Разработка урока "Скорость химических реакций" для 11 класса с использованием технологии модульного обучения
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Конспект урока
Презентация к уроку
Видео к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 265.5 КБ |
Презентация к уроку | 690 КБ |
Видео "Взаимодействие алюминия с йодом" | 2.73 МБ |
Видео "Воспламенение глицерина" | 2.7 МБ |
Видео "Вулкан" | 2.81 МБ |
Видео "Горение фосфора в кислороде" | 2.82 МБ |
Видео "Литий натрий калий с водой" | 2.43 МБ |
Видео "Металлы с соляной кислотой" | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Модульный урок в 11 классе по теме: «Скорость химических реакций.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции».
Нам необыкновенно повезло,
что мы живём в век, когда ещё можно
делать открытия!
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели:
Обучающие:
- продолжить формирование понятия скорость химической реакции;
- углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции;
Развивающие:
- развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных
факторов;
- развивать навыки экспериментальной и практической работы с веществами;
- развивать навыки решения расчётных задач.
- развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников,
раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента.
Воспитательные:
- формировать культуру умственного и практического труда, умения проводить рефлексию;
- формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных
связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых
ситуациях;
Здоровьесберегающие
- мотивировать учащихся на ЗОЖ, соблюдая правила техники безопасности на уроке при
проведении эксперимента;
- добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов
деятельности;
- создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Оборудование.
Химические реактивы: штатив с пробирками, серная кислота различной концентрации (10% и 5%), кусочки мела и порошок мела, раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), cпиртовка, штатив, цинк гранулированный, магниевая стружка, железная стружка, химическая посуда; раздаточный материал: инструктивные карточки с заданиями, протокол к уроку.
Ход урока.
Целеполагание, мотивация
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнём изучение темы, которая относится к разделу химии, называемой химической кинетикой – это наука о закономерностях протекания химических реакций. Тема урока – скорость химических реакций не является для вас новой. Во первых с понятием скорость вы встречались, изучая другие дисциплины. Во вторых в 8 классе вы получили первичные знания о скорости химических реакций. Знание этой темы имеет очень большое практическое значение. Например, в химической промышленности от скорости химической реакции зависят производительность труда, количество вырабатываемого продукта и, в конечном итоге, зарплата работников и себестоимость продукции. Знание этой темы поможет вам и в быту. Я думаю, что сегодня вы в этом убедитесь.
Подпишите, пожалуйста, протоколы к уроку.
УЭ – 0 Цели:
1. Актуализировать и углубить знания о скорости химической реакции.
2. Выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
3. Раскрыть практическое значение приобретенных знаний о скорости химических реакций.
УЭ – 1 Входной контроль
Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;
Задание 1: Приведите примеры химических реакций, которые протекают:
а) практически мгновенно (реакции ионного обмена, взрыв смеси метана с кислородом, сгорание
топлива в цилиндре двигателя автомобиля)
б) медленно (проследить за их результатами можно лишь по истечении длительного времени)
коррозия железа или ферментация (брожение) виноградного сока, в результате которой получается
вино, гниение листвы, разрушение зубов)
(За каждый правильный ответ -1балл)
Слайды о скорости протекания химических реакций в природе
Задание 2.Объясните, для чего необходимо замедлять или ускорять реакции:
а) скисание молока
б) ржавление железа
в) горение древесины
г) гниение травы
(За каждый правильный ответ -1балл)
УЭ – 2. Скорость химической реакции.
Цель: дать понятие «Скорость химической реакции», учится применять формулы для вычисления
средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций.
Прежде чем говорить о скорости химических реакций, надо вспомнить классификацию химических реакций по фазовому состоянию. Для этого вам предлагается задание.
