Методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Донгак Алена Александровна

урок по биологии 8б класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Загадка Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть еще таблетки Вкусом как конфетки. Принимают для здоровья Их холодною порою. Для Андрея и Полины Что полезно?- ….

Слайд 3

Без витаминов жить нельзя! Они – надежные друзья. Витамины

Слайд 4

Цель урока - рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Слайд 5

биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. ВИТАМИНЫ

Слайд 6

ИЗ ИСТОРИИ… Витамины открыты русским ученым Н. И. Луниным в 1881 году. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название – от латинского " vita " - "жизнь. Сейчас известно около 50 видов витаминов . Известно, что для нормальной жизни человека необходимо около 20 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В 1 , В 2 , В 6 , В 12 и др. В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения. Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах. Гиповитаминоз – нехватка витаминов в организме. Гипервитаминоз – избыток витаминов в организме. Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДОРАСТВОРИМЫЕ Витамин В1 – тиамин; Витамин В2 – рибофлавин; Витамин В5 – пантотеновая кислота; Витамин В6 – пиридоксин; Витамин В9 – фолиевая кислота; Витамин В12 – цианокобаламид ; Витамин С – аскорбиновая кислота; Витамин РР – никотиновая кислота ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ Витамин А – ретинол ; Витамин D – кальциферол; Витамин Е – токоферол; Витамин К - филлохинон

Слайд 8

ВИТАМИН A РЕТИНОЛ Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке – Заболевание «куриная слепота» (нарушение сумеречного зрения ) Содержится: в молоке, рыбе, яйцах, масле, моркови, петрушке, абрикосах.

Слайд 9

ВИТАМИН B 1 Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке-заболевание «бери-бери» (поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей). Содержится : в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени. тиамин

Слайд 10

ВИТАМИН B 12 цианкобаламин Усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление. При недостатке- злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани Содержится : в сое, субпродуктах, сыре, устрицах, дрожжах, яйцах

Слайд 11

ВИТАМИН C АСКОРБИНОВАЯ К-ТА Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток. При недостатке –цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение). Содержится : в цитрусовых, сладком перце, ягодах, моркови

Слайд 12

ВИТАМИН D КАЛЬЦИФЕРОЛ Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке - рахит (деформация костей, нарушения нервной системы, слабость, раздражительность) Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты : яичный желток, сливочное масло, рыбий жир, икра

Слайд 13

ВИТАМИН E ТОКОФЕРОЛ Помогает организму, стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье Содержится : в молоке зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Слайд 14

Первый – витамин А, Руки вверх поднимаем. Второй – В витамин, Руки опускаем. Третий – витамин С, Теперь руки разведем. Четвертый – D витамин И скорей к себе прижмем. Сядем тихо-тихо И продолжим наш урок. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА B1 B6 PP B12 C A E D

Слайд 15

Название, суточная потребность Значение Признаки авитаминоза Пищевые продукты, содержащие витамин 1-2 мг Влияет на рост и развитие организма Задерживается рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко 2-3 мг Участвует в обмене белков, жиров, углеводов Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы Черный хлеб, овсяная крупа, яичные желтки, печень, дрожжи, шпинат 75-100 мг Регулирует обмен белков и углеводов , повышает иммунитет Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость Черная смородина, лимон, шиповник, капуста 0,02-0,05 мг Участвует в обмене фосфора и кальция Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации – рахиту Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца Витамины

Слайд 16

Название, суточная потребность Значение Признаки авитаминоза Пищевые продукты, содержащие витамин А ( ретинол ) 1-2 мг Влияет на рост и развитие организма Задерживается рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко В1 ( тиамин) 2-3 мг Участвует в обмене белков, жиров, углеводов Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы Черный хлеб, овсяная крупа, яичные желтки, печень, дрожжи, шпинат С (аскорбиновая кислота) 75-100 мг Регулирует обмен белков и углеводов , повышает иммунитет Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость Черная смородина, лимон, шиповник, капуста Д (кальциферол) 0,02-0,05 мг Участвует в обмене фосфора и кальция Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации – рахиту Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца Витамины

