УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХИМИЯ 10 класс (1 ч)
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Материал по учебно-методическому планированию (Химия 10 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_-_1_ch.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативные документы
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 200
года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год);
- Примерные (типовые ) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа для 10 класса разработана на основе Программы курса химии для X - XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) за 2008 год (автор О.С Габриелян) и Государственного образовательного стандарта.
Программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – 191с.
Согласно действующему в школе Базисному учебному плану и с учетом направленности 10а класса, рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 35 часов 1 час в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ – 3, практических работ - 2
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; типом урока (УИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УК – урок контроля, УОП – урок обобщающего повторения, УСЗУ – урок совершенствования знаний умений), перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.
2) Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
- вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
- химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
- применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
- язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура органических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
3) Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4) Учебно – методический комплект
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:
- Используемый учебник: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – 267с. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)
- Для учащихся:
ГабриелянО.С.. Химия.10: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10». – М.: Дрофа, 2012
- Для учителя:
5) Требования к уровню подготовки учащихся.
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
- При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
- Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать
- А) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- Б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
- В) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Уметь
- А) разъяснять на примерах причины многообразии органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- Б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
- В) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Использовать
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6) Формы, методы, технологии обучения
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: разноуровневого обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам
Оборудование: - компьютеры; мультимедийный проектор;
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
7) Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники», «Азотсодержащие соединения», проверочная работа работы по темам «Введение» и «Теория строения органических соединений».
Поурочно-тематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников основной школы, и включает вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника, выполнение упражнений, решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем, разработка презентаций, тестовые задания
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 3 | ----------- | |
2 | Тема 1. Углеводороды и их природные источники | 10 | ---------- | № 1 |
3 | Тема 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие соединения и их природные источники | 18 | ---------- | № 2, № 3 |
4 | Тема 3. Искусственные и синтетические полимеры | 4 | № 1, № 2 | |
Итого | 35 | 2 | 3 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата, сроки | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные и практические работы | Дом. задание | ||||||||
план | факт | |||||||||||||||
Введение – 3 часа | ||||||||||||||||
1 | Вводный, первичный инструктаж. Предмет органической химии. | 1 | УИНМ | Вводный, первичный инструктаж. Предмет органической химии, особенности органических веществ, их отличие от неорганических. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. | Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. | Д.1 Образцы органических соединений и материалов: природных, искусственных и синтетических. | § 1, у. 5,6 РТ с.3-7 | |||||||||
