рабочая программа по химии 10-11 кл ос габриелян
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Химия»10-11 класс
за курс средней ( полной ) общей школы
на период 2013 – 2014учебный год
базовый уровень
составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриелян (Москва .Дрофа 2010г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_kl.doc | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солоновская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«Рассмотрено » Руководитель МО Курасова НП Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Принято на педагогическом совете» «…» _________ 201__ года Протокол № … Рекомендовано в качестве рабочей программы по изучению биологии | «Утверждаю» Директор МБОУ Шестакова ЛВ Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Биология »10-11 класс
за курс средней ( полной ) общей школы
на период 2013 – 2014учебный год
базовый уровень
составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-11 классы (Москва .Дрофа 2010г)
Составитель Курасова НП
учитель химии высшая квалификационная категория
с. Солоновка 2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов и материалов , на основе которых составлена рабочая программа:
1. Стандарта среднего( полного) общего образования по биологии
2. Примерная программа среднего( полного) общего образования по биологии базовый уровень
3. Программа для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-11 классы(Москва .Дрофа 2010г)
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общее количество часов на которое рассчитана программа , число часов в неделю на преподавание предмета
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10-11 классе на базовом уровне выделено 70 часов (1 час в неделю)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Количество часов рабочей программы – 35 часов (1 час в неделю) соответствует количеству часов авторской программы. Содержание, а так же последовательности изучения разделов «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм» и тем курса биологии 10 класса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии. В предложенном варианте рабочей программы резервное время (2 часа), предусмотренное авторской программой используется для проведения итогового, а также промежуточного контроля по теме «Химический состав клетки» в разделе «Клетка». Количество и темы лабораторных и практических работ соответствуют таковым в авторской программе. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно – тематический план рабочей программы учебного предмета биология
10-11 класс
№п/п | Номер темы и ее название | Всего часов на тему | из них | ||
Теоретич | Практич | контрольн | |||
Биология 10 класс Общая биология | |||||
1 | Биология как наука. Методы научного познания | 4 | |||
Тема1.1Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии | 2 | ||||
Тема1.2Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | 2 | ||||
2 | Клетка | 10 | |||
Тема2.1Методы цитологии. Клеточная теория | 1 | ||||
Тема22Химический состав клетки | 4 | ||||
Тема2.3Строение клетки | 3 | ||||
Тема2.4Реализация наследственной информации в клетке | 1 | ||||
Тема2.5Вирусы | 1 | ||||
3 | Организм | 19 | |||
Тема3.1Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | 1 | ||||
Тема3.2Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов | 2 | ||||
Тема3.3Размножение | 4 | ||||
Тема3.4Индивидуальное развитие организма | 2 | ||||
Тема3.5Наследственность и изменчивость | 7 | ||||
Тема3.6Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология | 3 | ||||
Итого: | 35 часов | ||||
Биология 11 класс Общая биология | |||||
4 | Вид | 20 | |||
Тема№4.1История эволюционных идей | 4 | ||||
Тема№4.2 Современное эволюционное учение | 9 | ||||
Тема№4.3Происхождение жизни на Земле | 3 | ||||
Тема№4.4 Происхождение человека | 4 | ||||
5 | Экосистемы | 11 | |||
Тема№5.1 Экологические факторы | 3 | ||||
Тема№5.2Структура экосистем | 4 | ||||
Тема№5.3Биосфера- глобальная экосистема | 2 | ||||
Тема№5.4Биосфера и человек | 2 | ||||
ИТОГО | 34 |
Тематический поурочный план учебного предмета» Биология» 10 класс( вариант: 1 час в неделю 35 учебных недели)
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы методы средства обучения на уроке | Виды деятельности обучающихся ( практич, лаб, контрольные) | Дата план | Дата факт |
Тема№1Биология как наука. Методы научного познания( 4ч) | ||||||
Тема1.1Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии(2ч) | ||||||
1 | Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. | Знать: цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, вклад ученых в развитие биологии Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. | Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук» Портреты учёных-биологов | 02.09 | ||
2 | Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Знать: методы исследований в биологии Уметь: характеризовать методы исследования в биологии; самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. | Демонстрация схем «Методы познания живой материи» Вводное контрольное тестирование схема «Методы познания живой материи» | 09.09 | ||
Тема1.2Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи(2ч) | ||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Знать: современные научные представления о сущности жизни; характерные признаки живого; Уметь: давать определение понятию жизнь, характеризовать свойства живого организма; сравнивать живую и неживую материю, делать выводы на основе сравнения | Демонстрация схем «Свойства живой материи», «Биологические системы», Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого; биологические системы | 16.09 | ||
4 | Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. | Знать: уровни организации живого Уметь: давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи; характеризовать уровни организации живой материи; приводить примеры уровней организации | Демонстрация схем «Уровни организации» Таблица «Уровни организации»; таблицы с изображением различных биогеоценозов. | 23.09 | ||
Тема№2 Клетка( 10ч) | ||||||
Тема2.1Методы цитологии. Клеточная теория)1ч) | ||||||
5 | Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии | Знать: основные положения клеточной теории, ее авторов; методы цитологии Уметь: объяснять основные положения клеточной теории; роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира; | Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях | 30.09 | ||
Тема2.2Химический состав клетки(4ч) | ||||||
6 | Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. | Знать: химический состав клетки Уметь: объяснять роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки; самостоятельно работать с текстом, выделять главное и обобщать. | Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов | 07.10 | ||