Слайд 17

Рефлексия

Слайд 18

Кроссворд «Найди ключевое слово» 1. Полное отсутствие витаминов в организме. 2. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина. 3. Нехватка витаминов в организме. 4. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина D . 5. Овощ, содержащий витамин А. 6. Избыток витаминов в организме. 7. Ученый, который назвал витамины жизненно-важными веществами. 5 1 2 4 6 7 3

Слайд 19

в и т а м и н а и т а м и н о з ц н г а а м и о з р о н р х и т к о в ь г п е р в и т а м и н о з у л и н и в о п и г Кроссворд «Найди ключевое слово» 1. Полное отсутствие витаминов в организме. 2. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина. 3. Нехватка витаминов в организме. 4. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина D . 5. Овощ, содержащий витамин А. 6. Избыток витаминов в организме. 7. Ученый, который назвал витамины жизненно-важными веществами.

Слайд 20

УКАЖИТЕ, какими витаминами богаты данные продукты питания

Слайд 21

ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?» Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да Б- нет 2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да Б – нет 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет 4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да Б – нет 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да Б – нет 6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да Б – нет 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да Б – нет 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А – да Б – нет 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет

Слайд 22

За каждый ответ «А» - 1 балл , за каждый ответ «Б» - 0 баллов 0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни. ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 23

ПОМНИТЕ!!! 1 . Наш организм, обязательно должен получать с пищей необходимые витамины. Это обеспечивает, особенно в детском и юношеском возрасте, нормальный рост, поддерживает работоспособность и устойчивость к заболеваниям. 2. Сохранность витаминов зависит от кулинарной обработки продуктов, условий хранения, продолжительности хранения. 3. Разрушают витамины высокая температура, металлическая посуда, длительное хранение.

Слайд 24

Домашнее задание Объясните, почему нарушения сумеречного зрения называют «куриной слепотой»?

Слайд 25

Ваше здоровье в ваших руках!!! Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 8 классе: “Витамины”

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.

Тип урока и форма его организации – урок комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);

- словесно – наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);

- словесно – наглядно – практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).

  1. Организационный момент. (2 мин) (Приветствие, проверка отсутствующих).

Здравствуйте, присаживайтесь. Звенит звонок и нам с вами пора начать урок.

2. Проверка домашнего задания

На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

Вставьте пропущенные слова. (фронтально)

- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ………………..

( кислый, соленый, сладкий и горький).

- В ротовой полости происходит ……………… и ………………. обработка пищи.

(механическая и химическая обработка пищи).

- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ………………..

(глицерина и жирных кислот).

- Белки в процессе пищеварения распадаются до …………………

(аминокислот)

- Зубы человека делятся на ……………, ……………… и ………………

(резцы, клыки и коренные)

- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов.

(коренных зубов)

2. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. (индивидуально)

Тонкая кишка

Ротовая полость

Толстая кишка

Глотка

Желудок

Пищевод

3. Исключите лишнее. (индивидуально)

- желудок, пищевод, кишечник, легкие

- продукты животного происхождения яйца, творог, мясо, сахар

3. Изучение нового материала. (27мин)

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Андрея и Полины
Что полезно? - ...
(Витамины)

Так какая же тема нашего урока? (Витамины ) Запишите ее пожалуйста в тетрадь.

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые

для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.

В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.

Сообщение: «История открытия витаминов»

В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были проведены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Итак , попробуйте сформулировать определение термину витамины (помогаю детям).. Запишите пожалуйста в тетрадь.

Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita — жизнь и...амин – название класса органических соединений.

Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гиповитаминоз – нехватка витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

Название витамина

Описание

Продукты, богатые витамином

Водорастворимые витамины

Витамин С - аскорбиновая кислота

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке – цинга.

Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

Витамин В12 или цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

Мясо, печень, рыба.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

Витамин Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.

А сейчас более подробно познакомимся с наиболее известными витаминами. О них мы узнаем от ребят, которые подготовили небольшие сообщения. (Сообщения даются заранее)

Витамин А – ретинол суточная доза 1,5 мг, влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Возможные заболевания - Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи.

Витамины группы В.

В1-тиамин суточная доза 2-3мг. Влияет на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления.

Возможные заболевания -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Содержится  в оболочке и зародышевой часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце ,содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах.

