Опыт использования различных ЭОР в процессе преподавания химии. Плюсы и минусы.
статья по химии на тему

Кириллова Елизавета Викторовна

Из опыта работы с различными ЭОР. Сравнение их, определение плюсов и минусов различных ресурсов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования различных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания химии. Плюсы и минусы.

Кириллова Елизавета Викторовна

учитель химии

ГБОУ СОШ № 69

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

2014 г

Актуальность вопроса.

На настоящий момент жизнь диктует нам необходимость применения в процессе образования и воспитания личности всех существующих средств обучения.

Одно из приоритетных направлений развития образования – компьютеризация образовательных учреждений: в школах практически в каждом кабинете имеются все необходимые мультимедийные средства обучения.

Сегодня их применение на уроке – необходимость, продиктованная современным миром.

Каждый обучающийся имеет личный опыт обращения с различными электронными системами. При этом интерес к процессу обучения у современных детей заметно снижен.  Чтобы повысить интерес к предметам в целом и химии в частности, необходимо использование современных информационных технологий.

Мой опыт использования различных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания химии.

Выбор ресурсов невероятно велик, так как индустрия информационных технологий развивается очень быстро. Для процесса обучения можно использовать ресурсы Интернета (видеофрагменты, готовые презентации, электронные тесты, и др.), различные CD, посвященные отдельным разделам химии, или же созданные под определенный год обучения, или же создавать собственные презентации.

Плюсы и минусы ЭОР.

В своей педагогической деятельности из огромного множества ресурсов я предпочитаю применять некоторые ЭОР.

Готовые мультимедийные пособия на оптических носителях.

К сожалению, далеко не все диски, имеющиеся в продаже, можно использовать на уроках. Необходимо, чтобы эти материалы имели лицензию. Кроме того, некоторые удачные по содержанию диски, выпущенные под одни системные требования, очень часто не работают на более новых платформах и становятся бесполезными.

Материал диска как правило не до конца соответствует содержанию урока, поэтому не всегда удобно использовать готовый продукт.

Плюсами же готового ресурса являются:

  • незначительная затрата времени на подготовку урока;
  • возможность демонстрации некоторых опытов и процессов, которые невозможно показать в виде эксперимента;
  • демонстрация интерактивных моделей и различных таблиц и схем;
  • демонстрация образцов, отсутствующих в коллекциях.

Интернет-ресурсы.

Так как Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей нашей страны, то ресурсы размещенные в Интернете наиболее используемые.

Можно использовать Интернет  при подготовке урока,  при выполнении домашнего задания обучающимися, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, для создания презентаций и докладов по любой теме (в этом Интернет полностью заменил библиотеку), в исследовательской и проектной деятельности.

Все чаще используется данный ресурс для внеклассного опосредованного общения участников образовательного процесса. В социальных сетях, блогах или просто на сайтах учителей созданы страницы, на которых учитель дублирует домашнее задание, выкладывает инструкции к выполнению каких-либо заданий, советует дополнительные материалы для процесса обучения и т.д.

Хотелось бы отметить отдельно использование Интернета для подготовки к экзаменам. Великое множество групп и сайтов, посвященных ЕГЭ и ОГЭ позволяет  прорешать большое количество разнообразных заданий, пройти он-лайн тестирование, выявить свой уровень подготовки к реальному экзамену. Здесь же можно найти и скачать различные пособия для подготовки.

Еще один Интернет-ресурс – возможность участия в олимпиадах и конкурсах как он-лайн, так и дистанционно. Порталы – разработчики олимпиад оповещают через электронную почту о предстоящих мероприятиях, так что учитель-организатор всегда в курсе будущих событий. Уровень олимпиад на различных порталах разный, но участник в любом случае получает награду – Сертификат, что для современных детей важно – любой труд должен быть вознагражден!

Минусами использования Интернета можно считать следующее:

  • Ребенок, в обличие от взрослого, очень слабо контролирует время нахождения в интернете и мало способен оценить уровень пользы или вреда информации.
  • Также происходит постоянное переключение с работы в Интернете на различного рода развлечения, которыми пестрят многие сайты.
  • Использование Интернет-ресурсов оправдано только в том случае, если скорость интернета достаточно велика. При отсутствии достаточной скорости многие плюсы Интернета превращаются в минусы.

Самостоятельно созданные презентации Power Point.

Плюсами такого ЭОРа является то, что презентация создается под конкретный урок с учетом реальных возможностей и потребностей контингента обучающихся.

В такую презентацию можно заранее вставить видеофрагмент  или  файл swf – формата (анимация) сообразно моменту урока, учесть все необходимые элементы урока, запланировать и создать тест или любой другой вид проверки. Многообразие инструментов позволяет подходить к созданию презентации творчески.

По такому ЭОРу удобно работать и не возникает никаких неожиданностей.

Минусом является большая затрата времени при подготовке самой презентации. Кроме того, необходимы некоторые умения, для самостоятельного создания презентаций.

Заключение.

Также следует учитывать при подготовке урока с использованием информационных технологий возможность отсутствия электроэнергии или же связи с Интернетом. Необходимо, чтобы учитель мог провести данный урок и без применения продуманных ранее технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии"

Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, примене...

Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии

Аннотация           В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использ...

Использование Икт в процессе преподавания химии.

Использование Икт  в  процессе преподавания химии....

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня  познавательной деятельности учащихся....