Методическая разработка урока 9 класс "Водород"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Тема «Водород» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Неметаллы». На данную тему в программе выделяется 1 час. В ходе изучения темы «Водород» обучающиеся должны приобрести следующие:
знания: строение, свойства и способы получения водорода;
умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
результаты:
- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vodorod_9_klass_belovas.s.docx | 62.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Водород
Деятельностная цель:
обучающая: формирование у обучающихся представления о водороде как о простом веществе;
развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитывающая: воспитание мотивации к предмету химия, ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Содержательная цель: в ходе урока обучающиеся должны изучить водород особенности строения атома и молекулы водорода, физические и химические свойства; наглядно увидеть взаимосвязь строения вещества и его свойств, изучить вопросы истории открытия водорода, области его применения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приемы: проблемного изложения, частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение.
Литература для учителя и для учащихся: учебник химия 9 класс Габриелян О.С издательство «Дрофа» 2013, рабочая тетрадь химия 9 класс Габриелян О.С. издательство «Дрофа» 2013, диск «Химия» поурочные планы по учебникам Габриелян О.С. 8-9 классы издательство «Учитель» 2013.
Оборудование: интерактивная доска, проектор; штатив с пробирками, соляная кислота, цинк, отпечатанные таблицы для самостоятельной работы обучающихся на уроке.
Компьютерная презентация к уроку (Приложение №1)
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Сегодня у нас необычный урок. Урок-поиск. 1. На доске написан эпиграф. (Приложение 1. слайд 1) Привлекает внимание обучающихся к эпиграфу. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б. Паскаль) Придерживаясь высказывания Паскаля, и проведем мы сегодня урок, на котором многое вы усвоите в ходе собственных исследований, решений и выводов. И начнем мы его нетрадиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. 2.Загадывает загадку (слайд 2) А тема связана с одним удивительным веществом. Как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку и проделав небольшой опыт. ( соляной кислоты и цинка). Организует работу обучающихся в группах для проведения эксперимента и проговаривания материала. Проводит инструктаж по ТБ. Какой газ вы получили? Вы со мною уже встречались - | 1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию). 2. Прослушивают инструктаж по ТБ. Выполняют задание, делают необходимые записи на больших листах, анализируют записи. Ученики проделывают опыт ( соляной кислоты и цинка) и отгадывают загадку и говорят ответ: «Речь идет о веществе водороде». | Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные: формирование планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
этап актуализации и пробного учебного действия | Организует работу в группах. (слайд 3) 1 группа – Что вы знаете об атоме водорода? 2 группа – Что вы знаете о веществе водороде? (Выполненные задания учеников, как верные, так не верные, учитель фиксирует на доске). | Работа в группах выполняется на больших листах. 1 группа – атома водорода: - схема строения атома – - электронная формула – 1s 1 - степень окисления – +1 в соединениях с неметаллами, -1 в соединениях с металлами 2 группа - вещество водород: простое вещество, самый легкий газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, ковалентная неполярная химическая связь, молекула водорода состоит из 2 атомов Ученики смотрят правильность выполнения заданий, делают выводы (слайд 4) | Коммуникативные: умение работать в группах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: умение анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме
| |||
этап выявления места и причины затруднения | Проблемная ситуация. Мы узнали физические свойства вещества водорода. Достаточно ли этих знаний чтобы охарактеризовать вещество водород? Предлагает дополнить схему (слайд 5): Водород Физические свойства | Предлагают варианты. Выделяют проблему, планируют свою работу. Дополняют схему: химические свойства, открытие, название, получение, применение. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, познавательную цель, составлять план решения проблем включая знаково-символические и логические действия Регулятивные: умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно | |||
этап построения проекта выхода из затруднения | Организует работу в парах, группах наблюдает за деятельностью обучающихся. Посмотрите на схему в своей инструктивной карточке. Она вам показывает, какие знания вы должны получить о водороде, с чем познакомиться и что узнать. Работать мы будем по группам с использованием инструктивной карты. Та группа, которая в процессе работы будет наиболее активной, убедительной в конце урока получит оценку. Кроме этого оценку можно получить и индивидуально. | Составляют план работы, используя учебник п. 17 стр. 99 - 103 | Познавательные: умение моделировать решение проблемы, построение логических цепей, анализировать, структурировать знания, работать с текстом. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий | |||