2, 3 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 2 | КУ | Основные положения теории строения органических соединений Сравнение понятий «Валентность « и «степень окисления». Химическое строение. Понятие о гомологах, изомерах. Значение ТХС | Знать: основные положения ТХС; понятия гомолог, изомер. Уметь составлять структурные формулы органических соединений, находить изомеры, гомологи среди нескольких формул. | Д. Масштабные и шаростержневые модели молекул этилового спирта, водорода, сероводорода, бутана, изобутана |
§ 2, у. 1-4 РТ с.7-15 | |||||||||
Тема 1. Углеводороды и их природные источники – 10 часов | ||||||||||||||||
4 | Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть. | 1 | УИНМ | Природный и попутный газы, их состав и использование. Нефть. Ее физические свойства, способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. | Знать основные компоненты природного газа, важнейшие направления использования нефти. Уметь проводить поиск химической информации с использованием различных источников. | Д. Примеры УВ в разных агрегатных состояниях. Л. 1 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». | §3, с. 23-25 §8, у. 6, 7 РТ с.16,46 | |||||||||
5 | Алканы: строение, изомерия, номенклатура | 1 | КУ | Гомологический ряд алканов; строение, номенклатура, изомерия. | Знать важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение; правила составления названий алканов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алканы по международной номенклатуре. | Д. 1 Шаростержневые модели молекул первых 3 представителей класса алканов. Л 2. Изготовление моделей молекул метана, этана, пропана, бутана и изобутана. | §3, с. 25-28 У. 7,8 РТ с.16-17, №4,5 с. 18, с. 20, 21 РТ с.16-17,20,21 | |||||||||
6 | Физические и химические свойства алканов. Получение и применение. | 1 | КУ | Физические свойства алканов. Химические свойства алканов: горение, взаимодействие с галогенами, реакция полного и неполного разложения, реакция дегидрирования. Получение и применения метана на основе его свойств | Знать важнейшие физические и химические свойства метана как основного представителя предельных углеводородов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение | Д. 1. Физ. свойства газообразных (пропан - бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов), растворимость в воде. 2. Горение пропан - бутановой смеси | §3, с. 28-31 РТ с.17 № 5, 8, РТ с.17-18, 21 № 4, | |||||||||
7 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, | 1 | КУ | Алкены. Непредельные соединения. Гомологический ряд этилена. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи. Особенности построения названий алкенов. | Знать общую формулу гомологического ряда алкенов, правила составления названий алкенов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкены по международной номенклатуре. | Д. 1. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена. | §4, с. 33-35 РТ с. 23 № 1,2 (1,2,3), с. 24 № 6,7; с. 25 № 4, с. 26 № 2,3,4 | |||||||||
8 | Физические и химические свойства алкенов. Получение, применение алкенов. | 1 | КУ | Получение этилена в лабораторных условиях реакция дегидратации этилового спирта. Физические свойства этилена. Химические свойства этилена. | Знать важнейшие физические и химические свойства этилена как основного представителя этиленовых углеводородов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение алкенов. | Д. 1. Получение этилена из этилового спирта. 2. Обесцвечивание этиленом бромной воды и раствора перманганата калия. 3. Горение этилена. 4. Изделия, изготовленные из полиэтилена | §4, с. 35-40 У. 3,4,8 РТ с. 28-30 | |||||||||
9 | Алкадиены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства. | 1 | КУ | Алкадиены (диены). Номенклатура алкадиенов. Получение алкадиенов дегидрированием алканов | Знать общую формулу гомологического ряда алкадиенов, правила составления названий алкадиенов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкадиены по международной номенклатуре. | Д. 1. Модели (шаростержневые и масштабные) молекул бутадиенa-l,3 и изопрена (2 - метилбутадиена-l,3). Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | §5, с. 42-43 У. 2 РТ. с. 30-31 С. 33 | |||||||||
10 | Алкины. Ацетилен. | 1 | КУ | Ацетилен, гомологический ряд, строение, номенклатура, изомерия; его получение. Алкины. Физические химические свойства ацетилена. Применение алкинов и их производных. | Знать общую формулу, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; важнейшие физические и химические свойства, способы получения и области применения Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкины по МН, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение алкинов. | Д. 1. Модели молекулы ацетилена. 2. Получение ацетилена карбидным способом, ознакомление с его физическими свойствами. 3. Взаимодействие ацетилена с бромной (иодной) водой, раствором перманганата калия. 4. Горение С2Н2 5. Образцы изделий из поливинилхлорида. Л 3. Получение и свойства ацетилена | §6,у. 4,5,6 РТ. С. 35-41 | |||||||||