Задания:
1. Вспомните классификацию реакций по фазовому состоянию, для этого составьте уравнения
реакций, схемы которых:
Проверка:
а) 2Н2(г) + О2(г) = 2Н2О
б) СаСО3(т) + 2HCl(р-р)= СаСl2 + CO2↑+ Н2О
в) Al2(SO4)3(р-р) + 3BaCl2(р-р) = 3BaSO4 ↓+ 2AlCl3
г) Н2 + Cl2 = 2HCl
д) Сu(NO3)2(р-р) + Fe(т) = Fe(NO3)2 + Сu
е) СаО(т) + Н2О(ж) = Са(ОН)2
ж) NO(г) + О2(г) = 2 NO2
з) 2Al(т) + 3H2SO4(р-р) = Al2(SO4)3 + 3Н2↑
и) 2СН3СООNa(р-р) + H2SO4(р-р)= 2СН3СООН + Na2SO4
в | о | д | а |
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).
2. Изучите содержание учебника стр. 128 о скорости химических реакций, ответьте на вопрос:
Чем отличается скорость гомогенной реакции от скорости гетерогенной реакции?
3. Решите задачу, используя изученные вами формулы.
Задача. Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А+В = С. Исходные концентрации: вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0, 74 моль/л. Определите: а) среднюю скорость реакции за этот промежуток времени;
б) концентрацию вещества В через 20 мин.
Решение
Дано: С (А)1 = 0,80 моль/л С (В)1 = 1,00 моль/л С (А)2 = 0,74 моль/л = 20 мин | Решение: а) определение средней скорости реакции в растворе производится по формуле: б) определение количеств реагирующих веществ: А + В = С По уравнению 1 моль 1 моль По условию 0,06 моль 0,06 моль Количества прореагировавших веществ А и В. Следовательно, С(В)2=С(В)1 - С=1,00-0,06=0,94моль/л Ответ: гомоген = 0,003 моль/л · мин; С(В)2 = 0,94 моль/л |
Найти. а) гомоген =? б) С (В)2 =? |
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).
УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Цель: выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Поучаствуйте в обсуждении: Как вы думаете, от каких факторов зависит скорость химических реакций?
Задания:
1. Поиграйте в «крестики-нолики». Факторы, влияющие на скорость химической реакции обозначьте –Х,
факторы не влияющие – О. Покажите выигрышный путь, который составляют факторы, влияющие на
скорость химической реакции.
Катализатор Х | Свободные радикалы О | Концентрации реагентов Х |
Свет О | Природа реагирующих веществ Х | Температура Х |
Поверхность соприкосновения Х | Ультрафиолетовые лучи О | Электрический ток О |
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).
Учитель: Влияние всех перечисленных факторов на скорость реакции можно объяснить, используя - теорию столкновений частиц. Основная идея её такова: реакции происходят при столкновении частиц, которые обладают определённой энергией. Для того чтобы какие-то частицы прореагировали, они, прежде всего, должны столкнуться. Причем столкнуться эффективно: не разлететься как мячики в разные стороны, а так, чтобы в частицах разрушились или ослабли «старые связи» и смогли образоваться «новые», а для этого частицы должны обладать достаточной энергией.
Таким образом, на пути всех частиц, вступающих в реакцию, имеется энергетический барьер, равный энергии активации Еа, если он маленький, то находится много частиц, которые успешно его преодолевают. При большом энергетическом барьере, необходима дополнительная энергия для его преодоления (проследить аналогию с обычным спортивным барьером разной высоты и учащимися класса, его преодолевающими).
Еа – минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение.
Еа – характеристика, которая отвечает на вопрос: «Почему изменяется скорость реакции?»
2. Изучите приложение 1
3. Просмотрите видеоролики, ответьте на вопрос: от каких факторов зависит скорость химической реакции в
каждом видеофрагменте? Объясните эту зависимость с т. з. теории столкновений и изменения Еа.
4. Решите предложенные задачи.
Видео 1. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ
Задача 1 (с экологическим содержанием):
Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год, для ржавления консервной банки – десять лет, а стекло практически не разрушается и в течение столетий. Что можно сказать о скорости названных химических процессов? Какой практический вывод можно сделать из приведенных примеров?
