характер среды водного раствора такой соли определяется соотношением силы кислоты и основания, образующими соль.
Пример 5. Ацетат аммония СН3СООNH4 – соль, образованная слабой органической кислотой СН3СООН и слабым основанием NH4OH.
В водном растворе происходит диссоциация соли:
CH3COONH4 → NH + CH3COO‾.
И катион аммония, и ацетат-ион обратимо взаимодействует с водой:
NH + CH3COO‾ + HOH NH4OH + CH3COOН,
или в молекулярной форме:
CH3COONH4 + HOH NH4OH + CH3COOH.
В результате гидролиза ацетата аммония образуются слабые электролиты – гидроксид аммония NH4OH и уксусная кислота CH3COOH. Так как константы диссоциации гидроксида аммония и уксусной кислоты имеют одинаковое значение (1,8•10-5), то среда водного раствора ацетата аммония нейтральная.
Пример 6. Сульфид хрома(III) Cr2S3 – соль, образованная слабым нерастворимым основанием Cr(OH)3 и слабой летучей кислотой Н2S. В таблице растворимости на месте сульфида хрома(III) указан знак " - ". Это значит, что соль подвергается в водном растворе полному необратимому гидролизу:
Cr2S3 + 6HOH = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↑.
4. Соль, образованная сильной кислотой и сильным основанием, гидролизу не подвергается, среда водного раствора такой соли – нейтральная (pH=7).
Примерами таких солей могут служить: КClO4, Na2SO4, RbCl, Ba(NO3)2 и др.
Следует обратить внимание учеников на то, что поскольку гидролиз – обратимый процесс, то его равновесие может быть смещено в соответствии с принципом Ле Шателье в сторону усиления или в сторону ослабления гидролиза. Напомним, что гидролиз – процесс, обратный реакции нейтрализации. Как известно, реакция нейтрализации – экзотермический процесс, следовательно, гидролиз – процесс эндотермический. В соответствии с принципом Ле Шателье, для усиления гидролиза соли (смещения равновесия в сторону продуктов реакции) необходимо:
- разбавить раствор (добавить воды);
- повысить температуру;
- связать один из продуктов гидролиза (ионы Н+ или ОН‾), например, путем добавления щелочи, кислоты или другой гидролизующейся соли.
Для ослабления гидролиза соли необходимо:
- увеличить концентрацию соли;
- понизить температуру;
- добавить к раствору один из продуктов гидролиза.
Пример 7. Соли, подвергающиеся необратимому гидролизу, нельзя получить в результате реакции обмена путем смешивания водных растворов соответствующих солей вследствие взаимного усиления гидролиза. Например, в растворах AlCl3и Na2CO3 взятых порознь, вследствие гидролиза этих солей устанавливаются равновесия:
Al3+ + HOH Al(OH)2+ + H+
CO + HOH HCO + OH‾.
Гидролиз этих солей практически ограничивается первой стадией. Если к раствору хлорида алюминия (гидролизуется по катиону) прилить раствор карбоната натрия (гидролизуется по аниону), то образующиеся в результате гидролиза этих солей ионы Н+ и ОН‾ нейтрализуют друг друга. В соответствии с принципом Ле Шателье, удаление этих ионов из сферы реакции в виде молекул малодиссоциированной воды смещает оба равновесия вправо и в конечном счете приводит к образованию основания и кислоты. В результате этой реакции выпадает осадок гидроксида алюминия и выделяется углекислый газ:
2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3↓ + 3CO2↑ + 6NaCl,
или в ионной форме:
2Аl3++ 3CO + 3H2O = 2Al(OH)3↓ + 3CO2↑
Вследствие взаимного усиления гидролиза, приводящего к образованию кислоты и основания, взаимодействуют также соли железа(III) и хрома(III) с карбонатами щелочных металлов, соли алюминия и хрома(III) с сульфидом аммония, алюминаты с солями аммония, растворы которых имеют кислую среду, и некоторые другие.
Отметим также, что помимо солей гидролизу подвергаются различные неорганические (гидриды, нитриды, силициды, карбиды, фосфиды, галогениды неметаллов и др.) и органические (сложные эфиры, жиры, белки, углеводы и др.) соединения.