В2-рибофлавин суточная доза 2 мг. Недостаток витамина В2 в организме проявляется очень коварно и сокращает продолжительность жизни. Это «кожный» витамин. Если мы хотим иметь эластичную, молодую, гладкую, здоровую кожу, надо позаботиться о том, чтобы в нашем рационе были продукты, богатые витамином В2. Известно, что здоровье и общее состояние организма человека зависят от его кожи.

Чем грозит недостаток витамина В2 в организме? Он приводит к плохому зрению, расстройству нервной системы, пищеварения, хроническим колитам, гастритам, общей слабости, различным кожным заболеваниям, нервным срывам, депрессиям, снижению сопротивляемости болезням. Если ваша кожа негладкая и нездоровая, если у вас часто появляются ячмень, герпес, фурункул — вы должны принимать продукты, богатые рибофлавином и срочно изменить свою диету, введя в нее продукты, богатые этим витамином.

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта.

Содержится в пивных дрожжах пшеничных отрубях, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста.

В6-пиридоксин суточная доза 1-2 мг. Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению. Установлено, что при недостатке витамина В6 может возникнуть воспаление среднего уха.

Возможные заболевания - дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость.

Содержится - Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин суточная доза 0,001-0,003 мг. витамин В12 участвует в кроветворении, регулирует углеводный и жировой обмен в организме. При его недостатке развивается малокровие — анемия.

Каковы симптомы, сопровождающие злокачественную анемию? Это усталость, слабость, жжение языка, болезни желудка, вызванные недостатком желудочного сока, трудности при ходьбе, боль в ногах. Трудно понять, как может один витамин избавить сразу от стольких неприятностей. Еще до Второй мировой войны злокачественную анемию считали неизлечимой болезнью, к ней относились как к разновидности рака. Однако на острове Шри-Ланка (Цейлон) веками лечили злокачественную анемию сырой печенью.

Возможные заболевания -злокачественная анемия

Содержится- Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника

Витамин С аскорбиновая кислота суточная доза50-100 мг повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной.

Возможные заболевания – При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Содержится- Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине а также в

Перец, лимоны красная смородина, зелёный лук , молоко, печень

Витамин Д эргокальциферол суточная доза 0,025 мг образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Возможные заболевания –Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора.

Содержится- Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток


Витамин Е-токоферол суточная доза 10-12 мг Витамин Е необходим всем тканям организма. Он защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах. Используется для профилактики атеросклероза сосудов (витамин Е может только затормозить развитие атеросклероза, но не излечить от него).

Велико значение витамина для половой системы, поэтому его часто называют «витамином размножения». Он улучшает питание кожи и слизистых оболочек, благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей, способствует «омолаживанию» организма. Из-за этих свойств витамин Е в используется в составе различных косметических средств – кремов, лосьонов, шампуней, помад и даже влагалищных смазок (хотя многие ученые считают, что для того, чтобы витамины оказали свое действие, необходимо их включение в общий обмен веществ, а на местном уровне витамины не усваиваются).

Возможные заболевания –Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие .

Содержится- Растительные масла, Зелёные части овощей

4.Физминутка. Вначале всем необходимо встать.

Если я называю водорастворимый витамин – вы встаете на носочки и хлопаете ладошками вверху над головой, если жирорастворимый витамин – вы присаживаетесь на корточки.


5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке

1) Скажите, пожалуйста, что же такое витамины?

2) На какие классы делят витамины?

3) Какие витамины мы сегодня изучили?

4) Какие витамины синтезируются в организме?

А сейчас вам нужно ответить на 10 тестовых заданий на листочках.