Ответ:
Скорость реакции гниения газеты больше скорости разложения консервной банки, что в свою очередь больше скорости разрушения стекла. Чтобы утилизировать старые консервные банки и стекло, необходимо проводить их предварительную обработку и только потом отправлять на свалку. А также ни в коем случае не оставлять где-либо просто брошенные банки или битое стекло (например в лесу, в походе).
Видео 2. Зависимость скорости химической реакции от температуры
Экспериментально установлено, что при увеличении температуры на каждые 10 ºС скорость реакции увеличивается в 2-4 раза (на 100-300%).
Последнее заключение на основе проведенных исследований сделал в прошлом веке голландский физико-химик Я. Вант-Гофф (первый нобелевский лауреат по химии).
Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры на 10 ºС, называют температурным коэффициентом.
Правило Вант-Гоффа математически выражается следующей формулой:
V1 = V2 · γ (t2-t1)/10 ,
где V1 - скорость реакции при температуре t1 и v2 – скорость реакции при температуре t2, j – температурный коэффициент.
Правило Вант-Гоффа справедливо лишь при температурах, не сильно отличающихся от комнатной.
Для осуществления химических процессов в промышленности подбирают оптимальную температуру, так как повышение температуры без ограничений может привести к разложению веществ, к протеканию побочных реакций, в итоге – к снижению выхода продукта.
Решите задачу, используя приложение1
Задача 2.
Определите, как изменится скорость некоторой реакции:
а) при повышении температуры от 10 до 500С;
б) при понижении температуры от 100 – 00 С.
Температурный коэффициент реакции равен 3.
а) подставить данные задачи в формулу (слайд 13):
скорость реакции увеличится в 81 раз.
б)
Скорость реакции уменьшится в 3 раза.
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).
Объясните, почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике.
Видео 3 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
На основе большего экспериментального материала в 1867 г. норвежские ученые К. Гульдберг и П. Ваге и независимо от них в 1865 г. русский ученый Н. И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ: скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции. (Закон действующих масс)
По закону действующих масс скорость реакций, уравнение которой А + В = С, может быть вычислена по формуле: V = k1CACB , а скорость реакции, уравнение которой А + 2В = D, может быть вычислена по другой формуле: V = k2CACB2
В этих формулах СА и СВ – концентрации веществ А и В (моль/л), k1 и k2 – коэффициенты пропорциональности, называемые константами скоростей реакций. Эти формулы называют также кинетическими уравнениями.
Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твердом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными, они не учитываются при нахождении скорости реакции.
Используя приложение 1, решите задачу:
Задача 3: Для реакции: 2СО + О2 = 2СО2 запишите выражение закона действующих масс (кинетическое уравнение). Рассчитайте скорость этой реакции при концентрациях СО = 0,04 моль/л, О2 = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции равна 1,2 л/моль · с
Решение:
Дано:
С (СО)= 0,04 моль/л V = k · C2СО · C О2,
С (О2) = 0,1 моль/л V =1,2 л/моль · с · 0,042 моль/л · 0,1 моль/л = 0,000192 моль/л · с
k = 1,2 л/моль · с
Ответ: V = 0,000192 моль/л · с
Vхим.р - ?
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 2).
Учитель:В случае гетерогенных реакций концентрации твёрдых веществ не учитываются.
Видео 4: Зависимость скорости химической реакции от действия катализаторов
Неосуществимых реакций нет, а
если реакция не идёт, то пока ещё не
найден катализатор.
Н. Н. Зелинский
Сообщение учащегося о применении катализаторов
Катализаторы имеют следующие области применения:
- в нефтяной промышленности для крекинга углеводородов (с его помощью увеличивается выход бензина и керосина) и риформинга (который приводит к перестройке структуры углеводородов и повышению октанового числа бензина)
- при переработке природного газа
- при производстве серной и азотной кислот, аммиака, синтетического метилового и этилового спиртов, других продуктов органического и неорганического синтеза
- при получении полимеров и искусственного каучука
- для защиты воздуха от газообразных загрязнений в очистных сооружениях на химических предприятиях и в выхлопных трубах автомобилей (каталитические преобразователи). В этом случае выхлопные газы, содержащие углеводороды и угарный газ, пропускают через слой шариков, покрытых платиновыми и палладиевыми катализаторами. Преобразователь нагревают и через него прогоняют избыток воздуха. В результате углеводороды и угарный газ превращаются в углекислый газ и воду, которые являются безвредными веществами. Каталитические преобразователи используют также для восстановления оксидов азота в свободный азот.