Задания по теме «Гидролиз» и комментарии к их решению
1. В водном растворе гидролизу не подвергается соль
1) | нитрат цинка | 3) | нитрат калия |
2) | нитрит калия | 4) | сульфита натрия |
Не подвергается гидролизу соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием. Из перечисленных – это нитрат калия. Ответ: 3.
2. Среда водного раствора сульфата алюминия
1) | нейтральная | 3) | слабощелочная |
2) | сильнощелочная | 4) | кислая |
Так сульфат алюминия – соль, образованная слабым основанием Al(OH)3 и сильной кислотой Н2SO4, то в водном растворе будет происходить гидролиз по катиону, поэтому раствор имеет кислую среду. Ответ: 4.
3. Лакмус краснеет в водном растворе соли
1) | Na2SO3 | 2) | K2SO4 | 3) | K2S | 4) | ZnSO4 |
Красную окраску лакмус приобретает в кислой среде. Кислую среду имеют водные растворы солей, гидролизующихся по катиону, т.е. образованных сильной кислотой и слабым основанием. Из перечисленных такой солью является сульфит натрия Na2SO3. Ответ: 1.
4. Фенолфталеин имеет одинаковую окраску в водных карбоната калия и
1) | хлорида алюминия | 3) | стеарата натрия |
2) | сульфата калия | 4) | нитрата натрия |
Карбонат калия К2СО3 - соль, образованная слабой угольной кислотой H2CO3 и сильным основанием – гидроксидом калия КОН. В водном растворе происходит ее гидролиз по аниону, вследствие чего среда раствора – щелочная, а фенолфталеин окрасится в малиновый цвет. Из перечисленных солей такому же типу гидролиза подвергается стеарат натрия С17Н35СООNа – соль, образованная слабой органической стеариновой кислотой С17Н35СООН и сильным основанием – гидроксидом натрия NaOH.
5. C помощью лакмусовой бумажки можно распознать растворы трех солей
1) | КСl, Na2SiO3, Ba(NO3)2 |
2) | RbCl, K2SO3, ZnSO4 |
3) | Ca(NO3)2, NaNO2, K2SO4 |
4) | K3PO4, NaHCO3, AlBr3 |
Каждая из трех солей в группе должна иметь разное отношение к гидролизу в водном растворе. Этому условию удовлетворяют соли: RbCl (гидролизу не подвергается, среда нейтральная, лакмус фиолетовый), K2SO3 (гидролиз по аниону, среда щелочная, лакмус синий), ZnSO4 (гидролиз по катиону, среда кислая, лакмус красный). Ответ: 2.
Особо подчеркнем, что многие школьники затрудняются оценить силу гидроксида рубидия RbOH, забывая, что рубидий, являясь типичным щелочным металлом, образует сильную щелочь.
6. При гидролизе фосфида кальция образуются
1) | фосфин и оксид кальция |
2) | фосфин и гидроксид кальция |
3) | ортофосфорная кислота и оксид кальция |
4) | ортофосфорная кислота и гидроксид кальция |
Фосфид кальция Са3Р2 – бинарное соединение, при гидролизе которого образуется летучее водородное соединение РН3 и гидроксид кальция Са(ОН)2. Ответ: 2.
7. Гидролиз сульфида калия усилится при
1) | охлаждении раствора | 3) | увеличении концентрации соли |
2) | нагревании раствора | 5) | добавлении гидроксида калия |
Сульфид калия K2S – соль, образованная сильным основанием КОН и слабой двухосновной кислотой Н2S.
В водном растворе сульфид калия диссоциирует:
К2S → 2K+ + S2-
Так как эта соль образована слабой двухосновной кислотой, то ее гидролиз протекает в две ступени.
I ступень. S2- + HOH HS‾ + OH‾ ,
или в молекулярной форме:
K2S + HOH KHS + KOH.
II ступень. HS‾ + HOH Н2S + OH‾,
или в молекулярном виде:
KHS + HOH Н2S + KOH.
В результате гидролиза сульфида калия образуются слабые электролиты – ионы HS‾ и молекулы H2S, и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.