11 | Арены. Бензол. | 1 | УИНМ | Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение Аренов. Химические свойства бензола и его гомологов. | Знать общую формулу гомологического ряда аренов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; физические и химические свойства бензола, способы получения и области применения Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть арены по международной номенклатуре, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение аренов. | Д. 1. Масштабная модель молекулы бензола. 2. Горение бензола. 3. Отношение бензола к бромной (и одной) воде и раствору перманганата калия | §7, у. 3,4 РТ. С. 42-46 | |||||||||
12 | Генетическая связь между классами углеводородов. Обобщение знаний по теме «Углеводороды» | 1 | УПЗУ | Классификация углеводородов по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов. Решение задач и упражнений. | Знать важнейшие реакции углеводородов, основные способы их получения и области применения. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре; записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение | РТ с. 52-58,58-65 | ||||||||||
13 | Контрольная работа «Углеводороды». | 1 | КЗ | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа № 1 | ||||||||||
Тема 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения и их природные источники – 18 часов | ||||||||||||||||
14 | Спирты. Состав, классификация, изомерия. | 1 | УИНМ | Спирты, их строение, номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. | Знать общую формулу гомологического ряда спиртов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть спирты по международной номенклатуре. | Д. 1. Модели молекул (шаростержневые и объемные) спиртов: метанола, этанола, этиленгликоля и глицерина. | §9, у. 8, 9 с.63-68 РТ. С. 66-68, С. 71-72 | |||||||||
15 | Химические свойства спиртов | 1 | КУ | Физические свойства спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Отдельные представители предельных одноатомных спиртов: метанол и этанол. Негативное воздействие этанола на организм человека. Представители многоатомных спиртов - глицерин | Знать важнейшие физические и химические свойства спиртов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение спиртов. | Л 4. Свойства этилового спирта. Л 5. Свойства глицерина | §9, с.68-71 РТ. С. 69,70, С.73,74 | |||||||||
16 | Фенол | 1 | КУ | Фенолы. Строение, физические и химические свойства, получение и применение. Каменный уголь. Коксохимическое производство. Продукты переработки каменного угля. | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого основные способы получения и применения фенола. Уметь предсказывать свойства фенола. | Д. Качественная реакция на фенол. | §10,у. 5,6 РТ с. 74-77 | |||||||||
17 | Альдегиды. Кетоны | 1 | КУ | Альдегидная группа. Альдегиды. Строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение. Физические свойства. Химические свойства простейших альдегидов. Кетоны как межклассовые изомеры альдегидов. Ацетон как представитель кетонов. | Знать общую формулу гомологического ряда альдегидов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; отличие кетонов и альдегидов; важнейшие физические и химические свойства альдегидов, способы получения и области применения. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре; записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение альдегидов. | Д. Модели (шаростержневые и масштабные) молекул метаналя и этаналя Л 6. Свойства формальдегида | §11 РТ. с. 77-82 | |||||||||
18 | Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура, физические свойства. | 1 | КУ | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Отдельные представители предельных одноосновных карбоновых кислот. | Знать общую формулу гомологического ряда карбоновых кислот, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов, физические свойства Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре. | Д. 1. Модели (шаростержневые и объемные) молекул муравьиной и уксусной кислот. 2. Образцы некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, олеиновой, стеариновой. 3. Отношение различных карбоновых кислот к воде | §12, с.84-88 РТ. С. 82-84, с. 86 № 5,6, с. 87 | |||||||||
19 | Химические свойства карбоновых кислот. | 1 | КУ | Физические и химические свойства карбоновых кислот: | Знать важнейшие химические свойства карбоновых кислот, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение альдегидов; проводить сравнительный анализ карбоновых и минеральных кислот | Д.1. Получение сложного эфира реакцией этерификации 2. Свойства уксусной кислоты Л 7. Свойства уксусной кислоты | С.89-90 у. 6 РТ с. 85 таб. 21 С. 87-89 | |||||||||
