Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениямиприменять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)
Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
на 2012 – 2013 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи программы:
Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы и экскурсии.
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели
Воспитания: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцетологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоцинотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с учебным планом школы МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 учебный год, тогда, как авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс» предусматривает 37 часов, поэтому возникает необходимость сокращения часов на изучение отдельных тем, а именно: сократить на 2 часа раздел «Органы цветковых растений», и на 1 час раздел «Природные сообщества». В авторской программе нет чёткого распределения материала и нумерации лабораторных работ. Это сделано в рабочей программе, с сохранением полной практической части.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1 | Введение. Общее знакомство с растениями. | 3 | 3 |
2 | Клеточное строение растений | 2 | 2 |
3 | Органы цветковых растений: - семя - корень - побег - цветок и плод | 12 2 1 7 2 | 10 2 1 5 2 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 7 |
5 | Основные отделы царства растений | 5 | 5 |
6 | Историческое развитие растительного мира на Земле | 1 | 1 |
7 | Царство Бактерии | 2 | 2 |
8 | Царство Грибы. Лишайники | 3 | 3 |
9 | Природные сообщества | 2 | 1 |
11 | Итого | 37 | 34 |
12 | Количество лабораторных работ | 26 | 26 |
13 | Экскурсии | 6 | 6 |
Требования к подготовке учащихся по предмету
Знать
- основные систематические категории, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
Характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма
-особенности питания автотрофных организмов и гетеротрофных
-размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений
-среды обитания организмов, экологические факторы
-природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе
Обосновывать
-взаимосвязь строения и функций клеток, органов, организма и среды как основу целостности организма
-влияние деятельности человека на среду обитания
Календарно-тематический план
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)
Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
№ Урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |
По плану | По факту | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 3 | ||||
1 | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний. | 1 | Живые таблицы, портреты учёных, фото, муляжи плодов | ||
2 | Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | 2 | Живые комнатные растения, гербарии, карандаш, блокнот, ноутбук, мультимедиа-система | ||
3 | Общие признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. | 3 | Живые растения, гербарии, таблицы: «Органы цветкового растения», « Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи», ноутбук, мультимедиа-система | ||
| 2 | ||||
4 | Клетка – основная структурная единица организма растения.Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Лабораторная работа №2 « Знакомство с клетками растений». | 1 | Лупы, таблица «Строение растительной клетки», микроскоп, портреты учёных: Антони ванн Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиса Шлейдена, ноутбук, мультимедиа-система | ||
5. | Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток. | 2 | Таблица «Ткани растений», ноутбук, мультимедиа-система | ||
3.Органы цветковых растений. Семя | 10 2 |
| |||
6 | Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Лабораторная работа №3 « Изучение строения семени двудольных растений». | 1 | Таблицы : «Строение и прорастание фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гербарии фасоли и пшеницы, коллекция семян однодольных и двудольных растений растений, сухие и размоченные семена фасоли, лупы , пинцеты, препаровальные иглы. | ||
7 | Разнообразие семян. Значение семян для растения. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.Лабораторная работа № 4 « Разнообразие семян овощных культур» | 2 | Семена различных овощных культур, ноутбук, мультимедиа-система | ||
Корень | 1 | ||||
8 | Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль. | 1 | Комнатные растения, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы: « Строение корня растений», «Вегетативные органы растения», « Цветковое растение и его органы», проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями; ноутбук, мультимедиа-система (демонстрация слайдов «Клеточное строение корня», «Покровная ткань растений», « Образовательная ткань растений», « Проводящая ткань растений». | ||
Побег | 5 | ||||
9 | Строение и значение побегов для растений. | 1 | Таблица «Строение побега», комнатные растения, побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением и этикетками с названиями, ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов»Строение побегов растений) | ||
10 | Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Лабораторная работа № 5 « Строение вегетативных и генеративных почек». | 2 | Лупа ручная, инструментарий, побеги с почками сирени, тополя или смородины чёрной, ноутбук, мультимедиа-система | ||
11 | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Экскурсия №2 « Жизнь растений зимой» | 3 | Комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы, блокнот, карандаш | ||
12 | Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение стебля» | 4 | Гербарии, ветки деревьев, таблицы: «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля», инструментарий, зимняя ветка тополя, комнатное растение пеларгония, ноутбук, мультимедиа-система | ||