этап реализации построенного проекта | Выполнение заданий (слайд 6). Каждой паре раздает карточки с заданиями «Открытие и название водорода» (Приложение 2) Организует работу в группах на больших листах. Обращает внимание на ПСХЭ им. Д.И. Менделеева. Задает вопрос (слайд 8). Почему водород записывают две резко противоположные группы химических элементов? Фиксирует на доске выполненные задания. Водород не случайно занимает такое почётное место в Периодической системе. Он обладает уникальными физическими и химическими свойствами, что обеспечивает ему право называться элементом № 1. А почему он получил это право, вы узнаете, прослушав сообщение. Получение водорода На Земле водород встречается в связанном виде. Но ведь водород это еще и простое вещество – Н2. И существует достаточно много способов получения водорода в лабораторных и промышленных условиях. С одним из лабораторных мы уже познакомились в начале урока - это взаимодействие металла с растворами кислот. С этой целью в лабораторных условиях применяют специальные приборы: аппарат Киппа или его аналог – прибор Кирюшкина (демонстрация приборов). ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды Но существуют и множество других способов. Они показаны у вас в инструктивной карте. Выпишите их в тетрадь. Химические свойства Химические свойства водорода определяются его способностью как к как к восстановлению, так и к окислению, проявляя степень окисления +1 и -1. Просматриваем опыт горение водорода, записывают реакцию. Составляют схему О-в процесса. Задание № 6 Чтобы определить, чем является водород в химических реакциях каждой группе необходимо выполнить уравнение реакции, где расставить коэффициенты методом электронного баланса и выявить, чем будет являться водород окислителем и восстановителем, когда вы это сделаете один учащийся выйдет и занесет свое свойство в схему. (Ответ: Схема на доске) А теперь перепишите эту схему себе в тетрадь | Работают с дополнительным материалом. Заполняют таблицы «Открытие и название водорода» (слайд 7) После заполнения проводят взаимопроверку, анализируют, делают вывод. Работают в парах, с ПСХЭ и текстом учебника стр. 98., находят ответ, фиксируют на больших листах, проговаривают. (слайд 9): Подобно атомам щелочных металлов атом водорода содержит на единственном энергетическом уровне один электрон, поэтому легко отдает его и проявляет восстановительные свойства, получая при этом степень окисления +1. Подобно атомам галогенов, атому водорода до завершения внешнего энергетического уровня не хватает одного электрона, поэтому водород способен проявлять окислительные свойства в реакциях с металлами, получая степень окисления -1. Работают с текстом учебника, стр. 102-103, находят ответ (слайд 11): Наблюдают, делают вывод. Газ водород можно собрать методом вытеснения воды, так как водород малорастворим в ней. На химических свойствах (заполняют графу «Свойства») Просматриваем опыт горение водорода, записывают реакцию. Составляют схему О-в процесса. CuO + H2 = Cu + H2O 2H2 + O2 = 2H2O Cl2 + H2 = 2HCl 2Na + H2 = 2NaH | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой, поиск и выделение необходимой информации, умение анализировать свои результаты. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение договариваться и находить общее решение | |||
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Выполнение заданий на получение водорода (слайд 16) Предлагает заполнить таблицу «Применение водорода» (слайд 14). Задание № 4 На ваших столах лежат карточки с незаполненной схемой. Ваша задача: по ходу доклада заполнить ее, указав область распространения и применения водорода. Сообщение: “Распространение и значение водорода” (схемы и слайды). Взгляни на звезды: много звезд Задает вопросы: Где применяют вещество водород? На чем основано применение водорода? ? Пользуясь вашими схемами, назовите область распространения и применения водорода. И так, посмотрите на первую схему в ваших инструктивных карточках. Все ли вопросы о водороде мы рассмотрели. Может у кого, есть что- либо дополнить о водороде. Тогда давайте еще раз посмотрим на тему нашего урока. Можем ли мы утверждать, что водород является элементом № 1? Подтвердите это. | Проговаривают материал. Заполняют графу таблицы «Применение водорода» (слайд 15) Производство металлов Газовая горелка Получение различных веществ Отвечают на вопросы. Ответ: - распространения: растения, животные, горные породы, космическое пространство: звезды, планеты, солнце; нефть,бензин, горючие сланцы. - применение: сварке и резке металлов, крахмал и сахар, получение аммиака, изготовление удобрений, наполнение шаров, атомная энергетика. (Ответ: - занимает в ПС № 1, - по распространенности во вселенной занимает 1 место; - самый легкий газ.) | Регулятивные: умение проговаривания последовательности действий на уроке, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). | |||
этап включения в систему знаний и повторения | Организует работу в парах. Игра «Третий лишний» (слайд18) 1) Какое соединение лишнее? Почему оно лишнее?
