ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.). Во-первых, технология должна, во-первых, быстро реагировать на изменения ситуаций на рынке труда, т.е. быть не громоздкой и подвижной. Во-вторых, эта технология должна быть демократичной в своих принципах, содержании, организации учебного процесса. В-третьих, технология должна обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов учащихся. В-четвертых, технология должна изменить самого преподавателя - ключевую фигуру самого процесса обучения: поднять его педагогическую культуру, развить творческий потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.
Всем перечисленным требованиям вполне отвечает дидактическая система, которая получила название «технология модульного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postnikova_12.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Постникова Л.Н.,
г. Екатеринбург, МОУ СОШ № 27
e-mail: love1957@list.ru, тел.: 8 9122024831
Учитывая современное состояние развития содержания образования и необходимости формирования различных компетенций (информационных, коммуникативных и др.), приобретение которых базируется только на опыте деятельности обучающихся. Поскольку, чтобы научиться работать, нужно работать. И, образовательное учреждение, несомненно, подведено к тому, чтобы рассматривать интеллектуальный труд как мастерство выявлять, наблюдать, называть, различать, классифицировать, описывать, моделировать, отличать знания от мнения или веры, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т. д. сколько действий, столько и умений. Основная цель школьного образования – подготовка учащихся ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий, стремящихся к постоянному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала. Формирование этих качеств возможно при использовании образовательной системы, которая была бы направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, на повышение их активности, на развитие творческих способностей.
На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.). Во-первых, технология должна, во-первых, быстро реагировать на изменения ситуаций на рынке труда, т.е. быть не громоздкой и подвижной. Во-вторых, эта технология должна быть демократичной в своих принципах, содержании, организации учебного процесса. В-третьих, технология должна обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов учащихся. В-четвертых, технология должна изменить самого преподавателя - ключевую фигуру самого процесса обучения: поднять его педагогическую культуру, развить творческий потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.
Всем перечисленным требованиям вполне отвечает дидактическая система, которая получила название «технология модульного обучения» (ТМО). В основе этой технологии лежит идея смешанного программирования, совмещенная с идеей блочной подачи учебного материала (блоки, дозы, сетки.) Модульному обучению посвящено немало работ (П.И.Третьяков, М.А.Чошанов). Сущность ее в том, что обучаемый может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных целей. Единицей обучения является учебный модуль, т.е. доза, определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной учебной деятельности на заданном уровне.
Несмотря на широкое использование компьютерных телекоммуникаций, учебные пакеты содержат основную информацию и дают основные знания. Но именно эта часть теории и практики ТМО – описание разработки учебных программ является наименее описанной и проработанной. В научной и методической литературе проблемными остаются многие вопросы: на основе, каких принципов следует отбирать учебный материал в модуль? какова структура и состав учебного модуля?
какова последовательность разработки учебного модуля? какой тип контроля следует выбрать для оперативной оценки знаний, умений, навыков? как соотнести методы и средства обучения с планируемым уровнем обучения?
И от учителя ТМО требует больших интеллектуальных и эмоциональных затрат. Эту технологию трудно перенести из одного учебного заведения в другое, почти невозможно организовать учебный процесс на основе ТМО, позаимствовать где – то на стороне учебно – методическую документацию. Преподаватель сам должен освоить принципы ТМО; сам должен уметь составить модульную программу; сам разработать комплект задач, упражнений, тестов и т. д. Это позволяет решить ряд дидактических задач: разработать содержание учебных модулей с возможностью их гибкой адаптации к уровню обучения учащихся; активизировать учащихся и повлиять на их мотивы, чем повысить степень их содержательной и организационной самостоятельности; сформировать у учащихся навыки и умения учебного труда на основе модульного обучения.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики как самостоятельные исследователи последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенным запланированным результатам. Модульная образовательная технология предполагает четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей. Обучение осуществляется с учетом потребностей учащихся. Практикуются различные формы и методы обучения (работа в парах, группах), что дает возможность правильно формировать и развивать приемы учебной деятельности. Используются дидактические целесообразные средства обучения. Учащиеся ориентированны на усвоение не только учебного материала, но и приемов учебной деятельности. Осуществляется коррекция знаний после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.