1. Много витамина С содержится в:

А – семенах бобовых растений

Б – печени

В – плодах шиповника

Г – рыбьем жире

2. Много витамина D содержится в:

А – плодах шиповника

Б – капусте

В – печени

Г – плодах смородины

3. При недостатке витамина С развивается:

А – цинга

Б – «куриная слепота»

В – расстройство деятельности нервной системы

Г – рахит

4. При недостатке витамина А развивается:

А – рахит

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – «куриная слепота»

Г – цинга

5. При недостатке витамина В развивается:

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – рахит

Г – «куриная слепота»

6. При недостатке витамина D развивается:

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – «куриная слепота»

Г – рахит

7. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин:

А – В

Б – С

В – Д

Г – А

8. К жирорастворимым витаминам относятся:

А – витамины А, B, С

Б – витамины D и группы В

В – витамины А, D, Е

9. К водорастворимым принадлежат витамины:

А – витамины В1, В2, С

Б – витамины D и группы В

В – витамины А, D, E

10. Отсутствие витаминов – это:

А – гипервитаминоз

Б – авитаминоз

В – гиповитаминоз

Демонстрация лекарственных препаратов.

6. Подведение итогов и результатов урока

Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты, в которых содержатся витамины.

Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.

7. Сообщение и комментирование домашнего задания

Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.

Название витамина

Роль в организме

Продукты, богатые витамином


8. Рефлексия. (2мин). У каждого из вас на парте лежат жетоны.

Ребята, оцените урок с помощью красного и зеленого жетона.

Красный - мне работалось легко и интересно.

Зеленый - были небольшие затруднения.




Предварительный просмотр:

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: словесно-иллюстрированный

Оборудование: муляж сердца, кинофильм «Кровообращение», слайды (см.      приложения), визитки участникам игры, микрофон.

 

Цели:

  Образовательные: познакомить с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, продолжить знакомство с профессиями, связанными с медициной.

  Развивающие: развитие навыков и умений по   принятию ответственных решений в экстренных ситуациях, планирование здорового будущего, развитие интеллекта

  Воспитательные:  воспитывать  ответственность за свое здоровье и здоровье других, гуманного подхода к окружающим.   

         

       Форма работы: круглый стол.     

                                               ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент: участники круглого стола садятся полукругом, остальные учащиеся являются зрителями и располагаются напротив.

Включается фрагмент фильма «Кровообращение» с изображением биения сердца.

2.Новый материал:

Учитель: «Сердце тебе не хочется покоя. Сердце, как хорошо на свете жить». Так поется в известной песне. Да, жить хорошо, когда нет проблем со здоровьем. Нет такого другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные до сих пор.

А вы знаете, что сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте  по количеству умерших людей и не зря их считают болезнями века. Именно о них сегодня пойдет речь: о причинах, профилактике, симптомах заболеваний.  Ответить на эти и другие вопросы нам помогут наши гости.

(учитель представляет гостей, в их качестве выступают наиболее подготовленные и интересующиеся биологией учащиеся).

-кардиолог ф.и.о. человек, который оперирует больное сердце.

-терапевт ф.и.о. человек, который знает все о работе внутренних органов, их патологиях.

-врач «Скорой помощи» ф.и.о. сегодня даст рекомендации как правильно оказать экстренную помощь больным.

-«Знаток» сердца ф.и.о. -  ваш одноклассник поведает нам интересные факты о сердце.

Сегодня работает «свободный микрофон», у вас будет возможность задать вопросы нашим «специалистам».

Учитель задает вопросы.

Вопрос: Почему в настоящее время заболевания сердца называют «болезнью века», с чем это связано?

На этот вопрос я попрошу ответить  кардиохирурга…

Кардиохирург: Особенно часто к нарушениям сердечной деятельности приводят заболевания нервной системы, поскольку психические переживания имеют прямую связь с работой сердца. Неблагоприятно влияют также магнитные бури, нарушения гигиены питания, стрессовые ситуации, вредные привычки и другое. И если вы очень внимательно слушали меня, то выше перечисленное  сопровождает нас буквально с рождения и обязательно коснется на работе сердца.

Учитель: Спасибо за содержательный рассказ. Я думаю, нашей аудитории интересно выслушать какие заболевания связанны с работой сердечно – сосудистой системы и есть ли в нашей школе дети с подобными проблемами? Давайте обратимся с этими вопросами к нашему следующему гостю  ведущему терапевту ф.и.о.

Терапевт: Таких заболеваний, конечно  же много. Я бы хотела остановиться на самых распространенных.(см. приложение №1 раздаются детям на парты каждому).У учащихся нашей школы, к сожалению тоже встречаются подобные заболевания; из 731 учащегося 11 детей страдают сердечно – сосудистыми заболеваниями. На это необходимо обращать  внимание учителям, родителям, учащимся и стараться создавать благоприятные условия для учебы и отдыха, использовать здоровьеоберегающие технологии и т.д.

Учитель: Конечно, факты - вещь неоспоримая, но все же, наши медицинские работники говорят, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить

-Я бы хотела задать вопрос нашим «зрителям» (работа с учащимися в классе)

вопрос: Как, по вашему мнению, можно сохранить сердце здоровым на долгие годы?

(выслушиваются ответы 3-4 учащихся, затем предлагается  слайд на тему «Факторы, негативно влияющие на работу сердца» и «Условия нормальной работы сердца» см. приложение2)

Небольшое дополнение, рядом с нами всегда наши друзья меньшие - собаки, кошки, другие животные. Чаще общайтесь с ними, ведь они  заставляют нас двигаться, требуя прогулку; успокаивают нервную систему, ласкаясь об наши руки. Не забывайте и о молчаливых наших друзьях - комнатных растениях, они тоже благоприятно влияют на наше здоровье.

А сейчас, вместо рекламной паузы слово предоставляется нашему «Знатоку»

Знаток:Я очень люблю читать различные энциклопедии и с удовольствием поделюсь с вами интересными фактами(см. приложение3, раздаются приложения детям)

Учитель:Спасибо уважаемый «Знаток», действительно эти факты очень интересны.

Уважаемые гости, подскажите, пожалуйста, как нам, людям далеким от медицины поступить, если перед нами окажется человек, нуждающийся в помощи.

Врач «Скорой помощи»  Прежде всего не паниковать, взять себя в руки и сделать следующее:

1.Вызвать «Скорую помощь» по телефону-03, или обратиться к прохожим.

2.Растегнуть воротник у пострадавшего.

3.Если больной потерял сознание,  то расположите его таким образом, чтобы ноги находились выше уровня головы, для того, чтобы произошел приток крови к головному мозгу или используйте народные способы (см. приложение 4, раздаются тексты приложения учащимся)

Учитель:теперь наступило время работы «свободного микрофона».Ребята вы можете задать интересующие вас вопросы нашим «гостям»( примерные  ответы см. приложение 5)

3.Закрепление знаний.

Вопросы для «гостей» круглого стола задают дети.

1.Какие обследования необходимо пройти, чтобы узнать, есть ли отклонения в работе сердца?

2.Хотелось бы знать, каковы первые »звонки» сердечных неполадок?

3.Существует ли у кардиологов понятие »женское сердце»?

4.Я слышал, что у некоторых людей сердце располагается не слева, а справа.   Может ли такое быть?

Подведение итогов.

Учитель : сейчас наши «гости» раздадут вам задания не которые вы должны ответить./ тесты, на них отвечают только учащиеся «зрители»/

Я благодарю  наших «гостей» и вас ребята за работу на уроке. Конечно  всем вам можно поставить « отлично», но будет справедливо, если оценит вас  сама жизнь.

-вы получите «отлично», если не пройдете мимо человека, которому требуется ваша помощь.

-вы получите «отлично», если сможете оказать  первую помощь больному.

-вы можете поставить «отлично», ясли вдруг вам понадобиться помощь и вам ее своевременно окажут совсем незнакомые вам люди, ибо « НА ДОБРО ВСЕГДА ОТВЕЧАЮТ ДОБРОМ»

 

           БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!

В конце урока оцениваются работы учащихся и участников круглого стола.

                                                                                          Приложение 1

Заболевания сердечно-сосудистой системы

1.Атеросклероз - как ржавчина разъедает кровеносные сосуды

2.Тромбофлевит – при этом заболевании происходит закупорка вен и как следствие варикозное расширение вен.

3.Гипертоническая болезнь – нарушение артериального давления, что очень часто является результатом эмоциональных стрессов, нервно-психологических переживаний.

4.Инфаркт миокарда – когда нарушается кровоснабжение сердечной мышцы.

5.Порок сердца – связан с нарушением функций сердечных клапанов. Пороки бывают врожденные и приобретенные.

6.Сердечная недостаточность.

7.Кардиосклероз.

8.Мозговой инсульт.