7 | Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Углеводы и липиды. | Знать: углеводы и липиды, входящие в состав живых организмов, их строение, функции. Уметь: характеризовать состав, особенности строения углеводов и липидов, их функции; объяснять принадлежность полисахаридов к биополимерам; классифицировать углеводы и липиды; давать определение терминам /биополимер, мономер/ | CD/DVD «Кирилл и Мефодий»; таблица «Строение и функции липидов» | 14.10 | ||
8 | Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Белки. | Знать: состав, строение, уровни организации белковой молекулы; функции белков в организме Уметь: характеризовать состав, особенности строения углеводов и их функции, роль ферментов как биорегуляторов молекулярного процесса; объяснять процесс образования пептидной связи; объяснять принадлежность белков к биополимерам; классифицировать белки; давать определение терминам /биополимер, мономер, ферменты/ | Демонстрация схемы «Строение молекулы белка» Таблицы «Белки и ферменты»; «Строение и уровни организации белка»; «Строение и функции белков»; модель молекулы белка | 21.10 | ||
9 | Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки. | Знать: состав, строение, функции нуклеиновых кислот, АТФ Уметь: характеризовать состав, особенности строения нуклеиновых кислот и их функции, объяснять принадлежность ДНК к биополимерам; сравнивать ДНК с РНК, делать выводы на основе сравнения; перечислять составляющие нуклеотида АТФ; различные группы витаминов | Демонстрация схем «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК» Модель ДНК; таблицы «Нуклеиновые кислоты»; строение ДНК»; Таблица с изображением строения АТФ ;CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | 28.10 | ||
Тема2.3Строение клетки(3ч) | ||||||
10 | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | Знать: основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции наружной мембраны клетки, ядра, цитоплазмы, клеточного центра, рибосом Уметь: давать определение терминам; характеризовать строение и функции клеточной мембраны, ядра, органоидов; объяснять механизм фаго- и пиноцитоза; обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов; работать с микроскопом; проводить наблюдения; сравнивать растительную клетку с животной, делать выводы на основе сравнения | Демонстрация схем «Строение клетки» Таблицы «Строение растительной клетки»; бактерии; «Строение животной клетки»; микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной и животной клетки | Лабораторная работа № 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание | 11.11 | |
11 | Строение и функции хромосом | Знать: основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, клеточных включений, митохондрий, пластид, органоидов движения. Уметь: давать определение терминам; характеризовать строение и функции органоидов; обосновывать наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и клетках с большими энергетическими затаратами; работать с микроскопом; готовить микропрепараты; проводить наблюдения; выявлять структуры клетки, видимые в световой микроскоп | Таблица «Строение клетки»; микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной клетки | Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 18.11 | |
12 | Эукариотические и прокариотические клетки. | Знать: термины /прокариоты, эукариоты/; строение клеток прокариот и эукариот Уметь: характеризовать и сравнивать клетки прокариот и эукариот, животных и растений; делать выводы на основе сравнения; готовить и описывать микропрепараты; осуществлять самостоятельный поиск информации в тексте учебника. Применять ее в собственных исследованиях | Таблицы «Эукариотическая клетка»; «Прокариотическая клетка»; микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной и животной клетки ЭОР | Демонстрация схем «Строение клеток прокариот и эукариот» Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 25.11 | |
Тема2.4Реализация наследственной информации в клетке(1ч) | ||||||
13 | ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | Знать: понятия ген, генетический код; сущность процесса транскрипции и трансляции; Уметь: давать определение терминам; доказывать, что ДНК – носитель наследственной информации в клетке; характеризовать процесс транскрипции, трансляции; объяснять роль гено в биосинтезе белка. | Тестовая работа №2 по теме «Строение клетки» Демонстрация таблиц «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК» таблиц «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы «ДНК»; «Синтез белка». CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | 02.12 | ||
Тема2.5Вирусы(1ч) | ||||||
14 | Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА. | Знать: особенности строения и функционирования вирусов, способы борьбы со СПИДо Уметь: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности вирусных заболеваний и их профилактики; способы борьбы со СПИДом; объяснять принадлежность вирусов к живым организмам; применять биологические знания на практике для сохранения своего здоровья | Демонстрация схемы «Строение вируса» Таблица «Вирусы»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий» ЭОР | 09.12 | ||
Тема№3Организм(19ч) | ||||||
Тема3.1Организм – единое целое. Многообразие живых организмов(1ч) | ||||||
15 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. | Знать: биологические термины Уметь: давать определения терминам; приводить примеры одноклеточных, многоклеточных и колониальных организмов; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, | CD (DVD) «Открытая биология» ЭОР | 16.12 | ||
Тема3.2Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов(2ч) | ||||||
16 | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у животных, бактерий. Энергетический обмен. | Знать: основные этапы энергетического обмена в клетке, его сущность; сущность биосинтеза белка в клетке. Уметь: давать определения терминам; характеризовать обмен веществ и превращение энергии; перечислять этапы энергетического обмена; | Таблица «Энергетический обмен», «Синтез белка» | 23.12 | ||
17 | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений. Фотосинтез. Хемосинтез и его значение в биосфере. | Знать: сущность процесса фотосинтеза, хемосинтеза. Уметь: характеризовать процессы фотосинтеза и хемосинтеза; приводить примеры организмов, использующих фотосинтез и хемосинтез как способы автотрофного питания; объяснять роль фотосинтеза для всего живого. | CD/DVD «Кирилл и Мефодий» Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений. ЭОР | 13.01 | ||
Тема3.3Размножение(4ч) | ||||||
