Рабочая программа по химии. 8 класс. Автор О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии.
– Примерной программы основного общего образования по химии.
– Программы «Курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г)
Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015учебный год,
- авторская программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Ермекеево программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_8_klassa_2011-2012_uch.god_.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель РМО учителей Зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ
химии и биологии МОБУ СОШ с. Ермекеево с. Ермекеево
_________Галяутдинова Д.А.. муниципального района
__________/_Нугуманова Р.С./ «_____»______________20___г Ермекеевский район
Протокол №_ Республики Башкортостан
«_____» __________ _________Сафин А.Р.
Приказ №_____________
«_____»______________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Составитель
учитель химии
высшей категории
МОБУ СОШ с. Ермекеево
Галяутдинова Д.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии.
– Примерной программы основного общего образования по химии.
– Программы «Курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г)
Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012учебный год,
- авторская программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Ермекеево программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 5
Количество зачетов за год – 1
Количество практических работ за год –5
Рабочая программа включает разделы: : пояснительную записку; содержание учебного предмета-курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса; критерии и нормы оценки результата освоения; перечень учебно- методического и материально –технического оборудования, список литературы; календарно-тематическое Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
- компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса ,использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности (создание информационных проектов).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 8 класссе: устанавливаются межпредметные связи при изучении физических свойств неорганических соединений соединений, при изучении строения атома – с физикой; при изучении вопросов применения неорганических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по неорганической химии;
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).
Система контроля по курсу 8 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных работ и 4 контрольных работ Итоговую контрольную работу Для отработки навыков составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием неорганических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля.
Цели курса:
- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА –КУРСА
Тема 1. Введение (8часов).
Основные понятия: химический элемент, вещества простые и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент.
Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых 20 химических элементов.
Периодическая система химических элементов. Группа, период.
Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов).
Основные понятия:
Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая.
Тема 3. Простые вещества (4 часов).
Основные понятия:
Простые вещества - металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем.
Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов).
Основные понятия: Степень окисления. Оксиды, основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные и кристаллические. Закон постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы. Массовая доля растворенного вещества.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами ( 13 часов).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Реакции соединения, замещения, разложения, обмена.
Тема 6. Растворение растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов).
Основные понятия: Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, реакция ионного обмена, реакция нейтрализации, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления.
Тема 7. Обобщение и систематизация знаний (2часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение. | 8часов. | 1 | зачет |
2 | Атомы химических элементов. | 9часов | 1 | |
3 | Простые вещества. | 4часов. | ||
4 | Соединения химических элементов. | 14 часов. | 1 | 1 |
5 | Изменения, происходящие с веществами. | 13 часов. | 1 | 1 |
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 18 часов | 2 | 1 |
7 | Обобщение и систематизация знаний | 2часа. | 1 | |
8 | Резервное время | |||
ВСЕГО | 68 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
В результате изучения химии ученик 8 класса должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Отметка «5»:работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- основная:
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа,2008.
3. Габриелян О. С., Якушева А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2009.
4,Денисова В.Г.Мастер класс учителя химии : уроки с использованием ИКТ.8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением.М.:планета,2010.
5.Поурочные планы к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс. Денисова В.Г Волгоград.: Учитель .2009год.
- дополнительная:
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 200о
- Павлова Н.С. Химия. 8 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
- Зайцев О.С. . Разноуровневые задания по курсу химии для 8 класса (Тесты и проверочные задания). – Москва 1998.
7.CD-ROM диски
- Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл
8.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
Литература для учащихся
- основная:
- Габриелян О. С.,Химия учебник для 8 класса М.: Просвещение 2008г
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2009.
- Химия. Сборник задач 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2001.