В соответствии с принципом Ле Шателье, охлаждение раствора, увеличение концентрации соли и добавление щелочи как продукта гидролиза вызовет смещение равновесия влево, т.е. будет подавлять гидролиз. Усилить гидролиз соли, т.е. сместить равновесие вправо, можно следующим образом: а) добавляя воду (разбавляя раствор); б) удаляя продукты гидролиза (путем связывания гидроксид-ионов OH‾ или удаления Н2S); в) нагревая раствор (учитывая, что гидролиз – эндотермический процесс). Отметим также, что нагревание будет способствовать удалению из раствора сероводорода, что в еще большей степени усилит гидролиз соли. Ответ: 2.
8. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза этой соли в ее водном растворе.
ФОРМУЛА СОЛИ | ТИП ГИДРОЛИЗА | ||
А) | MgCl2 | 1) | по катиону |
Б) | Na2SO4 | 2) | по аниону |
В) | KBr | 3) | по катиону и аниону |
Г) | Fe2S3 | 4) | не гидролизуется |
MgCl2 - соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизуется по катиону. Na2SO4 и KBr – соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами, поэтому гидролизу не подвергаются. Fe2S3 - соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, поэтому подвергается гидролизу по катиону и по аниону. Ответ: 1443.
9. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | СРЕДА РАСТВОРА | ||
А) | фосфат натрия | 1) | кислая |
Б) | гидрофосфат натрия | 2) | нейтральная |
В) | дигидрофосфат натрия | 3) | щелочная |
Г) | сульфат натрия |
Это довольно сложное задание, в котором следует учесть особенности гидролиза нормальных и кислых солей ортофосфорной кислоты. Фосфат натрия Na3PO4 гидролизуется по аниону РОи имеет щелочную среду водного раствора. В водном растворе гидрофосфата натрия Na2HPO4 происходит гидролиз по аниону НРО, в результате чего образуются гидроксид-ионы ОН‾:
НРО + НОН Н2РО + ОН‾.
Однако анионы НРО способны также к диссоциации с образованием катионов водорода, что представляет собой процесс диссоциации ортофосфорной кислоты по третьей ступени.
НРО РО+ Н+.
При этом первый процесс – гидролиз аниона НРО преобладает, и поэтому среда водного раствора гидрофосфата натрия – щелочная.
В водном растворе дигидрофосфата натрия NaH2PO4 также происходит гидролиз по аниону Н2РО, в результате чего образуются гидроксид-ионы ОН‾:
Н2РО + НОН Н3РО4 + ОН‾.
Но ионы Н2РО также диссоциируют с образованием катионов водорода, что представляет собой процесс диссоциации ортофосфорной кислоты по второй ступени:
Н2РО НРО + Н+.
В случае дигидрофосфата преобладает второй процесс – диссоциация иона Н2РО с образованием катионов водорода, и поэтому среда водного раствора дигидрофосфата натрия – кислая.
Отметим, что аналогичная ситуация наблюдается в водных растворах сульфита и гидросульфита натрия: в растворе сульфита натрия Na2SO3 среда щелочная, а в растворе гидросульфита натрия NaHSO3 – кислая.
Однако при гидролизе карбонатов и гидрокарбонатов щелочных металлов (например, Na2CO3 и NaHCO3) среда раствора будет щелочная, так как процесс гидролиза гидрокарбонат-иона НСО с образованием гидроксид-ионов ОН‾ преобладает над процессом его диссоциации с образованием ионов водорода Н+.
Сульфат натрия гидролизу не подвергается и имеет нейтральный характер водной среды.
Ответ: 3312.