20 | Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | 1 | КУ | Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Сложные эфиры: нахождение в природе, строение, свойства, применение. Состав, классификация, физические и химические свойства. Мыла: состав, получение. Моющее действие мыла. Синтетические моющие средства. | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров; строение, получение, свойства и использование в быту жиров. Уметь называть сложные эфиры, записывать уравнение получения и гидролиза | Л 8. Свойства жиров. Л 9. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. | §13, РТ. С. 89-95 | |||||||||
21 | Углеводы, их состав и классификация. Моносахариды. | 1 | КУ | Углеводы, их классификация. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств | Знать классификацию углеводов. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. Уметь объяснять свойства углеводов на основании строения молекулы | Д. 1. Образцы углеводов (крахмал, вата, сахароза, глюкоза, мед). 2. Реакция «серебряного зеркала,) с глюкозой. 3. Реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Л 10. Свойства глюкозы | §14, РТ. С. 95-100 | |||||||||
22 | Дисахариды. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. | 1 | КУ | Дисахариды, строение, свойства. Полисахариды - крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика). Биологическая роль углеводов | Знать строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза. Гидролиз сахарозы; важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Уметь объяснять свойства сахарозы на основании строения молекулы; прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Л 11. Свойства крахмала | §15, РТ. С. 101-104 | |||||||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | УПЗУ | Классификация кислородсодержащих органических соединений по наличию функциональных групп. Составление формул и названий кислородсодержащих органических соединений, их гомологов и изомеров. Генетическая связь между различными классами органических соединений | Знать важнейшие реакции спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Уметь определять возможности протекания химических реакций. | РТ с. 104-118 | ||||||||||
24 | Контрольная работа «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | КЗ | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа № 2 | ||||||||||
25 | Амины. Анилин | 1 | УИНМ | Понятия о первичных, вторичных и третичных аминах. Аминогруппа. Отдельные представители аминов. Химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекулах. Получение анилина в промышленности | Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры; основные способы получения аминов и их применение. Уметь проводить сравнение свойств аминов и аммиака. Уметь записывать необходимые уравнения реакций. | Д. 1. Модели молекул. 2. Физические свойства метиламина и анилина. 3. Взаимодействие с водой и кислотами. | §16, у.5 РТ. С. 118-121 | |||||||||
26 | Аминокислоты. Белки | 1 | КУ | Аминокислоты: состав, строение, номенклатура, нахождение в природе, физические и химические свойства. Незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Получение аминокислот и их использование. Белки: структура, химические свойства Качественное определение серы в белках. Биологические функции белков. Белки как компонент пищи | Знать классификацию, виды изомерии, основы номенклатуры, строение и важнейшие свойства белков Уметь предсказывать химические свойства, опираясь на полученные знания об их химической двойственности; объяснять применение и биологическую функцию аминокислот; давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи, практически осуществлять качественные реакции на белки. | Д.1. Модели молекул аминокислот: аминоуксусной и аминопропионов 2. Аптечный препарат, содержащий аминокислоту глицин. 3. Упаковки от продуктов питания, содержащих аминокислоты (продукты питания, содержащие вещества с кодами Е620…). 4. Нейтрализация щелочи аминокислотой Д. 1. Денатурация белков. Л 12. Свойства белков | §17 У. 10,11 РТ. С. 121-128 | |||||||||
27 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | УПЗУ | Строение, физические, химические свойства аминов, аминокислот. Белки. Генетическая связь. Решение задач и упражнений | Знать строение, классификацию, важнейшие химические свойства азотсодержащих соединений. Уметь применять теоретические знания при решении задач и упражнений. | Индивидуальные задания, РТ с. 129 | ||||||||||
28 | Контрольная работа «Азотсодержащие соединения» | 1 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | Контрольная работа № 3 | ||||||||||
29 | Нуклеиновые кислоты | 1 | КУ | ДНК и РНК - важнейшие природные полимеры. Строение ДНК и РНК. Сравнение строения, нахождение в клетке и функций ДНК и РНК. Виды РНК и их функции. Биотехнология, ее использование | Знать строение, функции виды ДНК и РНК, ДНК и РНК. Уметь давать сравнительную характеристику | Д. 1. Модели молекул ДНК. 2. Образцы продуктов питания, полученных из трансгенных форм растений и животных 3. Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии | §18 РТ с. 131-133 | |||||||||