13 | Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов. Лабораторная работа №7 « Строение корневища, клубня и луковицы» | 5 | Дидактический материал, ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов «Разнообразие стеблей растений», « Подземные видоизменённые побеги», комнатные растения, гербарии растений с различными видами стеблей(корневищного пырея), луковица, клубень картофеля | ||
Цветок и плод | 2 | ||||
14 | Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение. Лабораторная работа № 8 « Строение цветка. Типы соцветий» | 1 | Таблицы:» Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений, разборные модели : « Цветок вишни», « Цветок картофеля», гербарии растений с соцветиями : подорожник, василёк, клевер, черёмуха, ноутбук, мультимедиа-система | ||
15 | Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Экскурсия №3 «Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями». | 2 | Таблицы:» Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»,мультимедиа-система ( слайды « Типы плодов»), коллекция сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, плоды яблока, томата, киви, апельсина | ||
4.Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | ||||
16 | Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения. | 1 | Таблицы: « Клеточное строение корня», «Проводящая ткань растений» гербарии растений | ||
17 | Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов. | 2 | Комнатные растения, несколько растений, выдержанных предварительно в темноте, гербарии различных растений, схема проведения фотосинтеза, результаты опытов, заложенных ранее, чёрная бумага, не пропускающая свет, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла | ||
18 | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | 3 | Таблица, ноутбук, мультимедиа-система | ||
19 | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. | 4 | Комнатные растения, таблицы « Строение корня», «Строение стебля», «Строение листа» | ||
20 | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения. | 5 | |||
21 | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями. Лабораторная работа № 9 « Черенкование комнатных растений» | 6 | Таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука | ||
22 | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. | 7 | |||
5. Основные отделы царства растений | 5 | ||||
23 | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | 1 | Комнатные растения, гербарии растений различных систематических групп; таблицы основных отделов растений, ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов «Одноклеточные водоросли», гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума | ||
24 | Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов. | 3 | ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов « Растения болот». « Зелёный мох кукушкин лён», « Сфагновые мхи и их строение» гербарные материалы сфагнума, кукушкина льна | ||
25 | Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов. | 4 | Таблица «Цикл развития папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников, гербарные образцы папоротников, хвощей, плаунов | ||
26 | Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов. | 5 | Живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений, ноутбук, мультимедиа-система ( слайды «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса»,) | ||
27 | Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. | 6 | Таблицы с изображением различных цветковых растений, таблица « Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений | ||
6. Историческое развитие растительного мира на Земле | 1 | ||||
28 | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова. | 1 | Ноутбук, мультимедиа-система ( слайды « Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений | ||
7. Царство Бактерии | 2 | ||||
29 | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. | 1. | Таблицы: «Царства живой природы», « Бактерии», «Формы бактерий», «Строение растительной клетки» | ||
30 | Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. | 2 | Таблицы: «Царства живой природы», « Бактерии», «Формы бактерий», ноутбук, мультимедиа-система ( слайды«Семейство бобовые», «Значение бактерий» | ||
8. Царство Грибы. Лишайники. | 3 | ||||
31 | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, размножение. Лабораторная работа № 10 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов» | Муляжи плодовых тел шляпочных грибов, ноутбук, мультимедиа-система | |||
32 | Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. Лабораторная работа №11 «Изучение строения плесневелых грибов» | Муляжи плодовых тел шляпочных грибов, ноутбук, мультимедиа-система, лупа ручная , препаровальная игла, микроскопы, инструментарий, плесень на пищевых продуктах | |||
33 | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение лишайников. Индикаторная роль. | Таблицы:» Лишайники», «Водоросли», «Грибы», ноутбук, мультимедиа-система | |||
9. Природные сообщества | 2/1 | ||||
34 | Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме. Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года» | Таблицы «Растения Красной книги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображения редких и исчезающих видов растений, Красная книга, блокнот, карандаш |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по английскому языку, 10 - 11 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П.
Рабочая программа составлена к учебнику 10 - 11 класса, под редакцией Кузовлева В. П. УМК 5-11 (3 часа в неделю)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.
Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 6-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 8 кл (счет, арифметика, геометрия)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....
Рабочая программа и календарное тематическое планирование по ИЗО для 5-7 классов по программе Ермолинской
Календарное тематическое планирование по ИЗО для 5-7 классов по программе Ермолинской...