Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
статья по географии
Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metody_v_geografii.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных методов обучения в преподавании географии
в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои требования к тому, какой должна быть эта личность. Традиционная школа, как принято ее называть, готовит грамотного, умеющего применить полученные знания на практике, человека.
Школа сегодня должна готовить не просто грамотного гражданина, но умеющего в наше динамичное время, опираясь на полученные в школе навыки, самостоятельно работать с источниками информации, получать новые, необходимые в конкретной ситуации знания, применять их в повседневной жизни. Формированию такой личности способствуют формы и методы обучения, которые положены в основу современного урока.
Методы обучения – способы, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение знаний, умений и навыков, формирование их мировоззрения и развитие познавательных способностей
Выбор методов обучения является одной из центральных проблем. В современном уроке учитель стремится соединить образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, т.е осуществить комплексный подход.
Преподавание географии невозможно без опоры на словесные, наглядные, практические методы. С учетом уровня познавательной деятельности учащихся наиболее эффективными сегодня являются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
- репродуктивный,
- проблемное изложение,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Каждый из методов обучения имеет свои особенности:
Объяснительно-иллюстративный метод в преподавании географии всегда играл важную роль. Он используется учителем для организации усвоения новых знаний учащихся. Но особенности урока сегодня в том, что учащиеся не только слушают устное изложение материала учителем, запоминая готовую информацию, но и учатся добывать ее сами. Они работают с текстом учебника, извлекают информацию с карты (например, с картой водных ресурсов России), анализируют предоставленные таблицы, графики и справочные материалы. Объяснительно- иллюстративный метод наиболее экономный по времени и является одним из основных методов формирования первоначальных, базовых географических знаний.
Целый ряд тем дает учителю возможность использовать репродуктивный метод обучения. Этот метод основывается на формировании у ученика шаблона, использование которого, при изучении новой темы, позволяет применить ученику ранее полученные знания и умения по образцу. Например, после изучения темы «Географическое положение материка Африка» и выполнения соответствующей практической работы, учащиеся самостоятельно, по алгоритму, определяют географическое положение других материков. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.
Метод проблемного обучения занимает сегодня в преподавании важное место.
Метод является переходным от исполнительской деятельности учащихся к творческой деятельности. На первоначальном этапе обучения географии учащиеся еще не умеют самостоятельно выполнять проблемные задания. Назначение данного метода обучить учеников этому умению, показать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса.
Сущность этого метода обучения состоит в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и предлагает им найти способ ее решения. Хорошо если в проблемное задание включены вопросы разной степени сложности, в этом случае в работу удается вовлечь практически весь класс и у каждого ученика свое поле поиска. Учитель постоянно находится рядом с учениками и оказывает необходимую помощь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления у ученика.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
У каждого творчески работающего учителя накоплены задания проблемной направленности по различным разделам курса географии. Например, при изучении вопроса экономического районирования России в 9 классе ученикам, работающим в группах, предлагается несколько моделей возможного экономического районирования страны и дается задание, выполнение которого позволяет обосновать жизнеспособность выбранной ими модели, опираясь ни принципы районирования.
При изучении закона распределения температуры по поверхности Земли учитель может предложить учащимся 7 класса ответить на вопрос: «Почему, при зависимости температуры воздуха от географической широты, изотермы не проходят вдоль параллелей»? Этот вопрос заставляет ребят искать другие климатообразующие факторы и обосновывать их влияние на температуру воздуха. Поиск ответа заставляет ребят провести комплексный анализ карт, что позволяет закрепить навыки работы с различными тематическими картами.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость механического запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, так как основная часть учебного материала разобрана ребятами на уроке.
Степень познавательной активности учащихся на таких уроках зависит от того, в какой форме проводит урок учитель. Метод проблемного обучения стимулирует возникновение мотивации к обучению и выступает компонентом учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках географии. Этот метод привлекает своей нестандартностью и возможностью его широкого использования. Проблемное обучение дает возможность учителю добиваться глубокого усвоения знаний и творчески их применять, овладеть методами научного мышления и приобрести опыт творческой деятельности.
Частично-поисковый метод формирует ситуацию, когда знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде. Учителю необходимо организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по усвоению изучаемой темы. Обучая приемам поиска нужной информации, учитель управляет процессом усвоения учебного материала и учит школьников применять уже имеющиеся знания для решения новых познавательных задач.
Реализуется частично-поисковый метод в совместной деятельности учителя и учащихся по поиску ответов на проблемные вопросы, при решении творческих заданий, в работе учащихся с источниками географической информации. Часто на уроках этот метод проявляется в эвристической беседе, в процессе которой ученики находят ответы на вопросы учителя. Этот метод применяется чаще всего при проведении современного комбинированного урока географии.
Исследовательский метод заключается в том, что ученики самостоятельно, но под управлением учителя изучают содержание учебного материала. Процесс исследования требует определение цели и задач в решении проблемных вопросов. За этим обязательно следует выдвижение гипотезы, сбор и изучение информации, которая позволяет установить причинно-следственные связи и, на основе их доказать выдвинутую гипотезу.
Например, при изучении темы «Ветер» в начальном курсе географии учитель предлагает учащимися такие познавательные вопросы:
- что является причиной возникновения ветра?;
- каковы причины нарушения равновесия атмосферного давления?;
- отчего зависит скорость и сила ветра?
Исследуя соответствующие рисунки учебника, атласы и настенные таблицы ученики самостоятельно или с помощью учителя находят ответы на эти вопросы. Широко используется этот метод при проведении обобщающих уроков, когда ученики на основе уже имеющихся знаний и в результате анализа карт школьного атласа, дополнительных источников знаний составляют характеристики географических объектов, дают оценку геополитического положения страны, осуществляют разработку географических прогнозов.
Исследовательский метод обучения незаменим при выполнении проектных заданий краеведческой направленности. В процессе организации такой исследовательской деятельности у учащихся развивается творческое мышление, формируется креативность личности, совершенствуются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности с различными источниками географической информации.
Итак, методы обучения – это способы совместной учебной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей урока. Составной частью метода является прием. Чем больше приемов использует учитель, тем выше результаты обучения. Умелое сочетание методов и методических приемов на уроке один из показателей профессиональной компетентности учителя географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои требования к тому, какой должна быть эта личность. Традицион...
Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся
Статья....