2) Как правильно собирать газ водород? Я думаю, что все сегодня на уроке пытались приложить максимум усилий для выполнения заданий в группах, работали, делали выводы, анализировали, сравнивали, тем самым постепенно усваивая материал о водороде. Но чтобы проверить себя - выполните тест и оцените его самостоятельно. Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках) Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД, на слайде – ответы) | Выполняют задание в парах. Записывают в тетрадях. (слайд 19). 1) Лишний CaH2 потому что это гидрид, где водород обладает окислительными свойствами имея степень окисления -1, HCl и NH3 - это летучие водородные соединения, где водород обладает восстановительными свойствами имея степень окисления +1. 2) Водород собирают в перевернутую пробирку вверх дном, так как он легче воздуха (рисунок б) Учащиеся выполняют тест, обмениваются бланками и проверяют тест соседа, используя следующий слайд – оценивают. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение выявления и осознания того, что усвоено, что еще подлежит усвоению | |||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Подведение итогов работы на уроке (слайд 20). Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Для этого давайте вернемся к эпиграфу Как вы считаете, достигли ли мы целей? Оценивают свою деятельность на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать один из кружочков по цвету. Объединить учеников в группы по цвету шляп. Организует работу в группах для создания синквейна о веществе водороде по предложенному алгоритму (слайд 22): - название темы (одно существительное) - описание темы (2 прилагательных) - описание действия (2 глагола, деепричастие) - отношение к теме (4 слова) - суть темы (два слова) Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Читают эпиграф, делают выводы. Проводят самооценку по критериям: Красный круг – выражение своих чувств без объяснения и причин их возникновения; желтый – позитивное мышление, что было хорошего и почему; зеленая – творческий позитив. Проводят рефлексию (в группах по выбранному цвету шляп) по алгоритму, составляют синквейн (слайд 23): Водород Легкий, гремучий Восстанавливает, окисляет, помогает Необходим для образования воды Основа жизни! Сдают учителю. | Личностные: формирование адекватной позитивной, осознанной самооценки, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение структурировать знания Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению Коммуникативные: умение работать в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |||
Информация о домашнем задании | Формулирует задание, комментируя его при необходимости. Обязательное задание: учебник по химии 9 класс О.С. Габриелян, п.17 «Водород», выполнить задания 1, 3 на стр. 103. Дополнительное творческое задание: дать развернутый ответ на вопрос, почему водород называют «Гремучий газ», используя образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ http://wikischool-ru.livejournal.com/ (слайд24) Написать оду, стих, сказку о водороде. | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные: переработка изученной информации и ее преобразование, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Приложение 2
Открытие водорода | ||
Кем? | Когда? | Как? |
Название водорода | ||
Кем? | Когда? | Как? |
Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”
1.Водород проявляет степень окисления в соединениях:
А) +2 и – 2 Б) +1 и -1 В) 0 и + 1
2. Водород это газ:
А) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха Б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха
В) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха
3. Водород в химической реакции с металлами является:
А) восстановителем Б) окислителем
4. Водород в химической реакции с галогенами является:
А) окислителем Б) восстановителем
5. Опаснее всего подносить огонь к сосуду, в котором находится:
А) азот Б) кислород Б) смесь кислорода и водорода.
Бланк ответов к тесту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...