10. Установите соответствие между названием соли и сокращенным ионным уравнением ее гидролиза по первой ступени.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | СОКРАЩЕННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ | ||
А) | сульфит натрия | 1) | PO + H2O HPO + ОН− |
Б) | нитрит бария | 2) | NO + H2O HNO2 + ОН− |
В) | фосфат натрия | 3) | S2− + H2O HS− + ОН− |
Г) | сульфид калия | 4) | SO + H2O HSO + ОН− |
5) | NO + H2O HNO3 + ОН− | ||
6) | PO + 3H2O H3PO4 + 3ОН− |
Во-первых, следует проанализировать состав каждой соли и на основе этого определить тип ее гидролиза. Сульфит натрия Na2SO3 и сульфид калия К2S, нитрит бария Ва(NO2)2 и фосфат натрия – соли, образованные сильными основаниями и слабыми кислотами. Поэтому они подвергаются гидролизу по аниону. Отметим, что школьники часто путают сульфаты, сульфиты и сульфиды, а также нитраты, нитриты и нитриды. Гидролизу сульфит-иона соответствует процесс 4, сульфид-иона – процесс 3, а нитрит-иона – процесс 2. Составляя краткие ионные уравнения гидролиза, необходимо обратить внимание учащихся на то, что оно отражает взаимодействие одного иона с одной молекулой воды. Учитывая это, определяем, что гидролизу фосфат-иона соответствует процесс 1, но не 6. Ответ: 4213.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ХИМИКОВ
С.И.Венкова
МБОУ лицей № 38, Нижний Новгород, Российская Федерация
Исследовательский подход в обучении химии способствует росту мотивации к учебной деятельности, осуществляется во внеурочное время и эффективен в рамках научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, в технической олимпиаде школьников на базе НГТУ им. Р.Е.Алексеева, конкурсах, научно-практических конференциях и др.
Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. В целях политехнической подготовки необходимо познакомить учащихся с важнейшими отраслями и общими научными принципами химического производства, ведущими профессиями, современными технологиями, проблемами экономики и организации труда.
Процесс обучения химии в лицее включает четыре уровня усвоения. После первого (общих представлений), необходим второй – проговаривание изучаемого материала в любой форме. Используются нетрадиционные формы занятий: лекционно-зачетная система, интегрированные уроки, семинары, консультации. Третий уровень – выполнение упражнений, решение задач, проведение эксперимента, практикума и т.п. Кроме этого наши учащиеся выполняют химический практикум на базе НГПУ им. К.Минина и на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, используя сложное химическое оборудование. Четвертый уровень – творческий, т.е. применение знаний в измененных ситуациях, обеспечивающих развитие собственного нестандартного мышления ребенка. Это актуально для лицея, где выявлено достаточное количество учащихся, интересующихся экспериментальными исследованиями.
Особое значение приобретает научно – исследовательская работа школьников, участие их в НОУ с выполнением химического эксперимента, которая осуществляется в лицее по 2 направлениям: написание учебно-исследовательских работ под руководством учителей лицея и написание учебно-исследовательских работ под руководством преподавателей вузов (ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева). Примеры: «Парфюмерная промышленность. Производство духов», «Письменность, появление карандаша и ручки, краски», «Сравнение потребительских качеств некоторых жидкостей для мытья посуды», «Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях», и др. Будущие химики конспектируют научные статьи по изучаемой теме, находят интересный материал по экологии, увлеченно занимаются внеурочным экспериментом.
«Обучать не всех, а каждого» - девиз современной школы, нашего лицея.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57.
2. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: Аркти, 2004.
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002.
5. Рягин С.Н. Лабораторный практикум «Идентификация органических соединений» 10 класс: Учеб.-практическое пособие для учащихся профильных классов и модульных групп. – Омск: ООИПКПО, 2003.
6. Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. –176.: ил. – (библиотека учителя).
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ ХИМИИ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
(9-11 КЛАССЫ)
С.И.Венкова
МБОУ лицей № 38, Нижний Новгород, Российская Федерация
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.
В связи с переходом на новые стандарты, развитие универсальных учебных действий, помогает ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, дает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Исследовательская деятельность ученика и учителя, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, ускорит реализацию концепции обучения. На сегодняшний день есть вопрос из вопросов: Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения может принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне. Задача же педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самооценкой образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Исследовательская деятельность старшеклассников создает реальные предпосылки для установления большой преемственности между средним и высшим образованием, позволяет максимально учитывать интересы, возможности и способности ребят, поможет им правильно сориентироваться в той области, которую они себе изберут.
Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.
На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности проводятся уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
Исследовательский подход в обучении химии способствует росту мотивации к учебной деятельности, осуществляется во внеурочное время и эффективен в рамках научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, в технической олимпиаде школьников на базе НГТУ им. Р.Е.Алексеева, конкурсах, научно-практических конференциях и др.
Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. В целях политехнической подготовки необходимо познакомить учащихся с важнейшими отраслями и общими научными принципами химического производства, ведущими профессиями, современными технологиями, проблемами экономики и организации труда.
Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:
- решение качественных химических задач;
- решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем;
- поисковая деятельность и написание рефератов;
- самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций;
- проектная деятельность;
- исследовательские умения развиваются на уроках химии на разных этапах обучения в школе.
Процесс обучения химии в лицее включает четыре уровня усвоения. После первого (общих представлений), необходим второй – проговаривание изучаемого материала в любой форме. Используются нетрадиционные формы занятий: лекционно-зачетная система, интегрированные уроки, семинары, консультации. Третий уровень – выполнение упражнений, решение задач, проведение эксперимента, практикума и т.п. Кроме этого наши учащиеся выполняют химический практикум на базе НГПУ им. К.Минина и на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, используя сложное химическое оборудование. Четвертый уровень – творческий, т.е. применение знаний в измененных ситуациях, обеспечивающих развитие собственного нестандартного мышления ребенка. Это актуально для лицея, где выявлено достаточное количество учащихся, интересующихся экспериментальными исследованиями.
Для того чтобы сделать обучение интересным и познавательным, в настоящее время на уроках химии в лицее часто используется проектная технология, которая является одной из технологий четвертого поколения. Метод проектов («Скажем жизни – ДА», «Берегите воду», «Проект по сохранению воды» и др.) помогает индивидуализировать учебный процесс. Здесь важен не только результат обучения, но и разработка сценария и процесс выполнения проектного задания, который развивает исследовательские умения школьников, повышает качество знаний и способствует развитию интеллектуальных и исследовательских способностей, появление познавательного интереса к предмету. Научно-исследовательские проекты (в основной и старшей школе) учат старшеклассников основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника - стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.
Использование ИКТ на уроках химии и при подготовке проекта предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Особое значение приобретает научно – исследовательская работа школьников, участие их в НОУ с выполнением химического эксперимента, которая осуществляется в лицее по 2 направлениям: написание учебно-исследовательских работ под руководством учителей лицея и написание учебно-исследовательских работ под руководством преподавателей вузов (ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева). Примеры: «Парфюмерная промышленность. Производство духов», «Письменность, появление карандаша и ручки, краски», «Сравнение потребительских качеств некоторых жидкостей для мытья посуды», «Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях», и др.
НИР позволяет ученикам испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Участие в научно-исследовательской деятельности развивает:
- познавательные функции ученика;
- умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач;
- творческие способности;
- умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований.
Исследовательская работа учащихся занимает большее время, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что деятельность учащихся продуктивная и творческая. Учащиеся при этом подходе могут быстро и правильно выполнять задания, самостоятельно изучать более сложный материал.
Будущие химики конспектируют научные статьи по изучаемой теме, находят интересный материал по предмету, увлеченно занимаются внеурочным экспериментом.
«Обучать не всех, а каждого» - девиз современной школы, нашего лицея.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2001 – 127с., ил.
- Арзамасцев К.И. Философский камень. Сценарии школьных химических вечеров. Чебоксары: КЛИО, 1997. – 32 с.
- Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М.: Школьная Пресса, 2002.,47 с.
- Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. –176 с. (библиотека учителя).
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – М.: Владос, 2001, 111 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 37.
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - М.: Просвещение, 2006. № 4. с.61-64.
- Рягин С.Н. Лабораторный практикум «Идентификация органических соединений» 10 класс: Учебно - практическое пособие для учащихся профильных классов и модульных групп. – Омск: ООИПКПО, 2003.,87 с.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков // - М.: Просвещение, 2006., 512 с.
- Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение: Аркти, 2004., 204 с.
- Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002.,96с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки, презентации и конспекты уроков
Презентация составлена по материалам Открытого банка заданий ЕГЭ 2012. В презентацию включен необходимый теоретический материал и образцы решений заданий (практика) а так же задачи для самостоятельн...
Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» дека...
Учебно- методическая разработка к уроку.конспект занятия на тему:" Политические репрессии."
конспект диспута на тему:" политические репрессии 30 годов"...
Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.
Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....
Методическая разработка - Презентация к уроку географии: Презентация "Реки".
Что такое река, русло реки, исток, устье и т.д. Особенности равнинных и горных рек. Питание рек. Что такое половодье, паводок. Основные реки России....
Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"
Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...
Методические разработки, презентации и конспекты
урок по биологии 8б класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы"...