Кроме катализаторов, есть вещества противоположного действия – ингибиторы. Они реагируют с активными частицами с образованием малоактивных соединений, а потому замедляют протекание реакций. И такие реакции нужны, чтобы предотвращать нежелательные последствия.
Например, с помощью ингибиторов стабилизируют раствор перекиси водорода, соляную кислоту, чтобы была возможна её транспортировка в стальной таре, борются с коррозией металлов. Ингибиторы содержатся и в живых организмах, они подавляют различные вредные реакции окисления в клетках тканей, которые могут инициироваться радиоактивным излучением.
Учитель: Очень эффективно работают биологические катализаторы – ферменты.
Как вы помните, по химической природе - это белки. Благодаря им, в живых организмах при невысокой температуре с большой скоростью протекает множество сложных химических реакций.
Ферменты используют в таких технологических процессах, как приготовление пищи, производство пищевых продуктов и напитков, фармацевтических препаратов, моющих средств, текстильных изделий, кожи, бумаги.
Ферменты отличаются особой специфичностью, каждый из них ускоряет только «свою» реакцию, идущую в нужное время и в нужном месте с выходом, близким к 100%. Создание аналогичных ферментам искусственных катализаторов – мечта химиков!
Зависимость скорости химической реакции от поверхности соприкосновения
реагирующих веществ (рассмотрим в ходе л. р.)
УЭ – 4 Лабораторная работа (лабораторная работа проверяется учителем)
Цель: экспериментально доказать зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Задание: Осуществите предложенные реакции, заполните таблицу, сделайте выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов;
Внимание! При проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!
- При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
- В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
- После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.
Лабораторная работа: « Изучение условий, влияющих на скорость химических реакций».
№ | Название опыта | Содержание и условие опыта | Наблюдения | Вывод |
1 | Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ | Fe + H2SO4(10%)= Mg + H2SO4(10%)= | ||
2 | Зависимость скорости реакции от температуры | CuO + H2SO4(10%)= CuO + H2SO4(10%) нагрев= | ||
3 | Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ | Zn + H2SO4(5%)= Zn + H2SO4(10%)= | ||
4 | Зависимость скорости реакции от присутствия катализатора | 2H2O2 = без кат. 2H2O2 = (в прис. MnO2) Выделяющийся кислород проверьте тлеющей лучинкой | ||
5 | Зависимость скорости реакции от площади поверхности реагирующих веществ для гетерогенных реакций | СаСО3 (кусочек) + H2SO4 (10%)= СаСО3(порошок) + H2SO4(10%)= |
УЭ – 5. Выходной контроль. Графический диктант
Цель: проверить уровень усвоения знаний.
Задание: Выполните графический диктант, заполните таблицу (отметьте шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным и прочерком “-” неверный ответ).
1. Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением концентрации одного из
реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени?
2. Скорость гетерогенной химической реакции измеряется: моль/л·с?
3. Зависимость скорости реакции от температуры установил русский учёный Н. И. Бекетов.
4. Гетерогенными называют реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде?
5. При повышении температуры на каждые 10° С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза?
6. Большинство реакций в организме человека происходит под действием ферментов.
7. Использование катализатора увеличивает энергию активации реакции;
8. Ингибиторы – вещества, замедляющие скорость химических реакций.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).
Закончите предложения:
Знания о влиянии на скорость химической реакции внешних факторов мне необходимы для того …
Фронтально опросить 5 – 6 учащихся.
Оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл)
Общий вывод: знание вопроса о скорости химической реакции имеет большое теоретическое и практическое значение: позволяет управлять химической реакцией и правильно планировать химические производства.
УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.
Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, определить себе домашнее задание.
Прочтите ещё раз цели урока. Оцените, насколько вы смогли их достичь? Подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок.
Если вы набрали 40 - 36 баллов, то ваша оценка «5». Молодец!
Если вы набрали 35 - 31 балл, то ваша оценка «4». Хорошо!
Если вы набрали 30 - 25 баллов, то ваша оценка «3». Устраните пробелы в знаниях.
Менее 25 баллов, то ваша оценка «2». К сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях. Пройдите модуль ещё раз.
Домашнее задание:
Ваша оценка | Домашнее задание: |
«5» и «4» | § 13, вопросы 1,2,5 с 140 |
«3» и «2» | § 13, РТ № 2 - 6 стр. 101-103 |
Всем | Оформить лабораторную работу |
Урок окончен. Спасибо за совместную работу!
Инструктивная карта
Тема: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции».
УЭ – 0 Цели:
1. Актуализировать и углубить знания о скорости химической реакции.
2. Выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
3. Раскрыть практическое значение приобретенных знаний о скорости химических реакций.
УЭ – 1 Входной контроль
Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;
Задание 1: Приведите примеры химических реакций, которые протекают:
а) практически мгновенно б) медленно
(За каждый правильный ответ -1балл)
Задание2: Объясните, для чего необходимо замедлять или ускорять реакции:
а) скисание молока б) ржавление железа в) горение древесины г) гниение травы
(За каждый правильный ответ -1балл)
УЭ – 2. Скорость химической реакции.
Цель: дать понятие «Скорость химической реакции», учиться применять формулы для вычисления
средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций.
Задания:
1. Вспомните классификацию реакций по фазовому состоянию, для этого составьте уравнения
реакций, схемы которых даны в протоколе к уроку.
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).
2. Изучите содержание учебника стр. 128 о скорости химических реакций, ответьте на вопрос:
Чем отличается скорость гомогенной реакции от скорости гетерогенной реакции?
3. Решите задачу, используя изученные формулы (учебник стр. 128):
Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А+В = С. Исходные концентрации: вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0, 74 моль/л. Определите: а) среднюю скорость реакции за этот промежуток времени;
б) концентрацию вещества В через 20 мин.
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).
УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Цель: выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Поучаствуйте в обсуждении: Как вы думаете, от каких факторов зависит скорость химических реакций?
Задания:
1. Поиграйте в «крестики-нолики». Факторы, влияющие на скорость химической реакции, обозначьте – Х, факторы
не влияющие – О. Покажите выигрышный путь, который составляют факторы, влияющие на скорость химической
реакции (таблица в протоколе к уроку).
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).
2. Послушайте объяснение учителя о теории столкновения частиц.
3. Изучите приложение 1.
4. Просмотрите видеоролики, ответьте на вопрос: от каких факторов зависит скорость химической реакции в каждом
видеофрагменте? Объясните эту зависимость с т. з. теории столкновений и изменения Еа.
5. Решите предложенные задачи, используя приложение 1
Задача1. Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год, для ржавления консервной банки – десять лет, а стекло практически не разрушается и в течение столетий. Что можно сказать о скорости названных химических процессов? Какой практический вывод можно сделать из приведенных примеров?
Устное обсуждение задачи (За каждый правильный ответ -1балл)
Задача2. Определите, как изменится скорость некоторой реакции:
а) при повышении температуры от 10 до 500С;
б) при понижении температуры от 100 – 00 С.
Температурный коэффициент реакции равен 3.
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).
! Объясните, почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?
Задача 3. Для реакции: 2СО + О2 = 2СО2 запишите выражение закона действующих масс (кинетическое уравнение). Рассчитайте скорость этой реакции при концентрациях СО = 0,04 моль/л, О2 = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции равна 1,2 л/моль · с
Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 2).
6. Прослушайте сообщение о применении катализаторов и ингибиторов.