Далее приводится пример разработки урока с использованием модульной технологии:
МОДУЛЬ 1 « УГЛЕВОДЫ. ГЛЮКОЗА». УЭ - 0
Интегрирующая цель: - изучив содержание данного модуля, вы расширите свои знания об углеводах как второй (после жиров) группой биологически важных веществ;
-углубите и переведете на язык химии знания об углеводах, полученные на занятиях по курсу биологии, раскроете химическую сущность явлений, которые изучались в этом предмете описательно;
-закрепите понятие о пространственном строении молекул и зависимости свойств веществ от строения;
- на основе поведенного эксперимента самостоятельно установите строение вещества.
УЭ – 1 Вводный контроль.
Цель: Определить исходный уровень знаний об углеводах.
Задание:
1. Найдите среди приведенных ниже названий веществ те, которые являются углеводами:
а) триолин
б) пепсин
в) яичный альбумин
г) глюкоза
д) гликоген
е) глицин
ж) сахароза
(3 балла)
2. В каких клетках содержатся больше углеводов?
а) растительных
б) животных
в) одинаковое количество в тех и других (1 балл)
3. Углеводы синтезируются из
а) СО2 и Н2О
б) О2 и Н2СО3
в) СО2 и Н2 (1 балл)
4. К углеводам моносахаридам относятся:
а) глюкоза, рибоза, фруктоза
б) фруктоза, сахароза, галактоза
в) галактоза, глюкоза, крахмал
г) крахмал, фруктоза, рибоза (2 балла)
5. К дисахаридам относятся:
а) фруктоз
б) глюкоза
в) лактоза
г) целлюлоза (1 балл)
6. Какими свойствами обладают полисахариды:
а) хорошо растворимые в воде, сладкие на вкус;
б) плохо растворимые в воде, сладкие на вкус?
в) теряют сладкий вкус и способность растворятся в воде. (2 балла)
7. При полном расщеплении 1г глюкозы освобождается:
а) 17,6 кДж
б) 38,9 кДж
в) 19,7 кДж (1 балл)
8. Мономер сложных углеводов:
а) аминокислота
б) глицерин
в) глюкоза
г) нуклеотид
д) целлюлоза (1балл)
9.Углеводы не выполняют функцию:
а) строительную
б) регуляторную
в) ферментативную
г) энергетическую
д) 1+4
ж) 2+3 (2 балла)
10. Если вам дано два вещества и сказано, что одно из них глюкоза, а другое крахмал, каким из способов вы абсолютно точно сможете установить, где у вас глюкоза, а где крахмал?
а) по запаху
б) по растворимости в воде
в) по цвету (2 балла)
Оцени себя сам:
< 5 баллов – «2»
5 – 6 баллов – «3»
7 – 8 баллов – «4»
9 – 10 баллов – «5
Литература
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. – М.: Новая школа, 1997. – 353с.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно – модульного обучения: Мет. пособие, - М.: Народное образование, 1996. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционных приемов в преподавании химии (2010 / 2011 учебный год)
В работе предложены приемы, которые можно использовать в преподавании химии в классах КРО, а также и в обычных общеобразовательных классах с использованием дифференциации обучения. В ходе урока исполь...
Развитие профильного обучения при преподавании химии
Статья "Развитие профильного обучения при преподавании химии" по системе профориентации на уроках химии...
Статья "Из опыта использования исследовательского метода в преподавании химии в средней школе"
Выступление...
Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии
Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (При...
Использование Икт в процессе преподавания химии.
Использование Икт в процессе преподавания химии....
Использование дистанционного обучения в преподавании английского языка
Дистанционное обучение в современной школе...
«Использование проблемного обучения на уроках химии»
Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации проблемного обучения на уроках химии...