18 | Размножение – свойство организмов. Деление – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. | Знать: жизненный цикл клетки; сущность митоза, понятие амитоз Уметь: называть и характеризовать периоды жизненного цикла клетки и фазы митоза; сравнивать митоз и амитоз, делать выводы на основе сравнения; объяснять роль митоза в формировании организма; | Тестовая работа №3 по теме «Обмен веществ и энергии» Таблица «Митоз»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | 20.01 | ||
19 | Размножение – свойство организмов. Мейоз. | Знать: сущность и стадии мейоза, его значение Уметь: характеризовать деление половых клеток (мейоз); сравнивать митоз и мейоз, делать выводы на основе сравнения; объяснять биологическое значение мейоза; давать определение терминам /мейоз, гамета, конъюгация, кроссинговер/ | Таблица «Митоз»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий»; Комплекты карточек «Деление клетки. Митоз и мейоз» | 27.01 | ||
20 | Бесполое и половое размножение. | Знать: формы размножения; способы бесполого и полового размножения; Уметь: давать определение терминам; перечислять способы бесполого и полового размножения, мужские и женские половые гаметы; характеризовать способы бесполого и полового размножения; сравнивать формы размножения; объяснять преимущества полового размножения перед бесполым | Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение; ЭОР | 03.02 | ||
21 | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | Знать: сущность гаметогенеза, оплодотворения Уметь: давать определения терминам; характеризовать стадии сперматогенеза и оогенеза; сравнивать процессы формирования мужских и женских гамет; объяснять процесс оплодотворения и его значение; находить в тексте учебника необходимую информацию | Т Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза.; таблица «Двойное оплодотворение у растений» | 10.02 | ||
Тема3.4Индивидуальное развитие организма( онтогенез)(2ч) | ||||||
22 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Причины нарушения развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Знать: периоды онтогенеза; сущность эмбрионального периода; Уметь: давать определения терминам онтогенез, морула, бластула, бластоцель, нейрула, эктодерма, энтодерма, эмбриональная индукция/; называть периоды онтогенеза, стадии эмбриогенеза; характеризовать стадии эмбриогенеза; формулировать биогенетический закон; сравнивать зародыш человека и других млекопитающих, делать выводы; проводить наблюдения; находить необходимую информацию в тексте учебника; объяснять последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных; | Лабораторная работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | 17.02 | |
23 | Индивидуальное развитие человека. Постэмбриональный период. | Знать: периоды постэмбрионального развития Уметь: характеризовать периоды постэмбриональго развития; сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие, делать выводы на основе сравнения; | Тестовая работа №4 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных.»; «Индивидуальное развитие хордовых» | 24.02 | ||
Тема3.5Наследственность и изменчивость(7ч) | ||||||
24 | Наследственность и изменчивость – свойство живых организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. | Знать: сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем; генетические термины и понятия /множественный аллелизм; кодоминирование, неполное доминирование, анализирующее скрещивание; фенотип, генотип, генофонд/ Уметь: характеризовать предмет изучения генетики, раскрывать содержание основных биологических понятий; объяснять значение гибридологического метода; формулировать и объяснять правило единообразия гибридов первого поколения; правило расщепления; закон чистоты гамет; давать цитологические обоснования при моногибридном скрещивании; составлять схемы скрещивания; решать задачи на моногибридное скрещивание; практическое значение применения анализирующего скрещивания; решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | » Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков; таблица «Моногибридное скрещивание»; «Анализирующее скрещивание»; комплекты карточек «Основные генетические законы. Моногибридное скрещивание» ;CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания | 03.03 | |
25 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. | Знать: генетические термины и понятия /дигибридное, полигибридное скрещивание/; сущность законов наследственности /з-н независимого наследования признаков/ Уметь: характеризовать и раскрывать сущность законов наследственности /закон независимого наследования признаков/; работать с текстом учебника; решать задачи на дигибридное скрещивание | Таблица «Дигибридное скрещивание»; комплекты карточек «Основные генетические законы. Дигибридное скрещивание»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач» | 10.03 | |
26 | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | Знать: основные положения хромосомной теории наследственности; сущность закона Моргана Уметь: характеризовать основные положения хромосомной теории наследственности, сущность закона Моргана; объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины; значении составления генетических карт человека | Таблицы «Строение генов у прокариот»; «Строение генов у прокариот»; Таблицы «Сцепленное наследование признаков». CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | 17.03 | ||
27 | Ненаследственная изменчивость. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. | Знать: генетические термины и понятия; виды взаимодействия неаллельных генов, механизм цитоплазматической наследственности Уметь: характеризовать виды взаимодействия неаллельных генов; объяснять механизм цитоплазматической наследственности; решать задачи на взаимодействия неаллельных генов | Таблицы «Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие, эпистаз»; «Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия» | 31.03 | ||
28 | Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | Знать: генетические термины и понятия /аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол/; механизм наследования признаков, сцепленных с полом Уметь: давать определение терминам; называть группы хромосом /аутосомы, половые хромосомы/; характеризовать механизм наследования признаков, сцепленных с полом; приводить примеры признаков, сцепленных с полом; решать задачи на сцепленное с полом наследование | «Генетическое определение пола». CD (DVD) Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Наследование признаков» | 07.04 | ||
29 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. | Знать: формы изменчивости Уметь: объяснять изменяемость видов, воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа; характеризовать наследственную и ненаследственную изменчивость; перечислять виды мутаций и факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций; обосновывать биологическую роль мутаций | Тестовая работа №5 по теме «Генетика. Наследственность и изменчивость» Таблица «Мутации»; CD (DVD) Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Генетическая изменчивость и эволюция» | 14.04 | ||