УЭ – 4 Лабораторная работа (проверяется учителем)
Цель: экспериментально доказать зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Работа в парах!
Задание: Осуществите предложенные реакции (таблица в протоколе к уроку), сделайте выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов; расскажите одноклассникам о ваших наблюдениях.
Внимание! При проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!
- При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
- В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
- После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.
УЭ – 5. Выходной контроль. Графический диктант
Цель: проверить уровень усвоения знаний.
Задание 1: Выполните графический диктант, заполните таблицу в протоколе (отметьте шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным и прочерком “-” неверный ответ).
1. Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением концентрации одного из
реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени?
2. Скорость гетерогенной химической реакции измеряется: моль/л·с?
3. Зависимость скорости реакции от температуры установил русский учёный Н. И. Бекетов.
4. Гетерогенными называют реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде?
5. При повышении температуры на каждые 10° С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза?
6. Большинство реакций в организме человека происходит под действием ферментов.
7. Использование катализатора увеличивает энергию активации реакции;
8. Ингибиторы – вещества, замедляющие скорость химических реакций.
Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).
Задание 2. Закончите предложение в протоколе к уроку:
Знания о влиянии на скорость химической реакции внешних факторов мне необходимы для того …
Оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл)
УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.
Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, определить себе домашнее задание.
Ваша оценка | Домашнее задание: |
«5» и «4» | § 13, вопросы 1,2,5 с 140 |
«3» и «2» | § 13, РТ № 2 - 6 стр. 100-101 |
Всем | Оформить лабораторную работу |
Спасибо за совместную работу!
Протокол модульного урока учащегося 11 класса
Фамилия, имя __________________________________
УЭ – 1 Входной контроль
Устные ответы
Количество баллов__________
УЭ – 2. Скорость химической реакции.
Задание 1:
Количество баллов__________
Задание 3:
Дано: С (А)1 = 0,80 моль/л С (В)1 = 1,00 моль/л С (А)2 = 0,74 моль/л = 20 мин | Решение:
|
а) гомоген =? б) С (В)2 =? |
Количество баллов__________
УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Задание 1 «Крестики-нолики»
Катализатор | Свободные радикалы | Концентрации реагентов |
Свет | Природа реагирующих веществ | Температура |
Поверхность соприкосновения | Ультрафиолетовые лучи | Электрический ток |
Количество баллов__________
Задание 3. Решите предложенные задачи
Задача 1. Обсуждение задачи – устные ответы
Количество баллов__________
Задача 2.
Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество баллов__________
Задача 3.
Дано: Решение:
С (СО)= 0,04 моль/л
С (О2) = 0,1 моль/л
k = 1,2 л/моль · с
Vхим.р - ?
Количество баллов__________
УЭ 4. Лабораторная работа: « Изучение условий, влияющих на скорость химических реакций».
№ | Название опыта | Содержание и условие опыта | Наблюдения | Вывод |
1 | Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ | Fe + H2SO4(10%)= Mg + H2SO4(10%)= | ||
2 | Зависимость скорости реакции от температуры | CuO + H2SO4(10%)= CuO + H2SO4(10%) нагрев= | ||
3 | Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ | Zn + H2SO4(5%)= Zn + H2SO4(10%)= | ||
4 | Зависимость скорости реакции от присутствия катализатора | 2H2O2 = без кат. 2H2O2 = (в прис. MnO2) Выделяющийся кислород проверьте тлеющей лучинкой | ||
5 | Зависимость скорости реакции от площади поверхности реагирующих веществ для гетерогенных реакций | СаСО3 (кусочек) + H2SO4 (10%)= СаСО3(порошок) + H2SO4(10%)= |
УЭ – 5. Графический диктант:
Задание 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Количество баллов__________
Задание 2.
Знания о факторах, влияющих на скорость химической реакции мне необходимы для того …
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Количество баллов__________
УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.
Общее количество баллов:________________ Оценка:____________
Спасибо за совместную работу!