30 | Ферменты. | 1 | УИНМ | Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. | Иметь общие представления о ферментах. Уметь использовать полученные знания для безопасного применения лекарственных веществ в бытовых условиях | Д. 1. Лекарственные препараты, содержащие ферменты: «Пепсин», «Мезим», «Фестал» и др. 2. Стиральные порошки (упаковки), содержащие ферменты. 3. Действие сырого и вареного картофеля или мяса на раствор пероксида водорода. | §19 РТ с. 134-137 | |||||||||
31 | Витамины. Гормоны. Лекарства | 1 | УИНМ | Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, Лекарственная химия. | Иметь общие представления о витаминах, гормонах, лекарствах | Д. 1. Образцы витаминных препаратов, в том числе поливитамины. 2. Фотографии животных и людей с различными формами авитаминозов. 3. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты 4. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. 5. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка | §20 РТ с. 137-145 | |||||||||
Тема 3. Искусственные и синтетические полимеры – 4 часа | ||||||||||||||||
32 | Искусственные полимеры. | 1 | УИНМ | Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, волокон | Знать классификацию ВМС. Важнейшие представители пластмасс, волокон | Д. 1. Изделия из целлулоида. 2. Ацетатное, вискозное и медно-аммиачное волокна и ткани из них. 3. Распознавание натуральных волокон и искусственных волокон 4. Коллекция синтетических пластмасс и изделий из них. 5. Коллекция синтетических волокон и изделий из них. | §21 РТ. С.146-149 | |||||||||
33 | Синтетические полимеры. | КУ | Синтетические полимеры. Структура макромолекул полимеров. Полиэтилен, полипропилен. Синтетические волокна, каучуки. Термореактивные и термопластичные полимеры. | Знать: Важнейшие представители синтетических полимеров | Л 13. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков | §22 РТ. С. 149-154 | ||||||||||
34 | Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | 1 | УПЗУ | Правила ТБ и ОТ, качественные реакции на органические вещества | Знать правила ТБ и ОТ, качественные реакции на органические вещества | Оформить работу | ||||||||||
35 | Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон | 1 | КЗ | Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетатного, капронового) | Знать основные правила ТБ и ОТ при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | оформить работу |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА
(1час в неделю; всего 35ч)
Введение (3 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 1 Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1, 3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратацией этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» . 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена.
Контрольная работа №1 «Углеводороды».
Тема 2 Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники (18 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженер.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 5. Свойства этилового спирта. 6. Свойства глицерина. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства уксусной кислоты.
9. Свойства жиров. 10. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 11. Свойства глюкозы. 12. Свойства крахмала. 13. Свойства белков
Контрольная работа № 2 «Кислородсодержащие органические соединения».
Контрольная работа №3 «Азотсодержащие соединения»
Тема 3 Искусственные и синтетические полимеры. (4 ч)
Искусственные и синтетические полимеры. Пластмассы. Целлулоид. Волокна. Ацетатное волокно, вискоза, медно-аммиачное волокно. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Синтетические каучуки. Термореактивные и термопластичные полимеры.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Практическая работа № 2. «Распознавание пластмасс и волокон».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Дополнительная литература для учителя:
Автор, название | Класс | Год издания | |
1 | С. М. Курганский Внеклассная работа по химии | 2006 | |
2 | С. М. Курганский Интеллектуальные игры по химии | 2006 | |
5 | Новошинский И. И. Типы химических задач и способы их решения | 8 - 11 | 2006 |
И. А. Леенсон 100 вопросов и ответов по химии | 2002 | ||
Н. Н. Гара Настольная книга учителя химии | 2002 |
- Дополнительная литература для учащихся:
Автор, название | Класс | Год издания | |
1 | С. М. Курганский Внеклассная работа по химии | 2006 | |
2 | С. М. Курганский Интеллектуальные игры по химии | 2006 | |
3 | Я познаю мир. Химия. Энциклопедия | 1999 | |
4 | ЕГЭ 2006 Учебно тренировочный материал | 2006 | |
5 | Новошинский И. И. Типы химических задач и способы их решения | 8 - 11 | 2006 |
3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету.
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА.