30 | Наследственные болезни человека. Их причины и профилактика. | Знать: методы исследования генетики человека; генные и хромосомные наследственные болезни Уметь: характеризовать методы исследования наследственных заболеваний; объяснять причины и профилактику наследственных заболеваний; находить в различных источниках /учебная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы/ необходимую информацию; применять знания на практике; выявлять источники мутагенов в окружающей среде и оценивать возможные последствия их влияния на организм человека | » Таблица «Основные методы генетики человека»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий»; комплекты карточек «Генетика человека» | Практическая работа №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | 21.04 | |
Тема3.6Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология(3ч) | ||||||
31 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | Знать: что такое селекция, ее задачи и значение; методы селекции /гибридизация, искусственный отбор/ Уметь: называть задачи селекции, ее основные методы; объяснять значение селекции; обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных | Таблица «Основные методы селекции»; Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений» | 28.04 | ||
32 | Основные методы селекции. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. | Знать: методы селекции растений, животных, микроорганизмов; Уметь: обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; характеризовать суть закона гомологических рядов; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов; называть примеры сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов; применять знания на практике | Таблица «Основные методы селекции»; Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений»; гербарий «Культурные растения» | 05.05 | ||
33 | Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | Знать: понятие биотехнология; основные направления развития биотехнологии Уметь: называть основные направления развития биотехнологии; объяснять понятия биологическое удобрение, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива; анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии; применять полученные знания на практике | CD/DVD «Кирилл и Мефодий» | Практическая работа №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 12.05 | |
34 | Экскурсия №1 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. | 19.05 | ||||
35 | Итоговое повторение за курс 10 класса | Итоговое контрольное тестирование | 26.05 | |||
ИТОГО: Из них лабораторных работ Практических работ | 35 3 5 |
Тематический поурочный план учебного предмета» Биология» 11 класс( вариант: 1 час в неделю 34 учебных недели)
№ урока | Тема урока | Планируемые образовательные результаты изучения урока | Виды и формы учебной деятельности Д. — демонстрация, Л. — лабораторная работа П.Р. - практическая работа | Ведущие формы методы средства обучения на уроке | Д/З | Дата план | Дата факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Тема№4 Вид(20ч) | |||||||
Тема 4.1. История эволюционных идей( 4ч) знать /понимать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде; | |||||||
1 | История эволюционных идей | Развитие биологии в додарвиновский период. Значение[1] работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. | Портреты Л. Линнея, Ж.Б. Ламарка; гербарные экземпляры растений, впервые определенные Линнеем. | § 4.1 стр. 196-200 №1-5 стр. 200. § 4.2 стр. 201-204 №1-4 стр. 204; Понятия | 02.09 | ||
2 | Значение работ К Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. | Естественные и социально- экономические предпосылки. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. | Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. | § 4.3 стр. 205 - 209 №1- 5 стр.209; Понятия Тв. З.: Сообщение о Дарвине | 09.09 | ||
3 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Путешествия Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе. Борьба за существование. Естественный отбор. | Д. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Коллекции, фотографии | Портрет Ч. Дарвина; Фильм «Эволюция органического мира» Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость | § 4.4 стр. 209 – 217 Понятия. вопр. 1-6. Дополнительные вопросы | 16.09 | |
4 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | § 4.5 Рубрика «Вспомните» | 23.09 | |||
Тема 4.2. Современное эволюционное учение(9ч) | |||||||
5 | Вид его критерии. | Вид. Критерий вида. Генофонд. Морфологический, физиологический, географический, экологический, биохимический критерии. Космолит. Эндемик. | Л.№1 Описание особей вида по морфологическому критерию | Таблица «Вид, его критерии и структура»; комнатные растения или гербарные образцы. Фильм «Вид и видообразование» | § 4.5 стр. 217- 221 Понятия. № 1-7 стр. 221 | 30.09 | |
6 | Популяция — структурная единица вида, единица эволюции | Популяция. Плотность, рождаемость, смертность популяции. Генофонд популяции. Элементарная единица эволюции, эволюционный материал, эволюционные явления. | Таблиц «Популяция. Вид» Фильм «Современная теория эволюции» | § 4.6 стр. 221- 225 Вопр. 1-5,стр. 225 § 4.7 стр.225- 228 , Понятия. Вопр.1-5 | 07.10 | ||
7 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции | Факторы эволюции. Наследственная изменчивость. Изоляция. Мутации. | Л.№2. Выявление изменчивости у особей одного вида | Таблицы «Наследственная изменчивость», «Популяционные волны», «Эволюция органического мира» | §4.8 стр. 228- 232, Вопр. 1- 7 стр.232 Понятия | 14.10 | |
8 | Синтетическая теория эволюции | Естественный отбор. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | Таблица «Естественный отбор», гербарные образцы, приспособленные к экстремальным условиям среды обитания; чучело животных, коллекция насекомых. Фильм «Естественный отбор» | § 4.9 стр. 232- 238, Понятия Подобрать примеры форм отбора | 21.10 | ||
9 | Результаты эволюции | Адаптация организмов Покровительственная, предупреждающая окраски. Приспособительное и демонстрационное поведение. Мимикрия. | Л.№3. Выявление приспособлений к среде обитания | Таблица «Приспособленность и её относительный характер», комнатные растения различных мест обитания, чучело животных, коллекция насекомых. Фильм «Эволюция органического мира» | § 4.10 стр. 238- 246 вопр. 1-7 стр. 246 Понятия. Тв. З.: Сообщение о разнообразии приспособлений Тв. З.: Проекты о способах видообразования | 28.10 | |
10 | Результаты эволюции. Способы и пути видообразования | Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Географическое, экологическое видообразование. Дивергенция. Полиплоидия. | Таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование», физические карты Азии и Европы. Фильм «Вид и видообразование» | § 4.11 стр. 246 – 250 Понятия Вопр. 1-5 стр. 250 Тв. З.: Сообщение о доказательствах эволюции | 11.11 | ||
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Генетическая эрозия. | Таблицы «Схемы кровообращения позвоночных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Основные направления эволюции», «Развитие органического мира», таблицы с изображением водорослей, мхов, лишайников, голосеменных и покрытосеменных, разных отрядов животных. Фильм «Основные направления эволюции» | § 4.12 стр. 250- 254 Вопр. 1-6 стр. 254 Понятия. Дополн. вопросы. (методичка) Понятия | 18.11 | ||
12 | Причины вымирания видов. | 25.11 | |||||
13 | Биологический прогресс и биологический регресс. | 02.12 | |||||
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле( 3ч) | |||||||
14 | Гипотезы происхождения жизни. Практическая работа №1Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | Развитие представлений о возникновении жизни. Креационизм. Биогенез, абиогенез, панспермия. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. | Д. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». | Схема структуры царства живой природы; портреты ученых: Аристотеля, Гука, Левенгука, Линнея, Дарвина, Генкеля, Тимерязева, Вернадского. | § 4.14 стр. 262 - 266 Вопросы 1-6 стр.266 Тв. З.: Проекты о развитии жизни на Земле | 09.12 | |
15 | Отличительные признаки живого. | Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции. | Д. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору | Таблицы, иллюстрирующие происхождение жизни на Земле. Фильм «Возникновение жизни на Земле» | § 4.15 стр. 266 - 273 Вопросы 1-6 стр.273 | 16.12 | |
16 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | Хронология биологической истории Земли. Периоды: кембрий, девон, карбон, меловой. Эры: криптозой, палеозой, мезозой,кайназой. | Защита проектов «Развитие жизни на Земле» | Коллекции «Ископаемые виды растений и животных», таблицы «Многообразие растений и животных», геохронологическая таблица, влажные препараты некоторых животных, муляжи. | § 4.16 стр.273 - 281 Вопросы 1-9 стр.281 Подготовка к тесту по разделу «Вид» | 23.12 | |
Тема 4.4. Происхождение человека(4ч) | |||||||
17 | Практическая работа.№2 Анализ и оценка гипотез происхождения человека. | Антропогенез. Развитие взглядов на происхождение человека. | П. Р.№2. Анализ и оценка гипотез происхождения человека | Таблица «Этапы антропогенеза» | § 4.17 стр. 282- 284 Понятия. Вопр. 1-5 стр. 285 Подготовка к тесту по разделу «Вид» | 13.01 | |
18 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | Систематика (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Сравнительная анатомия. Сравнительная эмбриология. Токсоны. | П. Р.№2 Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательства их родства | Таблицы «Приматы», «родство человека с человекообразными обезьянами»; модель Происхождение человека | § 4.18 стр. 285 - 290 Вопр. 1-5 стр. 290 Понятия Подготовка к тесту по разделу «Вид» | 20.01 | |
19 | Эволюция человека. Человеческие расы | Факторы эволюции человека. Стадии эволюции человека. Раса. Европеоидная, монголоидная, негроидная расы Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. Расизм. | Д. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных. | Таблица «Стадии эволюции человека», «Ископаемы люди», «Кайнозойская эра» | § 4.19 , 20стр. 290- 296 Вопр. 1-6 стр. 296 Понятия Подготовка к тесту по разделу «Вид» | 27.01 | |
20 | Повторение и обобщение по теме «Вид» | Основные понятия раздела «Вид» | Карточки с текстом заданий теста | 03.02 | |||
Тема№5 Экосистемы(11ч) | |||||||
Тема 5.1. Экологические факторы( 3ч) |
знать /понимать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде; |
21 | Экологические факторы , их значение в жизни организмов. | Экология. Экосистема. Экологический фактор. Экологическая ниша. | Таблицы «Воздействие факторов на организм» | § 5.1 стр. 304- 308 Вопр. 1-5 стр. 308 - 309 Понятия. Тв.З. подобрать материал об истории экологии, о воздействии факторов. | 10.02 | ||
22 | Биологические ритмы . | Абиотические факторы среды. Биологические ритмы. Суточные ритмы, сезонные ритмы.. приспособления живых организмов к изменениям температуры, количества воды, света и др. | . | Таблица «Абиотические факторы» | § 5.2 стр. 309- 313 Вопр. 1-4 стр. 313 Тв. З. Найти растения или животных, испытывающих абиотические факторы Понятия | 17.02 | |
23 | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | Биотические факторы среды. Межвидовые взаимодействия: нейтрализм, аменсализм, конкуренция, хищничество, протокооперация, мутуализм, собственно симбиоз | Д. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе | Таблица «Биотические факторы», «Паразитические представители», «Взаимоотношения между организмами». Фильм «Биотические факторы среды. Роль клещей в природе» | § 5.3 стр. 313319- 139 Вопр. 1-6 стр. 319 Понятия Тв.З. Подобрать материал о воздействии биотических факторов | 24.02 | |
Тема 5.2. Структура экосистем( 5ч) | |||||||
24 | Видовая и пространственная структура экосистем. | Видовая и пространственная структура экосистем. Биоценоз. Биогеоценоз. Ярусная структура. Структурные компоненты. Экологическая структура. Продуценты, консументы, редуценты. | Таблица «Структура и состав экосистем» «Природные сообщества» Фильм «Природные сообщества» | § 5.4 стр. 319-325 Вопр. 1-5 стр. 325 Понятия | 03.03 | ||
25 | Пищевые связи., круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | Пищевые связи. Цепи питания. Пищевое поведение. Пищевое звено. Трофические уровни. пастбищная, детритная пищевые связи. | Л.Р№5. Составление схем передачи энергии и веществ в экосистеме | Таблицы «Пищевые связи в экосистемах», «Круговорот веществ и энергии в природе». Гербарные образцы леса, луга, пустыни, водоем. Картины с изображением лесных, степных, водных обитателей | § 5.5 стр. 326 - 329 Вопр. 1-5 стр. 329 Понятия Тв.З. Составить схемы передачи энергии и веществ в экосистеме | 10.03 | |
26 | Причины устойчивости и смены экосистем | Динамическое равновесие экосистемы. Трофические уровни. Сукцессия. Саморегуляция. | Л.Р№6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. | Таблицы «Природные сообщества», «Сезонные изменения в жизни растений» Фильм «Природные сообщества», «Сезонные изменения в жизни растений» | § 5.6 стр. 330 - 332 Вопр. 1-4 стр. 332 Найти в окружающей местности изменения в экосистемах Понятия | 17.03 | |
27 | Искусственные сообщества- агроэкосистемы | Антропогенные факторы. Экологические нарушения. Искусственные сообщества — агроценозы. Биоценоз. | Л. № 7 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Л. №8. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | Таблица «Антропогенные факторы» | § 5.7 стр. 333- 335 Вопр. 1- 4 стр.335 Понятия | 31.03 | |
Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема(2ч) | |||||||
28 | Биосфера - глобальная экосистема. Учение ВИ Вернадского о биосфере. | Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера. Вещества материи: живое, биогенное, косное, биокосное. Геологическая оболочка Земли. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера | Д. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». | Таблицы «Охрана природы», «Влияние человека на растительные сообщества», портрет Вернандского Фильм «Биосфера» | § 5.8 стр. 336 - 339 Вопр. 1-5 стр. 339 Вопросы для обсуждения стр. 364-365 | 07.04 | |
29 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Живое вещество. Функции живого вещества. Круговорот воды в природе», Круговорот углерода». Природные сообщества | Д. Таблицы и схемы: «Круговорот воды в природе», Круговорот углерода» | Таблицы «Круговорот воды в природе», Круговорот углерода» Фильм «Природные сообщества» | § 5.9 стр. 339 - 344 Вопр. 1-6 стр. 344 | 14.04 | |
Тема 5.4. Биосфера и человек(2ч) | |||||||
30 | Биосфера и человек | Биосфера и человек. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Антропогенные факторы. Влияние человека на биосферу на различных этапах развития человечества. Прямое и косвенное воздействие. Последствия человеческой деятельности: вспашка, вырубка,) | Л. №9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. | Таблицы «Охрана природы», «Влияние человека на растительные сообщества», портрет Вернандского. Фильм «Охрана природы» «Красная книга МСОП» | § 5.10 стр. 344 - 351 Вопр. 1-4 стр. 352 Понятия Вопросы для обсуждения стр. 364-365 | 21.04 | |
31 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения | Экологическая проблема. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Вымывание почвы. Ультрафиолетовое излучение. | Л. 10. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения | Таблица «Состав и структура биосферы», наглядный материал, иллюстрирующий результаты загрязнения биосферы | § 5.11 стр. 352 - 357 Вопр. 1- 5 стр. 357-358 Понятия Вопросы для обсуждения стр. 364-365 | 28.04 | |
| |||||||
32 | Экскурсия №1 Естественные и искусственные экосистемы | 05.05 | |||||
33 | Повторение и обобщение знаний по курсу 11 класса | 12.05 | |||||
34 | Проверочная работа по курсу биологии | 19.05 | |||||
Итого: Из них лабораторных Практических экскурсии | 34ч 11 2 2 |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Формы организации образовательного процесса;
Урок
Лабораторные и практические занятия.
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность
экскурсии и т.д
Технологии обучения;
1 .Игровые
2.ИКТ
3.Проектная методика
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Формы контроля за усвоением знаний учащихся.
Виды контроля: текущий (поурочный), промежуточный (по разделу), итоговый (за курс).
Формы проверки знаний, умений, навыков: тестовые контролирующие задания, контрольная работа, практическая и лабораторная работа, проект, эксперимент, отчет об экскурсии.
Контроль за усвоением знаний во время занятий: самоконтроль и взаимоконтроль. Внеурочные способы оценки знаний учащихся: олимпиады, доклады, участие в конкурсах и мероприятиях предметной недели (викторины, интеллектуальные игры).
Средства контроля: тесты, контрольные работы; бумажные (учебники, сборники, дидактический материал, методические пособия); электронные (электронные пособия по курсу общая биология, мультимедийные приложения, интерактивные задания).
Оценка качества знаний по биологии
1. Контроль знаний в форме тестов закрытого и открытого типа:
Отметка «5» - ставится, если тест выполнен без ошибок (100%)
Отметка «4» - ставится, если выполнено верно теста (75%)
Отметка «3» - ставится, если выполнено верно теста (50%)
Отметка «2» - ставится, если выполнено верно менее теста (менее 50%)
2. Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.
3. Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для ученика основная :
1. Общая биология. 10 -11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник./ – М.: Дрофа. 2011г
Список дополнительной литературы для учащихся:
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Литература для учителя:
3) Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Дидактический материал
- Тесты по биологии к учебнику «Общая биология 10-11класс» М. Дрофа 2008г
Оборудование и приборы
- Микроскопы
- Увеличительные стекла
- Лабораторная посуда (стаканы, чашки, ложечки, чашки Петри, предметные стекла)
МИКРОПРЕПАРАТЫ
- Эвглена
- Вольвокс
- Гидра
- Яйца лентеца
- Дафния
- Циклоп
- Клещ
- Ротовой аппарат насекомого (грызущий)
- Ротовой аппарат комара
- Конечность пчелы
КОЛЛЕКЦИИ
- Многообразие приспособлений.
- Коллекция развития насекомых
- Формы сохранности
- Примеры защитных приспособлений у животных – 3 шт.
- Виды защитных окрасок
- Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных – 3 шт.
- Формы сохранности ископаемых растений и животных – 3 шт.
- Рудиментарные органы позвоночных
- Гомология конечностей – 2 шт.
- Гомология плечевого и тазового пояса – 2 шт
- Агроценоз
- Примеры предостерегающей окраски
- Примеры защитных приспособлений
МУЛЯЖИ
БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
- Набор муляжей плодов
- Муляжи яблок
- Муляжи картофеля
- Набор грибов (4 части)
- Пластинчатые грибы
- Трубчатые грибы
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Голова Шимпанзе
- Бюст Кроманьонца
- Бюст Кроманьонца
- Бюст Неандертальца
- Бюст Питекантропа
- Бюст экваториальной расы
- Бюст азиатско-американской расы
- Бюст европеидной расы
- Черепная крышка питекантропа
- Мозговая полость питекантропа
- Черепная крышка синантропа
- Череп Австралопитека
- Нижняя челюсть дриопитека
- Гейдельбергская нижняя челюсть
- Нижняя челюсть гельдельбергского человека
- Череп человека
- Рубило (ранний палеолит)
- Остроконечник (средний палаолит)
- Скребли (ранний палеолит)
- Мозг современного человека
- Мозг современного человека (разборный)
- Мозг Гиббона
- Крестец и таз молодого орангутанга
- Череп Павиана
- Стопа Шимпанзе
- Кисть Шимпанзе
- Поджелудочная железа
- Яйцо в разрезе
- Сердце
- Аорты
- Почки
- Органы грудной клетки
- Разрез головы человека
- Гортань человека
- Зуб
- Глаз человека
- Головной мозг млекопитающего
- ДНК
- Н
- Выделительная система
- Орган зрения
Динамические пособия
- Деление клетки
- Классификация растений и животных
ГЕРБАРИИ
- Гербарий по общей биологии
ТАБЛИЦЫ
2-х сторонние.