9.Стенокардия.

                                                                                                    Приложение 3

                     Знаете ли Вы…?

1.Что у взрослого человека в день сердце перекачивает 10 т. крови.

2.Масса сердца равна 250-350 г. Ваш кулак – таков размер вашего сердца.

3.Сердце в покое в сутки сокращается примерно 100 тысяч раз.

4.Сардца вполне достаточно на жизнь продолжительностью 150 лет.

5.Что самая продолжительная остановка сердца 3ч.40мин. зарегистрирована у Джейна Джобоуна, 20 лет, Канада 1977г.

6.Что первая операция по пересадке сердца была проведена в 1967 году в южной Африке. Прожил больной 18 дней.

7.Что дольше других с пересаженным сердцем прожил гражданин Франции – 19 лет.

                                                                                                 Приложение 4

Народные способы выведения человека из обморока

1.Побрызгайте на лицо и грудь водой,

2.Возьмитесь за мизинец и резкими сильными движениями сжимайте, массируя от основания к ногтю, слева и справа, такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

3.Возьмитесь за мочку ушей и несколько раз сильно сдавите,

4.Несколько раз подавите на пальцы у основания ногтей, обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему сладкого чая.

                                                                                          Приложение 5

           Примерные ответы на вопросы зрителей

1.Для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму.

2.Насторожить вас должны: ощущения дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца, иногда одышка.

3.Да у женщин в строении сердца есть особенности: диаметр коронарных сосудов сердца меньше, сами сосудики более тонкие и хрупкие, а если женщина курит, имеет лишний вес, то защитные силы ослабевают, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

4.Да, может быть. Очень редко, но такое бывает. При этом положение сердца не влияет на ее работу, хотя считается патологией.

                                                                     

Приложение 6.

                             Вопросы теста



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Теве-Хаинская средняя общеобразовательная школа

Дзун-Хемчикского кожууна

2019

Урок в 8 классе.

Учитель биологии: Донгак Алена Александровна

МБОУ Теве-Хаинская СОШ

Тема открытого урока: « Кожа человека»

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме.

2. Научиться устанавливать логические связи между компонентами  кожи и выполняемыми функциями.

3. Выяснить причины и последствия нарушений кожи, разработать гигиенические правила по уходу за кожей.

Задачи урока:

  1. Обобщающая: систематизировать полученные знания по изученной теме; подвести учащихся к созданию общей картины о значении органов и систем органов выделения.
  2. Закрепляющая: закреплять умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи и мочевыделительной системы.
  3. Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
  4. Формирующая: учить обосновывать знания о значении удалении продуктов обмена из организма в окружающую среду соответствующими анатомо-физиологическими знаниями.
  5. Воспитывающая: воспитывать сознательное изучение предмета, творческий подход к учебной деятельности.

Оборудование: презентация: «Кожа человека»

Тип урока: обобщающий урок-путешествия

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Добрый день ребята! Пусть этот день действительно будет для нас сегодня добрым.

- ребята, какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат на ваших партах. Красная фишка- отличное настроение, зеленая – хорошее, синяя- плохое.

- я тоже вам покажу свое настроение.

- ребята, я вижу. Не у всех настроение отличное. Но проведем этот урок, так чтобы в конце урока у всех настроение было прекрасное

№1 слайд Давайте проведем игру «Верю, не верю». Вы отвечаете мне «да» или «нет».

Верите ли вы, в то что:

- я сегодня буду проводить у вас урок?

        -От курения, алкоголя и наркотиков кожа становиться  румяной и здоровой. Верно ли          это?

        -Если человек ест много жирной и острой пищи на ночь, то кожа становится сальной и угреватой. Верно ли это?

       -Если обожжешь руку нужно посыпать ее содой.

       -Кожа становится дряблой, синей, морщинистой, если заниматься спортом и физически работать.

       -При постоянном употреблении овощей и фруктов кожа становится упругой и эластичной, верно ли это?

      -Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос.

- а давайте это проверим сегодня!