Факторы, влияющие на скорость | Закономерности изменения скорости при действии этих факторов | Почему изменяется скорость реакции? |
Природа реагирующих веществ | С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов. Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц | Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц |
Концентрации реагентов | Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс). Кинетическое уравнение: v = k • СА • СВ2 для одностадийной реакции А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ | Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений |
Температура | С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа): V2=V1 γt2-t1∕10 ,где γ температурный коэффициент | При повышении температуры на 10 °С в 2—4 раза увеличивается количество активных соударений |
Катализатор | В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается | Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается |
Поверхность соприкосновения реагирующих веществ | Увеличение площади поверхности соприкосновения, повышение реакционной способности частиц, непрерывный подвод реагентов | Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе |
Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов Приложение 1
Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов Приложение 1
Факторы, влияющие на скорость | Закономерности изменения скорости при действии этих факторов | Почему изменяется скорость реакции? |
Природа реагирующих веществ | С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов. Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц | Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц |
Концентрации реагентов | Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс). Кинетическое уравнение: v = k • СА • СВ2 для одностадийной реакции А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ | Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений |
Температура | С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа): V2=V1 γt2-t1∕10 ,где γ температурный коэффициент | При повышении температуры на 10 °С в 2—4 раза увеличивается количество активных соударений |
Катализатор | В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается | Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается |
Поверхность соприкосновения реагирующих веществ | Увеличение площади поверхности соприкосновения, повышение реакционной способности частиц, непрерывный подвод реагентов | Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе |
Приложение 1
Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов
Факторы, влияющие на скорость химических реакций | Закономерности изменения скорости при действии этих факторов | Почему изменяется скорость реакции? |
Природа реагирующих веществ | С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов. Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц | Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц |
Концентрации реагентов | Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс). Кинетическое уравнение: v = k • СА • СВ2 для одностадийной реакции А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ | Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений |
Температура | С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа): V2=V1 γt2-t1∕10 , где γ температурный коэффициент | При повышении температуры на 10 °С в 2—4 раза увеличивается количество активных соударений |
Катализатор | В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается | Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается |
Поверхность соприкосновения реагирующих веществ | Увеличение площади поверхности соприкосновения, повышение реакционной способности частиц, непрерывный подвод реагентов | Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе |
Сообщение о применении катализаторов и ингибиторов.
Катализаторы имеют следующие области применения:
- в нефтяной промышленности для крекинга углеводородов (с его помощью увеличивается выход бензина и керосина) и риформинга (который приводит к перестройке структуры углеводородов и повышению октанового числа бензина)
- при переработке природного газа
- при производстве серной и азотной кислот, аммиака, синтетического метилового и этилового спиртов, других продуктов органического и неорганического синтеза
- при получении полимеров и искусственного каучука
- для защиты воздуха от газообразных загрязнений в очистных сооружениях на химических предприятиях и в выхлопных трубах автомобилей (каталитические преобразователи). В этом случае выхлопные газы, содержащие углеводороды и угарный газ, пропускают через слой шариков, покрытых платиновыми и палладиевыми катализаторами. Преобразователь нагревают и через него прогоняют избыток воздуха. В результате углеводороды и угарный газ превращаются в углекислый газ и воду, которые являются безвредными веществами. Каталитические преобразователи используют также для восстановления оксидов азота в свободный азот.
Кроме катализаторов, есть вещества противоположного действия – ингибиторы. Они реагируют с активными частицами с образованием малоактивных соединений, а потому замедляют протекание реакций. И такие реакции нужны, чтобы предотвращать нежелательные последствия.
Например, с помощью ингибиторов стабилизируют раствор перекиси водорода, соляную кислоту, чтобы была возможна её транспортировка в стальной таре. Ингибиторы содержатся и в живых организмах, они подавляют различные вредные реакции окисления в клетках тканей, которые могут инициироваться радиоактивным излучением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....
презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"
Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...
Использование технологии модульного обучения на уроках истории.
Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....
Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения
Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.). Во-первых, технология должна, во-первых,...
Использование технологии модульного обучения
Их новизна заключается в следующем: 1. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности уч...
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ...