Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".
методическая разработка (технология, 5 класс) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, представляет собой совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, обязательных при её реализации.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, и как следствие меняется структура проектирования и разработки урока. Данная методическая разработка (рекомендация) предназначена в помощь учителю. Существенно меняется технология целеполагания, где прописываются не только предметные, но и личностные и мета предметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) цели урока.
В структуру урока включено больше действий, приемов, методов активизирующих деятельность ученика. Учитель не формирует, а способствовует формированию чего – либо, т. е. становится организатором учебной деятельности учащегося – это основа системно – деятельностного подхода, который является методологической базой ФГОС второго поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Вологда
Методическая разработка
Расширенный план – конспект урока
по образовательной области "Технология"
на основе ФГОС второго поколения. 5класс
Направление: Индустриальные технологии
Раздел программы: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
Тема программы: Технология создания изделий из древесины.
Тема урока: Операция – строгание.
Учитель: Симанов М. В.
Вологда
2013
План – конспект урока
по образовательной области "Технология"
на основе ФГОС. 5класс
Направление: Индустриальные технологии
Раздел программы: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
Тема программы: Технология создания изделий из древесины.
Тема урока: Операция – строгание.
Цели обучения:
Предметные:
- способствовать запоминанию основной технологической терминологии
- способствовать осознанию основного технологического материала, ключевых понятий, приемов и действий, необходимых для выполнения операции строгания
- способствовать формированию первоначального (базового) умения выполнять операцию строгания на основе полученных знаний
Критерии достижения цели урока: ученик должен
знать: основные части и устройство рубанка; элементы детали; правила безопасной работы; критерии качества обработанной детали
уметь: выполнять операцию в соответствии с алгоритмом действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев
владеть: первоначальными умениями выполнения действий и приемов строгания детали; умениями организации рабочего места и безопасной работы
Личностные:
- способствовать формированию ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению, развивать познавательный интерес учащихся к предмету
- способствовать формированию уважительного отношения к труду, развитию опыта участия в социально значимом труде
- способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
- способствовать формированию ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях мастерских, соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
Метапредметные:
Регулятивные
- формулировать в совместной деятельности цель и задачи урока
- способствовать формированию первоначального умения по составлению плана и последовательности действий (алгоритма) изготовления детали
- способствовать формированию умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения операции, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимооценку
- способствовать формированию первоначального умения интегрировано (в баллах) производить самоконтроль и взаимоконтроль в письменном (табличном) виде
- вносить необходимые коррективы в действия после контроля на основе оценки и учета характера сделанных ошибок
- способствовать формированию волевой саморегуляции (способности к волевому усилию в преодолении препятствий и трудностей)
Коммуникативные
- способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
- способствовать формированию умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
- научиться слушать собеседника и вести диалог
- адекватно воспринимать оценку учителя
Познавательные
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии)
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, визуальный контроль формы)
- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательная сноровка, соразмерность движений, пространственная координация)
- способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения
Тип урока: комбинированный
Методы проведения занятия: активная беседа, постановка и решение проблемных ситуаций, инструктивно – практический метод
Образовательные технологии: развивающего обучения
Объект труда: черенок для детской лопатки.
Межпредметные связи: математика — геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал, многоугольник и др.); русский язык — написание слов «торец», «пласть», «колодка».
Учебно – методическое оснащение:
1. Рабочее место учащегося – столярный верстак.
2. Оборудование учебных мастерских: инструменты и приспособления (рубанки, угольники, линейки, клинья, киянки, щетки и др.)
3. Заготовки – квадратный брусок, материал – ель.
4. Эталон (образец) изготовляемой детали.
5. Плакат "Организация рабочего места при строгании"
6. Плакат «Устройство рубанка»
7. Информационный стенд «Техника безопасности в школьных мастерских».
Литература для учителя:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010. – 96 с. (Стандарты второго поколения)
3. Технология. Программы начального и основного общего образования/. Хохлова М.В., Самородский П.С. и др. - М.: Вентана-Граф,2010.
4. Методика преподавания технологии/. Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вентана Граф»,2005. – 316с.
5. Козлова И.Н. Психологический анализ и проектирование урока
в системе развивающего обучения. - Вологда, 2002.
Литература для учащихся
Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вента – Граф, 2010. – 176 с. : ил.
Ход урока
1. Организационная часть — 3 мин.
- приветствовать учащихся
- проверить явку учащихся
- заполнить классный журнал
- обход рабочих мест, проверка организации рабочего места, наличия спецодежды и готовности учащегося к уроку
- настроить учащихся на работу
- ознакомить учащихся с темой урока
2. Актуализация опорных знаний — 7 мин.