Ребята, посмотрите друг на друга. Сегодня вы пришли на урок в красивой, новой одежде, которую вам купили родители. Со временем эта одежда будет изнашиваться, рваться или просто станет вам мала. Те, кто следит за своей одеждой, стирают ее, аккуратно штопают, берегут, будут носить ее дольше, но все равно когда-нибудь придется купить новую, т. к. старая одежда перестанет вас защищать от холода и жары, пыли и грязи…

        И только одна одежда, которую вы получили при рождении, останется с вами на всю жизнь. Она никогда не станет вам мала, но она, так же как и обычная одежда нуждается в уходе и ухаживать за ней необходимо особенно тщательно, ведь ее нельзя снять и почистить или купить новую. Как вы думаете, как называется эта одежда?

Верно – кожа! (слайд 1)

Давайте дадим определение.

Кожа – верхний, защитный, эластичный покров тела человека, защищающий его от механических повреждений, грязи, пыли, потери воды.

А что вы еще знаете о коже? Для того чтобы ответить на этот вопрос вам придется пройти лабиринт. Каждая комната лабиринта дает в себе загадку о коже.

ЛАБИРИНТ (Слайд2)

Задание:1. комната «Шифровальная» На доске три столбика: термины, функции, компоненты кожи. Зашифруйте ответ, составив верные логические цепочки. Время выполнения задания – 5 минут. (Слайд 4)

1. Потовые железы                 7. Жир на коже                         13. Терморегуляция

2. Нервные окончания           8. Слущивание, обновление    14. Теплоизоляция, запас жира и энергии,

3. Сальные железы                 9. Жировые клетки                         смягчение ударов

4. Клетчатка                           10. Расширение и сужение       15. Смягчение кожи, эластичность

5. Эпидермис                         11. Восприятие и передача       16. Органы чувств

6. Кровеносные сосуды              импульсов                             17. Выделение, теплоотдача

                                                12. Пот                                         18. Защита, красивый внешний вид

Проверка: выборочные ответы  и комментарий.

1 – 12 – 17             3 – 7 – 15                   5 – 8 – 18  

2 – 11 – 16             4 – 9 – 14                   6 – 10 – 13

Задание: 2. комната «Садовая»(Слайд 5)

На доске два цветка, на лепестках – цифры. Мы с вами должны будем поухаживать за цветами. Выращивая цветы в этом саду, мы узнаем, какие правила ухода за кожей необходимо соблюдать. Учащийся выбирает лепесток с цифрой, учитель читает вопрос, учащийся отвечает на вопрос и получает за ответ жетон. Красный – 5 баллов (ответ полный, развернутый),

зеленый – 4 балла (ответ, требующий дополнения), желтый – 3 балла (ответ, требующий исправления)

  1. Сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, сплю много, а кожа покрывается угрями и блестит. Почему?
  2. Можно пользоваться маминой косметикой (пудрой, кремом), красить ресницы и не смывать несколько дней. Правда?
  3. Употребление витаминов, особенно зимой, улучшает состояние кожи. Так ли это?
  4.  Неважно сколько спишь. Чем в комнате жарче, тем лучше для кожи. Верно?
  5.  Обливание холодной водой и  контрастный душ являются способами закаливания, это полезно для кожи. Объясните.
  6.  Умываться по утрам совсем не обязательно, тереть кожу мочалкой вредно. Правда?

А теперь посмотрите, какие цветы выросли у нас в оранжерее. Как они вам, нравятся? Только правильный уход за кожей поможет вам выглядеть привлекательно долгие годы.

Задание:3 комната «Историческая»(Слайд 6)

В конце декабря 1496 года в замке герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Устройством праздника руководил Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век, который наступал после века опустошительных войн. Изображать золотой век должен был мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. В разгар веселья появилась фигура рыцаря из которой появился золотой мальчик и произнес слова приветствия герцогу Моро. Внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись и о мальчике все забыли. На следующий день Леонардо да Винчи нашел мальчика в темном углу зала. Он трясся от холода и жалобно плакал. Леонардо три дня ухаживал за мальчиком, пытаясь спасти, но на четвертый день мальчик умер. Почему он умер?

Ответ:

  • Кожа мальчика не дышала
  • Кожа перестала выделять ядовитые вещества
  • Произошло отравление краской

Мы закрываем исторический справочник и отправляемся дальше.

       

А теперь немножко отдохнем, ребята.