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии
- дополнительная:
- 1.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
- 15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент (Д – демонстрационный, Л - лабораторный) | Задания на дом по учебнику | |
планируемая | фактическая | |||||
1. | Предмет химии. Вещества Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента | Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла | §1, упр.3,6,8,9.Описать физические свойства воды по пунктам на с.8 | ||
2. | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | Химические явления, их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии. | Д.1 Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды» | Читать введение и§2, устно выполнить упр. 1-5(через урок), ознакомиться с практической работой(с.174), принести к следующему уроку чистую тетрадь в клетку(12,18 листов) | ||
33. | Практическая работа №1 Приемы обращения лабораторным оборудованием. | |||||
44. | Химия: с древности до наших дней. | Общее знакомство со структурой периодической таблицы: периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементов. | Читать §3,4, упр.5(писменно). | |||
5. | Знаки (символы) химических элементов. Химические фор- мулы. Проверочная работа «Введение. Первоначальные химические понятия» | Обозначение химических элементов. Происхождение названий химических элементов. | §5, учить упр. 1,2,4 выучить знаки неметаллов | |||
6. | Относительные атомная и молекулярная массы | Химическая формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул. Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. | §5 (до конца), упр. 3,6,7,8,(писменно).Принести чистые тетради в клетку(12,18 листов), учить знаки химических элементов – неметаллов. | |||
7. | Молекулярная масса и массовая доля химического элемента в веществе | тренинг | Подготовиться к зачету по §1-5. Знать определения важнейших понятий, знаки химических элементов. Уметь рассчитывать Мr и w(Э). | |||
8. | Зачет по введению | |||||
9. | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. Взаимность понятий: протон, нейтрон, массовое число. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента. | §6, упр. 5, §7, упр.1,2,6 | |||
10. | Электронное строение атомов | Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. | §8, упр. 1,2,3,4. | |||
11. | Изменение строения атомов в периодах и главных подгруппах | § 9( до с. 55 включительно),упр.1. | ||||
12. | Ионная связь | Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений | § 9 (до конца), упр2.(письменно) | |||
13. | Ковалентная связь | Схемы образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2) Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи,валентность. | §10, упр.2,3,4,5. | |||
14. | Ковалентная полярная связь. | Схемы образования молекул соединений (HCl, H20, NH3 и др.). Электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи | § 11. упр. 2 | |||
15. | Металлическая связь | Понятие о металлической связи | § 12. упр. 3.Повторить§9-11 | |||
16 | Подготовка к зачету или контрольной работе по теме «Атомы химических элементов» Проверочная работа.»Атомы химических элементов» | Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||||
17. | Зачет или контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | |||||
18. | Простые вещества – металлы и неметаллы. | Характеристика положения элементов – металлов в периодической системе. Физические свойства металлов – простых веществ. Аллотропия на примере олова. Положение элементов неметаллов в период. системе. | Д.1. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca,Mg,Na,K,Hg (последние два в запаянных ампулах). 2. Образцы белого и серого олова 3. Коллекция неметаллов – H2,O2,S,P, угля активированного, брома. 4. Получение и св-ва белого и красного фосфора | § 13. § 14. | ||
19. | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: моль, моль, кмоль. Постоянная Авогадро .Расчет молярных масс вещества по их химическим формулам. Миллимолярная и киломолярная массы. Выполнение упражнений с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса». | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1ммоль, 1кмоль | § 15. Упр.1-3 (письменно). | ||
20. | Молярный объем газов. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Миллимолярный и киломолярный объем. Выполнение упражнений с использованием понятий «объем», «молярный объем», «количество вещества», «масса», «молярная масса». | Д. Модель молярного объема газов | § 16, упр. 1-4 | ||
21. | Решение задач Проверочная работа. « Простые вешества .Количественные соотношения в химии.» | Решение задач и упражнений с использованием понятий «молярный объем газов», «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса». | Решить один из вариантов многовариантной работы. | |||