1а.цепи питания.
Б.сукцессия-саморозвитие природного сообщества.
2.а.амеба
Б.гидра.
3. а. строение ДНК.
Б.грибы.
4. а. насекомые
Б.рыбы.
5. а. позвоночные
Б.беспозвоночные.
6. надкласс рыбы
7.уровни организации живого
8.а. лангуст
Б.паук.
9. а. действия факторов среды на живые организмы
Б. генетический код.
10. а. питание и пищеварение
Б.скелет-опора организма.
11. а. бесполое размножение
Б. транспорт веществ в организме.
12.а. органы цветкового растения
Б.химический состав клетки
Папка№4
Систематика растений.
1.розоцветные
2.посленовые
3.критоцветные
4.сложноцветные
5.лилейные
6.злаковые
7.бобовые
8.лишайники
9.хвощи плауны
10.мох сфагнум
11.кукушкин лен
12.плеснивые грибы
13.грибы паразиты
14.сосна обыкновенная
15.классификацыя покрыто семенного растения
16.папоротник щитовник.
Клетка
- Клетка.
- Схема строения клетки.
- Строение животной клетки.
- Строение растительной клетки.
- Вирусы.
- Папка «Строение клетки»
Общая биология
Обмен веществ
- Фотосинтез.
- Энергетический обмен углеводов.
- Энергообеспечение клетки.
- Закон превращения и сохранения энергии.
- Силы в живой природе.
- Направленность.
- Законы сохранения в микромире.
- Взаимодействия в природе.
- Кванты.
Папка №16
Общая биология.
Обмен веществ. структурная организация живых оганизмов.
1.Многогибридное скрещивание
2.дигибридное скрещивание
3.хромосомный механизм определения пола
4.методы работы И.В. Мичурина
5.центры многообразия и происхождения культурных растений
6.фотосинтез
7.кванты
8.закон сохранения и превращения энергий
9.вещество в биосфере
10.энергетический обмен углеводов
11.энергообеспечение клетки
12.биосинтз белка
13.силы в живой природе
14.направленность процессов в природе
15.взаимодействие в природе
16.законы сохранения в микромире
17.митоз
18.мейоз
19.полиподия у растений
20.зарастание водоёмов
21.ДНК
22.генетический код
23.диффузия в живой природе
24.взаимодейсвие частей развивающегося зародыша
25.индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника
26.троение и уровни организации белка
27.редупликация молекул ДНК синтез информационной РНК
Цифровые образовательные ресурсы
- Диск № 26 Диск «Влияние человека на природу»
- Диск №7 Теория эволюции.
- Диск № 30 Наследование признков
- Диск №5 «Умник» Биология молекулярная
- Диск №7 «Умник» Теория эволюции
- Биология 10-11 класс (диск к учебнику)
Тема | Название ЭОР | Вид | сайт |
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | Понятие о живой системе. Основные свойства живого Понятие о живой системе. Основные свойства живого Понятие о живой системе. Основные свойства живого | И П К | http://fcior.edu.ru/card/13953/ponyatie-o-zhivoy-sisteme-osnovnye-svoystva-zhivogo.html http://fcior.edu.ru/card/14307/ponyatie-o-zhivoy-sisteme-osnovnye-svoystva-zhivogo.html http://fcior.edu.ru/card/14463/ponyatie-o-zhivoy-sisteme-osnovnye-svoystva-zhivogo.html |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | История развития эволюционного учения | И | http://fcior.edu.ru/card/12097/ideya-razvitiya-organicheskogo-mira-v-biologii.html |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | Эволюционное учение Ч.Дарвина Становление и развитие научных знаний об эволюции. Эволюционное учение Ч. Дарвина | И К | http://fcior.edu.ru/card/367/evolyucionnoe-uchenie-ch-darvina.html |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Приспособленность организмов к условиям среды обитания | П И | http://fcior.edu.ru/card/5272/vyyavlenie-prisposobleniy-u-organizmov-k-srede-obitaniya.html http://fcior.edu.ru/card/4822/prisposoblennost-organizmov-k-usloviyam-sredy-obitaniya.html |
Тема 1.5. Микро эволюция | Микро эволюция | И | |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | Микроэволюция. Макроэволюция | К | http://fcior.edu.ru/card/12204/mikroevolyuciya-i-makroevolyuciya.html |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | Возникновение жизни на Земле: научные гипотезы Возникновение жизни на Земле: научные гипотезы | И К | http://fcior.edu.ru/card/1652/vozniknovenie-zhizni-na-zemle-nauchnye-gipotezy.html http://fcior.edu.ru/card/2494/vozniknovenie-zhizni-na-zemle-nauchnye-gipotezy.html |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | Земля в кайнозое Земля в мезозое Земля в палеозое | К К К | http://fcior.edu.ru/card/2581/zemlya-v-kaynozoe.html |
Тема 2.1. Химическая организация Клетки | Химический состав клетки Важнейшие типы органических веществ в клетке | И И | http://fcior.edu.ru/card/2699/himicheskiy-sostav-kletki.html cior.edu.ru/card/4262/vazhneyshie-tipy-organicheskih-veshestv-v-kletke.html |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | Обмен веществ и его регуляция в организме | П | http://fcior.edu.ru/card/3154/obmen-veshestv-i-ego-regulyaciya-v-organizme.html |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | Конструктор клетки животного | П | http://fcior.edu.ru/card/1564/konstruktor-kletki-zhivotnogo.html |
Тема 3.1. Размножение организмов | Бесполое и половое размножение организмов Бесполое и половое размножение организмов Бесполое и половое размножение организмов | И П К | http://fcior.edu.ru/card/9429/bespoloe-i-polovoe-razmnozhenie-organizmov.html http://fcior.edu.ru/card/4694/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие | И П К | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | Законы Менделя Первый закон Второй закон | И П П | http://fcior.edu.ru/card/9679/zakony-mendelya.html |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | Практика. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Часть 1 из 2 (детализированное представление) Модификационная изменчивость | П И | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | Методы селекции Достижения селекции растений и животных Предмет и задачи селекции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных | И К К | http://fcior.edu.ru/card/6443/sovremennye-metody-selekcii- |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | Биосфера - оболочка жизни. Значение биосферы. | И | http://fcior.edu.ru/card/10962/biosfera-obolochka-zhizni-znachenie-biosfery-i1.html |
Тема 5.2. Биосфера и человек | Роль человека в биосфере Циклы элементов и загрязнение атмосферы | И И | http://fcior.edu.ru/card/14476/rol-cheloveka-v-biosfere.html http://fcior.edu.ru/card/29088/cikly-elementov-i-zagryaznenie-atmosfery.html |
Интернет-ресурсы
http://www.akipkro.ru/index.php/ru/projects/altai-distant-main.html ДО
http://www.akipkro.ru/index.php/ru/kpop-main/end.html МО ест наук
http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html http://volsklvm.narod.ru/instr.htm
http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/1.htm
http://school-collection.edu.ru
http://grkhe.info/pourochnyy_plan_prirodovedenie