   IV. № 21 слайд.   ФИЗМИНУТКА

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Подвернулись вправо, влево

Тихо сели – вновь за дело.

Дальше поехали!

Задание:4комната «Загадочная» дает настоящие загадки. Поодиночке здесь не справиться. (Слайд 7)

Для выполнения этого задания вам необходимо объединиться в группы. Каждая группа получает карточки с ребусами. Необходимо не только отгадать ребусы, но и объяснить значение зашифрованных слов. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

Ответы:

Лишай                         Эластичность                    Обморожение

Осязание                     Перхоть                              Чесотка

Клетчатка                    Меланин                             Дерматолог

Задание:5комната «Гигиеническая»

В этой комнате находятся письма с вопросами, которые пришли на программу «Здоровье». Мы отобрали наиболее часто встречающиеся. Представьте, что вы врачи-дерматологи. Попробуйте дать несколько советов зрителям.

Вопросы раздаются в конвертах, на каждую группу (ряд). Учащиеся совещаются 2 минуты, и представитель группы дает ответ.

Вопрос №1

Подскажите, пожалуйста, как определить мой тип кожи? Какие косметические средства мне подходят? (Слайд 8)

Ответ: Жирная – блестит, имеются широкие поры, остается след на салфетке. Сухая – остается стянутой после мытья, шелушиться. Чувствительная – реагирует на внешние раздражители появлением покраснения и сыпи. Нормальная – эластичная, выглядит красивой и здоровой. Косметические средства необходимо подобрать, учитывая эти рекомендации. Тип кожи указан на упаковке средств.

Вопрос № 2

Почему нельзя наносить увлажняющий крем в мороз? (Слайд 9)

Ответ: Избыток влаги на поверхности кожи может вызвать обморожение. Необходимо наносить жирный защитный крем.

Вопрос № 3

Стоит ли в жару пить много воды? (Слайд 10)

Ответ: В жару усиливается потоотделение и из организма вместе с потом  выходит соль. Чем больше пьешь, тем больше жидкости требуется, чтобы восстановить солевой баланс и человека мучает жажда. Поэтому в жару следует ограничивать себя в питье, лучше съесть маленький кусочек хлеба с солью.

Я думаю, наши телезрители получили исчерпывающие ответы. И мы с вами можем отправляться дальше. Тем более что дело не терпит отлагательства. В комнате «Спасательная» нашей помощи ждут пострадавшие с различными травмами кожных покровов.

Задание: 7комната «Математическая»(Слайд 14) Ну вот и настало время оценить, как вы усвоили все правила и требования ухода за кожей, как научились ухаживать за самой дорогой «одеждой» на свете. Для этого проведем простые математические вычисления:

- подсчитайте число красных фигурок, умножьте на «5», запишите результат;

- подсчитайте число зеленых фигурок, умножьте на «4», запишите результат;

- подсчитайте число желтых фигурок, умножьте на «3», запишите результат.

- сложите три полученных числа и эту сумму разделите на общее количество, полученных вами фигур.

- ответ запишите до десятых долей числа и скажите мне свои отметки.

Вы сами оценили свою работу на сегодняшнем уроке, по-моему, мнению она была плодотворной. А теперь,  самое главное, ведь мы дошли до мешка с кладом. Но оказывается в этом мешке несметное богатство, которое не купишь за деньги, что же это такое? Предлагаю вам разгадать еще один ребус. (Слайд 15)

Ответ: Здоровье.

Если вы отвечаете полностью 5 вопроса, то вы получаете «5», 4 вопроса-«4», 2 вопроса-«3».

VI. Домашнее задание.

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки, презентации и конспекты уроков

Презентация составлена по материалам Открытого банка заданий ЕГЭ 2012. В презентацию включен необходимый теоретический материал и образцы решений заданий (практика) а так же задачи для самостоятельн...

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

методические разработки, презентации и конспекты

Представленные презентации и текстовые документы к уроку помогут учителям в объяснении материала....

Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.

Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....

Методическая разработка - Презентация к уроку географии: Презентация "Реки".

Что такое река, русло реки, исток, устье и т.д. Особенности равнинных и горных рек. Питание рек. Что такое половодье, паводок. Основные реки России....

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...