22-23 | Сложные вещества.Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. | Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий | Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов | § 17 , упр. 1-4 | ||
24. | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения | Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений. Их представители: H2O,CO2,CaO,HCl,NH3 | Д. Образцы оксидов: P2O5,CO2,SiO2,H2O;HCl, NH3 (газы и растворы) | § 18,упр. 1,3,5,6. | ||
25. | Основания Проверочная работа. « Степень окисления. Составление формул соединений.» | Состав и названия оснований, их классификация. Расчеты по формулам оснований. Представители: NaOH, КОН, Са(ОН)2 | Д. 1. Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикаторов | §19. упр. 1—4 | ||
26. | Кислоты | Состав и название кислот; их классификация. Расчеты по формулам кислот. Представители кислот | Д. 1. Образцы кислот: HCl, hn03, h2so4, H3PO4, Некоторых других минеральных и органических кислот. 2. Изменение окраски индикаторов | §20, упр. 1,3 выучить 12 формул и названия кислот. | ||
27. | Соли | Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. Представители: NuCl, CaCO3, Ca3(PO4)2 | Д. 1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот. 2. Кальцит и его разновидности | §21, упр. 1—3 | ||
28. | Составление формул классов веществ по названиям, номенклатура. |
| ||||
29. | Кристаллические решетки. Проверочная работа. «Соединения химических элементов» | §22, упр. 6 | ||||
30. | Чистые вещества и смеси | Понятия о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей | Д.1.Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. различные образцы смесей. 3. Способы разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки. 4. Дистилляция воды | §23, упр. 4 | ||
31. | Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей | Понятие о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле | §24, упр. 1—4 | |||
32. | Практическая работа№2 « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | |||||
33-34. | Расчеты, связанные с понятием «доля» Проверочная работа «Вычисление массовой доли компонентов смеси» | Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси | §24, упр. 5—7 | |||
35. | Контрольная работа №2по теме «Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам.» | |||||
36. | Физические явления в химии. | Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти | Д.1. Плавление парафина. 2. Возгонка I2 (иода) или бензойной кислоты. 3. Диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания. Способы разделения смесей. Л. Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги | §25, упр. 3,6, подготовиться к практической работе « Очистка поваренной соли от примесей»( аналогично ПР на с.181., опыты 1,2.) | ||
37 | Практическая работа№3« Очистка поваренной соли от примесей» | Разделение смесей, очистка веществ, филтрование. | ||||
38. | Химические реакции. Признаки и условия протекания. Проверочная работа «Изменения происходящие с веществами» | Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции. | Д.1. Горение магния. 2. Взаимодействие HCl с мрамором, получение Cu(OH)2 и последующее растворение его в кислоте. 3. Взаимодействие CuCO4 c Fe, помутнение «известковой воды». | §26, упр. 1,2 | ||
39. | Химические уравнения | Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения массы веществ. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ | 1. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ в результате химических реакций | §27, упр. 1,2 | ||
40. | Расставление коэффициентов. | Понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. учителем | §27 ,упр.3 | |||
41. | Реакции разложения и соединения | Сущность реакций разложения и соединения. Понятие о скорости реакции. Каталические и некаталические реакции. Составление уравнений реакций, проделанных учителем | Д. Осуществление переходов: S→SO2→H2SO3; P→P2O5→H3PO4; Ca→CaO→Ca(OH)2 | §29,упр. 1,4; §30, упр. 1,2. | ||
42. | Реакция замещения и обмена. | Сущность реакция замещения. Составление уравнений реакций, проделанных учителем. Сущность реакция обмена. Составление уравнений реакций, проделанных учителем. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца. Обратимые и необратимые реакции. | Д.1. Взаимодействие щелочных металлов с водой. 2. Взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот. Л. Взаимодействие металлов (Fe,Al,Zn) с растворами солей (CuSO4,AgNO3) Взаимодействие вне растворов щелочей , окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот. Л. Взаимодействие H2SO4,BaCl2,HСl,AgNO3,NaOH, Fe(SO4)3 и т.д. | §31.упр. 2; §32, упр. 3,4. | ||
43 | Обобщение сведений о классификации реакций | Классификация химических реакций по различным признакам | Используя материал §29-33, привести в таблице примеры реакций, выучить классификацию с определениями типов реакций и примерами, §33,упр.1.3. | |||
