Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии
статья по химии (11 класс) по теме
Аннотация
В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использования для сохранения здоровья студентов. Приводятся примеры использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии. Рассматриваются вопросы о влиянии достижений химии на здоровье людей и природы в целом, о правильном процессе использования материалов на занятиях, об организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение студентов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zdorovesbereg_tekhnologii_statya_1.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии
Штаненко В.В.
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский автотехнический колледж», Курск
Аннотация
В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использования для сохранения здоровья студентов. Приводятся примеры использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии. Рассматриваются вопросы о влиянии достижений химии на здоровье людей и природы в целом, о правильном процессе использования материалов на занятиях, об организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение студентов .
Ключевые слова: Студенты, здоровьесберегающие технологии, здоровье, химия.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существует ряд факторов риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье студентов:
-стрессовая педагогическая тактика;
-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов;
-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-провалы в существующей системе физического воспитания;
-интенсификация учебного процесса;
-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Приоритетом действенной заботы о здоровье студентов и педагогов, то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение занятий, перерывов, организацию внеаудиторной деятельности студентов, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье студентов и преподавателей.
Существует триединое представление о здоровье - единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Здоровьесберегающая работа в образовательных учреждениях проводится каждый день и на каждом занятии с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.
Вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. К каждому студенту осуществляется индивидуальный подход.
Существуют соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям студентов. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям студентов. Соблюдение комплексного междисциплинарного подхода как основы эффективной работы по охране здоровья человека. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
Для студентов создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента) соответствует тренирующему режиму, таким образом, является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого студента составлен оптимальный уровень нагрузки. Принцип формирования ответственности студентов за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализовано как для образовательного учреждения (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого преподавателя, в его индивидуальной педагогической технологии. То есть в образовательном учреждении необходимо решать следующие проблемы, связанные со здоровьем студентов:
-снятие учебных перегрузок студентов, приводящих их к состоянию переутомления;
-организация физической активности студентов, профилактика;
-организация правильного питания студентов во время их пребывания в образовательном учреждении;
-предупреждение вредного воздействия на здоровье студентов факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика болезней);
-охрана и укрепление психического здоровья студентов (предупреждение стрессов, распространения среди студентов вредных привычек, зависимостей и т.д.);
-формирование культуры здоровья студентов и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
-организация сотрудничества с родителями студентов по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Существуют психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на занятии, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья студентов как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого студента, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность студента, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность студента превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Состояние здоровья студентов за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у студентов устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Безусловно, заметно активизировалась работа образовательных учреждений по воспитанию у студентов культуры здоровья, созданию здоровьесберегающей среды и внедрению соответствующих педагогических технологий, направленных на формирование здорового образа жизни студентов. Но будем объективными, зачастую инновационные введения, в том числе и внедрение здоровьесберегающих технологий непосредственно в образовательных учреждениях, чаще не воспринимаются в полной мере преподавателями предметниками, так как видимо не осознается педагогами важность и острая необходимость воспитания культуры здоровья студентов. Поэтому в своей работе я решила использовать здоровьесберегающие технологии при подготовке многих занятий, например: "Пенообразующие продукты", "Эти безобидные стабилизаторы и эмульгаторы", занятие - ролевая игра "Суд над этиловым спиртом". Особая роль на теоретических занятиях химии отводится изучению химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Студенты должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая многими сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме ребенка изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. Со студентами, обучающимися по специальности: «Техническое обслуживание автомобильного транспорта», обязательно рассматриваем влияние на окружающую среду, например выхлопных газов. Студенты, обучающиеся по специальности: «Защита в чрезвычайных ситуациях (техник-спасатель) подробно изучают влияние угарного газа на организм человека. При проведение практических работ по химии я, например, использую шоу- технологии: «Распознавание органических веществ по характерным признакам». (Представлен фрагмент урока).
Итак, мы снова в театре «Химии» сегодня состоится открытие весеннего сезона, где вы, используя полученные знания по темам – «Кислородосодержащие азотосодержащие органические соединения» поставить спектакль под названием: «Распознавание органических веществ по характерным реакциям» (тему высветить через мультимедиа).
К данной практической работе вы готовились на протяжении нескольких занятий, но по-разному усваивали материал, одной из причин является, то, что у некоторых сформировалось неправильное мнение важности занятий по химии вашей будущей профессии, но это не так и сейчас вы в этом убедитесь. А помогут вам актеры из двух трупп:
- труппа – Поваров
- труппа – Водителей
Две эти труппы выбраны не случайно, так как вы получаете квалификацию по двум профессиям:
- повар IV разряда и
- водитель автомобиля категории «В», «С»
Для кого-то важнее стать классным поваром, для кого-то главное стать классным водителем.
В сегодняшнем представлении будут участвовать две труппы, и у каждой труппы имеется, как правило, свой администратор - от которого зависит решение многих жизненно – важных вопросов.
администратор администратор
труппы поваров труппы водителей
«Шеф – повар» «Шумахер»
(видеоролик) (видеоролик)
А также в каждой труппе имеются специальные службы (понимаете, гастроли, переезды всякое может случиться):
Начальник службы Начальник службы
МЧС (поваров) МЧС (водителей)
медработник (поваров) медработник (водителей)
И прежде чем приступить к действию спектакля спецслужбы хотели бы с вами провести инструктаж по технике безопасности (ведь от этого зависит ваше жизнь и здоровье). Начальник службы
МЧС (поваров)
медработник (поваров)
1. Опыт люби - основу предмета. Читай, думай, наблюдай. Умей найти на все ответы, жизнь цени, твори, мечтай!
А также внеаудиторных мероприятий: беседа "В здоровом теле – здоровый дух", конференция "Питание и здоровый образ жизни", театрализованный классный час "Суд над табаком". При комплексной модернизации общего образования, часто меняющихся учебных программах и учебниках, увеличивающейся загруженности, педагоги ищут оптимальные технологии, формы и методы преподавания дисциплин, которые соответствуют стратегии современной образовательной политики, являются здоровьесберегающими, инновационными и легко внедряемыми в учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии"
Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, примене...
Опыт использования различных ЭОР в процессе преподавания химии. Плюсы и минусы.
Из опыта работы с различными ЭОР. Сравнение их, определение плюсов и минусов различных ресурсов....
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.
Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...
«Формирование здорового образа жизни путем использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания ОБЖ».
«Формирование здорового образа жизни путем использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания ОБЖ»....
Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры.
laquo;Здоровье-это состояние полного физического, психологического и духовно-нравственного (социального) благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Данное определени...
Информационно - коммуникационные технологии в процессе преподавания химии
С помощью информационно - коммуникационных технологий мы воздействуем на зрительное, слуховое, тактильное восприятие материала учащимися...