http://www.it-n.ru/communities.aspx
http://www.evolbiol.ru/index.html - сайт Проблемы эволюции
http://www.darwin.museum.ru/expos/livenature/3_evbio_pchela.htm - Дарвиновский музей
http://tana.ucoz.ru/ - сайт учителя биологии
http://elementy.ru/biology - сайт Элементы большой науки
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm - базовые федеральные образовательные порталы
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=6682 – перечень общеобразовательных порталов
http://ballov.net/Система электронный школьных журналов
http://www.ict.edu.ru/Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://school-collection.edu.ru http://www.e-teaching.ru e-Teaching (учителям школ, преподавателям ВУЗов)
http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://www.rosbalt.ru/eg | http://ege.uriit.ru/ Единый государственный экзамен on-line
http://www.eden-online.org Европейская сеть дистанционного обучения
Литература, рекомендованная для учащихся
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Агафонова И. В., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2010 г.
Дополнительная литература
- Захаров В. В., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2008 г.
- Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
- Мамонтов С. Г. Биология: Выпускной вступительный экзамен. М.: Дрофа, 2008.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. В. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2007 г.
- Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Научно-популярная литература
- АкимушкинИ. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- АкимушкинИ. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- АкимушкинИ. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- НейфахА.А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
- УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Литература, использованная при подготовке программы
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Москва, «Дрофа» 2011 г
- Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. Биология 6-11 классы Авторы: Н.И.Сонин, А.А. Плешаков Москва. Дрофа 2003г
- Стандарт основного общего образования по биологии.
- Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Дрофа» 2011 г
дополнительная
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003
- Игошин Т.П. «Уроки биологии(6 кл.). Развернутое планирование» Академия развития, Ярославль, 2002.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002
- Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общении / авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008
- Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: монография / А.Н.Крутский. – Барнаул: БГПУ, 2008.
- Ксензова Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..: Педагогическое общество России, 2005
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007
- Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
- Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006
График проведения лабораторных по учебному предмету
« Биология» 10 класс
№п/п | Название , номер лабораторной работы | Дата проведения | |
План | факт | ||
1 | Лабораторная работа № 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание | ||
2 | Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | ||
3 | Лабораторная работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» |
График проведения практических работ по учебному предмету
« Биология» 10 класс
№п/п | Название , номер практической работы | Дата проведения | |
План | факт | ||
1 | Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток прокариот и эукариот» | ||
2 | Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания | ||
3 | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач» | ||
4 | Практическая работа №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | ||
5 | Практическая работа №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
График проведения лабораторных по учебному предмету
« Биология» 11 класс
№п/п | Название , номер лабораторной работы | Дата проведения |
1 | Л.р№1 Описание особей вида по морфологическому критерию | 01.10 |
2 | Л.р№2Выявление изменчивости у особей одного вида | 15.10 |
3 | ЛР №3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания | 12.11 |
4 | ЛР№4 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | 10.12 |
5 | ЛР№5 Составление схем передачи веществ и энергии в экосистеме | 11.03 |
6 | Л.Р№6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).Решение экологических задач. | 18.03 |
7 | Л. № 7 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 01.04 |
8 | Л. №8. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | 01.04 |
9 | Л. №9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. | 22.04 |
10 | Л. 10. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения | 29.04 |
График проведения практических работ по учебному предмету
« Биология» 11 класс
№п/п | Название , номер практической работы | Дата проведения |
1 | П. Р.№1. Анализ и оценка гипотез происхождения человека | 14.01 |
П. Р.№2Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательства их родства | 21.01 |
График проведения экскурсий по учебному предмету
« Биология» 11 класс
№п/п | Название , номер экскурсии | Дата проведения |
1 | Экскурсия. №1Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 28.11 |
2 | Экскурсия №2 Естественные и искусственные экосистемы» | 01.04 |
[1] Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый для к изучению в ознакомительном плане
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 9 кл.О.С.Габриелян
Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....
рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.
рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...
Рабочая программа по химии.8 класс.(О.С.Габриелян)
Необходимо каждому учителю систематизировать материал,создать рабочую программу,которая оптимально систематизирует и объединит всю деятельность учителя в единое целое.Рабочие программы для 8,9,1...
Рабочая программа по химии (11 класс) О.С. Габриелян
Календарно- тематическое планирование по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень.Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, ...
рабочая программа по химии 11 класс, О.С.Габриелян.
Рабочая программа по химии составленана основе авторской , к учебнику О.С.Габриеляна ,хмиия 11 класс.Рассчитана программа на 34 часа в год, 1 час в неделю . ...
Рабочая программа по химии 10 класс О.С. Габриелян
Рабочая программа по химии разработана на основе примерной программы курса химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна, 2011г. В основе УМК л...
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты обучения...