44. | Классификация химических реакций | |||||
45. | Расчеты по уравнениям реакций. | §28,упр. 1,2,3. | ||||
46-47 | Решение задач и подготовка к контрольной работе Проверочная работа « типы химических реакций и расчеты по химическим уравнениям» | |||||
48. | Контрольная работа №3по теме «Типы химических реакций.Расчеты по химическим уравнениям. | |||||
49. | Растворение как физико-хим. процесс. Растворы, электролиты и неэлектролиты. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Зависимость растворимости веществ от температуры. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Различная растворимость веществ в воде. Электролиты и неэлектролиты. | Д.1. Мгновенная кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли. 2. Растворимость веществ при различных температурах. Тепловые явления при растворении. Л. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде | §34 | ||
50. | Электролитическая диссоциация | Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Д.1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 2.Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления | §35,36( до с.201.) упр. 4,5. | ||
51-52. | Кислоты, щелочи и основания как электролиты. Реакции ионного обмена. | Ионы, св-ва ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду ( катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные). Основные положения ТЭД | Д.Движение ионов в электрическом поле. | §36 (до конца),37, упр. 1—3,5. | ||
53. | Реакции ионного обмена. Проверочная работа «ТЭД» | Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости | Л. Примеры реакций, идущих до конца | Подготовиться к практической работе, с.240. | ||
54. | Практическая работа № 4«Условия протекания реакций ионного обмена» | Повторить §20. | ||||
55. | Химические свойства кислот. | Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями. Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических св-в кислот | Л. Химических св-ва кислот (на примере H2SO4, HСl) | §38, упр. 1—4, схему выучить наизусть. | ||
56. | Химические свойства оснований. | Классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие оснований с кислотами (повторение). Взаимодействие щелочей с солями (работа с табл. растворимости) и оксидами неметаллов. Расположение нерастворимых оснований. | Д.1. Взаимодействие CO2,NaOH. 2. Разложение Cu(OH)2. Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований. | §39, упр. 1,2,3. | ||
57. | Классификация и свойства оксидов. | Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Св-ва кислотных и основных оксидов | Л. Изучение св-в оксидов для CaO и кислотных для CO2 или SO2 | §40, упр. 1—3, после §38 упр. 6, после §39 упр.5. | ||
58. | Химические свойства оксидов. Составление уравнений. | |||||
59. | Соли : классификация и свойства Проверочная работа «Реакции ионного обмена» | Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с табл. растворимости). Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение) | Л. Химические св-ва солей | §41, упр. 1,2,5. | ||
60. | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов | Д. Существование переходов: А) P→P2O5→H3PO4→ Ca3(PO4)2; Б) Ca→CaO→Ca(OH)2 →Ca3(PO4)2 | §42, упр. 2,3,4. | ||
61. | Решение упражнений по теме «Генетическая связь классов неорганических веществ». | |||||
62. | Практическая работа №5«Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». | Повторить §17. | ||||
63. | Окислительно-восстановительные реакции. | Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении | 1. Взаимодействие Zn с HCl, S, CuCO4 2. Горение магния. 3. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды | §43, упр. 1,3,7,выписать типичные окислители и восстановители(с.234-235) | ||
64. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Проверочная работа «ОВР» Подготовка к контрольной работе. | Решение упражнений на расстановку коэффициентов методом электронного баланса | Повторить §38-42 | |||
65. | Подготовка к контрольной работе. | |||||
66. | Контрольная работа №4 по теме «Химические свойства классов неорганических веществ» | |||||
67. | Повторение пройденного 8 классе | |||||
68. | Обобщение и систематизация знаний по теме .Итоговая контрольная работа | Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 9 кл.О.С.Габриелян
Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....
рабочая программа по химии 10-11 кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10-11 класс за курс средней ( полной ) общей школы на период 2013 – 2014учебный год базовый уровень ...
рабочая программа по химии 10 кл профильное ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10 класс за курс средней(полной) общей школы на период 2013 – 2014учебный год профильный уровень ...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....
Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....