№ | Комплекты | Класс | Количество комплектов | ||
1 | Дидактический материал | 10 | 62 | ||
2 | Инструктивные карты и опорные конспекты | 10 | 4 | ||
3 | Тесты | 10 | 8 | ||
4 | Модульные уроки, семинары | 10 | 3 | ||
5 | Контрольные работы в параметрах ЕГЭ | 10 | 3 | ||
Учебно-методическая, справочная литература. | |||||
Автор, название | Класс | Год издания | |||
1 | Химия в таблицах | 8-11 | 1999 | ||
2 | Черткова И. Н. Обучение химии в 10 классе, часть 1,2 | 10 | 1992 | ||
3 | Еремин В. В. Химия в формулах | 8-11 | 1998 | ||
4 | Брейгер Л. М. Тематическое планирование | 8-11 | 2001 | ||
5 | Брейгер Л. М. Поурочные планы | 10 | 1997 | ||
6 | Корощенко А. С. Изучение общеобразовательного курса органической химии | 10,11 | 2001 | ||
7 | Габриелян О. С. Планирование ученого материала | 8-11 | 2000 | ||
8 | Рудзитис Г. Е. Учебник химии | 8-11 | 1999 | ||
9 | Гузей Л. С. Учебник | 8-11 | 2001 | ||
10 | Аременко А. И. Учебник | 10-11 | 1993 | ||
12 | Радецкий Дидактический материал по общей химии | 11 | 2000 | ||
13 | Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии | 10,11 | 1998 | ||
14 | Третьякв Ю. Д. Химия – справочные материалы | 1988 | |||
15 | Воскресенский П. И. Справочник по химии | 1974 | |||
16 | Берман Н. И. Справочник – решение задач | 1996 | |||
17 | Лидин Р. А. Справочник по общей и неорганической химии | 1997 | |||
18 | Денисов Л. В. Справочные материалы | 2003 | |||
19 | Рябов М.А. Тесты по химии: 10 класс: к учебнику О.С. Габриелян «Химия.10». | 10 | 2009 | ||
20 | Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. | 10 | 2004 | ||
21 | Троегубова Н. П. Контрольно-измерительные материалы. Химия 10 класс | 10 | 2011 |
4. Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
На уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций: «Виды изомерии», «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Строение, изомерия алкинов», «Виды изомерии», «Классификация органических веществ», «Полимеры», «Углеводы».
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- Интернет – ресурсы:
- CD-диски:
- Химия 8-11 класс – диск;
- Химия 8-11 класс – Виртуальная лаборатория;
- Химические опыты со взрывом и без;
- Самоучитель химии для всех XXI – решение задач.
Литература
- Химия 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О. С. Габриеляна/авт.-сост. Н. В. Ширшина.- 2-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2009.- 207с.
- О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8, 9, 10 и 11 классах – Москва: «Блик и Ко», 2000
- Рабочие программы по химии. 8 – 11 классы (по программам О. С. Габриеляна, И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской) \ Сост. В. Е. Морозов. – 2-е изд., доп., испр. – М. Глобус, 2009. – 221с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование 5 класс.(Новые ФГОС)
Учебно-тематическое планирование 5 класс (Новые ФГОС)...
Учебно-тематическое планирование по курсу "Химия 8-9 класс" и "Химия 10-11 класс"
Уважаемые родители, используя учебно-тематическое планирование, представленное на данной странице, Вы можете конролировать процесс обучения и подготовку своего ребенка по темам, определить темы для са...
Учебно-тематическое планирование 5 класс
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В V КЛАССЕ5ч. в неделю, всего 170ч. (по учебнику Н.Я. Виленкина и др.)...
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХИМИЯ 9 класс (2 ч)
Материал по учебно-методическому планированию (Химия 9 кл)...
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХИМИЯ 10 класс (2 ч)
Материал по учебно-методическому планированию (Химия 10 кл)...
Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English”
Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English&rdquo...
Учебно-тематическое планирование 5 класс Кузовлев
В работе представлено учебно-тематическое планирование к УМК Кузовлев 5 класс...