- подвести учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока
-организовать подводящий диалог по изучению нового материала с опорой на изученный ранее материал и межпредметные связи;
- настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний, создать условия мотивации внутренней потребности у ученика для включения в учебный процесс
Резюме: Уточнение учителем самостоятельно сформулированных учащимися целей и задач урока. Мотивировка целей и задач обучения т.е. обоснование того для чего это необходимо и с точки зрения учебно – познавательной, чему научатся ученики, какие умения приобретут и с практической точки зрения, какая будет практическая польза от того изделия, которое изготовят ученики при выполнении самостоятельной работы (упражнения).
Актуальность изученного ранее материала
Проверка знания материала прошлого занятия. Активная беседа. Вопросы к классу (диалоговый режим):
а) для чего на крышке верстака существует большое количество гнезд (восемь)?
б) сколько клиньев необходимо для закрепления детали и почему?
в) какой поверхностью клина из четырех необходимо закреплять деталь?
г) как закрепить деталь, если клин свободно проваливается в гнезде?
д) как установить клин по высоте относительно детали?
е) как регулировать высоту клина в зажимном бруске?
ж) как определить необходимую силу зажима детали?
з) по каким причинам может сломаться механизм зажима верстака?
и) как на станке закрепить длинную деталь?
Вопросы от (а–ж) соответствуют репродуктивному уровню, вопрос (з) – продуктивный уровень (предполагает преобразование имеющихся знаний), вопрос (и) – проблемный уровень (творческое мышление в преодолении и замене стереотипных представлений и суждений оригинальными)
3. Изучение нового материала — 15 мин.
- организовать побуждающий диалог по объяснению нового материала
- организовать уточнение и согласование темы и цели урока
- построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
- зафиксировать причину затруднений у учащихся
- организовать фиксацию преодоления затруднения
На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность.
Содержание учебного материала теоретической направленности: устройство рубанка, его основные части; элементы детали: пласть, кромка, торец, ребро.
Содержание учебного материала практической направленности: хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента, движение и его характер, траектория перемещения, последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, достижение формы (угла) и его контроль, характерные ошибки и их недопущение, цикличность и темп работы, визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места.
Для активизации познавательной деятельности изучение нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая учащимся, многочисленные вопросы и задачи, ведем поиск ответов на основе межпредметных знаний, интуиции и жизненного опыта. В процессе беседы вывожу учащихся на постановку проблемы (задиры – чистота) и совместно ее решаем. Использую также метод демонстрация наглядных пособий (изображения на классной доске, плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.) Выполняем запись основных терминов в тетрадь.
4. Вводный инструктаж— 10 мин.
- сообщение учащимся названия практической работы "Технология строгания. Действия, приемы, правила обработки пластей квадратного бруска"
- разъяснение учащимся задач практической работы
- ознакомление учащихся с объектом труда - образцом
- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
- ознакомление учащихся с действиями, приемами, правилами обработки пластей квадратного бруска
- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы
- инструктаж по технике безопасности
- разъяснение алгоритма действия (совместное планирование) учителя и учащегося при выполнении, упражнения и самостоятельной работы
- разъяснение критериев (показателей) оценивания учителем и самооценки учащимся результата выполнения упражнения и самостоятельной (практической) работы – первоначального умения строгания
Учащиеся подходят к рабочему месту учителя (демонстрационный верстак). Использую методы: активная беседа (диалоговый режим), показ трудовых приемов, наблюдения учащихся, решение творческих задач и постановка проблемных ситуаций.
5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.
Пробное выполнение приемов – 15 мин.
Учащиеся выполняют упражнение: "Строгание 1-ой пласти детали"
- проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;
- проверить умения учащихся работать по алгоритму
- организовать выявление и исправление допущенных ошибок
- тренировать способность к самоконтролю
Пробное выполнение приемов включаю в структуру урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались ранее. Перехожу от одного рабочего места к другому, наблюдаю за правильностью выполнения приемов, индивидуально указываю на ошибки, даю указания, оказываю помощь по просьбе учащихся. Если возникает необходимость сообщить всем учащимся, какую либо информацию, провожу корректирующий фронтальный инструктаж.
5.1. Первый обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) — проверить организацию рабочего места, правильность выполнения приема закрепления заготовки. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к новому приему по разрешению учителя.
5.2. Второй обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – проверить правильность приемов строгания первой пласти, соблюдение правил безопасной работы. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к самостоятельной работе по разрешению учителя.
По окончанию упражнения учащийся анализирует свои действия, выполняет в письменном виде самодиагностику затруднений, заполняя таблицу №1
Таблица №1 Самодиагностика затруднений при выполнении задания
Класс ……. Фамилия Имя учащегося……. | ||
№ п./п. | Анализируемый структурный элемент | Успех – поставить знак + Затруднение – поставить знак - |
1 | Организация рабочего места | |
2 | Соблюдение правил техники безопасности | |
3 | Цель работы | |
4 | Последовательность действий | |
5 | Выбор и установка клина | |
6 | Закрепление детали | |
7 | Движение рубанка | |
8 | Визуальный контроль | |
9 | Качество обработки |
6. Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин.
Выполнение самостоятельной работы: "Строгание 2,3,4 – ой пластей"
- организовать самостоятельную работу учащихся
- проанализировать правильность и осознанность выполнения всеми учащимися задания
- выяснить степень усвоения материала
- определить типичные недостатки в знаниях и их причины
- ликвидировать обнаруженные недочёты
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- тренировать способность применять алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации;
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения и рациональному использованию учебного времени
Организую работу учащихся в парах, где они учатся контролировать и оценивать не только свою работу, но и работу товарища (взаимоконтроль, взаимооценка). Учащиеся приобретают навыки интегральной (бальной) системы оценки в соответствии с критериями контроля. Результат самоконтроля и взаимоконтроля представляют в письменном виде, заполняя таблицу №2
6.1. Третий обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания 2,3,4 пластей. Указание ошибок без показа учителя. Самоконтроль учащимся при переходе от одного приема к другому. Переход к следующему приему без контроля учителя.
6.2. Окончательный контроль практической работы (операции).
По мере окончания выполнения задания самостоятельной работы учащиеся подходят к рабочему месту учителя для окончательного контроля и оценки проделанной работы. Сдают изготовленную деталь, а также лист самооценки и взаимооценивания (таблица №2). Выставляю оценки в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа. Обязательно учитываю мнение учащихся по листу самооценки и взаимооценивания.
Таблица №2 Самоконтроль и взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка выполненного задания
Класс…...... Ф. И. учащегося…………………..Ф. И. контролёра…………………… | |||||
№ | Анализируемый показатель | Уровень достижения | Баллы | Самоконтроль самооценка | Взаимоконтроль взаимооценка |
1 | Чистота поверхности | отсутствие шероховатостей | 3 | ||
незначительные шероховатости | 1 | ||||
наличие шероховатостей | 0 | ||||
2 | Задиры, сколы, вмятины, грязь | отсутствие дефектов | 3 | ||
незначительные дефекты | 1 | ||||
наличие дефектов | 0 | ||||
3 | Прямолинейность поверхности | отсутствие завалов | 3 | ||
незначительные завалы | 1 | ||||
наличие завалов | 0 | ||||
4 | Равномерность строгания | отсутствие отклонения | 3 | ||
незначительные отклонения | 1 | ||||
наличие отклонения | 0 | ||||
5 | Отклонение поверхности | отсутствие отклонения | 3 | ||
незначительные отклонения | 2 | ||||
наличие отклонения | 0 | ||||
6 | Правила т/б орг. раб. места | отсутствие замечаний | 3 | ||
незначительные замечания | 1 | ||||
наличие замечаний | 0 | ||||
Набранная сумма баллов | |||||
Отметка за выполненное задание | |||||
Разбаловка: 15баллов и более – отлично; 10 – 14 баллов – хорошо; 6 – 9 баллов – удовлетворительно; менее 6 баллов - незачет |
7. Заключительная часть. Инструктаж. Рефлексия. Уборка – 10 мин.
- анализ выполнения самостоятельной работы
- рефлексия учителя и учащихся о достижении целей и задач урока
- совместный разбор типичных ошибок учащихся
- вскрытие причин ошибок допущенных учащимися
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок
- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
- проанализировать проведенную учениками самооценку работы на уроке
- по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
- объективно и комментировано оцениваю результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке с учетом критериального листа самооценки
- выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся
По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии использую активный диалог, когда учащиеся самостоятельно выявляют ошибки и их причины. Демонстрирую разные работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют ошибки и способы их устранения. Если много типичных ошибок, то повторно демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы.
Уборка мастерской. Размещение использованных в работе инструментов, приспособлений на полках – укладках и местах хранения. Индивидуальная уборка верстака и рабочей зоны. Общая уборка. Дежурство по мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема: «Зима в нашем крае» вторая младшая группа.
Данный конспект является актуальным в год 165-летия Самарской губернии.Цель: Формирование знаний у детей о зиме, родном крае, развивать творческую и познавательную активность. Обогащение и накоп...
Методическая разработка по работе с обучающимися образовательных организаций Московского района по профилактике правонарушений «Выбирай, но отвечай!» (второе издание)
Данное пособие предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей права, обществоведения, ОБЖ. Пособие состоит из 5 занятий на тему «Выбирай, но...
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....